Вариатор скорости

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой отрасли техники для передачи крутящих моментов с регулируемой частотой вращения. Вариатор скорости содержит корпус с магистральным каналом в его стенке, размещенные внутри корпуса с возможностью вращения ведущую и ведомую полумуфты, узел, передающий вращение с ведущей полумуфты на ведомую, элемент управления частотой вращения ведомой полумуфты. Подпружиненные лопатки узла установлены в радиальных пазах другой полумуфты с возможностью возвратно-поступательного осевого перемещения. Цилиндрической проточкой первой полумуфты, внутренней стенкой корпуса и лопатками образована сообщенная с магистральным каналом полость, в которой размещен выступ другой полумуфты. Упрощена конструкция вариатора, снижены материалоемкость и трудоемкость изготовления. 3 ил.

Устройство относится к области машиностроения и может быть использовано в любой отрасли техники для передачи крутящих моментов с регулируемой частотой вращения. Наиболее благоприятные условия применения предлагаемого устройства те, когда надо регулировать частоту вращения ведомого вала в пределах величин, определяемых передаточным отношением, близким к единице.

Известно большое количество устройств, использующих для передачи вращения с ведущего вала на ведомый силы трения, одним из которых является "Фрикционный планетарный вариатор скорости" (книга "Механизмы", авторы С.Н. Кожевников и др., издание третье, М., 1965, с. 390-391), в котором вращение с ведущей полумуфты, выполненной в виде колеса с внешним конусом, передается на ведомую полумуфту, выполненную в виде колеса с внутренним конусом, через узел, представляющий собой систему роликов с двойным конусом, соединенных сепаратором. Управление частотой вращения ведомой полумуфты обеспечивается изменением места контакта роликов с опорным колесом, которое обкатывают ролики.

Основным недостатком известного устройства является ограничение в передаче больших крутящих моментов. Этот недостаток присущ всем фрикционным механизмам. Другим недостатком этого устройства является сложность системы управления частотой вращения ведомой полумуфты - наличие конической зубчатой передачи, винтового паза, ползуна с пальцем. Кроме того, для обеспечения давления по линии контакта для передачи движения трением использована система тарельчатых пружин, жесткость которых, как и у других пружин, пропорциональна их деформации, поэтому при изменении передаточного отношения будет изменяться диапазон передаваемых нагрузок.

Известен вариатор скорости (см. патент РФ N 2085797 Мкл. 6 F 16 H 39/24, 1997, БИ N 21), содержащий корпус, полумуфты, одна из которых выполнена с наружной цилиндрической проточкой с торцевой поверхностью, в виде пространственного кулачка, другая полумуфта выполнена с кольцевым уступом, помещенным в полость цилиндрической проточки первой полумуфты. Ведущая полумуфта кинематически связана с приводом, узел, передающий вращение с ведущей полумуфты на ведомую, выполненный в виде подпружиненных лопаток, установленных в радиальных пазах кольцевого уступа второй полумуфты, рабочую камеру, сообщенную с дополнительной камерой с элементами управления частотой вращения ведомой полумуфты.

Известное техническое решение по технической сущности более близко к предлагаемому и может быть принято в качестве прототипа.

Его недостатком является то, что он обладает низкой эксплуатационной характеристикой. Объясняется это тем, что в процессе работы не представляется возможным регулирование частоты вращения ведомой полумуфты без выключения привода, поскольку элемент регулирования частоты вращения размещен на вращающемся валу вместе с корпусом, следовательно требует от обслуживающего персонала соблюдения мер техбезопасности. Остановка привода нежелательна, поскольку она вызывает осложнения в технологических процессах.

Задачей настоящего изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик вариатора и в части техбезопасности.

Поставленная задача решается описываемой конструкцией вариатора, включающего корпус, полумуфты, одна из которых выполнена с наружной цилиндрической проточкой с торцевой поверхностью, выполненной в виде пространственного кулачка, другая полумуфта выполнена с кольцевым выступом, ведущая из полумуфт кинематически связана с приводом, узел, передающий вращение с ведущей полумуфты на ведомую и выполненный в виде подпружиненных лопаток, установленных в радиальных пазах кольцевого выступа полумуфты, элемент управления частотой вращения ведомой полумуфты, полость и магистральный канал, сообщенные между собой.

Новым является то, что полумуфты размешены внутри корпуса, при этом полость образована цилиндрической проточкой первой полумуфты, внутренней стенкой корпуса и лопатками, кольцевой выступ другой полумуфты размещен в полости, а магистральный канал выполнен в стенке корпуса.

Сущность предложения поясняется чертежами, где изображены: на фиг. 1 - сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - графическое изображение динамики изменения объемов в рабочих полостях устройства в процессе его работы. Роль эксцентриситета, показанного на фиг. 3 играет угол наклона замкнутой винтовой линии торцевой поверхности полумуфты 4 на фиг. 1.

Устройство включает (см. фиг. 1, 2) корпус 1, в котором с помощью подшипниковых узлов 2 и 3 установлены с возможностью вращения полумуфты 4 и 5 соответственно. Полумуфта 4 имеет наружную цилиндрическую проточку 6, торцевая поверхность 7, которой имеет форму пространственного кулачка, то есть замкнутую винтовую поверхность, которая, совершив полвитка по одной стороне проточки 6, возвращается в исходное положение по ее другой стороне. Полумуфта 5 имеет кольцевой выступ 8, который размещен в полости, 9, образованной цилиндрической проточку 6, внутренней стенкой корпуса 1 и лопатками 10. Лопатки 10 с пружинами 11 и винтами 12, размещены в радиальных пазах 14 кольцевого выступа 8. В стенке корпуса 1 выполнены равномерно расположенные три отверстия 15, сообщающие полость - 9 с магистральным каналом 16, выполненным в стенке корпуса, в котором размещен регулировочный клапан 17, предназначенный для управления частотой вращения ведомой полумуфты. Полость 9 разделена лопатками 10 на три рабочие полости 9а, 9б, 9в (см. фиг. 3, где - угол поворота объема, заключенного между двумя рассматриваемыми лопатками), соответственно отверстия 15 обозначены для наглядности 15а, 15б, 15в.

Работает устройство следующим образом (см. фиг. 3).

При вращении полумуфты 5, выбранной для наглядности в качестве ведущей, вращаются и лопатки 10, при этом последние под воздействием замкнутой винтовой поверхности пространственного кулачка 7 полумуфты 4 и пружин 11 одновременно совершают возвратно-поступательное движение. Из-за криволинейности поверхности пространственного кулачка 7 рабочие полости 9а, 9б, 9в в процессе вращения полумуфты 5, меняют свои объемы (при этом, их суммарный объем остается постоянным. Так, с момента, когда = 15o (угол поворота одной из рассматриваемых полостей, заключенных между двумя соседними лопатками) объемы рабочих полостей (далее полостей) 9а, 9в уменьшаются, а объем полости 9б увеличивается. В момент, когда = 105o объем полости 9а увеличивается, а объемы полостей 9б и 9в уменьшаются и т.д. Если клапан 17 полностью открывает возможность для перекачивания рабочего агента (воздух, масло и т.п.), тогда воздух из суживающихся (нагнетающих) полостей поступает в расширяющиеся (всасывающие) полости через канал 16, и вращение полумуфты 5 не передается полумуфте 4, а расходуется на перекачивание воздуха из нагнетающих полостей во всасывающие и передаточное отношение устройства равно нулю. Если клапаном 17 полностью перекрыть канал 16 то воздух, лишенный возможности перетеканий и запертый в полостях, будет жестко (чуть поджавшись), через себя, передавать крутящий момент с полумуфты 5 на полумуфту 4.

Дросселируя клапаном 17 расход воздуха через канал 16 можно установить любое передаточное отношение устройства от 0 до 1.

Тот же эффект будет получен, если в качестве ведущей использовать полумуфту 4, причем этот вариант более предпочтителен, так как с большей угловой скоростью будет вращаться элемент конструкции, содержащий меньше деталей.

Технико-экономическая эффективность применения предлагаемого устройства определяется следующими факторами. Компактность, простота конструкции и ее небольшая материалоемкость обеспечиваются малым количеством деталей, простотой их форм и небольшими размерами. Для изготовления всех деталей устройства может быть использовано стандартное оборудование, так как все детали в основном точеные (с малой долей фрезерных и сверлильных операций), а это значительно снижает трудоемкость изготовления и сборки. При этом нет необходимости отключения привода для регулирования частоты вращения ведомой полумуфты.

Использованная литература 1. Аналог "Фрикционный планетарный вариатор скорости", С.Н. Кожевников и др., "Механизмы", издание третье, М., 1965, с. 390-391.

2. Прототип "Вариатор скорости", патент N 2085797, Мкл. 6 F 16 H 39/24, 1997, БИ N 21.

Формула изобретения

Вариатор скорости, содержащий корпус, полумуфты, первая из которых выполнена с наружной цилиндрической проточкой с торцевой поверхностью, выполненной в виде пространственного кулачка, другая полумуфта выполнена с кольцевым выступом, ведущая из полумуфт кинематически связана с приводом, узел, передающий вращение с ведущей полумуфты на ведомую и выполненный в виде подпружиненных лопаток, установленных в радиальных пазах кольцевого выступа другой полумуфты, элемент управления частотой вращения ведомой полумуфты, полость и магистральный канал, сообщенные между собой, отличающийся тем, что полумуфты размещены внутри корпуса, при этом полость образована цилиндрической проточкой первой полумуфты, внутренней стенкой корпуса и лопатками, кольцевой выступ другой полумуфты размещен в полости, а магистральный канал выполнен в стенке корпуса.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к бесступенчатым гидростатическим трансмиссиям

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в гидроприводах, в частности, горных тракторов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тех устройствах, где требуется передавать крутящий момент от двигателя к исполнительным механизмам, например в трансмиссиях самоходных машин

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к объемным гидропередачам, и может быть использовано в трансмиссиях различных машин вместо механической или гидромеханической коробки передач

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к объемным гидропередачам, и может быть использовано в трансмиссиях различных машин вместо механической или гидромеханической коробки передач

Изобретение относится к машиностроению, касается передачи мощности и может быть использовано в трансмиссиях транспортных машин

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности в трансмиссиях механических передач транспортных средств

Изобретение относится к области автомобилестроения, машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях как переднеприводных, так и заднеприводных легковых автомобилей, а также других транспортных средств

Изобретение относится к объемным гидроприводам, в частности к регулированию скорости рабочих органов строительных, дорожных и других машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к гидродвигателям, работающим совместно с кинематикой

Изобретение относится к области гидромашиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для привода наземных насосов

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в системах управления транспортных средств, дорожно-строительной технике, в авиа- и ракетостроении, судостроении и т.д

Изобретение относится к системам передачи энергии от двигателя
Наверх