Подшипник скольжения

 

Использование: в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбоагрегатов тепловых электростанций. Сущность изобретения: в наиболее нагруженной части нижнего вкладыша предусмотрен карман, разделяющий рабочую поверхность в этой части вкладыша на два окружных пояска. В выходной по ходу вращения вала части разделительный канал соединен с радиальным маслоотводным каналом. Согласно изобретению в среднем сечении разделительного кармана в направлении к маслосливному каналу выполнено углубление, снабженное накладкой, перекрывающей это углубление со стороны, обращенной к валу. Это углубление соединено перепускными каналами с выполненными на рабочей поверхности полосок по обе стороны кармана несквозными канавками. Часть отработанного масла, попадая из разделительного кармана в углубление, проходит через перепускные каналы в несквозные канавки, возвращаясь на рабочие поверхности поясков. Технический результат - улучшение условий смазки в режимах аварийного маслоснабжения. 2 з.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций.

Известен опорный подшипник скольжения, в нижней части которого за зоной минимального зазора между втулкой и вращающейся шейкой вала расположена продольная канавка [1] . В такой конструкции подшипника самовсасывание масла, осуществляемое из свободного объема зарезервированного в канавке количества масла, снижает свою эффективность при окружных скоростях шейки вала менее 25 м/с.

Известен подшипник скольжения, содержащий верхний и нижний вкладыш, внутренние поверхности которых цилиндрической формы залиты баббитом, и имеют несквозные канавки, а в нижнем вкладыше - разделительный карман, выполненный симметрично относительно средней окружности поверхности вкладыша, и соединенный в его выходной по ходу вращения вала части с по меньшей мере одним радиально расположенным маслосливным каналом [2]. В этом подшипнике условия смазывания улучшены, но остаются недостаточными в режимах аварийного маслоснабжения.

Достигаемым результатом изобретения является повышение надежности подшипника скольжения путем увеличения подачи масла к поверхностям трения подшипника в режиме аварийного маслоснабжения за счет организации дополнительного потока масла, поступающего из разделительного кармана.

Это обеспечивается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем верхний и нижний вкладыш, внутренние поверхности которых цилиндрической формы залиты баббитом, и имеют несквозные канавки, а в нижнем вкладыше - разделительный карман, выполненный симметрично относительно средней окружности поверхности вкладыша и соединенный в его выходной по ходу вращения вала части с по меньшей мере одним радиально расположенным маслосливным каналом, согласно изобретению в среднем сечении разделительного кармана в направлении к маслосливному каналу выполнено углублении, снабженное накладкой, перекрывающей это углубление со стороны, обращенной к валу, а несквозные канавки выполнены в нижнем вкладыше за зоной минимального зазора между вращающимся валом и вкладышем по ходу вращения вала наклонно к карману, и их входные участки соединены перепускными каналами с углублением.

Несквозные канавки могут быть наклонены к карману под углом 40 - 60o, а начальный участок накладки по ширине углубления может быть выполнен отогнутым от поверхности кармана.

На фиг. 1 изображен предлагаемый подшипник скольжения в поперечном разрезе; на фиг. 2 - развертка нижнего вкладыша; на фиг. 3 - разрез по А фиг. 2; на фиг. 4 - разрез во Б фиг. 2.

Подшипник содержит верхний и нижний вкладыш соответственно 1 и 2, внутренние поверхности которых цилиндрической формы залиты баббитом 3. В нижнем вкладыше 2 выполнен разделительный карман 4 симметрично относительно средней окружности 5 (фиг. 2) поверхности вкладыша. Карман 4 в его выходной по ходу вращения вала 6 части соединен с по меньшей мере одним радиально расположенным маслосливным каналом 7. В среднем сечении разделительного кармана 4 в направлении к маслосливному каналу 7 выполнено углубление 8 прямоугольной формы, снабженное накладкой 9, перекрывающей это углубление со стороны, обращенной к валу 6. В нижнем вкладыше 2 за зоной минимального зазора между вращающимся валом 6 и вкладышем 2 по ходу вращения вала наклонно к карману 4 выполнены несквозные канавки 10. Входные участки канавок 10 соединены перепускными каналами 11 с углублением 8. Несквозные канавки 10 наклонены к карману 4 под углом 40-60o, что обеспечивает оптимальные условия поступления масла в канавки. Начальный участок 12 накладки 9 по ширине углубления 8 выполнен отогнутым от поверхности кармана 4, а сама накладка прикреплена к необработанной поверхности кармана 4 винтами 13. Канал 14 (фиг. 1) предназначен для подачи масла в подшипник от маслонасоса (на чертеже не показан). Карман 4 разделяет рабочую поверхность наиболее загруженной части нижнего вкладыша 2 подшипника на два пояска 15, 16.

При работе подшипника масло от насоса поступает по каналу 14 на смазку поясков 15, 16 нижнего вкладыша 2. Часть отработанного масла, слившегося в разделительный карман 4, дренируется из него через маслосливной канал 7. Другая часть масла, увлекаемая вращающимся валом 6, попадает в углубление 8, откуда через перепускные каналы 11 поступает на входы несквозных канавок 10. Под действием самовсасывания и торможения потока в углублении 8 масло распределяется по канавке 10 и переносится валом 6 на вход из поясков 15, 16 нижнего вкладыша.

Соединение канавок 10 перепускными каналами 11 с углублением 8 в разделительном кармане 4 повышает расход масла, подводимого к поверхностям трения в результате самовсасывания и торможения в разделительном кармане.

Реализация предложенной конструкции позволит увеличить надежность разрезного опорного подшипника скольжения в режимах аварийного (дозированного) маслоснабжения путем возврата части отработанного масла в смазочный слой подшипника. Исследования показали, что температура баббита в этих режимах снижается по сравнению с температурой баббита в известных подшипниках на 15-20oC.

Источники информации: 1. Авторское свидетельство СССР N 203385, 2 F 16 C 17/02, 1958.

2. Авторское свидетельство СССР N 307683, 2 F 16 C 17/02, 1969.

Формула изобретения

1. Подшипник скольжения, содержащий верхний и нижний вкладыши, внутренние поверхности которых цилиндрической формы залиты баббитом и имеют несквозные канавки, а в нижнем вкладыше - разделительный карман, выполненный симметрично относительно средней окружности поверхности вкладыша и соединенный в его выходной по ходу вращения вала части с по меньшей мере одним радиально расположенным маслосливным каналом, отличающийся тем, что в среднем сечении разделительного кармана в направлении к маслосливному каналу выполнено углубление прямоугольной формы, снабженное накладкой, перекрывающей это углубление со стороны, обращенной к валу, а несквозные канавки выполнены в нижнем вкладыше за зоной минимального зазора между вращающимся валом и вкладышем по ходу вращения вала наклонно к карману и их входные участки соединены перепускными каналами с углублением.

2. Подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что несквозные канавки наклонены к карману под углом 40 - 60o.

3. Подшипник скольжения по пп.1 и 2, отличающийся тем, что начальный участок накладки по ширине углубления выполнен отогнутым от поверхности кармана.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин насосов и других роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для понижения модуля нормальной упругости материала подшипника в интервале повышенных рабочих температур

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для повышения сопротивления нагрузкам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для образования гидродинамического слоя смазки между ограничивающими его рабочими поверхностями подвижных и неподвижных деталей опорного или упорного подшипника

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности и холодильной технике, где в качестве опоры вращающего вала установлен подшипник, использующий для смазки рабочую жидкость под давлением

Изобретение относится к подшипникам скольжения прокатного стана

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к одному из важнейших узлов любого вагона или локомотива, а именно к буксовому узлу скоростного подвижного состава

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин насосов и других роторных машин

Изобретение относится к области автомобиле- и машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к упорным подшипникам скольжения с самоустанавливающимися сегментами и может быть использовано в разнообразных отраслях промышленности, и в частности в холодильной технике: для холодильных машин, для работы на маловязких жидкостях, смазываемый маловязкими жидкостями, работающий на хладагентах, работающий в условиях смазки маловязкими жидкостями

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в опорах или направляющих валов механизмов
Наверх