Ориентирная морская авиабомба

 

Изобретение относится к морским авиационным боеприпасам. Ориентирная морская авиабомба содержит корпус, головную, донную части и стабилизатор. Корпус разделен поперечным диском с отверстием на головную камеру, заполненную карбидом кальция и содержащую две продольные трубки и хвостовую камеру плавучести. Одна из продольных трубок разделена перегородкой на две части: переднюю с устройством регулирования поступления воды и заднюю перфорированную. Внутри задней части трубки размещена вмонтированная в перегородку водовпускная трубка. Полость второй трубки заполнена фосфористым кальцием и сообщена газоотводной трубкой с задонным пространством бомбы. Изобретение позволяет получить долговременно горящий факел на водной поверхности, упростить изготовление и повысить безопасность эксплуатации авиабомбы. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиационных боеприпасов и, в частности, к ориентирным морским авиабомбам (ОМАБ) малого калибра, имеющим индивидуальную подвеску.

Такие бомбы сбрасываются с носителя и, достигая морской поверхности, служат для создания на воде хорошо видимого ориентира, обеспечивающего авиации и кораблям флота ориентировку в море и выполнение аэронавигационных и боевых операций.

Известна плавающая осветительная бомба по патенту США N 2263585 от 1941 г. , по классу МКИ F 42 B 25/12, 25/04 (НКИ 102-6) - прототип, состоящая из легкого цилиндрического деревянного корпуса, носовой чашки с грузом и стабилизирующих крыльев в хвостовой части. Внутри корпуса размещено снаряжение в виде патрона с пиросоставом и пусковым составом в чашке. В головной части размещен взрыватель ударного действия. Чтобы не допускать большого заглубления бомбы после ее приводнения, в головной части предусмотрены водяные тормоза, позволяющие применять бомбу на мелководье. При ударе о воду срабатывает капсюль взрывателя, инициирующий пиросостав патрона, пусковой и основной составы снаряжения бомбы. Образующиеся при горении продукты выходят по каналу наружу, создавая видимый ориентир.

К недостаткам рассмотренной конструкции прототипа можно отнести использование легкого деревянного корпуса, что недопустимо при подвеске, особенно наружной, на современные носители, использование водяных наружных тормозов, выходящих за габариты бомбы и затрудняющих их правильное функционирование на отдельных режимах, а такие неэффективное использование бомбы в ночное время и при ограниченной видимости.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности применения авиабомбы, упрощение конструкции и повышение безопасности ее эксплуатации.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в получении на водной поверхности хорошо видимого ориентира в виде горящего факела, обеспечивающего авиации и кораблям флота ориентировку в открытом море и выполнение аэронавигационных и боевых операций в ночное время и при ограниченной видимости, с последующим затоплением отработанной бомбы.

Это достигается тем, что корпус бомбы разделен поперечным диском с отверстиями на две камеры, головную, заполненную карбидом кальция и содержащую две продольные трубки, смонтированные на дне головной части и в поперечном диске, и хвостовую - камеру плавучести, при этом одна трубка разделена перегородкой на две части, переднюю, содержащую устройство для регулирования поступления воды, и перфорированную заднюю, с размещенной внутри нее водовпускной трубкой, вмонтированной в перегородку, а ко второй трубке, в полости которой размещен фосфористый кальций, подсоединена газоотводная трубка, выходящая за донную часть корпуса.

Соблюдение всех перечисленных признаков обеспечивает надежное функционирование всех элементов бомбы и создание на водной поверхности хорошо видимого долговременного ориентира в виде горящего факела с последующим затоплением отработанной бомбы.

Разделение корпуса бомбы поперечным диском с отверстиями на две камеры, головную с продольными трубками, и хвостовую - камеру плавучести, позволит, с одной стороны, использовать внутренний объем корпуса под размещение в головной камере карбида кальция CaC2, и, с другой стороны, за счет наличия свободного объема, удерживать бомбу на поверхности воды при горении факела и затоплять ее после выработки всего состава снаряжения и заполнения камеры плавучести водой.

Использование одной из продольных трубок под размещение второго компонента снаряжения - фосфористого кальция Ca3P2 и подсоединение к этой трубке газоотводной трубки, выходящей за донную часть корпуса, позволит осуществить выход наружу образующихся при гидролизе фосфористого кальция фосфинов, их самовоспламенение при соприкосновении с воздухом, зажигание ацетилена, образующегося при гидролизе карбида кальция, и создание на водной поверхности горящего факела.

Разделение другой продольной трубки на переднюю часть с устройством для регулирования поступления воды к карбиду кальция и заднюю перфорированную часть с водовпускной трубкой внутри нее позволит осуществить периодическое поступление воды к карбиду кальция, за счет чего увеличить продолжительность горения факела на водной поверхности.

В отдельных конкретных случаях конструкция бомбы может быть выполнена с использованием указанных в формуле изобретения зависимых признаков. Например, головная часть бомбы может быть выполнена в виде жестко соединенной с корпусом чашки, на дне которой смонтированы герметизированные втулки с закрепленными в них продольными трубками. Донная часть бомбы может быть жестко соединена с корпусом и состоять из дна, выполненного в виде усеченного конуса, на малое основание которого надет колпачок, закрывающий газоотводную трубку, и транспортировочной крышки, закрепленной на корпусе съемной жестяной лентой и предохраняющей стабилизатор, выполненный в виде парашютной системы, уложенной на жестко соединенном с дном донной части кожухе. Газоотводная трубка на конце, выходящем за донную часть, может иметь боковое отверстие, а отверстия на поперечном диске, разделяющем корпус, могут быть закрыты сеткой. Соотношение карбида кальция и фосфористого кальция может, например, составлять величину 20 : 1. Устройство для поступления воды может быть выполнено, в виде резинового клапана в форме цилиндрической трубки, у которой задний торец приплюснут с двух противоположных сторон и имеет на своем носике сквозную прорезь.

Кроме того, достигается дополнительный технический результат: - упрощается изготовление и сборка бомбы, повышается безопасность ее эксплуатации. Это достигается тем, что вместо предусмотренных в прототипе пиросоставов и взрывателя, в предлагаемой бомбе использован карбид кальция и фосфористый кальций, при соединении с водой выделяющие, соответственно, ацетилен и фосфины. Фосфины, в свою очередь, соприкасаясь с воздухом, самовозгораются и поджигают ацетилен, тем самым, обеспечивая устойчивое горение факела, служащего ориентиром; - обеспечивается прочность корпуса бомбы при приводнении. Это достигается, наличием парашютной системы, стабилизирующей и тормозящей бомбу на воздушной траектории полета.

Таким образом, совокупность всех приведенных признаков позволит обеспечить надежную работу бомбы на всех этапах ее функционирования и обеспечить устойчивое долговременное горение факела с последующим затоплением бомбы после разложения всего состава карбида кальция и фосфористого кальция, позволит удешевить изготовление и сборку бомбы, повысить безопасность ее эксплуатации.

На фиг. 1 представлена конструкция предлагаемой ОМАБ, на фиг. 2 - закрепленные в головной части бомбы герметизированные втулки, на фиг. 3 - конструкция устройства для поступления воды в виде резинового клапана, на фиг. 4 - продольная трубка с проходящей внутри нее водовпускной трубкой.

Авиабомба ОМАБ состоит из головной части 1, корпуса 2, стабилизатора, выполненного в виде парашютной системы 3, и снаряжения, содержащего карбид кальция 4 и кальций фосфористый 5.

Головная часть 1 (см. фиг. 1, 2 и 4) представляет собой штампованную чашку, на дне которой, например, крепятся втулки 6 и 7, к которым приварены продольные трубки 8 и 9, соответственно. Трубка 8 разделена перегородкой 10 на две части, переднюю часть 11, служащую камерой для заполнения водой в рабочем положении (при удержании бомбы на поверхности воды и горении факела), и перфорированную заднюю 12, предназначенную для предохранения от засорения снаряжением водовпускной трубки 13, вмонтированной в перегородку 10. На заднем торце втулки 6, выполненном в виде седла, закреплено устройство для поступления воды, выполненное, например, в виде резинового клапана 14. К трубке 9, в полости которой размещен фосфористый кальций 5, подсоединена газоотводная трубка 15, выходящая за донную часть 16 корпуса 2. Трубка 15 может быть выполнена с боковым отверстием 17 на конце для выхода фосфинов, образующихся при гидролизе фосфористого кальция 5. Выполнение отверстия 17 на боковой поверхности трубки 15 предотвращает захлестывание выходящих фосфинов забортной водой. Отверстие втулок 6 и 7 герметизируется колпачком 18 и заглушкой 19.

Корпус 2 разделен диском 20 на две камеры: головную 21, предназначенную для размещения карбида кальция 4, и хвостовую 22, служащую камерой плавучести. Диск 20 имеет отверстия 23 для выхода ацетилена, выделяющегося при гидролизе карбида кальция 4. Отверстия 23 могут быть закрыты сеткой 24, предохраняющей камеру 22 от проникновения в нее пены, образующейся при разложении карбида кальция 4. Через втулку 25 в головной части 21 корпуса 2 производится снаряжение бомбы карбидом кальция 4. Отверстие втулки 25 закрыто пробкой 26. По центру тяжести бомбы к корпусу 2 приварено ушко 27 с накладкой, служащее для подвески бомбы на носителе. Предлагаемый в настоящей заявке вариант донной части 16 корпуса 2 состоит из дна 28 и транспортировочной крышки 29. Дно выполнено в виде усеченного конуса. На площадке, образующей малое основание конуса расположена выступающая часть газоотводной трубки 15 и отверстие 17 для выхода ацетилена. На малое основание конуса надет колпачок 30, закрывающий отверстие 17 и трубку 15. По окружности отбортовки дна 28 приклепаны кожух 31 для укладки парашютной системы 3 и лента 32, к которой крепятся концы троса 33, пропущенные через коуш парашютной системы 3 и петлю колпачка 30. Крышка 29 соединена с корпусом 2 съемной жестяной лентой 34 и предохраняет парашютную систему 3 при транспортировке бомбы.

Резиновый клапан 14 (см. фиг. 3) представляет собой цилиндрическую трубку, у которой задний торец 35 приплюснут с двух противоположных сторон и имеет на своем носике сквозную прорезь 36.

При сбрасывании бомбы с носителя раскрывается стабилизатор, который выполнен, например, в виде парашютной системы 3, скорость бомбы на воздушной траектории полета, при этом, снижается. После приводнения бомба, за счет положительной плавучести, получаемой наличием камеры 22, удерживается на поверхности воды. При ударе бомбы о воду происходит разгерметизация бомбы, за счет пробития колпачков 18, вода поступает в трубку 8 к клапану 14, заполняет камеру 11 трубки 8, поднимается по трубке 13 и стекает в перфорированная часть 12 трубки 8, через отверстия которой попадает в камеру 21 с карбидом кальция 4. Одновременно, после пробития колпачков 18 и разгерметизации бомбы вода поступает в трубку 9 с фосфористым кальцием 5. Карбид кальция 4 и фосфористый кальций 5 вступает в реакцию с водой и выделяют, соответственно, ацетилен и фосфины. Ацетилен проходит через отверстия 23 диска 20, заполняет камеру плавучести 22 и выходит через отверстие в дне 28. Фосфины проходят по газоотводной трубке 15 и, соприкасаясь с воздухом, самовоспламеняются и поджигают ацетилен, ацетиленовое пламя создает на водной поверхности световой ориентир в виде горящего факела.

Как только нарастает соответствующее давление ацетилена в корпусе бомбы, устройство 14 закрывается, и поступление воды прекращается до спада давления. Периодическое поступление воды к карбиду кальция 4 продолжается до полного его разложения, после чего корпус 2 заполняется водой, и бомба тонет.

Совокупность признаков независимого пункта формулы изобретения позволит обеспечить надежную работу бомбы на всех этапах ее функционирования. При этом обеспечивается сохранность снаряжения и основных элементов бомбы при транспортировке к носителю, подвеске на носитель, отделении от носителя, устойчивость бомбы при нахождении ее на воздушной траектории полета, прочность при приводнении и удержание бомбы на поверхности воды, обеспечение устойчивого долговременного горения факела и затопления бомбы после разложения всего состава снаряжения. Выбор карбида кальция и фосфористого кальция позволит отказаться от пиросоставов и взрывателя, предусмотренных в прототипе, удешевить изготовление и сборку бомбы, повысить безопасность ее эксплуатации.

В то же время в отдельных конкретных случаях конструкция бомбы может быть выполнена с использованием указанных в формуле изобретения зависимых признаков. Это позволит при изготовлении ОМАБ подобрать работоспособные легковыполнимые конструктивные элементы бомбы.

Формула изобретения

1. Ориентирная морская авиабомба, содержащая корпус, головную, донную части и стабилизатор, отличающаяся тем, что корпус разделен поперечным диском с отверстиями на две камеры: головную, заполненную карбидом кальция и содержащую две продольные трубки, смонтированные на дне головной части и в поперечном диске, и хвостовую - камеру плавучести, при этом одна трубка разделена перегородкой на две части: переднюю, содержащую устройство для регулирования поступления воды, и перфорированную заднюю, с размещенной внутри нее водовпускной трубкой, вмонтированной в перегородку, а к второй трубке, в полости которой размещен фосфористый кальций, подсоединена газоотводная трубка, выходящая за донную часть корпуса.

2. Ориентирная морская авиабомба по п.1, отличающаяся тем, что головная часть выполнена в виде жестко соединенной с корпусом чашки, на дне которой смонтированы герметизированные втулки с закрепленными в них продольными трубками.

3. Ориентирная морская авиабомба по п.1 или 2, отличающаяся тем, что донная часть жестко соединена с корпусом и состоит из дна, выполненного в виде усеченного конуса, на малое основание которого надет колпачок, закрывающий газоотводную трубку, и транспортировочной крышки, закрепленной на корпусе съемной жестяной лентой и предохраняющей стабилизатор, выполненный в виде парашютной системы, уложенной на жестко соединенном с дном донной части кожухе.

4. Ориентирная морская авиабомба по любому из пп.1 - 3, отличающаяся тем, что газоотводная трубка на конце, выходящем за донную часть, имеет боковое отверстие.

5. Ориентирная морская авиабомба по любому из пп.1 - 4, отличающаяся тем, что отверстия на поперечном диске, разделяющем корпус, закрыты сеткой.

6. Ориентирная морская авиабомба по любому из пп.1 - 5, отличающаяся тем, что соотношение карбида кальция и фосфористого кальция составляет 20:1.

7. Ориентирная морская авиабомба по любому из пп.1 - 6, отличающаяся тем, что устройство для поступления воды выполнено в виде резинового клапана в форме цилиндрической трубки, у которой задний торец приплюснут с двух противоположных сторон и имеет на своем носике сквозную прорезь.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 27.06.2010

Извещение опубликовано: 27.06.2010        БИ: 18/2010




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационным боеприпасам

Изобретение относится к метеорологии и связано с изысканием способов борьбы с атмосферными вихревыми образованиями (смерчи, торнадо) с помощью авиационных боеприпасов

Изобретение относится к технике тушения пожаров противопожарными огнетушительными средствами, помещенными, например, в емкость, раскрывающуюся с помощью механического устройства, или в емкость, материал (оболочка) которой плавится либо сгорает, попав в пламя, например с вертолета способом массированного, одновременного сбрасывания более десяти противопожарных бомб с помощью не менее трех, например, вертолетов

Изобретение относится к авиационным боеприпасам

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам и устройствам управления корректируемыми летательными аппаратами, задачей которых является доставка с повышенной точностью полезного груза с высоколетящего самолета-носителя к наземной цели

Изобретение относится к способам тушения торфяных, лесных пожаров и направлено на создание устройств для бесконтактного импульсного метода тушения торфяных, лесных пожаров при помощи специальных огнетушащих пластмассовых авиабомб за счет того, что специальная пластмассовая авиабомба выполнена с хвостовым оперением, взятым в пластмассовый листовой обруч, причем оперение выполнено с наклоном по отношению к оси авиабомбы под углом 30o, которое при полете к земле после сбрасывания ее с платформы создает мощное вращение авиабомбы вокруг своей оси, что позволяет имеющимся в винтовой носовой части пожаротушащей авиабомбы винтам-штопорам, выполненным из твердого пластика, при соприкосновении с торфом глубоко вворачиваться в торф, а это, в свою очередь, дает возможность тушить торф на значительной глубине

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для доставки на землю боевой нагрузки с повышенной точностью для поражения живой силы, расположенной в укрытиях скального типа, пещерах, шахтах и т.п

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для доставки на землю боевой нагрузки с повышенной точностью для поражения живой силы, расположенной в укрытиях скального типа, пещерах, шахтах и т.п

Изобретение относится к области исследования сгорания крупномасштабных топливно-воздушных облаков и может быть использовано в оборонной технике для создания объемно-детонирующих систем (ОДС) в боеприпасах объемного взрыва (ОВ), а также в технике гражданского назначения для борьбы с летучими насекомыми-вредителями (саранчой) и в испытательной технике для моделирования аварий на химических производствах

Изобретение относится к области вооружения, а именно к боеприпасам объемного взрыва

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для доставки с самолета-носителя на землю объекта воздействия с повышенной точностью для разрушения в экстремальных ситуациях заторов, для предотвращения селей, а также для разрушения при проведении боевых действий ж/д и шоссейных мостов, военно-промышленных объектов, самолетов на открытых стоянках и в обвалованиях, транспортных и военных кораблей

Изобретение относится к авиационным бомбам
Наверх