Способ определения коэффициента внешнего трения почвы

 

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения. Способ включает операцию регистрации силы N, прижимающей почвенный образец к поверхности трения, измерение силы Pсд, сдвигающей почвенный образец по поверхности трения, и определение величины отношения сдвигающей силы Pсд к силе N. Отличием способа является то, что после измерения силы Pсд, сдвигающей почвенный образец, измеряют касательную составляющую силы липкости почвы Fкл при нулевом значении силы N, а коэффициент внешнего трения почвы рассчитывают по зависимости f = (Pсд-Fкл)/N Технический результат заключается в возможности учета влияния величины силы липкости на результаты измерений коэффициента внешнего трения почвы. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности, к определению коэффициента трения.

Известен способ определения коэффициента внешнего трения почвы, содержащий операцию измерения угла наклона плоскости, на которой находится почвенного образца до такой величины, которая вызывает скольжение почвенного образца по опорной поверхности и вычисление значения тангенса найденного угла [1].

Известный способ не позволяет определить фактическую величину коэффициента внешнего трения влажной почвы в силу того, что при движении влажной почвы по опорной поверхности, в месте контакта двух тел, совместно с силой трения действует сила липкости. В известном способе определения величины коэффициента внешнего трения почвы сила липкости не учитывается.

Известен способ определения коэффициента внешнего трения почвы, содержащий операцию определения силы N нормального давления на почвенный образец и силы Pсд, действующей под прямым углом к нормали и сдвигающей этот образец по поверхности трения, а также вычисление величины отношения силы Pсд к силе N [l].

Этот способ также не позволяет определить величину коэффициента внешнего трения влажной почвы, так как в структуру энергетических затрат на перемещение почвы по поверхности трения, включены затраты на преодоление силы липкости, но известным способом эта сила не учитывается.

Задача настоящего изобретения заключается в учете влияния величины силы липкости на результаты определения коэффициента внешнего трения почвы.

Поставленная задача достигается за счет того, что после измерения силы Pсд, действующей в плоскости параллельной поверхности трения и сдвигающей почвенный образец, измеряют касательную составляющую силу липкости почвы Fкл, а коэффициент внешнего трения почвы рассчитывают по зависимости при этом касательную составляющую силы липкости почвы Fкл находят в результате измерения усилия сопротивления протаскиванию почвенного образца по поверхности трения, сразу после измерения силы Pсд и доведения значения силы N, действующей на почвенный образец до нуля.

На чертеже изображена схема сил, действующих в процессе перемещения почвенного образца по поверхности трения.

Существование силы N, нормальной к поверхности трения, вызывает появление силы липкости влажной почвы.

Приложение силы Pсд к почвенному образцу, стремящейся сдвинуть его по поверхности трения, приводит, первоначально, к появлению касательной составляющей силы липкости почвы Fкл, а затем, с наступлением относительного движения - к образованию силы трения F. Таким образом, сдвигающая сила Pсд уравновешивается суммой сил: касательной составляющей силы липкости Fкл к поверхности трения почвенного образца и силой трения F, возникающей в плоскости соприкосновения движущихся относительно друг друга тел трения.

Результирующая сила реакции RРЕЗ поверхности трения представляется как суммарная величина, возникшая по причине наличия касательной составляющей силы липкости Fкл влажной, силы трения F, характерной для сухой почвы, и силы N.

Угол отклонения силы реакции RРЕЗ поверхности трения больше угла трения тр почвы на величину угла липкости л почвы.

Способ определения коэффициента внешнего трения почвы осуществляется следующим образом.

Берется почвенный образец и прижимается с силой N к экспериментальной поверхности трения и удерживают его в таком состоянии. Затем сбоку на почвенный образец воздействуют силой Pсд, достаточной для перемещения почвенного образца по поверхности трения. Во время движения почвенного образца по поверхности трения сначала регистрируют значения силы Pсд при максимальном значении N, а затем при нулевом N, т.е. значения силы липкости Fкл.

Коэффициент внешнего трения почвы рассчитывают по зависимости Источник информации.

1. И. P. Размыслович, Т. В. Авласенко и др. Практикум по сельскохозяйственным машинам и орудиям (теория и расчет с х. машин). - Минск.: Изд-во "Ураджай", 1972, с 16...21.

Формула изобретения

1. Способ определения коэффициента внешнего трения почвы, содержащий операцию измерения силы N нормального давления на почвенный образец и прижимающей его к поверхности трения, силы P, действующей под прямым углом к нормали и сдвигающей этот образец по поверхности трения, и вычисление величины отношения силы Рсд к силе N, отличающийся тем, что после определения сдвигающей силы Pсд определяют касательную составляющую силу липкости почвы Fкл к поверхности трения, а коэффициент внешнего трения почвы рассчитывают по зависимости .

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что касательную составляющую силы липкости почвы Fкл определяют путем измерения усилия сопротивления протаскиванию почвы по поверхности трения сразу после измерения силы Pсд и доведения значения силы N до нуля.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано при испытаниях и исследованиях металлорежущих станков для определения передаточной функции подвижных узлов столов, суппортов, ползунов и др

Изобретение относится к трибометрии и может быть использовано в операции шлифования и математических зависимостях для расчета сил трения при шлифовании

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием

Изобретение относится к технологии оперативного контроля сцепных качеств сооружаемых и эксплуатируемых дорог с твердым покрытием, а также аэродромов и может быть использовано при расследовании ДТП

Изобретение относится к устройствам и системам для оценки состояния поверхности искусственных взлетно-посадочных полос (ВПП) аэродромов

Изобретение относится к измерительной технике и применяется в железнодорожном транспорте при роспуске вагонов с сортировочной горки

Изобретение относится к области испытательной и измерительной техники и диагностики вязкоупругих материалов

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к устройствам для контроля процесса уплотнения дорожных покрытий и оснований катками статического и вибрационного действия

Изобретение относится к методам испытания материалов на трение

Изобретение относится к устройствам для оперативного контроля коэффициента сцепления колеса с сооружаемыми и эксплуатируемыми дорогами с твердым покрытием

Изобретение относится к приборам для исследования механизма трения в нанотрибоконтактах путем моделирования процесса взаимодействия иглы атомно-силового микроскопа (АСМ) с атомарно-гладкой поверхностью образца в режиме измерения латеральных сил для визуализации эффекта прилипания-скольжения
Наверх