Устройство для транспортирования груза вертолетами

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам для транспортирования грузов на внешней подвеске вертолетов, и может быть использовано при выполнении операций по транспортировке и монтажу крупногабаритных неделимых грузов. Устройство содержит подвесные системы вертолетов, соединенный с ними распорный элемент, к которому в средней части прикреплена платформа с механизмом закрепления груза. Последний содержит траверсу, смонтированную на платформе с возможностью вращения вокруг вертикальной оси, и привод траверсы. Траверса может быть выполнена в виде двуплечей балки или в виде кольца. К краям траверсы прикреплены стропы с грузозахватными приспособлениями (электрозамками, крюками и т.п.). Привод траверсы может быть выполнен электромеханическим, тросовым или др. Управление приводом осуществляют из кабины одного или нескольких вертолетов. Предложенное устройство обеспечивает повороты груза в горизонтальной плоскости (по азимуту) при его установке вертолетами, что повышает точность установки и обеспечивает сокращение затрат летного времени при выполнении строительно-монтажных работ. 4 з.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при выполнении операций по транспортировке и монтажу крупногабаритных неделимых грузов.

Известно устройство для транспортирования груза вертолетами, содержащее подвесные системы вертолетов и соединенный с ними распорный элемент (патент РФ N 1663886, кл. B 64 D 1/22, 1994). Недостатком известного устройства является громоздкость конструкции по вертикали, что затрудняет точную установку груза.

Наиболее близким по технической сущности, т.е. прототипом, является устройство для транспортирования груза вертолетами, содержащее подвесные системы вертолетов и соединенный с ними распорный элемент (патент РФ N 1648020, кл. B 64 D 1/22, 1994). При использовании известного устройства для согласования осей груза с проектными отметками потребуется вращение распорного элемента вместе с грузом обоими вертолетами. Это может привести к неоправданно высоким затратам летного времени, вызванным усложнением пилотирования по переменным наземным ориентирам для обоих командиров вертолетов.

Задачей настоящего изобретения является достижение технического результата, заключающегося в возможности поворота груза по азимуту без изменения положения распорного элемента и, что особенно важно, вертолетов, что должно обеспечить снижение затрат летного времени на установку груза в заданное положение вертолетами и может исключить необходимость привлечения для монтажа груза дополнительных грузоподъемных средств.

Достижение указанного технического результата обеспечивается за счет того, что в устройстве для транспортирования груза вертолетами к средней части распорного элемента прикреплена платформа с траверсой, смонтированной на платформе с возможностью поворота вокруг вертикальной оси (т.е. по азимуту) специальным приводом, а грузозахватные приспособления прикреплены к траверсе посредством стропов.

Сущность изобретения состоит в том, что устройство для транспортирования груза вертолетами, содержащее подвесные системы вертолетов и соединенный с ними распорный элемент, согласно изобретению снабжено прикрепляемой к средней части распорного элемента платформой с механизмом для закрепления груза, содержащим дополнительно траверсу, смонтированную на платформе с возможностью вращения вокруг вертикальной оси, и привод траверсы, на концах которой прикреплены стропы с грузозахватными приспособлениями. Кроме того, привод траверсы может быть выполнен в виде барабана, прикрепленного к траверсе и на который навиты тросы, свободные концы каждого из которых запасованы на лебедки, установленные на вертолетах. Привод траверсы может быть выполнен по-другому, например электромеханическим, причем траверса может быть выполнена в виде двуплечей балки, кольца или другой формы.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображено устройство с одним из вариантов привода траверсы; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - другой вариант привода поворота траверсы вокруг вертикальной оси; на фиг. 4 - вид сверху по фиг. 3.

Устройство для транспортирования груза вертолетами 2 и 3 содержит подвесные системы, например канаты 4 и 5, к которым присоединен распорный элемент 6. В средней части распорного элемента 6 размещена платформа 7, прикрепленная к распорному элементу посредством стоек 8 и растяжек (не показаны). На платформе 7 смонтирован механизм для закрепления груза, содержащий траверсу 9, опирающуюся на эту платформу (размещенную на ней или непосредственно под ней) с возможностью вращения вокруг вертикальной оси, и привод 10. Привод выполнен так, что в выключенном состоянии он фиксирует траверсу 9 в необходимом положении по азимуту. К концам траверсы 9 прикреплены стропы 11 с грузозахватными приспособлениями, например с крюками 12 (электрозамками, скобами и т.п.).

Привод 10 может представлять из себя барабан с вертикальной осью вращения, установленный на подшипниках 13 и на валу 14, пропущенном сквозь платформу 7. К нижнему концу вала 14 прикреплена траверса 9, которая может быть выполнена в виде двуплечей балки (как изображено на фиг. 1), H-образной, в виде замкнутой прямоугольной рамы и др. Траверса может быть выполнена в виде кольца, соединенного с барабаном 10. На барабан 10 навиты в противоположных направлениях тросы 15 и 16, концы которых запасованы на лебедки 17 и 18, обычно устанавливаемые на вертолетах для спасательных или погрузочно-разгрузочных работ. Для придания необходимого направления тросам 15 и 16 при их совместной работе с барабаном 10 на краях распорного элемента 6 установлены отклоняющие блоки 19 и 20. Для согласованного управления лебедками 17 и 18 между вертолетами 2 и 3 по канатам 4, 5 и распорному элементу 6 проложены электрокабели (не показаны).

Возможны другие варианты воплощения привода траверсы, например он может быть электромеханическим. Траверса в этом случае может быть выполнена в виде кольца 21 (см. фиг. 3 и 4), опирающегося на платформу 7 посредством подшипника 13. Кольцо 21 снабжено зубчатым венцом 22, который находится в зацеплении с шестерней 23, закрепленной на выходном валу редуктора 24, установленного на той же платформе. К выходному валу редуктора присоединен электродвигатель 25, управление которым возможно из кабины одного или обоих вертолетов 2 или 3 по электрокабелю (не показаны). К кольцу 21 присоединены стропы 11 с грузозахватными приспособлениями 12.

Работа предлагаемого устройства происходит следующим образом. При зависании вертолетов 2 и 3 над расположенным на земле распорным элементом 6 подцепляют к его краям канаты 4 и 5, соединяют быстродействующие разъемы электрокабеля. Подняв распорный элемент 6, вертолеты перемещают его к грузовой площадке, где посредством стропов 11 и грузозахватных приспособлений 12 к устройству присоединяют подготовленный к транспортированию и монтажу груз 1. После подъема груз 1 приводом 10 устанавливают в положение с минимальным аэродинамическим сопротивлением (например, располагая его продольную ось вдоль полета), в котором его транспортируют к месту установки. Заход и зависание над местом установки выполняют против ветра. При несовпадении продольной оси груза 1 с проектным направлением (например, с фундаментом) приводом 10 разворачивают груз по азимуту на необходимый угол (см. фиг. 2). Для выполнения этой операции, например, включают лебедки 17 и 18 в противоположных направлениях или электродвигатель 25 в необходимом направлении. В случае использования лебедок 17 и 18 поворот барабана 10 и вместе с ним груза 1 на угол против часовой стрелки достигается за счет сматывания троса 15 с барабана 10 посредством лебедки 17, включенной в режиме "на уборку". В это время лебедка 18 согласованно включается "на выпуск", и выпускаемый с нее трос 16 наматывается на барабан 10, подготавливая возможность управляемого вращения последнего в обратном направлении. При необходимости поворота груза 1 в обратном направлении (по часовой стрелке) меняют режимы работы лебедок 17, 18 или электродвигателя 25 на встречные. Добившись совпадения осей груза 1 с проектными отметками, снижением вертолетов устанавливают груз в заданное положение, после чего производят отцепку от него приспособлений 12 и полет вертолетов 2 и 3 с предлагаемым устройством на посадку.

Угол поворота груза по азимуту () при необходимости может достигать 180o и более при неизменном (оптимальном) направлении продольной оси каждого вертолета (против ветра) и при неизменном положении вертолетов относительно выбранных пилотами наземных ориентиров. В результате могут быть обеспечены высокая точность установки груза и минимальные затраты летного времени. Использование предложенного устройства обеспечит использование полной грузоподъемности вертолетов, а также сокращение сроков строительно-монтажных и аварийно-восстановительных работ за счет укрупнения устанавливаемых в одном полете блоков, например строительных ферм, пролетов мостов и т.п.

Формула изобретения

1. Устройство для транспортирования груза вертолетами, содержащее подвесные системы вертолетов и соединенный с ними распорный элемент, отличающееся тем, что оно снабжено прикрепляемой к средней части распорного элемента платформой с механизмом для закрепления груза, содержащим дополнительно траверсу, смонтированную на платформе с возможностью вращения вокруг вертикальной оси, и привод траверсы, на концах которой прикреплены стропы с грузозахватными приспособлениями.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что привод траверсы выполнен в виде барабана, прикрепленного к траверсе и на который навиты тросы, свободный конец каждого из которых запасован на лебедку, установленную на вертолете.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что привод траверсы выполнен электромеханическим, размещенным на платформе.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что траверса выполнена в виде двуплечей балки.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что траверса выполнена в виде кольца.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам для загрузки-выгрузки и транспортировки крупногабаритных изделий, а также изделий большой массы в летательных аппаратах типа тяжелых транспортных самолетов АН-124- 100 (АН-225)
Изобретение относится к авиации

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам и средствам бескрановой перегрузки и транспортировки крупногабаритных изделий и изделий большой массы на платформу самолета

Изобретение относится к области строительно-монтажных работ с помощью летательного аппарата, в частности вертолета, и может быть использовано в различных отраслях экономики, где необходимо установить груз в проектное положение в стесненных условиях или в сжатые сроки
Изобретение относится к авиации

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для спасения пострадавших при чрезвычайных ситуациях и при конвертизации - для контейнерных перевозок грузов в пассажирском салоне

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам для загрузки-выгрузки и транспортировки крупногабаритных изделий и грузов большой удельной массы

Изобретение относится к области авиации, а именно к самолетным подвескам платформ балочного типа

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для стабилизации груза на внешней подвеске вертолета

Изобретение относится к подъемно-погрузочным устройствам для авиационной техники

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к оборудованию грузовых кабин летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам для загрузки грузовых отсеков самолетов

Изобретение относится к строительно-монтажным работам по разборке высотных объектов с помощью летательного аппарата

Изобретение относится к строительно-монтажным работам по разборке высотных объектов с помощью летательного аппарата

Изобретение относится к монтажным работам с помощью летательного аппарата, в частности вертолета
Наверх