Устройство для стопорения резьбового соединения

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к стопорению резьбовых соединений, содержащих охватывающую и охватываемую резьбовые детали. В устройстве для стопорения резьбового соединения в охватывающей резьбовой детали выполнены одно или несколько сквозных отверстий, а в охватываемой продольный паз или пазы. В совмещенные отверстие и паз устанавливается стопорный проволочный элемент, свободные концы которого либо взаимно скручиваются, либо отгибаются на охватывающую резьбовую деталь. Продольный паз или пазы в охватывающей детали заканчиваются округлением соответствующего радиуса для обеспечения самоизгиба проволочного стопорного элемента при его установке. 4 ил.

Использование: в машиностроении при фиксации резьбовых соединений.

Сущность изобретения: резьбовые детали стопорятся от самопроизвольного отворачивания стопорным проволочным элементом. Проволочный элемент проходит через отверстие в охватывающей и паз в охватываемой деталях. Концы проволочного элемента взаимно скручиваются или отгибаются на охватывающую деталь.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к стопорению резьбовых соединений, содержащих охватываемую и охватывающую резьбовые детали (болт-гайка, шпилька-гайка и др.).

Известно стопорение охватываемой (болт) и охватывающей (гайка) деталей посредством проволоки, устанавливаемой в совмещенные радиальные отверстия соединяемых деталей с последующим скручиванием ее концов (Орлов П.Н. Основы конструирования. М.: Машиностроение, 1977, т.3, с.307, рис.625, III, IV).

Известна фиксация взаимного положения охватывающей и охватываемой деталей с использованием шплинта, устанавливаемого в совмещенные сквозные отверстия сопрягаемых деталей (Орлов П.Н. Основы конструирования. М.: Машиностроение, 1977, т.3, с.293-294, рис. 572-574).

Известно также стопорение резьбового соединения, выбранного в качестве прототипа, содержащего охватывающую и охватываемую резьбовые детали, шплинтом, устанавливаемым в совмещенные отверстие охватывающей детали (гайка) и сквозной паз, выполненный на конце детали (болт) (Орлов П.Н. Основы конструирования. М.: Машиностроение, 1977, т.3, с.294, рис. 576).

Основным недостатком прототипа является сложность стопорения из-за ограничения хода гайки в пределах шплинтуемости, при увеличении хода гайки сечение болта ослабляется несколькими сквозными пазами, что снижает работоспособность соединения.

Цель изобретения - упрощение стопорения резьбовых соединений и снижение трудоемкости изготовления при обеспечении требуемой работоспособности.

Это достигается тем, что стопорение охватывающей резьбовой детали относительно охватываемой осуществляется посредством проволочного стопорного элемента, проходящего через совмещенные отверстия в охватывающей и паз в охватываемой резьбовых деталях, свободные концы которого, выходящие за детали соединения, либо взаимно скучиваются, либо отгибаются на охватывающую резьбовую деталь.

В заявляемом устройстве в охватывающей резьбовой детали выполнены одно или несколько сквозных отверстий под острым углом или перпендикулярно к ее продольной оси; а в охватываемой - продольные паз или пазы, которые под отверстием в охватывающей детали заканчиваются округлением соответствующего радиуса для обеспечения самоизгиба проволочного стопорного элемента при его установке.

Диаметр отверстий и ширина пазов в резьбовых деталях определяется из условия обеспечения свободной установки проволочного стопорного элемента.

Глубина пазов в охватываемой резьбовой детали рассчитывается по зависимости где d - наружный диаметр резьбы охватываемой детали (болт), D1 - внутренний диаметр резьбы охватывающей детали (гайка), dпр - диаметр проволочного стопорного элемента.

Возможны варианты установки стопорного элемента 3 в зависимости от конструкции резьбовых деталей соединения, но во всех вариантах проволочный стопорный элемент 3 проходит через совмещенные отверстия в охватывающей резьбовой детали 1 и паз в охватываемой резьбовой детали 2 (на фиг. применено совмещенное изображение всех вариантов стопорения).

На фиг. 1 и 2 представлены варианты, когда в охватываемой резьбовой детали 2 выполнены продольные пазы, в частности открытые и прямоугольной формы, оканчивающиеся под отверстием в охватываемой детали 1 скруглением соответствующего радиуса для самоизгиба проволочного стопорного элемента 3 при его установке, а в охватывающей детали 1 - сквозные отверстия под углом или перпендикулярно к ее продольной оси, при этом свободные концы проволочного стопорного элемента 3 взаимно скручены.

Конструкция, изображенная на фиг. 3, отличается от вариантов стопорения фиг. 1 и 2 тем, что в охватываемой детали 2 пазы выполнены в форме продольного сегмента соответствующего радиуса для обеспечения самоизгиба проволочного стопорного элемента, выходящего за охватывающую резьбовую деталь 1 для обеспечения выхода конца проволочного стопорного элемента 3.

На фиг. 4 показан третий вариант стопорения резьбового соединения проволочным стопорным элементом 3 отгибом его свободных концов на охватываемую деталь 1.

Стопорение резьбового соединения заявляемым устройством осуществляется следующим образом.

На деталях сопряжения выполняются отверстия и пазы необходимых размеров. Пазы могут быть прямоугольной или полукруглой формы. Подбирается проволока соответствующего диаметра и отрезается заготовка необходимой длины, один конец которой может быть при необходимости предварительно немного отогнут для более легкой установки его в совмещенные отверстие в охватываемой и паз в охватывающей деталях. Свободные концы проволочного стопорного элемента, которые вышли за пределы резьбового соединения, либо взаимно скручиваются, либо отгибаются на охватывающую деталь. Испытания опытного образца резьбового соединения с резьбой М10, изготовленного по варианту фиг. 1, показали положительные результаты.

Использование заявляемого устройства не вызывает значительных затрат и обеспечивает надежную фиксацию резьбового соединения от самоотворачивания.

Формула изобретения

Устройство для стопорения резьбового соединения, содержащее охватывающую и охватываемую резьбовые детали, а также стопорный элемент, отличающееся тем, что в охватывающей резьбовой детали выполнены одно или несколько сквозных отверстий, а в охватываемый продольный паз или пазы, в совмещенные отверстие и паз устанавливается стопорный элемент, выполненный проволочным, свободные концы которого либо взаимно скручиваются, либо отгибаются на охватывающую резьбовую деталь, продольные паз или пазы в охватываемой резьбовой детали под отверстием в охватывающей детали заканчиваются скруглением соответствующего радиуса для обеспечения самоизгиба проволочного стопорного элемента при его установке.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для предупреждения самопроизвольного развинчивания резьбовых соединений

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения деталей, работающих при вибрационных нагрузках

Изобретение относится к машиностроению , в частности к соединениям деталей машин с иомоидью резьбовых элементов

Винт // 1153130

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в резьбовых соединениях деталей машин
Наверх