Способ снятия тормозного барабана легкового автомобиля и устройство для его осуществления

 

Изобретение относится к инструментальному оборудованию и может быть использовано при техническом обслуживании тормозных систем барабанного типа легковых автомобилей. Для снятия тормозного барабана с полуоси используют устройство, содержащее корпус с резьбовым отверстием, в котором установлен резьбовой силовой элемент. На корпусе смонтированы захваты, а соосно с резьбовым элементом размещен стопор полуоси. Со стопором связана опора с компенсаторами, которая обеспечивает соосность устройства с полуосью. Корпус имеет прижимные площадки для зажима барабана и снабжен пальцами с натяжителями для приложения радиальных усилий к отверстиям барабана. Корпус вращается вместе с резьбовым силовым элементом относительно стопора. Последний имеет наконечник для фиксации его в фасонной выемке на торце полуоси и буртиком. К поверхностям отверстий в стенке барабана пальцами устройства прикладывают радиальные уравновешивающиеся усилия из условия обеспечения упругого расширения посадочного отверстия. К полуоси и торцу барабана прикладывают действующие вдоль полуоси усилия. В процессе приложения усилий барабан проворачивают относительно полуоси, обеспечивая их соосность. В результате обеспечивается повышение производительности и качества демонтажа. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к инструментальному оборудованию и применимо при техническом обслуживании тормозных систем барабанного типа легкового автомобиля, а также для снятия деталей типа тонких дисков малой жесткости с неразвитой ступицей, но имеющих отверстия вблизи ступицы.

Наиболее близким аналогом предлагаемого способа является приведенный в (1) на стр. 196, рис. 155 в, г, при котором к полуоси и торцу расположенного на ней барабана прикладывают усилия, направленные в противоположные стороны, с помощью захватного устройства с резьбовым силовым элементом.

При применении такого способа захватами к торцу обечайки барабана и резьбовым силовым элементом к центру полуоси прикладывается уравновешенная и симметричная в первый момент, но неустойчивая система направленных параллельно оси вала сил. Усилия от захватов съемника, собираясь в свою равнодействующую на поверхности ступицы, вследствие малой жесткости стенки барабана и большой удаленности захватов от ступицы производят значительную деформацию стенки барабана в виде сложного пространственного изгиба, что приводит к зажиму ступицы на валу полуоси.

Неустойчивость системы сил подталкивает к лавинообразному развитию даже небольшой случайный перекос и асимметрию сил, что приводит к заклиниванию. Процесс заклинивания и зажима усугубляется при наличии дополнительных сил "прилипания" ступицы к валу от накопившихся продуктов коррозии на посадочных поверхностях.

В этих условиях дальнейшее увеличение осевых усилий ведет к еще большим деформациям и даже разрушению барабана. Это является причиной того, что при техническом обслуживании тормозных систем легковых автомобилей захватные устройства с резьбовым силовым элементом не применяются.

Предлагаемый способ направлен на максимальное уменьшение сил трения между посадочными поверхностями барабана и полуоси механическими способами и создание условий, не допускающих развития деформации стенки барабана, зажима и заклинивания при приложении осевых сил к барабану и полуоси.

Для уменьшения сил трения к стенке барабана в ее плоскости прикладывают радиально направленные и взаимно уравновешенные усилия, упруго расширяющие посадочное отверстие барабана. Эти усилия передаются с корпуса устройства на поверхности отверстий, предназначенных для прохода болтов крепления колесных дисков, через цилиндрические пальцы, шарнирно закрепленные на устройстве. Силы трения между поверхностями отверстий и пальцев, возникающие при приложении радиальных сил, действуют в одном направлении с силами от захватов, прикладываемых к торцу барабана, и уменьшают их сумму на величину своей суммы. Уменьшение это в зависимости от условий трения может быть значительным, сводящим силы от захватов к нулю, чем предотвращается деформация стенки барабана, зажим ступицы барабана на полуоси и возрастание сил трения между ними, зависящее от величины сил, приложенных к торцу барабана.

Таким образом, приложение радиальных сил не только предотвращает рост сил сопротивления снятию барабана, но и обеспечивает некоторое их уменьшение в результате упругого расширения посадочного отверстия.

Далее следует второй этап уменьшения сил трения путем замены сил трения покоя на силы трения движения вращением барабана вокруг полуоси. Преодолеть иногда очень значительные силы трения покоя и "прилипания" удается приложением достаточного момента вращения, прилагаемого через корпус устройства к зафиксированному на его прижимных площадках барабану. Реактивный момент полуоси при этом передается через стопор и далее через опору на пол гаража в виде пары сил реакции опоры. Этот стопор и опора обеспечивают также соосность устройства с полуосью в процессе снятия барабана, чем предотвращается заклинивание. Проворачивание барабана, производимое одновременно с приложением осевых и радиальных сил, обеспечивает энергетической подпиткой условия трения движения ступицы на полуоси, что значительно уменьшает необходимую для снятия барабана осевую силу.

На чертеже представлено предлагаемое устройство.

Устройство состоит из корпуса 1 с резьбовым отверстием, в котором расположен резьбовой силовой элемент 2, соосно с которым расположен стопор полуоси 3, имеющий буртик для упора силового элемента и наконечник 11 для фиксации его в фасонном торце полуоси. На корпусе смонтированы пальцы 4 с натяжителями 5, он имеет площадки 6 для прижима к ним барабана захватами 7 по числу захватов, но не менее двух, а также приемник вращательного момента 8 от средств оператора. Захваты имеют резьбовые силовые элементы для прижима барабана к корпусу устройства. Стопор подвижно соединен с опорой 9, имеющей резьбовые компенсаторы для передачи реактивного момента на пол гаража через резьбовой фиксатор 10, расположенный на опоре.

При установке устройства на барабан наконечник стопора вводят в центр полуоси, пальцы вводят в отверстия, барабан прижимают к прижимным площадкам корпуса захватами, опору компенсаторами устанавливают на полу гаража и фиксируют стопор. При снятии барабана при помощи натяжителей передают на стенку барабана радиальные усилия и фиксируют на пальцах стенку барабана возникшими силами трения, силовым элементом создают осевое усилие, и одновременно монтажными ломиками через трубчатый приемник создают момент вращения и проворачивают барабан.

Опыт показывает, что съем даже очень "прилипшего" барабана не вызывет трудностей и требует нескольких минут. Упругая деформация посадочного отверстия при не очень сильной затяжке резьбовых натяжителей "от ключа" для барабана ВАЗ-2101 составляет 0,01+0,012 мм без видимого снятия поверхностей отверстий.

Гидравлический привод натяжителей позволит применять устройство с очень высокой производительностью труда.

Источники информации: 1. Семенов В.М. Нестандартный инструмент для разборочно-сборочных работ. -М.: Агропромиздат, 1985, с. 196.

Формула изобретения

1. Способ снятия тормозного барабана легкового автомобиля, при котором к полуоси и торцу расположенного на ней барабана, имеющего отверстия в стенке, прикладывают действующие вдоль полуоси усилия с помощью захватного устройства с резьбовым силовым элементом, отличающийся тем, что к поверхностям отверстий в стенке барабана пальцами устройства прикладывают радиальные уравновешивающиеся усилия из условия обеспечения упругого расширения посадочного отверстия барабана с включением возникающих между поверхностями отверстий и пальцев сил трения в сумму сил, прикладываемых устройством вдоль полуоси к барабану, а в процессе приложения усилий барабан проворачивают относительно полуоси, обеспечивая при этом их соосность.

2. Устройство для снятия тормозного барабана легкового автомобиля, содержащее корпус с резьбовым отверстием, в котором установлен резьбовой силовой элемент, захваты торца барабана, смонтированные на корпусе, отличающееся тем, что оно снабжено стопором полуоси, размещенным соосно с резьбовым силовым элементом с возможностью взаимодействия с последним для передачи осевого усилия на полуось при вращении силового элемента, опорой с компенсаторами, связанной со стопором и обеспечивающей соосность устройства с полуосью установкой на полу гаража и фиксацию стопора резьбовым фиксатором, пальцами, которые снабжены натяжителями для приложения радиальных усилий к отверстиям барабана, корпус выполнен с прижимными площадками для зажима барабана между захватами и корпусом, для чего захваты выполнены с резьбовыми силовыми элементами, установлен с возможностью вращения вместе с резьбовым силовым элементом относительно стопора и оснащен приемником для средств, передающих корпусу вращение от оператора, стопор выполнен с наконечником для фиксации его в предусмотренной на торце полуоси фасонной выемке и буртиком, а резьбовой силовой элемент установлен с возможностью взаимодействия своим торцом с упомянутым буртиком.

3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что оно снабжено гидравлическими цилиндрами, связанными с натяжителями пальцев для создания усилий на них.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к разборочно-сборочным устройствам

Изобретение относится к разборочно-сборочным устройствам

Изобретение относится к инструментам для разработки соединений с натягом, в частности для распрессовки соединений типа "вал-втулка"

Изобретение относится к прессующему инструменту для соединения деталей, содержащему прессующее кольцо в виде несущих прессующие колодки элементов, шарнирно соединенных между собой и выполненных со средствами для упора запорного устройства, обеспечивающего соединение элементов с прессующими колодками в одно замкнутое кольцо

Изобретение относится к области ремонта и может быть использовано при демонтаже деталей, соединенных с натягом

Изобретение относится к области механосборочных работ и предназначено для одновременной выпрессовки нескольких деталей

Изобретение относится к устройствам для съема запорных устройств, навешенных на двери железнодорожных вагонов и других объектов, в результате создания тягового усилия 2500-3500 кг этим устройством

Изобретение относится к оснастке для демонтажа подшипников в труднодоступных местах
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к инструментам для демонтажа деталей при ремонте машин

Съемник // 2077975
Изобретение относится к ручному инструменту для демонтажа цилиндрических деталей и может быть использовано для выпрессовки втулок и подшипников в труднодоступных местах в условиях ремонтного производства локомотивных депо

Изобретение относится к механосборочному производству, в частности к станкам для сборки тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) в тепловыделяющие сборки для водо-водяных энергетических реакторов

Изобретение относится к оборудованию для сборки и разборки узлов и может быть использовано, преимущественно, для монтажа и демонтажа шестерен коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к способам и устройствам для обработки металлов, а именно к способам для облегчения разборки механических узлов, которые крепятся резьбовыми соединениями или штифтуются

Изобретение относится к механосборочному производству и может быть использовано при сборке деталей типа плоской шайбы с центральным и двумя радиально расположенными относительно центрального отверстиями

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при поверке работоспособности и метрологической точности устройства, осуществляющего измерение усилия на инструменте при обработке давлением, в частности при формировании колесных пар подвижного состава, в зависимости от пройденного инструментом пути

Изобретение относится к области ремонта и может быть использовано при демонтаже деталей, соединенных с натягом

Изобретение относится к области механосборочных работ и предназначено для одновременной выпрессовки нескольких деталей

Изобретение относится к механосборочному производству и может быть использовано при демонтаже деталей преимущественно прессовых соединений
Наверх