Самолет-амфибия (са)

 

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания гидросамолетов и самолетов-амфибий. Самолет имеет лодку с сужением кормовой части, хвостовое оперение и грузовой люк. Кормовая часть лодки выполнена с приподнятой законцовкой до высоты предельной волны для летательного аппарата. Кроме того, под грузовым люком распложен грузовой трап. Этот трап выполнен подвижно-поворотным таким образом, что его верхняя кромка является нижней кромкой грузового люка. Технический результат от реализации изобретения заключается в обеспечении удобства эксплуатации грузового люка самолета-амфибии при проведении погрузо-разгрузочных работ как в положении на плаву при волнении на акватории вплоть до предельного для этого самолета-амфибии, так и на земле, с длинномерными и крупногабаритными грузами. 6 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и может использоваться в гидросамолетах (ГС) и СА.

Известен ГС США Tradewind (1), выполненный по схеме летающая лодка с верхним расположением крыла, на которых установлены двигатели силовой установки и поплавки, а основная часть лодки выполнена откидываемой вверх относительно поперечной оси для обеспечения погрузки грузов и техники через носовую часть лодки.

Выполнение носовой части лодки откидываемой не позволяет проводить погрузочно-разгрузочные работы на плаву при волнении воды ввиду ее попадания внутрь лодки.

Существенным недостатком откидной носовой части лодки является невозможность открытия этой откидной части при движении летательного аппарата (ЛА) как на воде, так и в воздухе, и, соответственно, невозможный сброс грузов.

Известны СА Бе-40 и Бе-200 (2), содержащие грузовой люк, выполненный в борту носовой части лодки выше ватерлинии.

Такое расположение люка ограничивает номенклатуру транспортируемых грузов из-за невозможности загрузки длинномерных (больше ширины лодки) грузов ввиду невозможности их разворота внутри лодки.

При бортовом расположении грузового люка выявлена сложность с применением механизации для погрузочно-разгрузочных работ, поскольку груз, принятый снаружи лодки, необходимо перехватывать внутри для транспортировки и установки его внутри вдоль лодки, что обуславливает наличие нескольких подъемно-транспортных механизмов (ПТМ), устанавливаемых в лодке перед проведением работ и демонтируемых после окончания работ, что является трудоемким и длительным процессом, а если ПТМ стационарные, то они утяжеляют конструкцию ЛА.

Недостатком бортового люка является и небезопасный сброс грузов при движении ЛА по воде и в воздухе, поскольку возможен контакт груза с конструкцией лодки и необходимы специальные устройства типа направляющих лотков и только для мелких грузов.

Известна схема СА (3), содержащая лодку с сужением кормовой части, крыло, силовую установку, шасси и хвостовое оперение, где в кормовой части лодки выполнен грузовой люк.

Несмотря на расположение грузового люка выше ватерлинии, он все же расположен близко к воде, и при наличии выполнения на акватории практически им пользоваться на плаву невозможно или же необходима установка дополнительного порога - перегородки в проеме люка высотой до верхнего предельного уровня полуволны, что создает неудобства при переваливании грузов и перешагивании через этот порог, к тому же уменьшаются размеры люка в свету, что сказывается на ограничении транспортируемых грузов.

Задачей предлагаемого изобретения является выполнение грузового люка в СА, удобного для проведения погрузочно-разгрузочных работ как в положении на плаву при выполнении на акватории вплоть до предельного для СА, так и на земле, с длинномерными и крупногабаритными грузами.

Сущность заявляемого устройства в том, что в СА, содержащем лодку с сужением кормовой части, хвостовое оперение и грузовой люк, кормовая часть лодки выполнена с приподнятой законцовкой до высоты, предельной для летательного аппарата, под грузовым люком расположен грузовой трап, выполненный подвижно-поворотным таким образом, что его верхняя кромка является нижней кромкой грузового люка.

При расположении законцовки кормы, приподнятой относительно ватерлинии, нижняя кромка грузового люка расположена высоко от воды (выше верхнего предельного уровня), что повышает мореходные свойства, такие как незаливаемость при эксплуатации на акватории.

Наличие под грузолюком грузового трапа, отклоняемого вниз, позволяет выполнять удобно погрузочно-разгрузочные работы и посадку-высадку пассажиров на сушке. Сочетание положения грузового трапа с открытием верхних створок грузолюка увеличивает размеры люка "в свету", что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ.

На фиг. 1 показан общий вид СА сбоку; на фиг. 2 - его плановая проекция; на фиг. 3 - кормовая часть СА в сечении по продольной оси при нахождении его на стоянке; на фиг. 4 - положение кормовой части лодки при нахождении СА на плаву; на фиг. 5 - вид по полету на гермопереработку; на фиг. 6 - показан узел крепления грузового трапа.

Заявленное устройство содержит лодку 1, выполненную с сужением кормовой части в горизонтальной плоскости в целях возможности использования широкого грузового люка, с приподнятой законцовкой выше верхнего уровня волны для СА для обеспечения незаливания при предельном волнении для ЛА на акватории, крыло 2, силовую установку 3, шасси 4, хвостовое оперение 5, закрепленное на силовых наклонных шпангоутах 6. Гермопереборка 7 содержит проход, закрываемый створками 8 изнутри герметичного отсека 9. В негерметичном отсеке 10, в верхней части за установкой хвостового оперения 5, выполнен грузовой люк, закрываемый секционными створками 11 (выполненные секционными, потому что не всегда необходима максимальная высота люка) и управляемые приводами 12. Под этим люком в нижней части корпуса лодки 1 выполнен грузовой трап 13, управляемый гидроприводами 14. Трап 13 выполнен водонепроницаемым в целях увеличения водоизмельчающих объемов и содержит в передней торцевой части кронштейны 15, в которых установлена ось 16, соединяющая кронштейны 17, установленные на гермопереборке 7, в ее нижней части. Герметизация трапа 13 с конструкцией лодки 1 осуществляется при помощи фасонного резинового уплотнителя 18, закрепленного к неподвижным поверхностям лодки 1.

При нахождении СА на плаву открываются верхние секционные створки 11 приводами 12 и погрузочно-разгрузочные работы или посадка-высадка пассажиров производится через этот люк как с причалов, так и с плавсредств.

При базировании СА на суше работы производятся через люк, образуемый открыванием трапа 13 при помощи приводов 14, который может устанавливаться в любом положении, удобном для работы. В дополнение к этому могут открываться верхние створки 11.

При движении СА по воде и в воздухе возможна выброска грузов и десантников через люк, образованный частичным открыванием трапа 13 и задней секции створок 11.

Заявленное устройство может быть изготовлено из существующих материалов, по существующей технологии без существенного изменения обтекания воздухом и омывания водой кормовой части лодки и, как показали предварительные испытания модели СА в гидроканале, вредные влияния могут быть сведены к приемлемым.

Источники информации: 1. Журнал FLIGHT, 05 ноября 1954 г.

2. GANE"S" ALL THE WORLD"S" AIRKRAFT" 1994-95 гг. стр. 301-302 3. Патент РФ N 2104224 (заявка N 93025565/11) БИ N 4, 1998.

Формула изобретения

Самолет-амфибия, содержащий лодку с сужением кормовой части, хвостовое оперение и грузовой люк, отличающийся тем, что кормовая часть лодки выполнена с приподнятой законцовкой до высоты предельной волны для летательного аппарата, при этом под грузовым люком расположен грузовой трап, выполненный подвижно-поворотным таким образом, что его верхняя кромка является нижней кромкой грузового люка.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования в конструкции корпусов лодок гидросамолетов

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в конструкциях лодок легких гидросамолетов

Изобретение относится к области самолетостроения и может быть применено для проведения поисково-спасательных операций на водных акваториях

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования в конструкции лодок гидросамолетов Цель изобретения - снижение веса и увеличение ресурса корпуса гидросамолета

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования в конструкции лодок гидросамолетов

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при разработке гидросамолетов и самолетов-амфибий

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования в конструкции корпусов лодок гидросамолетов

Изобретение относится к морскому авиастроению и касается конструирования спасательных многоцелевых самолетов-амфибий

Изобретение относится к авиастроению и может быть использовано для создания новых типов многофункциональных летательных аппаратов

Изобретение относится к гидроавиации и касается авиационной техники

Изобретение относится к области морского авиастроения и может быть использовано для спасания людей, терпящих бедствие на воде

Изобретение относится к авиационной технике и касается разработки гидросамолетов и самолетов-амфибий

Изобретение относится к морскому авиастроению и касается конструирования спасательных многоцелевых самолетов-амфибий

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к легкому многоцелевому двухмоторному самолету, способному производить штатную посадку и взлет с наземных, водных, снежных и обледенелых поверхностей

Изобретение относится к авиастроению и касается создания массового и индивидуального средства передвижения в воздушном пространстве

Изобретение относится к авиационной технике и касается создания гидросамолетов и самолетов-амфибий

Наверх