Устой моста

 

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для сопряжения моста с насыпью при строительстве мостов и путепроводов на территориях, исключающих сооружение фундаментов глубокого заложения на сваях. Мост содержит диванный блок, несущий пролетное строение и опирающийся на расположенную под углом к горизонту армогрунтовую конструкцию в виде слоев уплотненного дренирующего грунта засыпки, переслаивающихся с армирующими элементами, лицевое ограждение, установленное под углом к вертикали, переходную плиту, одна сторона которой расположена на шкафной стенке диванного блока, а другая через лежень - на щебеночной подушке. Отличия состоят в том, что лицевое ограждение сложено из стеновых блоков, имеющих поверхности с ребрами и ответными им пазами, обращенными друг к другу в горизонтальной плоскости и скрепляющими стеновые блоки, установлено на фундаменте, верхняя плоскость которого наклонена к горизонту под углом, равным углу наклона лицевого ограждения к вертикали и составляющим 1- o, где - угол внутреннего трения дренирующего грунта засыпки, при этом армирующие элементы выполнены в виде расположенных под углом к горизонту каркасных решеток из продольных и поперечных стержней, образующих с одной стороны крепежные гнезда под размеры ребер стеновых блоков лицевого ограждения, между которыми они защемлены, а другая сторона каркасных решеток, расположенная между слоями уплотненного дренирующего грунта засыпки, оклеена с двух сторон геотекстильными полотнами, причем между основанием диванного блока и армогрунтовой конструкцией образована клинообразная щебеночная подушка. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, состоит в улучшении технологичности, упрощении строительства и сокращении его сроков при одновременном обеспечении эксплуатационной надежности, долговечности и устойчивости. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для сопряжения моста с насыпью при строительстве мостов и путепроводов на территориях, исключающих сооружение фундаментов глубокого заложения на сваях.

Известен устой моста, содержащий диванный блок, несущий пролетное строение и опирающийся через щебеночную подушку на насыпь со встроенными анкерами (см. пат. РФ N 1369354 кл. E 01 D 19/02, публ. 1996 г.).

В известном устое анкеры выполнены в виде уложенных горизонтальными рядами в теле насыпи сеток из стержневых элементов.

Устройство ненадежно в эксплуатации, поскольку стержневые элементы анкерных сеток не защищены от воздействия коррозии. Кроме того, эти элементы имеют малую площадь контакта с грунтом. Для повышения устойчивости и увеличения сил трения необходимо увеличить длину стержневых элементов. Однако это ведет к увеличению габаритов и стоимости сооружения.

Кроме того, устройство недостаточно технологично, поскольку при строительстве требуется использование специальной оснастки и подмостей.

Наиболее близким техническим решением является устой моста, содержащий диванный блок, несущий пролетное строение, и расположенную под углом к горизонту армогрунтовую конструкцию, выполненную в виде рядов уплотненного дренирующего грунта засыпки, переслаивающихся с армирующими элементами, и лицевого ограждения, установленного под углом к вертикали, переходную плиту, одна сторона которой расположена на шкафной стенке диванного блока, а другая через лежень - на щебеночной подушке. (см. а.с. N 1339186 кл. E 01 D 19/00, публ. 1987 г.).

В этом решении армирующие элементы подпорной стенки представляют собой полотнища, окаймляющие с трех сторон уплотненный дренирующий грунт, а лицевое ограждение, расположенное под углом к вертикали, позволяет защитить лицевую сторону армогрунтовой конструкции.

При этом это решение имеет ограниченное применение, т.к. может быть использовано только в качестве узла сопряжения для малых и средних мостов.

Кроме того, известное устройство нетехнологично, поскольку при строительстве требуется использование опалубки при отсыпке армогрунтовой конструкции, что усложняет строительство и замедляет его темпы.

Задачей изобретения является упрощение строительства, сокращение его сроков и увеличение технологичности при одновременном обеспечении эксплуатационной надежности, долговечности и устойчивости.

Для решения этой задачи в устое моста, содержащем диванный блок, несущий пролетное строение, расположенную под углом к горизонту армотогнутовую конструкцию, выполненную в виде слоев уплотненного дренирующегося грунта засыпки, переслаивающихся с армирующими элементами, и лицевого ограждения, установленного под углом к вертикали, переходную плиту, одна сторона которой расположена на шкафной стенке диванного блока, а другая через лежень - на щебеночной подушке, согласно изобретению, лицевое ограждение сложено из стеновых блоков, имеющих поверхности с ребрами и ответными им пазами, обращенными друг к другу в горизонтальной плоскости и скрепляющими стеновые блоки, установлено на фундаменте, верхняя плоскость которого наклонена к горизонту под углом, равным углу наклона лицевого ограждения к вертикали и составляющим 1oo, где o -угол внутреннего трения дренирующего грунта засыпки, при этом армирующие элементы выполнены в виде расположенных под углом к горизонту каркасных решеток из продольных и поперечных стержней, образующих с одной стороны крепежные гнезда под размеры ребер стеновых блоков, между которыми они защемлены, а другая сторона каркасных решеток, расположенная между слоями уплотненного дренирующего грунта засыпки, оклеена с двух сторон геотекстильными полотнами, причем между основанием диванного блока и армогрунтовой конструкцией образована клинообразная щебеночная подушка.

Кроме того, решение этой задачи может быть достигнуто за счет того, что за лицевым ограждением в нижний слой уплотненного дренирующего грунта засыпки встроена дренажная труба, а в остальные слои - дренажные призмы из щебня.

Кроме того, решение этой задачи может быть достигнуто за счет того, что каркасные решетки армирующих элементов со стороны, оклеенной геотекстильными полотнами, выполнены гофрированными.

Технический результат, достигаемый при этом, состоит в улучшении технологичности, в упрощении строительства и сокращении его сроков при одновременном обеспечении эксплуатационной надежности, долговечности и устойчивости.

На фиг. 1 представлена конструктивная схема предложенного устоя моста.

На фиг.2 раскрыт узел А, поясняющий выполнение армогрунтовой конструкции с гофрированными каркасными решетками.

На фиг. 3 изображен стеновой блок лицевого ограждения.

На фиг.4 приведена конструкция каркасной решетки.

Устой моста содержит диванный блок 1, несущий пролетное строение 2, расположенную под углом к горизонту армогрунтовую конструкцию 3, выполненную в виде слоев уплотненного дренирующего грунта засыпки 4, переслаивающихся с армирующими элементами 5. Лицевое ограждение 6 опирается на фундамент 7 и расположено под углом () к вертикали. На шкафной стенке 8, выполненной заодно с диванным блоком 1, одной стороной расположена переходная плита 9, другая сторона которой расположена через лежень 10 и щебеночную подушку 11 на насыпи 12.

В устое моста лицевое ограждение 6 сложено из стеновых блоков 13 (см. фиг.3), имеющих поверхности с ребрами 14 и ответными им пазами 15, с помощью которых скреплены стеновые блоки 13. Угол наклона лицевого ограждения 6 к вертикали соответствует величине 1oo, где o - угол внутреннего трения дренирующего грунта засыпки.

Армирующие элементы 5 (см. фиг.4) армогрунтовой конструкции 3 выполнены в виде расположенных под углом к горизонту каркасных решеток 16 из продольных и поперечных стержней 17, 18, образующих с одной стороны крепежные гнезда 19 под размеры ребер 14 стеновых блоков 13 лицевого ограждения 6. Другая сторона каркасных решеток 16, расположенная между рядами уплотненного дренирующего грунта засыпки 4, оклеена с двух сторон геотекстильными полотнами 20.

Между основанием диванного блока 1 и армогрунтовой конструкцией 3 расположена клинообразная щебеночная подушка 21.

Верхняя плоскость фундамента 7 лицевого ограждения 6 наклонена к горизонту под углом ( ), равным углу наклона лицевого ограждения 6 к вертикали (см. фиг. 1).

В нижний ряд уплотненного дренирующего грунта засыпки за лицевым ограждением 6 встроена дренажная труба 22, а остальные ряды снабжены дренажными призмами 23 из щебня. Каркасные решетки 16 армирующих элементов 5 со стороны, оклеенной геотекстильными полотнами, могут быть выполнены гофрированными с гофрами 24 (см. фиг.2).

Армогрунтовая конструкция 3 отсыпается на выровненное основание и щебеночную подготовку 25.

Устой возводят следующим образом.

Сначала сооружают фундамент 7 лицевого ограждения 6. Угол наклона верхней плоскости фундамента 7 относительно горизонта () выполняют равным углу наклона лицевого ограждения 6 относительно вертикали (см. фиг. 1). При использовании для кладки лицевого ограждения 6 прямоугольных стеновых блоков 13 это повышает точность и упрощает воспроизведение лицевого ограждения под заданным углом. Величина этого угла соответствует значению 1oo, где o -угол внутреннего трения дренирующего грунта засыпки, что позволяет снизить нагрузку на лицевое ограждение.

Одновременно на предварительно спланированное основание и щебеночную подготовку 25 отсыпают и утрамбовывают, например виброкатками, нижний слой уплотненного дренирующего грунта 4, в который встраивают дренажную трубу 23. Далее на подготовленный фундамент 7 укладывают два ряда стеновых блоков 13 лицевого ограждения 6, которые служат опалубкой при отсыпке очередного слоя уплотненного дренирующего грунта 4. Стеновые блоки 13 лицевого ограждения 6 скрепляют с помощью выполненных на их поверхностях ребер 14 и ответных им пазов 15, которые обращены в горизонтальной плоскости друг к другу и при кладке легко устанавливаются один в другой. Очевидно, что при этом увеличивается технологичность, упрощается строительство, сокращаются его сроки и снижаются расходы.

На нижний слой уплотненного дренирующего грунта засыпки 4 укладывают каркасную решетку 16 армирующего элемента 5 под углом к горизонту, что улучшает ее защемление в грунте. При этом крепежные гнезда 19 каркасной решетки, которые выполнены под размер ребер 14 стеновых блоков 13, располагают на ребрах 14 верхних стеновых блоков 13 и защемляют стеновыми блоками с ответными пазами 15 следующего ряда. Другую сторону каркасной решетки 16 располагают на слое дренирующего грунта засыпки 4 и защемляют его верхним слоем. Эта сторона обклеена с двух сторон геотекстильными полотнами 20, что позволяет повысить устойчивость за счет резко возросших удерживающих сил трения. Силы трения еще более возрастут, а устойчивость повысится в случае выполнения каркасных решеток со стороны, оклеенной геотекстильными полотнами 20, с гофрами 24. Кроме того, наличие геотекстильного полотна 20 предотвращает коррозию продольных и поперечных стержней 17,18, из которых собрана каркасная решетка 16, что дает возможность повысить эксплуатационную надежность устоя.

За лицевым ограждением 6 в нижнем слое уплотненного дренирующего грунта засыпки встраивают дренажную трубу 22, а в остальных слоях дренажные призмы 23 из щебня. Это обеспечивает хороший застенный дренаж с отводом воды по дренажной трубе 22 и предотвращает выпучивание лицевого ограждения при промерзании грунта, что способствует увеличению эксплуатационной надежности и долговечности устоя.

Таким образом ряд за рядом делают кладку лицевого ограждения 6 и одновременно с этим слой за слоем отсыпают армогрунтовую конструкцию 3, что позволяет упростить и сократить сроки строительства.

Диванный блок 1 устанавливают на отсыпанную на верхний ряд армогрунтовой конструкции 3 клинообразную щебеночную подушку 21, которая способствует более равномерному распределению эксплуатационной нагрузки на устой.

Технико-экономический эффект предложенного устоя моста состоит в упрощении строительства, в сокращении его сроков в улучшении технологичности при одновременном обеспечении эксплуатационной надежности, долговечности и устойчивости.

Формула изобретения

1. Устой моста, содержащий диванный блок, несущий пролетное строение, расположенную под углом к горизонту армогрунтовую констуркцию, выполненную в виде слоев уплотненного дренирующего грунта засыпки, переслаивающихся с армирующими элементами, и лицевого ограждения, установленного под углом к вертикали, переходную плиту, одна сторона которой расположена на шкафной стенке диванного блока, а другая через лежень - на щебеночной подушке, отличающийся тем, что лицевое ограждение сложено из стеновых блоков, имеющих поверхности с ребрами и ответными им пазами, обращенными друг к другу в горизонтальной плоскости и скрепляющими стеновые блоки, установлено на фундаменте, верхняя плоскость которого наклонена к горизонту под углом, равным углу наклона лицевого ограждения к вертикали и составляющим 1, где - угол внутреннего трения дренирующего грунта засыпки, при этом армирующие элементы выполнены в виде расположенных под углом к горизонту каркасных решеток из продольных и поперечных стержней, образующих с одной стороны крепежные гнезда под размеры ребер стеновых блоков лицевого ограждения, между которыми они защемлены, а другая сторона каркасных решеток, расположенная между слоями уплотненного дренирующего грунта засыпки, оклеена с двух сторон геотекстильными полотнами, причем между основанием диванного блока и армогрунтовой конструкцией образована клинообразная щебеночная подушка.

2. Устой моста по п.1, отличающийся тем, что за лицевым ограждением в нижний слой уплотненного дренирующего грунта засыпки встроена дренажная трубка, а в остальные слои - дренажные призмы из щебня.

3. Устой моста по пп.1 и 2, отличающийся тем, что каркасные решетки армирующих элементов со стороны, оклеенной геотекстильными полотнами, выполнены гофрированными.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

Номер и год публикации бюллетеня: 32-2003

Извещение опубликовано: 20.11.2003        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве мостов, путепроводов и эстакад на автомобильных дорогах, в том числе в сложных инженерно-геологических условиях

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в мостостроении при строительстве путепроводов и мостов на автомобильных и железных дорогах

Изобретение относится к мостостроению, а именно к строительству мостов и путепроводов на автомобильных и железных дорогах, которые расположены на геомассивах, подверженных оползневым явлениям

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве мостов и путепроводов на автомобильных дорогах

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано в конструкциях устоев, возводимых при высоких насыпях подходов к мосту

Изобретение относится к мостостроению, в частности, к сборно-монолитным опорам моста

Изобретение относится к мостостроению, а именно к защите опор мостов, сооружаемых на реках с ледоходами и переменным уровнем водного потока, преимущественно в районах с суровыми климатическими условиями

Эстакада // 2098543
Изобретение относится к мостостроению

Изобретение относится к области мостостроения, а конкретно к промежуточным козловым опорам мостов, для стыкования на них пролетных строений моста и может быть использовано при сооружении временных мостовых переправ из возимых колейных механизированных мостов в мирных и военных целях

Изобретение относится к моторостроению, конкретно к приводам подъема-опускания промежуточной опоры мостового блока, и может быть использовано при сооружении временных переправ

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве автодорожных и городских мостов

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве мостов, путепроводов и эстакад на автомобильных дорогах, в том числе в сложных инженерно-геологических условиях

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в мостостроении при строительстве путепроводов и мостов на автомобильных и железных дорогах

Изобретение относится к мостостроению, а именно к строительству мостов и путепроводов на автомобильных и железных дорогах, которые расположены на геомассивах, подверженных оползневым явлениям

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при строительстве мостов и путепроводов на автомобильных дорогах

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для перекрытия швов между смежными пролетными строениями

Изобретение относится к мостостроению, а именно к конструкции пролетного строения моста

Изобретение относится к области мостостроения, а именно к конструкции пролетного строения моста

Изобретение относится к области строительства и ремонта инженерных сооружений, в частности мостов

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано в конструкциях устоев, возводимых при высоких насыпях подходов к мосту

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано для сооружения опор моста, в том числе на геомассивах, подверженных оползневым явлениям
Наверх