Судовая электроэнергетическая установка

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым электроэнергетическим установкам с валогенераторами и полупроводниковыми преобразователями частоты. Установка содержит главный двигатель, соединенный валопроводом с гребным винтом, валогенератор, кинематически соединенный с главным двигателем. Валогенератор снабжен статорной обмоткой и связанными с ней блоком регулирования и системой возбуждения, соединенными между собой и с обмоткой возбуждения с датчиком тока. При этом статорная обмотка валогенератора электрически соединена через полупроводниковый преобразователь частоты, снабженный системой управления, с шинами судовых электропотребителей. Кроме того, в установку входит вспомогательный двигатель, соединенный через разобщительную муфту со вспомогательным генератором. На генераторе имеется система самовозбуждения, которая соединена с обмоткой возбуждения и датчиком тока и электрически связана с шинами судовых электропотребителей, а также двухпозиционный переключатель, соединенный с датчиками частоты и фазы, установленными на валогенераторе и генераторе. Она также содержит блоки коммутации и независимые источники постоянного тока валогенератора и вспомогательного генератора. Система возбуждения валогенератора выполнена в виде последовательно соединенных трехфазного с нулевым проводом неуправляемого выпрямителя и широтно-импульсного преобразователя напряжения с системой управления. Блок регулирования также выполнен в виде последовательно соединенных датчика напряжения и регулятора напряжений. Достигается повышение надежности установки. 1 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым электроэнергетическим установкам с валогенераторами и полупроводниковыми преобразователями частоты.

Цель изобретения - повышение надежности и экономичности установки.

Известна судовая электроэнергетическая установка (Анисимов Я.Ф. Судовая силовая полупроводниковая техника. Л.: Судостроение, 1979, с. 64 - 65), содержащая главный двигатель, соединений валопроводом с гребным винтом и приводящий во вращение валогенератор, подключенный к шинам судовых электропотребителей через полупроводниковый преобразователь частоты. С шинами также соединен синхронный генератор, приводимый во вращение через разобщительную муфту вспомогательным двигателем. Валогенератор и генератор снабжены системами самовозбуждения, а преобразователь - системой управления.

Недостатком данной установки является низкая надежность установки, т.к. не обеспечивается пуск валогенератора и генератора (компенсатора) в двигательном режиме, кроме того, известные системы самовозбуждения недостаточно надежно работают при изменении частоты вращения валогенератора в диапазоне 0,6 - 0,7 - 1,0 - 1,1 номинальной.

Известна судовая электроэнергетическая установка (Гилерович Ю.М. Экономичные судовые электроэнергетические системы /Судостроение за рубежом, 1983, N 10, с. 39 - 41), содержащая главный двигатель, соединенный валопроводом с гребным винтом и приводящий во вращение валогенератор, подключенный к шинам судовых электропотребителей через полупроводниковый преобразователь частоты. С шинами также соединен синхронный генератор, приводимый во вращение через разобщительную муфту вспомогательным двигателем. Валогенератор снабжен системой возбуждения с блоком регулирования, генератор - системой самовозбуждения с блоком регулирования, а преобразователь - системой управления.

Недостатком данной установки является пониженная надежность, т.к. не обеспечивается пуск валогенератора и генератора (компенсатора) в двигательном режиме. Кроме того, системы возбуждения валогенератора в основном режиме получает питание от шин судовых электропотребителей, что влечет за собой дополнительные потери в установке, а также невозможность автономной работы валогенератора при выходе из строя вспомогательных генераторов.

Известна судовая электроэнергическая установка (патент РФ N 2110440, кл. B 63 H 23/24, 10.05.98), выбранная авторами в качестве прототипа, содержащая главный двигатель, соединенный валопроводом с гребным винтом, валогенератор, кинематически соединенный с главным двигателем, со статорной обмоткой и связанных с ней блоком регулирования и системой возбуждения, соединенных между собой и с обмоткой возбуждения с датчиком тока. При этом статорная обмотка электрически соединена через полупроводниковый преобразователь частоты, снабженный системой управления, с шинами судовых электропотребителей. В состав установки входят вспомогательный двигатель, соединенный через разобщительную муфту со вспомогательным генератором, снабженным системой самовозбуждения, соединенной с обмоткой возбуждения с датчиком тока, и электрически связан с шинами судовых электропотребителей, а также двухпозиционный переключатель, который электрически соединен с датчиками частоты и фазы, установленными на валогенераторе и генераторе.

Несмотря на более совершенную установку, ей присуща пониженная надежность и экономичность, т.к. применение известных систем возбуждения не обеспечивает надежного пуска валогенератора и генератора (компенсатора) в двигательном режиме, а питание систем возбуждения валогенератора от шин судовых электропотребителей вызывает дополнительные потери, а также невозможность автономной работы валогенератора при выходе из строя вспомогательных генераторов.

Целью изобретения является повышение надежности за счет надежного пуска валогенератора и генератора (компенсатора) в двигательном режиме и повышения надежности и экономичности систем возбуждения валогенератора при глубоком снижении частоты вращения главного двигателя.

Указанная цель достигается тем, что известная судовая электроэнергетическая установка, содержащая главный двигатель, соединенный валопроводом с гребным винтом, валогенератор, кинематически соединенный с главным двигателем, со статорной обмоткой и связанных с ней блоком регулирования и системой возбуждения, соединенных между собой и с обмоткой возбуждения с датчиком тока, при этом статорная обмотка электрически соединена через полупроводниковый преобразователь частоты, снабженный системой управления, с шинами судовых электропотребителей, вспомогательный двигатель, соединенный через разобщительную муфту со вспомогательным генератором, снабженным системой самовозбуждения, соединенной с обмоткой возбуждения с датчиком тока, и электрически связан с шинами судовых электропотребителей, двухпозиционный переключатель, который электрически соединен с датчиками частоты и фазы, установленными на валогенераторе и генераторе, дополнительно снабжена блоками коммутации и независимыми источниками постоянного тока валогенератора и вспомогательного генератора, система возбуждения валогенератора выполнена в виде последовательно соединенных трехфазного с нулевым проводом неуправляемого выпрямителя, широтно-импульсного преобразователя напряжения с системой управления, а блок регулирования возбуждения - датчика напряжения и регулятора напряжения, при этом независимые источники постоянного тока валогенератора и генератора подключены к первым входам блоков коммутации, выходы системы возбуждения валогенератора и системы самовозбуждения генератора подключены ко вторым входам блоков коммутации, а выходы блоков коммутации и регулирования подключены соответственно к блокам возбуждения с датчиками токов и системе управления широтно-импульсного преобразователя, кроме того, двухпозиционный переключатель и выходы датчиков тока обмоток возбуждения соединены с первым и вторым соответственно управляющими входами блоков коммутации.

Предлагаемая судовая электроэнергетическая установка дополнительно включает в себя блоки коммутации и независимые источники постоянного тока систем возбуждения валогенератора и вспомогательного генератора (компенсатора), система возбуждения валогенератора выполнена в виде последовательно соединенных трехфазного с нулевым проводом неуправляемого выпрямителя и широтно-импульсного преобразователя напряжения с системой управления, а блок регулирования возбуждения выполнен в виде датчика напряжения и регулятора напряжения.

По сравнению с прототипом заявляемое техническое решение содержит новые существенные признаки, следовательно, оно соответствует критерию "новизна".

В известных технических решениях нами не обнаружено совокупности признаков, проявляющих аналогичные свойства и позволяющих получить положительный эффект, который находит свое отражение в поставленной нами цели. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует критерию "изобретательский уровень".

Положительный эффект от использования предлагаемого технического решения проявляется при наличии совокупности признаков (как новых, так и известных). Заявляемая нами совокупность признаков позволяет обеспечить поставленную цель, а именно: повысить надежность и экономичность установки.

На чертеже представлена схема предлагаемой установки.

Судовая электроэнергетическая установка содержит главный двигатель 1, который соединен через валопровод 2 с гребным винтом 3. С главным двигателем 1 также кинематически связан валогенератор 4 со статорной обмоткой 5. Валогенератор 4 снабжен системой возбуждения 6, состоящий из последовательно соединенных трехфазного с нулевым проводом неуправляемого выпрямителя 7, широтно-импульсного преобразователя 8 с системой управления 9, и ее блока регулирования 10, включающего датчик напряжения 11, соединенного с регулятором напряжения 12, при этом входы системы возбуждения 6 и блока регулирования 10 электрически связаны со статорной обмоткой 5, выход же системы возбуждения 6 соединен со вторым входом блока коммутации 13 валогенератора 4, а блока регулирования 10 - с системой управления 9 широтно-импульсного преобразователя. Источник постоянного тока 14 валогенератора 4 подключен к первому входу блока коммутации 13, а первый и второй управляющие входы блока коммутации 13 соединены с выходом датчика тока 15 обмотки возбуждения 16 валогенератора 4 и двухпозиционным переключателем 17. Выход же блока коммутации 13 связан с датчиком тока 15. Статорная обмотка 5 валогенератора 4 электрически соединена через полупроводниковый преобразователь частоты 18, снабженный системой управления 19, с шинами судовых электропотребителей 20.

К шинам судовых электропотребителей 20 также подсоединен вспомогательный генератор 21, механически сочлененный через разобщительную муфту 22 со вспомогательным двигателем 23. Генератор 21 снабжен системой самовозбуждения 24, вход и выход которой подключены соответственно к выходу генератора 21 и ко второму входу блока коммутации 25 вспомогательного генератора 21. Источник постоянного тока 26 генератора 21 подключен к первому входу блока коммутации 25, а первый и второй управляющие входы блока коммутации 25 соединены соответственно с датчиком тока 27 обмотки возбуждения 28 генератора 21 и двухпозиционным переключателем 17. Датчики частоты и фазы 29, 30 соответственно валогенератора 4 и генератора 21 подключены к двухпозиционному переключателю 17, а его выход соединен с системой управления 19 полупроводникового преобразователя частоты 18.

Судовая электроэнергетическая установка работает следующим образом.

При стоянке главного двигателя 1 разобщительная муфта 22 замкнута и вспомогательный двигатель 23 обеспечивает вращение вспомогательного генератора 21, снабженного системой самовозбуждения 24, которая подключена блоком коммутации 25 к обмотке возбуждения 28, и через шины 20 обеспечивает питание судовых электропотребителей.

В установившемся ходовом режиме работы шины 20 получают питание от валогенератора 4 через полупроводниковый преобразователь частоты 18. Система возбуждения 6 валогенератора 4 соединена блоком коммутации 13 с обмоткой возбуждения 16 и обеспечивает поддержание напряжения в заданном диапазоне на зажимах валогенератора 4 при изменении частоты вращения главного двигателя 1. Схемой управления 19 полупроводникового преобразователя частоты 20 поддерживается требуемая активная мощность, передаваемая валогенератором 4 к судовым электропотребителям. При питании шин 20 от валогенератора 4 разобщительная муфта 22 разобщена, а вспомогательный генератор 21 работает в режиме компенсатора, обеспечивая выработку реактивной мощности, необходимой для работы полупроводникового преобразователя частоты 18 и судовых электропотребителей.

Перед пуском валогенератора 4, при его работе в режиме гребного вентильного электродвигателя, к шинам 20 подключаются все (или часть, в зависимости от мощности валогенератора) генераторы 21, приводимые во вращение вспомогательными двигателями 23 (на чертеже показан один).

При пуске валогенератора 4 двухпозиционным переключателем 17 подается сигнал на 1-ый управляющий вход блока коммутации 13, который подключает источник постоянного тока 14 к обмотке возбуждения 16 валогенератора 4, тем самым обеспечивая возбуждение валогенератора 4 при неподвижном роторе. Сигналы датчика частоты и фазы 29 подключаются к системе управления 19 полупроводникового преобразователя частоты 18. С помощью системы управления 19 формируется на выходе полупроводникового преобразователя частоты 18 напряжение требуемой амплитуды и частоты и валогенератор 4 (в режиме гребного вентильного электродвигателя) разгоняется до заданной частоты вращения. При достижении величины напряжения валогенератора 4, достаточной для надежной работы системы возбуждения 6, по сигналу датчика тока 15, поступающего на 2-ой управляющий вход блока коммутации 13, источник постоянного тока 14 отключается, а система возбуждения 6 подключается к обмотке возбуждения 16.

Система возбуждения 6 валогенератора 4 работает следующим образом в режиме стабилизации напряжения валогенератора.

Напряжение валогенератора 4 выпрямляется трехфазным неуправляемым выпрямителем с нулевым проводом и подается на вход широтно-импульсного преобразователя 8, собранного на мощных транзисторах или на полностью управляемых тиристорах. Широтно-импульсный преобразователь 8 преобразует плавно изменяющееся выходное напряжение выпрямителя 7 в импульсное постоянной амплитуды и полярности, но различной длительности, которое подается через блок коммутации 13 на обмотку возбуждения 16. Так как валогенератор 4 через полупроводниковый преобразователь частоты 18 передает только активную мощность, то блок регулирования включает датчик напряжения 11 и регулятор напряжения 12. Отклонение напряжения валогенератора 4 от заданной величины влечет изменение сигнала на выходе датчика напряжения 11, величина которого сравнивается в регуляторе напряжения 12 с заданным значением (U3), разность подается в систему управления 9 широтно-импульсного преобразователя 8, которая обеспечивает требуемое значение тока возбуждения валогенератора 4 и тем самым стабилизирует напряжение валогенератора 4 с заданной точностью.

При пуске генератора 21, работающего компенсатором реактивной мощности, двухпозиционным переключателем 17 подается сигнал на 1-ый управляющий вход блока коммутации 25, который подключает источник постоянного тока 26 к обмотке возбуждения 28 генератора 21, тем самым обеспечивая возбуждение генератора 21 при неподвижном роторе. Сигналы датчика частоты и фазы 30 подключаются к системе управления 19 полупроводникового преобразователя частоты 18 через двухпозиционный переключатель 17. С помощью системы управления 19 формируется на выходе полупроводникового преобразователя частоты 18 напряжение требуемой амплитуды и частоты и генератор 21 (в режиме вентильного двигателя на холостом ходу) разгоняется до заданной частоты вращения. При достижении величины напряжения генератора 21, достаточной для надежной работы системы самовозбуждения 24, по сигналу датчика тока 27, поступающего на 2-ой управляющий вход блока коммутации 25, источник постоянного тока 26 отключается, а система самовозбуждения 24 бесконтактно подключается к обмотке возбуждения 28.

Элементы, введенные в состав предлагаемой судовой электроэнергетической установки, выпускаются как отечественными, так и зарубежными фирмами и, как правило, могут быть использованы по прямому назначению без дополнительных затрат на их освоение.

Формула изобретения

Судовая электроэнергетическая установка, содержащая главный двигатель, соединенный валопроводом с гребным винтом, валогенератор, кинематически соединенный с главным двигателем, со статорной обмоткой и связанными с ней блоком регулирования и системой возбуждения, соединенными между собой и с обмоткой возбуждения с датчиком тока, при этом статорная обмотка электрически соединена через полупроводниковый преобразователь частоты, снабженный системой управления, с шинами судовых электропотребителей, вспомогательный двигатель, соединенный через разобщительную муфту со вспомогательным генератором, снабженным системой самовозбуждения, соединенной с обмоткой возбуждения с датчиком тока, и электрически связанным с шинами судовых электропотребителей, двухпозиционный переключатель, который электрически соединен с датчиками частоты и фазы, установленными на валогенераторе и генераторе, отличающаяся тем, что установка дополнительно снабжена блоками коммутации и независимыми источниками постоянного тока валогенератора и вспомогательного генератора, система возбуждения валогенератора выполнена в виде последовательно соединенных трехфазного с нулевым проводом неуправляемого выпрямителя, широтно-импульсного преобразователя напряжения с системой управления, а блок регулирования возбуждения - датчика напряжения и регулятора напряжения, при этом независимые источники постоянного тока валогенератора и генератора подключены к первым входам блоков коммутации, выходы системы возбуждения валогенератора и системы самовозбуждения генератора подключены ко вторым входам блоков коммутации, а выходы блоков коммутации и регулирования подключены соответственно к обмоткам возбуждения с датчиками токов и системе управления широтно-импульсного преобразователя, двухпозиционный переключатель и выходы датчиков тока обмоток возбуждения соединены с первым и вторым соответственно управляющими входами блоков коммутации.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым электроэнергетическим установкам с валогенераторами и полупроводниковыми преобразователями частоты

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям судовых движительно-двигательных установок типа "поворотная колонка", и может быть использовано при проектировании и строительстве судов различного назначения
Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при создании судовых систем электродвижения с погружными (размещаемыми непосредственно в забортной воде) гребными электродвигателями

Изобретение относится к судостроению, к движителям типа "поворотная колонка"

Изобретение относится к судостроению, к движителям типа "поворотная колонка"

Изобретение относится к судостроению, в частности к электроэнергетическим установкам судов с валогенераторами и преобразователями частоты, преимущественно с дизельными главными двигателями

Изобретение относится к судостроению, в частности к электроэнергетическим установкам судов с валогенераторами и преобразователями частоты, преимущественно с дизельными главными двигателями

Изобретение относится к машиностроению, в частности к электроприводам

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для вращения гребного вала

Изобретение относится к судостроению и касается создания конструкций кормовых оконечностей судов с гребными электрическими установками, являясь применимым к судам различного назначения

Изобретение относится к корабельной электротехнике и может быть использовано в составе электроэнергетической системы дизель-электрической подводной лодки

Изобретение относится к судостроению и касается создания судовых силовых установок с синхронным электродвигателем

Изобретение относится к судовым электрическим движителям

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в приводе гребного винта для надводных судов, в приводе гребного винта, представляющего собой пропульсивную установку, в модуле, содержащем пропульсивную установку и выполненном с возможностью разворота относительно корпуса судна

Изобретение относится к области судовой электротехники, в частности - к погружным электрическим машинам, которые могут быть использованы в составе гребной электрической установки (ГЭУ) подводных обитаемых и необитаемых малогабаритных объектов с неограниченной глубиной погружения, а также в качестве подруливающих устройств, активных рулей любых подводных и надводных объектов

Изобретение относится к гидро- и аэродинамике объектов, находящихся и движущихся в пространстве, и может быть использовано в судостроении и ракетостроении

Изобретение относится к корабельным электроэнергетическим системам, в частности, дизель-электрических подводных лодок и подводных аппаратов с аккумуляторными батареями (АБ), являющимися единственными источниками электроэнергии в подводном положении, а также надводных кораблей с электродвижением, имеющим в качестве резервного (аварийного) источника электропитания АБ

Изобретение относится к судовым двигательно-движительным установкам

Изобретение относится к судовым двигательно-движительным установкам
Наверх