Способ управления для активации организационной деятельности оператора систем управления к восприятию программного продукта и устройство для его осуществления

 

Способ включает воздействие на психофизиологическое состояние оператора аудио и/или визуальным сигналом. Особенность способа состоит в том, что воздействуют на психофизиологическое состояние при помощи соответствующего выбранному виду программного продукта или продуктов, по меньшей мере, одного носителя аудио и/или визуального сигнала, размещаемого на конструктивных элементах систем управления, не являющихся их непосредственными элементами, и/или в местах, доступных для восприятия оператором. Вырабатывают рефлекторные движения путем, по меньшей мере, однократного предъявления носителя аудио и/или визуального сигнала оператору и одновременного выполнения им требуемых действий, соответствующих выбранному виду программного продукта. Устройство содержит, по меньшей мере, один носитель для вырабатывания рефлекторных движений оператора или для гармонизации его психофизиологического состояния. Благодаря этому создается ресурсосберегающее состояние оператора, что повышает эффективность его действии. 2 с. и 8 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к системам управления, в частности к автоматике, вычислительной технике, и предназначено для активизации организационной деятельности (привитие навыков) оператора систем управления при работе с программными продуктами и/или оказания гармоничного воздействия на психофизиологическое состояние.

При работе с компьютерами или любыми другими коммуникационными устройствами с экраном или системами управления оператору приходится работать с большим количеством информации, поэтому в начале работы, определив требуемую программу для работы, оператору необходимо время для психологического настроя (восприятия) на выполнение требуемых действий, связанных с выбранной программой. К числу процессов восприятия относятся обнаружение объекта в воспринимаемом поле; различение отдельных признаков в объекте; выделение в объекте информационного содержания, адекватного цели действия; ознакомление с выделенным содержанием и формирование образа или оперативной единицы.

Известен способ управления для активации организационной деятельности оператора систем управления к восприятию программного продукта путем воздействия на его психофизиологическое состояние аудио и/или визуальным сигналом [1].

Известно также и устройство для осуществления вышеупомянутого способа, выполненное с возможностью воздействия на психофизиологическое состояние оператора при помощи аудио и/или визуального сигнала [1].

К недостаткам известных способа и устройства можно отнести сложность их осуществления, так как они предопределяют построение электронных схем, а также то, что они предназначены только для быстроты восприятия и не обеспечивают ускорения моторных действий оператора, активации его организационной деятельности.

Техническим результатом способа и устройства согласно изобретению является расширение функциональных возможностей при одновременном уменьшении времени на выполнение действий, упрощение и повышении эффективности (безошибочности действий) за счет создания ресурсосберегающего состояния оператора.

Указанный результат достигается тем, что в способе управления для активации организационной деятельности оператора систем управления к восприятию программного продукта путем воздействия на его психофизиологическое состояние аудио и/или визуальным сигналом воздействуют на его психофизиологическое состояние при помощи соответствующего выбранному виду программного продукта или продуктов, по меньшей мере, одного носителя аудио и/или визуального сигнала, размещаемого на конструктивных элементах систем управления, не являющихся их непосредственными элементами, и/или в местах, доступных для восприятия оператором, при этом вырабатывают рефлекторные движения путем, по меньшей мере, однократного предъявления носителя аудио и/или визуального сигнала оператору и одновременного выполнения им требуемых действий, соответствующих выбранному виду программного продукта.

В способе в качестве носителя аудиосигнала используют съемное средство или средства, издающие звуковые сигналы, оказывающие гармоничное психофизиологическое воздействие.

В качестве носителя визуального сигнала используют съемную окрашенную или изобразительно-художественно оформленную раму, пластину, планку, лист, игрушку, сувенир и другие предметы. Оформление используют статичное или анимационное, выпуклое или плоское. При этом носитель визуального сигнала окрашивают в цвет или цвета или используют для него изобразительно-художественное оформление, оказывающее гармоничное психофизиологическое воздействие.

Технический результат достигается также и тем, что устройство управления для активации организационной деятельности оператора систем управления к восприятию информационного продукта, выполненное с возможностью воздействия на психофизиологическое состояние оператора при помощи аудио и/или визуального сигнала, содержит соответствующий выбранному виду программного продукта или продуктов, по меньшей мере, один носитель аудио и/или визуального сигнала, установленный на конструктивных элементах систем управления, не являющихся их непосредственными элементами, или в местах, доступных для восприятия оператором, с возможностью, по меньшей мере, однократного его предъявления оператору, одновременно выполняющему требуемые действия, соответствующие выбранному виду программного продукта, для вырабатывания рефлекторных движений.

Носитель аудиосигнала представляет собой средство или средства, издающие звуковые сигналы [волны], оказывающие гармоничное психофизиологическое воздействие. Носитель визуального сигнала представляет собой съемную окрашенную или художественно-изобразительно оформленную раму, пластину, лист, планку, игрушку, сувенир и другие предметы. Оформление выполняют статичным или анимационным, выпуклым и/или плоским. При этом сам носитель выполнен из различного материала, например дерева, картона, пластмассы, металла [или их сочетания] и имеет многоугольную и/или овальную или иную форму.

Носитель визуального сигнала окрашен в цвет или цвета или выполнен с художественно-изобразительным оформлением, оказывающим гармоничное психофизиологическое воздействие. Рама, являющаяся одним из видов носителя, выполнена из скрепленных друг с другом брусьев, планок и снабжена средством крепления ее к системе управления или в месте, доступом для восприятия оператором, выполненным, например, в виде липучек, шнура, тесьмы, жестких креплений в виде планок и других средств.

Пример осуществления способа.

Размещают носитель аудио и/или визуального сигнала, например раму с изображением [и/или звуковым сопровождением], соответствующим определенному виду программного продукта системы управления или любого другого устройства с экраном. Носитель закрепляют на корпусе непосредственно системы управления или на корпусе принадлежащих ему вспомогательных средств, иными словами носитель закрепляют на конструктивных элементах систем, не являющихся его непосредственными элементами. Носитель также закрепляют на столе, стенах помещения - в местах, доступных для восприятия оператором.

На раме может быть изображена "картинка", какой-либо орнамент, знак или пейзаж, она может быть просто окрашенной в какой-либо цвет или цвета.

"Картинка" может быть статичной или анимационной, выпуклой или плоской.

Оператор нарабатывает условный рефлекс, глядя на "картинку" и включая монитор с тем программным продуктом, с которым ему необходимо работать.

Рефлекс вырабатывается как при однократном предъявлении носителя сигнала, так и многократном. После выработки условных рефлекторных движений носитель сигнала используют как подкрепляющий стимул. Процесс повторяют до выработки устойчивого условного рефлекса. Когда рефлекс выработан, оператор начинает пользоваться им, сокращая время на выработку психологического настроя на требуемый вид программного продукта или продуктов, так как на раме "навешано" условное рефлекторное состояние.

Способ обеспечивает ресурсосберегающее состояние. В случае предъявления оператору носителя аудиосигнала сам способ остается тем же, только в качестве носителя используют средства, издающие звуковые сигналы, приемники [звуковые колонки], магнитофоны, проигрыватели и другие известные средства.

При этом как носители аудиосигнала, так и визуального выполняют так, что они оказывают гармоничное психофизиологическое воздействие на оператора, например настраивают его на лирический лад или вызывают приподнятое эмоциональное состояние.

Оптимальную длину световой волны визуального сигнала для гармоничного восприятия оператором систем управления выбирают в пределах от 300 до 960 нм в зависимости от физиологических особенностей оператора.

Оптимальную частоту звуковой волны аудиосигнала для восприятия выбирают в пределах от 15 до 23 000 Гц в зависимости от физиологических особенностей оператора.

Носители выполняют съемными.

Носитель аудио и/или визуального сигнала является вспомогательным средством, относящимся к процессам приема и преобразования информации, обеспечивающим помощь организму в отражении объективной реальности и ориентировку в окружающем мире и позволяющим систематизировать саму совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Для примера - на производстве можно систематизировать последовательную смену трудовых операций.

Носитель выполняют из любого материала: дерева, пластмассы, металла, картона, бумаги и т.п. Он имеет любую форму - многоугольник, овальную или их сочетание. Носитель закрепляют любыми известными средствами: при помощи липучек, шнурков, тесьмы, крепежных планок.

Носитель аудио и/или визуального сигнала, создающий информационное поле, воздействует на оператора систем управления, вводя его в определенное ресурсное состояние (психофизиологическое), известное только смотрящему (оператору), причем на каждый программный продукт вырабатывают соответствующее ему психофизиологическое состояние.

Меняя носители, вырабатывают рефлекторные движения, соответствующие определенному выбранному виду программного продукта. Рефлекторные движения, соответствующие каждому из видов программного продукта, можно сочетать либо синтезировать, предъявляя носитель, соответствующий одному виду программного продукта, и, не меняя программы, заменять его на другой носитель другого вида продукта или дополнять первый носитель другим в случае использования в качестве носителя, например, сувениров.

Примеры 1. Персональный компьютер один на всех членов семьи и им пользуются в разное время взрослые и дети, например, на компьютере работал отец по программе "графический редактор", затем за этот же компьютер садится другой член семьи (девочка), который "навешивает", например, носитель визуального сигнала в виде рамы (голубой) на корпус компьютера. При этом однократным или многократным "навешиванием" вырабатывается условный рефлекс "своего компьютера", а также рефлекс на вырабатывание определенных действий с программой компьютера, например, игровой. "Навешивая" раму с изображением пейзажа вырабатывают рефлекс на осуществление действий, необходимых для работы с программой обучения.

Пример 2. Носитель визуального сигнала в виде рамы голубого цвета "навешивают" на корпус компьютера, оператор при этом выполняет действия, требуемые для работы с программой "редактор объемных изображений", нарабатывая рефлекторность действия однократным или многократным предъявлением рамы. В дальнейшем оператор, работая с другими программными продуктами, например "редактор плоских изображений", в который он хочет внести наработанную рефлекторность действий, "навешивает" на этот продукт "голубую раму", тем самым привносит в работу с этой программой ту рефлекторность действия, которая выработалась при работе с программой, например, "редактор объемных изображений".

Устройство для осуществления способа (без чертежа) представляет собой носитель аудио и/или визуального сигнала в виде рамы, выполненной из скрепленных друг с другом брусьев, планок, изготовленных, например, из дерева, картона, пластмассы или любого другого материала. Раму выполняют четырехугольной, овальной либо иной формы. Она также снабжена средствами крепления ее на корпусе монитора или устройства, или системы управления. Раму, пластину или лист и т.п. размещают также на столе, на стене, но и в пределах восприятия оператором.

Раму закрепляют, например, липучками, шнурками или жесткими креплениями и т.п.

Кроме рамы это устройство может быть выполнено в виде пластины или листа, планки, игрушек, сувениров. Форма и материал, из которого выполнены пластина или лист, такие же, как и у рамы. При необходимости они могут быть также оснащены планками для крепления.

Рама (пластина, лист, планка, игрушка, сувенир или любое другое изделие) на своей поверхности, обращенной к оператору, окрашена в цвет или цвета или выполнена с художественно-изобразительным оформлением, оказывающим гармоничное воздействие. Визуальный сигнал для восприятия оператором выполняют с оптимальной длиной световой волны от 300 до 960 нм в зависимости от физиологических особенностей оператора.

Носитель аудиосигнала представляет собой средство или средства, создающие звуковые сигналы, оказывающие гармоничное психофизиологическое воздействие. Аудиосигнал для восприятия оператором выполняют с оптимальной частотой звуковой волны от 15 до 23 000 Гц в зависимости от физиологических особенностей оператора. Эти средства, например, магнитофон, радиоприемник, видеомагнитофон и прилагающиеся к ним средства и т.п.

Рама является объектом, через который происходит взаимодействие пользователя (оператора) с системой управления, вследствие которого производится работа (действия), основанная на "автоматизме".

Работа устройства.

Предъявляют носитель аудио и/или визуального сигнала оператору систем управления, размещая его на корпусе системы управления или в любом другом месте, доступном для восприятия оператором. Носитель соответствует выбранному виду программного продукта (продуктов). Оператор, глядя на носитель или воспринимая звуковой сигнал, выполняет требуемые действия, связанные с программным продуктом. Например, глядя на носитель в виде рамы, окрашенной в розовый цвет, что условно обозначает работу с поисковой системой компьютера, оператор производит действия - нажимает клавиши, соответствующие этому виду программного продукта компьютера. Условный рефлекс в отдельных случаях может вырабатываться после однократного предъявления носителя. Предпочтительно для устойчивого рефлекторного состояния носитель предъявлять многократно. После выработки условного сигнала "навешивая" раму (розовую) действия оператора уже будут автоматическими, что сберегает его ресурсы, уменьшает время на включение в работу, повышает эффективность (безошибочность) действий.

Настоящее изобретение не ограничивается применением только в области автоматики и вычислительной техники. Это изобретение можно также использовать и для воздействия на человека с использованием того же компьютера, но для коррекции психофизиологического состояния человека.

В частности, изобретение можно использовать для лечения и при работе с измененным состоянием сознания человека, в частности с методами нейролингвистического программирования, психологии, гипноза, "магнетизма" и в любой другой области деятельности человека, связанной с коммуникацией и общением.

Источники информации 1. Патент РФ N 2002312, G 09 B 9/00, 1993.

Формула изобретения

1. Способ управления для активации организационной деятельности оператора систем управления к восприятию программного продукта путем воздействия на его психофизиологическое состояние аудио и/или визуальным сигналом, отличающийся тем, что воздействуют на психофизиологическое состояние при помощи соответствующего выбранному виду программного продукта или продуктов, по меньшей мере, одного носителя аудио и/или визуального сигнала, размещаемого на конструктивных элементах систем управления, не являющихся их непосредственными элементами и/или в местах, доступных для восприятия оператором, при этом вырабатывают рефлекторные движения путем, по меньшей мере, однократного предъявления носителя аудио и/или визуального сигнала оператору и одновременного выполнения им требуемых действий, соответствующих выбранному виду программного продукта.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве носителя аудиосигнала используют съемное средство или средства, издающие звуковые сигналы, оптимальную частоту звуковой волны аудиосигнала для восприятия выбирают в пределах от 15 до 23000 Гц в зависимости от физиологических особенностей оператора.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве носителя визуального сигнала используют съемную окрашенную или художественно-изобразительно оформленную раму, пластину, планку, лист, игрушку, сувенир и другие предметы, при этом используют оформление статичное или анимационное, плоское или выпуклое.

4. Способ по п.1 или 3, отличающийся тем, что носитель визуального сигнала окрашивают в цвет или цвета или используют для него изобразительно-художественное оформление, оказывающее гармоничное психофизиологическое воздействие, при этом оптимальную длину световой волны визуального сигнала для гармоничного восприятия оператором систем управления выбирают в пределах от 300 до 960 нм, в зависимости от физиологических особенностей оператора.

5. Устройство управления для активации организационной деятельности оператора систем управления к восприятию программного продукта, выполненное с возможностью воздействия на психофизиологическое состояние оператора при помощи аудио и/или визуального сигнала, отличающееся тем, что оно содержит соответствующий выбранному виду программного продукта или продуктов, по меньшей мере, один носитель аудио и/или визуального сигнала, установленный на конструктивных элементах систем управления, не являющихся их непосредственными элементами, и/или в местах, доступных для восприятия оператором, с возможностью, по меньшей мере, однократного его предъявления оператору, одновременно выполняющему требуемые действия, соответствующие выбранному виду программного продукта, для вырабатывания рефлекторных движений.

6. Устройство по п.5, отличающееся тем, что носитель аудиосигнала представляет собой съемное средство или средства, издающие звуковые сигналы, оказывающие гармоничное психофизиологическое воздействие, при этом оптимальную частоту звуковой сигнал для восприятия оператором выполняют с оптимальной длиной звуковой волны от 15 до 23000 Гц, в зависимости от физиологических особенностей оператора.

7. Устройство по п.5, отличающееся тем, что носитель визуального сигнала представляет собой съемную окрашенную или художественно-изобразительно оформленную раму, пластину, лист, планку, игрушку, сувенир и другие предметы, при этом оформление выполняют статичным или анимационным, плоским или выпуклым, при этом визуальный сигнал для восприятия оператором выполняют с оптимальной длиной световой волны от 300 до 960 нм, в зависимости от физиологических особенностей оператора.

8. Устройство по любому из пп.5 - 7, отличающееся тем, что носитель выполнен из различного материала, например, дерева, картона, металла, пластмассы и имеет многоугольную и/или овальную или иную форму.

9. Устройство по п.5 или 7, отличающееся тем, что носитель визуального сигнала окрашен в цвет или цвета или выполнен с художественно-изобразительным оформлением, оказывающим гармоничное психофизиологическое воздействие.

10. Устройство по любому из пп.5 - 9, отличающееся тем, что рама выполнена из скрепленных друг с другом брусьев, планок и снабжена средством крепления ее к системе управления или в месте, доступном для восприятия оператором, выполненным, например, в виде липучек, шнура, тесьмы, жестких креплений, например, в виде планок и других средств.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным стендам и используется для получения башенной установки транспортного средства

Изобретение относится к промышленному рыболовству, а именно к способам и устройствам оценки эффективности гидроакустической рыбопоисковой аппаратуры (РПА), и может быть использовано при разработке РПА

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к машинному доению сельскохозяйственных животных и может быть применено для количественной оценки соответствия показателей молокоотдачи животных и параметров доильного аппарата

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к техническим средствам обучения операторов АСУ и может быть использовано для практической подготовки операторов систем управления

Изобретение относится к области автоматического регулирования, а конкретно к системам управления многостепенными динамическими стендами, содержащими в своем составе несколько следящих систем, каждая из которых управляет одним исполнительным механизмом, например исполнительными силовыми гидроцилиндрами, управляющими единой нагрузкой шестистепенного динамического стенда-тренажера авиационной техники, работающего в комплексе полунатурного моделирования условий полета при тренировках и обучении экипажей самолетов

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к искусственному вымени

Изобретение относится к области авиационного тренажеростроения, устройств вычислительной техники и предназначено для тренировки экипажей, решения задач научно-технических разработок

Изобретение относится к обучающим устройствам, в частности к морским тренажерам для специалистов промыслового флота

Изобретение относится к области авиационных тренажеров, а более конкретно к устройствам имитации визуальной обстановки при полете ночью

Изобретение относится к тренажеростроению, а конкретно к оптико-электрическим системам имитации внешней обстановки, и может быть использовано для визуализации картины окружающего пространства, предъявляемой механику-водителю в ходе обучения навыкам вождения и управления гусеничным транспортным средством

Изобретение относится к антенной технике и может быть использовано при разработке устройств для экспериментального моделирования фазированных антенных решеток (ФАР)

Изобретение относится к области тренажеростроения и может быть использовано при создании тренажеров различных транспортных средств

Изобретение относится к области тренажеростроения и может быть использовано при создании тренажеров различных транспортных средств

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к авиационным тренажерам
Наверх