Смазочное масло

 

Использование: нефтепереработка и нефтехимия. Сущность изобретения: состав содержит, мас.%: щелочной алкилсалицилат кальция 3,6-7,9; щелочной сульфонат кальция 2,0-7,0; диалкилдитиофосфат цинка 1,6-2,4; полиметакрилат 1,8-6,0; полиметилсилоксан 0,003-0,005; присадка 3,4-8,9; минеральное масло - остальное. Присадка содержит, мас.%: продукт деструкции этиленпропиленового каучука 20-90; полиизобутилен 10-80. Молекулярная масса продуктов деструкции этиленпропиленового каучука находится в пределах 3000-9000, а молекулярная масса полиизобутилена - в пределах 4000-10000. Технический результат - повышение термической и механической стабильности масел. 1 з.п. ф-лы, 4 табл.

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к смазочным маслам.

Известно смазочное масло, содержащее в мас.%: щелочной алкилсалицилат кальция 4,2 - 6,0; щелочной сульфонат кальция 2,0 - 3,0; диалкилдитиофосфат цинка 1,8 - 2,2; полиметакрилат 2,0 - 5,5; полиметилсилоксан 0,003 - 0,005; продукт конденсации алкилфенолов мол.м. 900 - 1500, полиэтиленполиаминов с 3 - 6 аминными группами и формальдегида, модифицированный борной кислотой и алифатической монокарбоновой кислотой с 10 - 20 атомами углерода 2,0 - 2,7; продукт взаимодействия окиси молибдена с диалкилдитиофосфатной кислотой и алкенилянтарным ангидридом 0,9 - 1,1; минеральное масло - до 100.

/Патент RU N 2034907, C 10 M 141/10, 1995 г./ Однако известное масло не обладает высокой механической и термической стабильностью.

Известно моторное масло на минеральной основе, содержащее в мас.%: щелочной алкилсалицилат кальция 3,5 - 4,5; щелочной сульфонат кальция 1,7 - 2,6; диалкилдитиофосфат цинка 1,0 - 1,3; полиметакрилат 0,1 - 0,5; полиметилсилоксан 0,003 - 0,005; ди/алкилфенил/дитиофосфат цинка 1,3 - 1,6; минеральное масло - до 100.

/Патент RU N 2064969, C 10 M 137/10, 1996 г./ Указанное масло обладает недостаточно высоким сроком службы.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является смазочное масло, содержащее щелочной алкилсалицилат кальция, щелочной сульфонат кальция, диалкилдитиофосфат цинка, полиметакрилат, полиметилсилоксан и минеральное масло.

/Патент RU N 2058375, C 10 M 129/54, 1996 г./ Недостатком указанного смазочного масла является относительно невысокие индексы вязкости.

Техническим результатом заявленного смазочного масла является повышение индекса вязкости масла, а также его термическая и механическая стабильность.

Для достижения указанного технического результата смазочное масло, содержащее щелочной алкилсалицилат кальция, щелочной сульфонат кальция, диалкилдитиофосфат цинка, полиметакрилат, полиметилсилоксан и минеральное масло, согласно изобретению, дополнительно содержит присадку при следующем соотношении компонентов, мас.%: Щелочной алкилсалицилат кальция - 3,6 - 7,9 Щелочной сульфонат кальция - 2,0 - 7,0 Диалкилдитиофосфат цинка - 1,6 - 2,4 Полиметакрилат - 1,8 - 6,0 Полиметилсилоксан - 0,003 - 0,005 Присадка - 3,4 - 8,9
Минеральное масло - Остальное
Согласно изобретению, присадка содержит продукт деструкции этиленпропиленового каучука и полиизобутилен при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Продукт деструкции этиленпропиленового каучука - 20 - 90
Полиизобутилен - 10 - 80
Согласно изобретению, молекулярная масса продуктов деструкции этиленпропиленового каучука находится в пределах 3000 - 9000, а молекулярная масса полиизобутилена - в пределах 4000 - 10000.

Сущность изобретения поясняется в табл.А.

Пример. Для приготовления смазочного масла смешивают щелочной алкилсалицилат кальция, щелочной сульфонат кальция, диалкилдитиофосфат цинка, полиметакрилат, полиметилсилоксан, присадку из продукта деструкции этиленпропиленового каучука и полиизобутилена с минеральным маслом.

Составы используемой композиции присадки приведены в табл. 1.

Эффективность повышения индекса вязкости смазочного масла при введении композиции присадки приведена в табл. 2.

Как видно из табл. 2, при введении композиции ЭИ-1 в масло в количестве 3,4 мас. % индекс вязкости масла повышается с 74 ед. до 130 ед., при этом достигается и некоторой депрессорный эффект, температура застывания масла снижается с -40oC до -44oC. Загущающие свойства композиции проявляются в повышении вязкости базового масла с 3,8 до 7,8 мм2/с.

Высокую эффективность данная композиция проявляет также в повышении термической и механической стабильности масла.

Результаты испытаний масел, содержащих композиции ЭИ-1, ЭИ-2, ЭИ-3 и ЭИ-4 и сравнительные данные по термической и механической стабильности масел, содержащих известные присадки: полиизобутилен /ПИБ/ и полиметакрилат /ПМА/ приведены в табл. 3.

Как видно из таблицы 3, термическая и механическая стабильность масел, содержащих в качестве присадки ЭИ-1, ЭИ-2, ЭИ-3 и ЭИ-4, значительно выше, чем в случае применения полиизобутилена или полиметакрилата.


Формула изобретения

1. Смазочное масло, содержащее щелочной алкилсалицилат кальция, щелочной сульфонат кальция, диалкилдитиофосфат цинка, полиметакрилат, полиметилсилоксан и минеральное масло, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит присадку, состоящую из продукта деструкции этиленпропиленового каучука в количестве 20 - 90 мас.% от общего количества присадки и полиизобутилена в количестве 10 - 80 мас.% от общего количества присадки, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Щелочной алкилсалицилат кальция - 3,6 - 7,9
Щелочной сульфонат кальция - 2,0 - 7,0
Диалкилдитиофосфат цинка - 1,6 - 2,4
Полиметакрилат - 1,8 - 6,0
Полиметилсилоксан - 0,003 - 0,005
Присадка - 3,4 - 8,9
Минеральное масло - Остальное
2. Смазочное масло по п. 1, отличающееся тем, что молекулярная масса продуктов деструкции этиленпропиленового каучука находится в пределах 3000 - 9000, а молекулярная масса полиизобутилена находится в пределах 4000 - 10000.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к составам смазочных масел и может быть использовано в качестве рабочей жидкости гидравлических систем промышленного оборудования, в частности для гидравлических систем, оснащенных электрогидравлическими клапанами и фильтрами тонкой очистки

Изобретение относится к пластичным металлоплакирующим составам, применяемым в качестве защитного средства для узлов трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмов различного назначения

Изобретение относится к волочильному производству, а именно к технологическим смазочным материалам (ТСМ) для мокрого волочения латунированной проволоки для металлокорда

Изобретение относится к волочильному производству, а именно к технологическим смазочным материалам (ТСМ) для мокрого волочения латунированной проволоки для металлокорда

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к смазкам для резьбовых соединений, работающих в зоне действия высоких температур

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям, используемым в машиностроении при механической обработке металлов

Изобретение относится к смазочно-охлаждающим жидкостям, используемым в машиностроении при механической обработке металлов

Изобретение относится к волочильному производству, а именно к технологическим смазочным материалам (ТСМ) для мокрого волочения латунированной проволоки для металлокорда

Изобретение относится к моторным маслам для карбюраторных двигателей (ВАЗ) и может быть использовано для заводской промывки, обкатки и первой заправки до первого техосмотра (ТО-1)

Изобретение относится к смазочным материалам, а конкретно к составам масел для высокофорсированных дизельных двигателей транспортных машин

Изобретение относится к области смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), применяемых для механической обработки металлов, например, при точении, растачивании, резьбонарезании, отрезке, фрезеровании, сверлении, развертывании, протягивании, шлифовании, глубокой вытяжки черных и цветных металлов

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу моторного масла, предназначенного для использования в высокофорсированных дизелях
Изобретение относится к изготовлению водных растворов смазочно-охлаждающих жидкостей и может быть использовано на металлообрабатывающих предприятиях при обработке цветных и черных металлов на операциях лезвийной обработки, шлифования и др

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу моторного масла, предназначенного для использования в высокофорсированных автомобильных дизельных двигателях

Изобретение относится к смазочным материалам, используемым в узлах трения

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к составу экологически безопасной смазочной композиции, предназначенной главным образом для смазки дейдвудного вала, которая также может быть использована для смазки зубчатых и червячных передач, в гидроприводах, в оборудовании угольной, текстильной, пищевой и нефтехимической промышленности

Изобретение относится к составам огнестойких рабочих жидкостей для гидравлических систем, работающих в условиях повышенной пожароопасности на предприятиях металлургической, деревообрабатывающей промышленности, литейного, сварочного, кузнечно-прессового производств

Изобретение относится к составам смазочных масел и может быть использовано в качестве рабочей жидкости гидравлических систем промышленного оборудования, в частности для гидравлических систем, оснащенных электрогидравлическими клапанами и фильтрами тонкой очистки
Наверх