Способ работы поворотного круглого сверхзвукового реактивного сопла турбореактивного двигателя и устройство для его осуществления

 

Изобретение может быть использовано в авиации, а именно в реактивных соплах турбореактивных двигателей. При изменении направления вектора тяги в вертикальной плоскости поворачивают наружное подвижное кольцо относительно двух двухопорных цапф. Усилие от наружного подвижного кольца через две полуоси шарнирного соединения колец между собой передается на внутреннее подвижное кольцо, которое вместе с наружным кольцом поворачивается на тот же угол. В свою очередь, внутреннее подвижное кольцо через связанную с ним дозвуковую вставку поворачивает на тот же угол и механизм изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла, изменяя направление вектора тяги сопла в вертикальной плоскости. При изменении направления вектора тяги в горизонтальной плоскости дополнительными управляющими цилиндрами поворачивают внутреннее подвижное кольцо относительно наружного в районе горизонтальной плоскости, поворачивая его вокруг полуосей шарнирного соединения колец между собой. В свою очередь, внутреннее подвижное кольцо через связанную с ним дозвуковую вставку поворачивает на тот же угол и механизм изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла, изменяя направление вектора тяги сопла в горизонтальной плоскости. Изобретение позволяет обеспечить зависимость поворота сопла в вертикальной и горизонтальной плоскостях друг от друга с обеспечением при этом осесимметричности сопла при повороте сопла в любую сторону. 2 с. и 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к реактивным соплам турбореактивных двигателей, а именно к поворотным круглым соплам, позволяющим использовать эти двигатели на высокоманевренных самолетах.

Известен способ работы поворотного круглого осесимметричного реактивного сопла турбореактивного двигателя, заключающийся в том, что для изменения направления вектора тяги поворачивают подвижный насадок в вертикальной плоскости [1].

Известно поворотное круглое осесимметричное реактивное сопло турбореактивного двигателя, содержащее корпус сопла и подвижный насадок, установленный с возможностью поворота вокруг цапф, закрепленных на корпусе, при помощи двух пар силовых гидроцилиндров, расположенных по обе стороны от цапф [1].

Недостатком данного способа и устройства для его осуществления является то, что поворот подвижного насадка осуществляется только в зоне вертикальной плоскости. Это означает, что вектор тяги изменяет свое направление только в одной - вертикальной плоскости. Поэтому высокая маневренность самолета с таким двигателем обеспечивается только в одной плоскости, что сужает диапазон боевого применения самолета.

Этот недостаток устранен в способе работы поворотного круглого сверхзвукового реактивного сопла турбореактивного двигателя, заключающемся в том, что для сопла с поворотным устройством в виде двух подвижных колец - наружного и внутреннего, шарнирно между собой соединенных в двух диаметрально противоположных точках и механизмом изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла, связанного с этими двумя подвижными кольцами, наружное подвижное кольцо поворачивают относительно корпуса сопла.

Причем при параллельном смещении относительно корпуса поворотного устройства происходит изменение площади критического сечения сопла без изменения направления вектора тяги двигателя. При развороте поворотного устройства происходит и изменение направления вектора тяги, и изменение площади критического сечения сопла [2].

Известно также поворотное круглое сверхзвуковое реактивное сопло турбореактивного двигателя, содержащее корпус сопла с поворотным устройством и механизмом изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла, при этом поворотное устройство в виде двух подвижных колец, шарнирно между собой соединенных в двух диаметрально противоположных точках в районе вертикальной плоскости, установлено между корпусом сопла и кольцевым опорным элементом, размещенным внутри корпуса, причем одно из подвижных колец шарнирно соединено с двумя цапфами, установленными на опорном элементе в районе горизонтальной плоскости, наружное подвижное кольцо связано через управляющие цилиндры с корпусом сопла, а механизм изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла соединен с обоими подвижными кольцами. Кольцевой опорный элемент здесь выполнен в виде подвижного в продольном направлении кольца, которое может перемещаться в продольном направлении по продольным полозкам корпуса. Положение наружного подвижного кольца задается тремя управляющими цилиндрами, закрепленными и на корпусе, и на наружном подвижном кольце [2].

Такое сопло и способ его работы позволяют изменять направление вектора тяги во всех направлениях, что обеспечивает высокую маневренность самолета, на котором установлен такой двигатель, даже на одномоторных самолетах.

Одним из недостатков указанного способа и устройства для его осуществления является сложная и ненадежная кинематика указанного сопла и последовательность ее работы. Здесь следует обратить внимание на то, что блок из трех подвижных колец, одно из которых силовое - опорное, выполнено подвижным в продольном направлении, способным с помощью роликов двигаться по продольным направляющим на корпусе. Однако, учитывая те усилия, которые будут возникать в таком сопле при его работе, высокой надежности его работы при приемлемых весовых показателях добиться будет очень и очень сложно.

Кроме того, при изменении направления вектора тяги осуществляется разворот закритической части полотна сверхзвуковых створок и проставок между ними в окружном направлении тангенциально на срезе сопла от симметричного до асимметричного, что снижает надежность работы и требует повышенных усилий от силового привода. Внутренняя поверхность газодинамического контура сверхзвуковой части сопла в поперечном сечении имеет многогранную форму, n-кратную количеству сверхзвуковых створок и проставок с подвижными элементами, имеющих грубую литую поверхность. При сверхзвуковом течении газа со скоростями до M = 2,5 это приводит к дополнительным потерям на трение в сверхзвуковой части реактивного сопла, то есть к повышенному гидравлическому сопротивлению в пристеночном слое газа, омывающем сверхзвуковые створки и проставки между ними. Причем этот эффект увеличивается по мере увеличения угла поворота вектора тяги, что приводит к потерям эффективной тяги сопла, а при наличии внутри у среза сопла на некоторых макрошероховатостях скачков уплотнений заметной интенсивности к перестройке течения и к газодинамической неустойчивости течения.

При работе сопла на режиме изменения направления вектора тяги, на стороне, противоположной от линии критического сечения с угловой точкой поворота, на 1/2 длины дуги окружности критического сечения на плоских стенках створок и проставок (смотри в [2] фиг. 4 и 6), сопло работает с недорасширением потока и на срезе сопла поток не достигает расчетной сверхзвуковой скорости, что снижает эффективную тягу и экономичность турбореактивного двигателя, а значит, увеличивает удельный расход топлива.

Эта же причина вызывает и то, что и изменение направления вектора тяги будет меньшим, чем расчетное. То есть в таком сопле осесимметричность сопла выдерживается только на режимах без поворота. При любом изменении направления вектора тяги сопло работает на нерасчетных режимах с более низкими удельными параметрами.

Кроме того, выполнение сверхзвуковой части реактивного сопла с дополнительными ребрами и коробчатыми жесткостями и механизмом синхронизации разворота створок приводит к увеличению массы комплекта сверхзвуковых створок и проставок с подвижными элементами, служащими для герметизации окон и щелей между сверхзвуковыми створками. Это объясняется необходимостью обеспечения достаточной их жесткости, так как именно к ним на срезе прикладывается командное усилие от наружного подвижного кольца, соединенного через тяги с управляющими цилиндрами.

В свою очередь, сами управляющие цилиндры имеют также сложную конструкцию, так как у них в одном агрегате совмещено две функции: силовая и управляющая, что понижает надежность работы, особенно учитывая высокую температуру в этом месте.

Кроме того, для управления работой трех управляющих цилиндров требуется чрезвычайно сложная система управления, ибо эти цилиндры одновременно должны управлять и механизмом изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла, и поворотным устройством, которые к тому же еще и завязаны между собой кинематически. Ввиду ее чрезвычайной сложности она становится ненадежной и, кроме того, по стоимости может даже превосходить стоимость самого поворотного сопла.

Задача изобретения - обеспечить независимость поворота сопла в вертикальной и горизонтальной плоскостях друг от друга с обеспечением при этом осесимметричности сопла при повороте сопла в любую сторону, что позволит получить высокие удельные параметры сопла и использовать для управления таким соплом простую, а значит, надежную и недорогую систему управления.

Указанная задача достигается тем, что в способе работы поворотного круглого сверхзвукового реактивного сопла турбореактивного двигателя, заключающемся в том, что для сопла с поворотным устройством в виде двух подвижных колец - наружного и внутреннего, шарнирно между собой соединенных в двух диаметрально противоположных точках, и механизмом изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла, связанным с этими двумя подвижными кольцами, наружное подвижное кольцо поворачивают относительно корпуса сопла, в нем поворот механизма изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла фиксируют с поворотом внутреннего подвижного кольца, поворот наружного подвижного кольца осуществляют в зоне продольной плоскости, проходящей по шарнирному соединению подвижных колец между собой, внутреннее подвижное кольцо поворачивают относительно наружного в продольной плоскости, находящейся в зоне перпендикуляра к плоскости поворота наружного подвижного кольца, при повороте сопла сохраняют осесимметричность критического сечения и сверхзвуковой части сопла, при этом поворот наружного и внутреннего подвижных колец и работу механизма изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла выполняют независимо друг от друга.

Новым здесь является то, что поворот механизма изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла фиксируют с поворотом внутреннего подвижного кольца, поворот наружного подвижного кольца осуществляют в зоне продольной плоскости, проходящей по шарнирному соединению подвижных колец между собой, внутреннее подвижное кольцо поворачивают относительно наружного в продольной плоскости, находящейся в зоне перпендикуляра к плоскости поворота наружного подвижного кольца, при повороте сопла сохраняют осесимметричность критического сечения и сверхзвуковой части сопла, при этом поворот наружного и внутреннего подвижных колец и работу механизма изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла выполняют независимо друг от друга.

Осуществляя поворот механизма изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла фиксированно с поворотом внутреннего подвижного кольца, мы функции поворота передаем полностью поворотному устройству, а за механизмом изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла оставляем функцию изменения площади сопла, присущую любому неповоротному соплу. Поэтому мы можем поворотное устройство доводить независимо от доводки механизма изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла и, более того, использовать для создания поворотного сопла уже доведенные неповоротные сопла, снабдив их поворотным устройством.

Осуществляя поворот наружного подвижного кольца в зоне продольной плоскости, проходящей по шарнирному соединению подвижных колец между собой, мы обеспечиваем четкий поворот целиком всего механизма изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла относительно корпуса сопла в одной продольной плоскости. Объясняется это тем, что поворот наружного подвижного кольца через шарнирное соединение, находящееся именно в этой плоскости, вызывает такой же поворот и внутреннего подвижного кольца, а значит, и поворот вместе с ним и механизма изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла.

Поворачивая внутреннее подвижное кольцо относительно наружного в продольной плоскости, находящейся в зоне перпендикуляра к плоскости поворота наружного подвижного кольца, мы обеспечиваем четкий поворот целиком всего механизма изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла относительно корпуса сопла в другой перпендикулярной первой плоскости.

Сохраняя при повороте сопла его осесимметричность, мы добиваемся получения для поворотного сопла таких же высоких удельных параметров, как и для обычного неповоротного сопла.

Выполняя поворот наружного и внутреннего подвижных колец и работу механизма изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла независимо друг от друга, мы обеспечиваем возможность применения для управления поворотным соплом простой, надежной и недорогой системы управления.

Указанная задача достигается также тем, что в поворотном круглом сверхзвуковом реактивном сопле турбореактивного двигателя, содержащем корпус сопла с поворотным устройством и механизм изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла, при этом поворотное устройство в виде двух подвижных колец, шарнирно между собой соединенных в двух диаметрально противоположных точках в районе вертикальной плоскости, установлено между корпусом сопла и кольцевым опорным элементом, размещенным внутри корпуса, причем одно из подвижных колец шарнирно соединено с двумя цапфами, установленными на опорном элементе в районе горизонтальной плоскости, наружное подвижное кольцо связано через управляющие цилиндры с корпусом сопла, а механизм изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла соединен с обоими подвижными кольцами, в сопле кольцевой опорный элемент жестко соединен с корпусом, соединение механизма изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла с внутренним подвижным кольцом выполнено через кольцевую дозвуковую вставку, жестко соединенную с последним, а с наружным подвижным кольцом с помощью независимых дополнительных управляющих цилиндров, закрепленных на наружном подвижном кольце и на кольцевой дозвуковой вставке в районе горизонтальной плоскости, каждая цапфа, установленная на опорном кольцевом элементе в районе горизонтальной плоскости, выполнена двухопорной со второй опорой на корпусе сопла, а ее шарнирное соединение выполнено с наружным подвижным кольцом, связь наружного подвижного кольца через управляющие цилиндры с корпусом сопла выполнена в районе вертикальной плоскости, внутреннее подвижное кольцо в местах пересечения с ним цапф снабжено двумя продольными окнами, а механизм изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла снабжен автономными силовыми цилиндрами.

Кроме того, полость между корпусом и кольцевым опорным элементом может быть сообщена с полостью мотогондолы и отделена уплотнением от охлаждающего тракта поворотного сопла, а уплотнение установлено на внутреннем подвижном кольце и выполнено в виде кольцевой мембраны с закрепленными на ней кольцевыми уплотнительными элементами с -образными вставками в районе продольных окон, контактирующими с поверхностью кольцевого опорного элемента, поверхность которого, контактирующая с уплотнительными элементами, выполнена сферической.

Новым здесь является то, что кольцевой опорный элемент жестко соединен с корпусом, соединение механизма изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла с внутренним подвижным кольцом выполнено через кольцевую дозвуковую вставку, жестко соединенную с последним, а с наружным подвижным кольцом с помощью независимых дополнительных управляющих цилиндров, закрепленных на наружном подвижном кольце и на кольцевой дозвуковой вставке в районе горизонтальной плоскости, каждая цапфа, установленная на опорном кольцевом элементе в районе горизонтальной плоскости, выполнена двухопорной со второй опорой на корпусе сопла, а ее шарнирное соединение выполнено с наружным подвижным кольцом, связь наружного подвижного кольца через управляющие цилиндры с корпусом сопла выполнена в районе вертикальной плоскости, внутреннее подвижное кольцо в местах пересечения с ним цапф снабжено двумя продольными окнами, а механизм изменения критического сечения сверхзвуковой части сопла снабжен автономными силовыми цилиндрами. Кроме того, полость между корпусом и кольцевым опорным элементом может быть сообщена с полостью мотогондолы и отделена уплотнением от охлаждающего тракта поворотного сопла.

Уплотнение может быть установлено на внутреннем подвижном кольце и выполнено в виде кольцевой мембраны с закрепленными на ней кольцевыми уплотнительными элементами с -образными вставками в районе продольных окон, контактирующими с поверхностью кольцевого опорного элемента, а поверхность кольцевого опорного элемента, контактирующая с уплотнительными элементами, выполнена сферической.

Жестко соединив кольцевой опорный элемент с корпусом, мы избавляемся от подвижной опоры, что ведет к большей жесткости всей конструкции сопла и обеспечению требуемых прочностных показателей при меньшем весе сопла.

Соединив механизм изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла с внутренним подвижным кольцом через кольцевую дозвуковую вставку, жестко соединенную с последним, мы обеспечиваем синхронность поворота и внутреннего подвижного кольца поворотного устройства. А это означает, что, поворачивая внутреннее подвижное кольцо, мы изменяем направление вектора тяги сопла.

Соединив механизм изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла с наружным подвижным кольцом с помощью независимых дополнительных управляющих цилиндров, закрепленных на наружном подвижном кольце и на кольцевой дозвуковой вставке в районе горизонтальной плоскости, мы обеспечиваем независимость поворота сопла в районе горизонтальной плоскости.

Выполнив каждую цапфу, установленную на опорном кольцевом элементе, жестко закрепленном на корпусе, в районе горизонтальной плоскости двухопорной со второй опорой на корпусе сопла, нам удается существенно уменьшить напряжения в осях цапф подвески наружного подвижного кольца в 5 раз и уменьшить прогиб их - в 16 раз, исходя из результатов расчетов на прочность с учетом податливости опор, по сравнению с консольной схемой закрепления. Уменьшить нагрузку на втулки цапф в 2,7 раза по сравнению с консольной схемой крепления. Получить одинаково надежное шарнирное соединение наружного и внутреннего подвижных колец и шарнирное соединение цапф и наружного подвижного кольца.

Шарнирно соединив каждую цапфу с наружным подвижным кольцом, мы обеспечиваем свободный поворот наружного кольца относительно этих цапф.

Связав наружное подвижное кольцо через управляющие цилиндры с корпусом сопла в районе вертикальной плоскости, мы обеспечиваем независимость поворота сопла в районе вертикальной плоскости.

Снабдив механизм изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла автономными силовыми цилиндрами, мы делаем работу этого механизма независимой от поворота сопла. А это значит, что можно поворотное устройство доводить независимо от доводки механизма изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла и, более того, использовать для создания поворотного сопла уже доведенные сопла, снабдив их поворотным устройством.

Выполнив во внутреннем подвижном кольце в местах пересечения с ним цапф два продольных окна, мы обеспечиваем этим двухопорность цапф.

На фиг. 1 показан продольный разрез сопла по вертикальной плоскости; на фиг. 2 показан продольный разрез сопла по горизонтальной плоскости; на фиг. 3 показан вид А на -образные уплотнительные вставки; на фиг. 4 показан поперечный разрез сопла в районе цапф; на фиг. 5 показан продольный разрез сопла по уплотнению.

Поворотное сверхзвуковое реактивное сопло содержит корпус 1 и кольцевой опорный элемент 2, размещенный внутри него и жестко соединенный с корпусом 1. Между корпусом 1 и кольцевым опорным элементом 2 установлено поворотное устройство в виде двух подвижных колец - наружного 3 и внутреннего 4, соединенных между собой шарнирами в виде полуосей 5 и 6 в двух диаметрально противоположных точках в районе вертикальной плоскости 7. Наружное подвижное кольцо 3 шарнирами 8 соединено с двумя двухопорными цапфами 9, установленными между корпусом 1 и опорным элементом 2 в районе горизонтальной плоскости 10. Механизм изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла 11 соединен с внутренним подвижным кольцом 4 через кольцевую дозвуковую вставку 12, жестко соединенную с последним, а с наружным подвижным кольцом 3 с помощью независимых дополнительных управляющих цилиндров 13, закрепленных на наружном подвижном кольце 3 и на кольцевой дозвуковой вставке 12 в районе горизонтальной плоскости 10. Наружное подвижное кольцо 3 связано через управляющие цилиндры 14 с корпусом сопла 1 в районе вертикальной плоскости 7. Внутреннее подвижное кольцо 4 в местах пересечения с ним цапф 9 снабжено двумя продольными окнами 15. Механизм изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла 11 оснащен автономными силовыми цилиндрами 16. Полость 17 между корпусом 1 и кольцевым опорным элементом 2 сообщена с полостью 18 мотогондолы 19 и отделена уплотнением 20 от охлаждающего тракта 21 поворотного сопла. Уплотнение 20 установлено на внутреннем подвижном кольце 4 и выполнено в виде кольцевой мембраны 22 с закрепленными на ней кольцевыми уплотнительными элементами 23 с -образными вставками 24 в районе продольных окон 15, контактирующими со сферической поверхностью 25 кольцевого опорного элемента 2.

Способ реализуют следующим образом.

Поворот механизма изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла 11 фиксируют с поворотом внутреннего подвижного кольца 4 путем соединения механизма изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла 11 с внутренним подвижным кольцом 4 через кольцевую дозвуковую вставку 12, жестко соединенную с механизмом 11.

При работе без отклонения направления вектора тяги сопла управляющие 14 и дополнительные управляющие цилиндры 13 устанавливают в нейтральное положение, при котором наружное 3 и внутреннее 4 подвижные кольца занимают положение, перпендикулярное продольной оси двигателя. Воздействуя на механизм изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла 11 с помощью автономных силовых цилиндров 16, можно изменить величину вектора тяги сопла.

При изменении направления вектора тяги в вертикальной плоскости управляющими цилиндрами 14 поворачивают наружное подвижное кольцо 3 относительно двух двухопорных цапф 9. Усилие от наружного подвижного кольца 3 через две полуоси 5 и 6 шарнирного соединения колец 3 и 4, размещенные в вертикальной плоскости 7, передаются на внутреннее подвижное кольцо 4, которое вместе с наружным кольцом 3 поворачивается на тот же угол. В свою очередь, внутреннее подвижное кольцо 4 через связанную с ним дозвуковую вставку 12 поворачивает на тот же угол и механизм изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла 11, изменяя направление вектора тяги сопла в вертикальной плоскости.

При изменении направления вектора тяги в горизонтальной плоскости дополнительными управляющими цилиндрами 13 поворачивают внутреннее подвижное кольцо 4 относительно наружного 3 в районе горизонтальной плоскости 10, поворачивая его вокруг полуосей 5 и 6 шарнирного соединения колец 3 и 4. В свою очередь, внутреннее подвижное кольцо 4 через связанную с ним дозвуковую вставку 12 поворачивает на тот же угол и механизм изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла 11, изменяя направление вектора тяги сопла в горизонтальной плоскости.

При необходимости изменения направления вектора тяги в каком-то промежуточном положении управляющие и дополнительные управляющие цилиндры 14 и 13 работают одновременно.

На всех режимах работы автономных силовых цилиндров 16, воздействующих на механизм изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла 11, сохраняют осесимметричность критического сечения и сверхзвуковой части сопла 11.

Повороты наружного 3 и внутреннего 4 подвижных колец и работу механизма изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла 11 выполняют независимо друг от друга.

Источники информации 1. Патент США N 4274593, НКИ 239 - 265.35, опубл. 1981 г.

2. Патент США N 5329763, фиг. 1 - 10, НКИ 60 - 232, опубл. 1994 г.

Формула изобретения

1. Способ работы поворотного круглого сверхзвукового реактивного сопла турбореактивного двигателя, заключающийся в том, что для сопла с поворотным устройством в виде двух подвижных колец - наружного и внутреннего, шарнирно между собой соединенных в двух диаметрально противоположных точках, и механизмом изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла, связанным с этими двумя подвижными кольцами, наружное подвижное кольцо поворачивают относительно корпуса сопла, отличающийся тем, что поворот механизма изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла фиксируют с поворотом внутреннего подвижного кольца, поворот наружного подвижного кольца осуществляют в зоне продольной плоскости, проходящей по шарнирному соединению подвижных колец между собой, внутреннее подвижное кольцо поворачивают относительно наружного в продольной плоскости, находящейся в зоне перпендикуляра к плоскости поворота наружного подвижного кольца, при повороте сопла сохраняют осесимметричность критического сечения и сверхзвуковой части сопла, при этом поворот наружного и внутреннего подвижных колец и работу механизма изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла выполняют независимо друг от друга.

2. Поворотное круглое сверхзвуковое реактивное сопло турбореактивного двигателя, содержащее корпус сопла с поворотным устройством и механизм изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла, при этом поворотное устройство в виде двух подвижных колец, шарнирно между собой соединенных в двух диаметрально противоположных точках в районе вертикальной плоскости, установлено между корпусом сопла и кольцевым опорным элементом, размещенным внутри корпуса, причем одно из подвижных колец шарнирно соединено с двумя цапфами, установленными на опорном элементе в районе горизонтальной плоскости, наружное подвижное кольцо связано через управляющие цилиндры с корпусом сопла, а механизм изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла соединен с обоими подвижными кольцами, отличающееся тем, что кольцевой опорный элемент жестко соединен с корпусом, соединение механизма изменения критическим сечением и сверхзвуковой частью сопла с внутренним подвижным кольцом выполнено через кольцевую дозвуковую вставку, жестко соединенную с последним, а с наружным подвижным кольцом с помощью независимых дополнительных управляющих цилиндров, закрепленных на наружном подвижном кольце и на кольцевой дозвуковой вставке в районе горизонтальной плоскости, каждая цапфа, установленная на опорном кольцевом элементе в районе горизонтальной плоскости, выполнена двухопорной со второй опорой на корпусе сопла, а ее шарнирное соединение выполнено с наружным подвижным кольцом, связь наружного подвижного кольца через управляющие цилиндры с корпусом сопла выполнена в районе вертикальной плоскости, внутреннее подвижное кольцо в местах пересечения с ним цапф снабжено двумя продольными окнами, а механизм изменения критического сечения и сверхзвуковой части сопла снабжен силовыми цилиндрами.

3. Поворотное круглое реактивное сопло по п.2, отличающееся тем, что полость между корпусом и кольцевым опорным элементом сообщена с полостью мотогондолы и отделена уплотнением от охлаждающего тракта поворотного сопла.

4. Поворотное круглое реактивное сопло по пп.2 и 3, отличающееся тем, что уплотнение установлено на внутреннем подвижном кольце и выполнено в виде кольцевой мембраны с закрепленными на ней кольцевыми уплотнительными элементами с -образными вставками в районе продольных окон, контактирующими с поверхностью кольцевого опорного элемента.

5. Поворотное круглое реактивное сопло по пп.2-4, отличающееся тем, что поверхность кольцевого опорного элемента, контактирующая с уплотнительными элементами, выполнена сферической.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к конструкции регулируемых сопел

Изобретение относится к авиадвигателестроению, в частности к сверхзвуковым регулируемым соплам турбореактивных двигателей

Изобретение относится к аэрокосмической технике и может быть использовано при создании сопловых блоков ракетных и реактивных двигателей

Изобретение относится к области авиационного моторостроения, преимущественно к области испытания двухконтурных газотурбинных двигателей (ТРДД)

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к реактивным соплам воздушно-реактивных двигателей с изменяемым направлением вектора тяги

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к реактивным соплам воздушно-реактивных двигателей с изменяемым направлением вектора тяги

Изобретение относится к авиастроительной технике, в частности к авиадвигателестроению

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции плоских сопел турбореактивных двигателей

Изобретение относится к гондоле реактивного двигателя летательного аппарата с высокой степенью разрежения, в которой по продольной оси установлен реактивный двигатель

Изобретение относится к гондоле реактивного двигателя летательного аппарата с высокой степенью двухконтурности, в которой установлен реактивный двигатель с продольной осью

Газотурбинный двигатель содержит двигатель внутреннего контура, внутреннюю гондолу, гондолу вентилятора, вентиляторное сопло с изменяемой площадью сечения, вентилятор и редуктор. Двигатель внутреннего контура включает компрессор и турбину низкого давления, а также компрессор и турбину высокого давления. Внутренняя гондола установлена вокруг двигателя внутреннего контура, а гондола вентилятора установлена вокруг внутренней гондолы. Вентиляторное сопло с изменяемой площадью сечения установлено с возможностью перемещения относительно гондолы вентилятора для изменения площади выходного сечения вентиляторного сопла и регулирования степени изменения давления в вентиляторе в отношении воздушного потока от вентилятора в наружном контуре во время работы двигателя. Вентилятор расположен перед двигателем внутреннего контура. Редуктор приводится в действие двигателем внутреннего контура для приведения в действие вентилятора и имеет передаточное число, большее или равное примерно 2,3. Двигатель выполнен с возможностью обеспечения, при крейсерском режиме полета со скоростью примерно М 0,8 и на высоте примерно 35000 футов (10668 м), степени изменения давления в вентиляторе менее 1,45 и приведенной окружной скорости лопатки вентилятора менее 1150 фут/с (350 м/с). Изобретение позволяет оптимизировать рабочие характеристики вентилятора газотурбинного двигателя с изменяемой площадью вентиляторного сопла. 14 з.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх