Тренажер для промысла рыбы

 

Изобретение относится к обучающим устройствам, в частности к морским тренажерам для специалистов промыслового флота. Тренажер содержит ЭВМ с монитором и пультом управления, блоки управления регуляторами напряжения, блок управления коммутатором промыслового освещения. Индикаторы и регуляторы последнего расположены на лицевой панели пульта управления в виде мнемосхемы расположения источников света по периметру судна и над палубой. Они разделены на группы, обозначенные различными цветами. Каждая из групп подключена к отдельному регулятору и индикатору напряжения. Пульт управления снабжен блоком электропитания и блоком интерфейса для передачи информации в компьютер. Тренажер моделирует поведение косяка объектов лова в реальных условиях промысла, что позволяет обучаемому самостоятельно выбирать режимы перевода объектов лова в зону действия сетной ловушки, приемы работы с регуляторами напряжения, последовательность переключения промыслового освещения и способы оперативного ведения лова. Технический результат - создание компактного тренажера для промысла объектов лова, положительно реагирующих на свет, и обеспечение возможности обучения навыкам работы с новейшим светотехническим оборудованием. 2 ил.

Изобретение относится к обучающим устройствам, в частности к морским тренажерам для специалистов промыслового флота.

Известен рыбный тренажер FS 304 норвежской фирмы NORCONTROL, содержащий ЭВМ с монитором, главный модуль (пульт управления), промысловый модуль и модуль гидролокатора.

Промысловый модуль, в свою очередь, содержит бытовой компьютер и промысловый целевой процессор, который передает на ЭВМ данные для формирования изображения месторасположения косяка, которые задаются с пульта управления оператором.

Пульт управления также связан с модулем гидролокатора, который формирует картину водного пространства на мониторе.

Для отображения реальной картины рыбного промысла в состав тренажера включены эхолот и траловый зонд (FS 304 FISHERI SIMULATOR. TECHNICAL MANUAL. , раздел 1, стр. 3, раздел 4, стр. 1).

Недостаток тренажера заключается в том, что он имеет большие габариты, высокую стоимость. Также, данный тренажер не позволяет обучать операторов промыслу объектов лова, положительно реагирующих на свет.

Задача изобретения - создание компактного тренажера для промысла объектов лова, положительно реагирующих на свет, и обеспечение возможности обучения навыкам работы с новейшим светотехническим оборудованием.

Задача решается тем, что тренажер для промысла рыбы, содержащий ЭВМ, связанную с монитором и пультом управления, снабжен блоком управления регуляторами напряжения, соответствующим судовому пульту управления, регуляторами напряжения источников света и блоком управления коммутатором промыслового освещения, связанными с интерфейсом ЭВМ, индикаторы и выключатели источников света блока управления коммутатором промыслового освещения размещены на лицевой панели пульта управления в виде мнемосхемы расположения по периметру судна и над палубой источников света, разделенных на обозначенные различными цветами группы, каждая из которых подключена к отдельному выключателю и индикатору и снабжена индикацией наличия напряжения.

Источники света на мнемосхеме разделены на группы, имитирующие месторасположение их на судне для оптимальной управляемости световым полем, и обозначены различными цветами для удобства работы оператора.

Для передачи информации в процессор компьютера пульт управления снабжен блоком интерфейса, а для обеспечения электропитанием блоков пульта управления служит блок питания.

На фиг. 1 приведена блок-схема предлагаемого тренажера.

Тренажер содержит ЭВМ 1, связанную с монитором 2 и пультом управления 3. Пульт управления 3 снабжен блоком управления регуляторами напряжения 4 и блоком управления коммутатором промыслового освещения 5, которые связаны с интерфейсом 6 ЭВМ 1 и блоком питания 7. Блок управления коммутатором промыслового освещения 5 представлен мнемосхемой на фиг. 2, где 8 - люстры, 9 - выключатели, 10 - гирлянда люстр, 11 - ловушка.

Устройство работает следующим образом.

Начальные условия тренинга задаются оператором-преподавателем, который вводит информацию о параметрах промысла в блок управления регуляторами напряжения 4 и блок управления коммутатором промыслового освещения 5, откуда сигналы поступают на интерфейс 6, где обрабатывается информация и передается через соединительный кабель на процессор ЭВМ 1, после чего поступает команда о начале промысла и на мониторе 2 появляется изображение судна с расположенными по периметру судна и над палубой источниками света (люстрами) 8, косяка объектов лова и ловушки 11.

Теперь обучаемый поочередно включает люстры 8, оперируя рукоятками потенциометров, устанавливает требуемое напряжение, следя за реакцией косяка объектов лова. Если косяк формируется вокруг судна, следовательно, напряжение подобрано правильно и обучаемый приступает к переводу косяка к ловушке путем последовательного выключения источников промыслового освещения, одновременно следя за реакцией косяка и соблюдая строго заданный режим промысла. При нарушении последовательности выключения люстр или при слишком поспешном их выключении происходят потери улова, что отображается на соответствующем индикаторе в верхней части экрана монитора высвечиванием цифровых значений. Там же высвечиваются фактическое напряжение на каждом регуляторе и процент потерь объектов лова от неправильно подобранного напряжения хотя бы на одном регуляторе. Если регулировка происходила правильно, то цифры индикатора высвечиваются на мониторе зеленым цветом. Если имела место ошибка (обучаемый вышел за пределы диапазона требуемого напряжения), цифра индикатора становится красной. После исправления ошибки цвет цифры меняется на желтый.

Для удобства в работе рукоятки каждого из регуляторов и подключенные к ним выключатели 9 источников света 8 на мнемосхеме окрашены одним цветом. Поэтому при последовательном переключении источников света 8 обучаемый легко определяет, к какому из регуляторов конкретно относится группа выключателей, поскольку для каждого из регуляторов цвет выключателей на ПУ свой (синий, желтый, зеленый и т.д.).

Выключатель, обозначенный на мнемосхеме пульта управления красным цветом, включается в завершающей фазе промысла и от своевременности и длительности его включения в значительной мере зависят результаты условного промысла.

На мнемосхеме имеется выключатель "Ловушка" 11, который включается обучаемым при достаточной концентрации объектов лова в районе красного индикатора, расположенного в зоне "Ловушки".

После включения режима "Ловушка" на мониторе высвечиваются результаты промысла, выраженные в процентах, и перечень допущенных в процессе работы ошибок, по которым оператор-преподаватель оценивает умение обучаемых вести промысел.

Таким образом, тренажер моделирует поведение косяка объектов лова в реальных условиях промысла, что позволяет обучаемому самостоятельно выбирать режимы перевода объектов лова в зону действия сетной ловушки, приемы работы с регуляторами напряжения, последовательность переключения промыслового освещения и способы оперативного ведения лова.

Так как тренажер в точности моделирует поведение косяка объектов лова в реальных условиях, то при наличии на промысловом судне бортового компьютера тренажер может быть использован оператором-промысловиком.

Формула изобретения

Тренажер для промысла рыбы, содержащий ЭВМ, связанную с монитором и пультом управления, отличающийся тем, что он снабжен блоком управления регуляторами напряжения, соответствующим судовому пульту управления регуляторами напряжения источников света, и блоком управления коммутатором промыслового освещения, связанными с интерфейсом ЭВМ, индикаторы и выключатели источников света блока управления коммутатором промыслового освещения размещены на лицевой панели пульта управления в виде мнемосхемы расположения по периметру судна и над палубой источников света, разделенные на обозначенные различными цветами группы, каждая из которых подключена к отдельному выключателю и индикатору и снабжена индикацией наличия напряжения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к системам управления, в частности к автоматике, вычислительной технике, и предназначено для активизации организационной деятельности (привитие навыков) оператора систем управления при работе с программными продуктами и/или оказания гармоничного воздействия на психофизиологическое состояние

Изобретение относится к учебным стендам и используется для получения башенной установки транспортного средства

Изобретение относится к промышленному рыболовству, а именно к способам и устройствам оценки эффективности гидроакустической рыбопоисковой аппаратуры (РПА), и может быть использовано при разработке РПА

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам обучения вождению танков

Изобретение относится к машинному доению сельскохозяйственных животных и может быть применено для количественной оценки соответствия показателей молокоотдачи животных и параметров доильного аппарата

Изобретение относится к тренажерной технике, автотренажерам для отработки навыков вождения автомобиля

Изобретение относится к техническим средствам обучения операторов АСУ и может быть использовано для практической подготовки операторов систем управления

Изобретение относится к области автоматического регулирования, а конкретно к системам управления многостепенными динамическими стендами, содержащими в своем составе несколько следящих систем, каждая из которых управляет одним исполнительным механизмом, например исполнительными силовыми гидроцилиндрами, управляющими единой нагрузкой шестистепенного динамического стенда-тренажера авиационной техники, работающего в комплексе полунатурного моделирования условий полета при тренировках и обучении экипажей самолетов

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к искусственному вымени

Изобретение относится к области авиационных тренажеров, а более конкретно к устройствам имитации визуальной обстановки при полете ночью

Изобретение относится к тренажеростроению, а конкретно к оптико-электрическим системам имитации внешней обстановки, и может быть использовано для визуализации картины окружающего пространства, предъявляемой механику-водителю в ходе обучения навыкам вождения и управления гусеничным транспортным средством

Изобретение относится к антенной технике и может быть использовано при разработке устройств для экспериментального моделирования фазированных антенных решеток (ФАР)

Изобретение относится к области тренажеростроения и может быть использовано при создании тренажеров различных транспортных средств

Изобретение относится к области тренажеростроения и может быть использовано при создании тренажеров различных транспортных средств

Изобретение относится к тренажерным средствам, применяемым для обучения авто-, мото-, велоспортсменов, и может быть использовано при разработке, сооружении и эксплуатации тренажеров, аттракционов и спортивно-развлекательных объектов

Изобретение относится к авиационным тренажерам

Изобретение относится к авиации
Наверх