Тренажер вождения

 

Изобретение используется для обучения вождению и управлению гусеничным транспортным средством. Технический результат - повышение эффективности процесса обучения вождению. Это достигается за счет того, что тренажер вождения содержит кабину, раму, органы управления движением, в правый рычаг которых вмонтирована кнопка гидропневмоочистки, прибор наблюдения механика-водителя, сиденье механика-водителя, кинопроектор и пульт инструктора. Кроме того, он снабжен устройством имитации плохой видимости, электрически связанным с кнопкой гидропневмоочистки и с пультом инструктора, при этом устройство имитации плохой видимости установлено на плите с возможностью размещения перед прибором наблюдения механика-водителя по команде с пульта инструктора. Устройство имитации плохой видимости включает электродвигатель, блок концевых выключателей, ведущий и ведомый шкивы, соединенные нитью, рамку, выполненную в виде каркаса с вставляющимся органическим стеклом, рычаг, преобразователь напряжения, содержащий понижающий трансформатор, выпрямительный мост и реле времени. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к тренажеростроению, а конкретно к оптико-электрическим системам имитации внешней обстановки, и может быть использовано для визуализации картины окружающего пространства, предъявляемой механику-водителю в ходе обучения навыкам вождения и управления гусеничным транспортным средством.

Практика обучения вождению гусеничных машин в сложных дорожных и погодных условиях показала, что механики-водители не имеют навыка пользования системой гидропневмоочистки (ГПО), что приводит к снижению средней скорости движения. Поэтому появилась необходимость в создании тренажера, который позволил бы вырабатывать соответствующий навык.

Известен унифицированный кинотренажер типа ТТВ для обучения вождению боевых машин (см. Обучение вождению боевых машин на учебно-тренировочных средствах. - М.: Воениздат, 1992, с. 28 - 32), состоящий из кабины, люльки и рамы, имеющий органы управления движением, кнопку, вмонтированную в правый рычаг управления поворотом, прибор наблюдения механика-водителя, сиденье механика-водителя, кинопроектор и пульт инструктора. Недостатком данного тренажера является то, что на нем не имитируются условия, затрудняющие видимость механику-водителю во время вождения, такие как загрязнение выходного окна смотрового прибора, дождь, туман, что не дает возможности обучаемому получать навыки вождения в сложных дорожных и погодных условиях и навыки пользования системой ГПО во время тренировок.

Задачей изобретения является - повышение эффективности существующих тренажеров для обучения вождению механиков-водителей гусеничных транспортных средств за счет имитации условий плохой видимости для достижения адекватности тренажера реальному гусеничному транспортному средству, а также для формирования у обучаемого навыка по управлению гусеничным транспортным средством в сложных условиях местности и при плохой видимости.

Данная задача решается за счет введения в известный тренажер вождения дополнительного устройства, состоящего из следующих элементов: преобразователя, электродвигателя, блока концевых выключателей, шкивов ведущего и ведомого, рамки со вставляющимся органическим стеклом, имеющим нанесенное специальное покрытие, рычага, соединяющего ведомый шкив и рамку. Все перечисленные элементы данного устройства закрепляются на плите, которая в свою очередь устанавливается и крепится снаружи кабины тренажера, перед прибором наблюдения механика-водителя.

Кроме этого, к устройству подключена через концевые выключатели кнопка для включения системы ГПО, которая вмонтирована в правом рычаге управления поворотом.

Изобретение поясняется фиг.1 и 2: фиг.1. Тренажер вождения. Функциональная блок-схема тренажера с устройством имитации плохой видимости; фиг. 2. Тренажер вождения. Конструктивно-функциональная схема устройства имитации плохой видимости.

На фиг.1 и 2 представлены: 1. Кабина с люлькой и рамой.

2. Сиденье механика-водителя.

3. Прибор наблюдения механика-водителя.

4. Органы управления движением.

5. Кнопка ГПО.

6. Устройство имитации плохой видимости.

7. Преобразователь.

8. Пульт инструктора.

9. Кинопроектор.

10. Плита.

11. Электродвигатель.

12. Шкив ведущий.

13. Нить.

14. Шкив ведомый.

15. Рамка.

16. Рычаг.

17. Блок концевых выключателей.

Устройство имитации плохой видимости 6 входит в состав тренажера вождения, функциональная блок-схема представлена на фиг. 1, который включает в себя: кабину с люлькой и рамой 1, сиденье механика-водителя 2, прибор наблюдения механика-водителя 3, органы управления движением 4 с вмонтированной в правом рычаге поворота кнопкой ГПО 5, пульт инструктора 8, кинопроектор 9 и преобразователь 7, электрически связанный с пультом инструктора, кинопроектором и кнопкой ГПО.

В состав устройства имитации плохой видимости, конструктивно-функциональная схема которого представлена на фиг. 2, входит плита 10, устанавливающаяся на кабине тренажера перед прибором наблюдения механика-водителя, на которой крепятся: электродвигатель 11, шкив ведущий 12, шкив ведомый 14, рамка 15, изготовленная в виде каркаса со вставляющимся органическим стеклом, имеющим нанесенное специальное покрытие, рычаг 16, нить 13, соединяющая ведущий и ведомый шкивы, блок концевых выключателей 17.

Преобразователь типа ПТ-27, содержащий понижающий трансформатор, выпрямительный мост и реле времени; электродвигатель - любой, например МН-145 (27 В); блок концевых выключателей, например Д-703; шкивы ведущий и ведомый - стандартные; рамка - изготавливается в виде каркаса со вставляющимся органическим стеклом, имеющим нанесенное специальное покрытие, рычаг, соединяющий ведомый шкив и рамку - изготавливается.

Устройство имитации визуальной обстановки функционирует следующим образом: через преобразователь 7 подается напряжение 27 В на пульт инструктора 8, который предназначен для управления тренажером и в частности устройством имитации 6. На пульте управления инструктора имеется блок регистрации ошибок и переключатель, обеспечивающий подачу и отключение напряжения 27 В на устройство имитации. Кроме этого, с пульта инструктора подается напряжение 27 В на кнопку ГПО 5 и кинопроектор 9.

При подаче напряжения 27 В от пульта инструктора на устройство имитации 6, происходит опускание рамки, которая опустившись перед прибором наблюдения 3 механика-водителя имитирует плохую видимость маршрута движения, что вынуждает механика-водителя определенным образом реагировать (останавливать тренажер вождения или включать систему ГПО). В том случае, когда со стороны механика-водителя никакой ответной реакции не произошло, в течение 10 секунд, срабатывает реле времени, входящее в общую схему преобразователя 7, отключая питание кинопроектора 9, а на пульте оператора 8 фиксируется ошибка.

В том случае, если механик-водитель правильно отреагировал и нажал кнопку ГПО, происходит замыкание цепи, напряжение 27 В подается на электродвигатель устройства имитации 10, рамка устройства поднимается, замыкает концевой выключатель 17 и электродвигатель останавливается. На пульт инструктора с помощью световой индикации подается сигнал о правильной отработке механиком-водителем данной задачи.

В процессе отработки упражнения по вождению на тренажере с установленным устройством имитации, инструктор может подавать команды на устройство имитации несколько раз, в зависимости от маршрута движения, демонстрируемого учебным фильмом. Это в свою очередь будет способствовать выработке определенных навыков по действию с системой ГПО при движении в условиях плохой видимости.

Формула изобретения

1. Тренажер вождения, содержащий кабину, раму, органы управления движением, в правый рычаг которых вмонтирована кнопка гидропневмоочистки, прибор наблюдения механика-водителя, сиденье механика-водителя, кинопроектор и пульт инструктора, отличающийся тем, что снабжен устройством имитации плохой видимости, электрически связанным с кнопкой гидропневмоочистки и с пультом инструктора, при этом устройство имитации плохой видимости установлено на плите с возможностью размещения перед прибором наблюдения механика-водителя по команде с пульта инструктора.

2. Тренажер вождения по п.1, отличающееся тем, что устройство имитации плохой видимости включает электродвигатель, блок концевых выключателей, ведущий и ведомый шкивы, соединенные нитью, рамку, выполненную в виде каркаса с вставляющимся органическим стеклом, рычаг, преобразователь напряжения, содержащий понижающий трансформатор, выпрямительный мост и реле времени.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам, обеспечивающим возможность наблюдения за зоной внекабинного пространства, которая не просматривается с рабочего места летчика

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для обучения экипажей судоводителей или операторов при имитации реальных условий работы, в частности к тренажерам для персонала транспортных средств

Изобретение относится к средствам обучения, а именно к тренажерам для персонала транспортных средств

Изобретение относится к тренажеростроению, а именно к оптикоэлектронным системам имитации внешней обстановки, и может быть использовано для визуализации картины окружающего пространства, предъявляемой оператору (водителю) в ходе обучения навыкам вождения и управления транспортными средствами

Изобретение относится к техническим средствам и наглядным пособиям для обучения водителей транспортных средств

Изобретение относится к оптическому приборостроению и позволяет расширить функциональные возможности устр-ва„ В оптической головке за призмой 6 размещены коллектив 7 в виде двояковыпуклой линзы и согласующий объектив 8о Введение новых элементов и образование связей между ними позволили обеспечить плавное изменение увеличения головки и повышение ее относительного отверстия

Изобретение относится к устройствам для обучения управлению технологическим процессом зерноуборочного комбайна и позволяет повысить эффективность обучения путем предотвращения формирования неправильных навыков

Изобретение относится к имитатору визуальной обстановки тренажера транспортного средства и обеспечивает приближение условий имитации к реальным

Изобретение относится к области исследования физических свойств материалов

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения и тренировки пилотов воздушных судов в различных условиях полета

Изобретение относится к устройствам контроля работоспособности телевизионных следящих авиационных прицельных систем, а также для использования в качестве тренажера летного состава

Изобретение относится к тренажеростроению, в частности к тренажерам с моделируемым обзором из транспортного средства, и может быть использовано как для тренировки персонала различных кораблей, так и для персонала других транспортных средств

Изобретение относится к области обучения и развлечений

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для исследования физико-механических характеристик дорожных покрытий в условиях, приближенных к реальным условиям эксплуатации

Изобретение относится к игровому или тренажерному оборудованию, которое может быть использовано в качестве водительского кресла при обучении управлению транспортными средствами на виртуальном тренажере либо в качестве кресла для компьютерных игр, и направлено на возможность быстрого и удобного перевода кресла из рабочего положения в положение для хранения

Изобретение относится к транспортным средствам. Узел движения, который производит движения тангажа и крена, включает в себя нижнюю и верхнюю плиты. Поворотная муфта, имеющая верхний и нижний валы, проходящие от ее центра, соединена между верхней и нижней плитами. По меньшей мере два линейных привода соединены между плитами. Выдвижение и втягивание приводов поворачивает верхнюю плиту вокруг поворотной муфты относительно нижней плиты. Транспортное средство включает в себя два управляемых движущих колеса, соединенных с шасси. Нижняя пластина узла движений тангажа и крена, подобно только что описанному, соединяется с шасси через поворотный подшипник. Сиденье соединено с верхней плитой. Сиденье вращается относительно шасси через управляемое вращение поворотного подшипника относительно шасси. Сиденье может быть повернуто в требуемое положение в любом направлении относительно шасси независимо от направления, в котором управляемые движущие колеса перемещают шасси. В результате повышается надежность и увеличиваются функциональные возможности транспортного средства. 4 н. и 18 з.п. ф-лы, 13 ил.
Изобретение относится к способу обучения управления машиной. Для обучения управления машиной создают эталонную запись движений, с помощью системы управления по эталонной записи движений перемещают органы управления машиной совместно с той частью тела обучающегося, которая участвует в управлении, обеспечивая повторение движений, информируют обучаемого об ошибках в управлении определенным образом или подсказывают дальнейшие действия, редактируют эталонную запись для устранения неточностей, записывают действию обучаемого в систему управления для дальнейшего анализа. Обеспечивается исключение обучающего оператора из процесса обучения. 7 з.п. ф-лы.

Тренажёр для технического обучения работников железнодорожного транспорта содержит оборудование рабочего места инструктора и оборудование рабочих мест обучаемых. Оборудование рабочего места инструктора выполнено в виде единого каркасного модуля с установленными в нём тремя жидкокристаллическими мониторами, системой акустического оповещения и органами управления для осуществления ввода соответствующих команд управления, программным модулем управления. Программный модуль управления содержит в своём составе блок обработки информации, программный модуль инструктора и программный модуль для управления рабочими местами обучаемых. Программный модуль управления выполнен с возможностью двусторонней связи с сервером поездного тренажёра для осуществления управления моделируемым сценарием, а также с возможностью двусторонней связи и управления рабочими местами обучаемых, которые содержат в своем составе программные модули. Каждому рабочему месту присвоен уникальный идентификационный номер, который программным модулем каждого активного рабочего места при запуске сценариев обучения передается на программный модуль для управления рабочими местами обучаемых для идентификации подключаемых рабочих мест обучаемых и корректного разделения потока данных между ними. Передача данных и связь между программными модулями рабочих мест обучаемых, программным модулем рабочего места инструктора и сервером поездного тренажёра осуществлена с использованием UDP протокола. Технический результат предлагаемого изобретения заключается в расширении функциональных возможностей тренажёра. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх