Смазочное устройство с плавающим нагнетателем

 

Устройство предназначено для смазки транспортных средств пластическими смазками. В устройстве донная часть корпуса - бункера выполнена съемной, с наружной стороны бункера предусмотрены установочные буртики. Подача смазки из корпуса-бункера или из емкости - тары к смазочному нагнетателю осуществляется из подпоршневой полости через обратный клапан в поршне под действием веса нагнетателя и поршня, а также под действием всасывающего эффекта нагнетателя. Технический результат - упрощение конструкции. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к техническому обслуживанию машин, в частности к конструкциям устройств для смазки транспортных средств пластическими смазками.

Смазочные устройства широко используются при техническом обслуживании автомобилей, тракторов и других транспортных средств. С помощью этих устройств выполняются работы по смазке машин как жидкими, так и пластическими смазками. Процесс подачи пластической смазки к смазываемому узлу машины как правило состоит из двух этапов: первый - подача смазки из бункера к смазочному нагнетателю или насосу /линия низкого давления/ и второй - от нагнетателя к раздаточному устройству /линия высокого давления/. В известных смазочных устройствах подача смазки из бункера к смазочному нагнетателю осуществляется под действием избыточного давления воздуха, создаваемого компрессором или шнеком с приводом от электродвигателя /1, 2, 3, 4, 5/.

Недостатками указанных устройств является то, что они сложны и приводятся в действие от энергетической установки. Кроме того, при их использовании часть смазки остается на стенках бункера, а вследствие сводообразования и в донной его части. Для предотвращения этого электромеханический солидолонагнетатель 03-972 /1/ оборудован конусным бункером, шнеком рыхлителем.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является смазочное устройство, состоящее из вертикального цилиндрического корпуса-бункера с откидными болтами, крышки с прорезями под откидные болты, смазочного нагнетателя, гидро- или пневмоприводов, соединяющих гидро- или пневмосистему с нагнетателем, и шланга для подвода смазки к раздаточному устройству /6/.

Основным недостатком известного устройства является то, что оно не позволяет осуществлять технологический процесс смазки машин непосредственно из емкости-тары.

Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей смазочного устройства, а также улучшение его эксплуатационных свойств.

Сущность изобретения состоит в том, что донная часть корпуса-бункера устройства выполнена съемной, с наружной стороны бункера предусмотрены установочные буртики; подача смазки из корпуса-бункера или из емкости-тары к смазочному нагнетателю осуществляется из подпоршневой полости через обратный клапан в поршне под действием веса нагнетателя и поршня, а также под действием всасывающего эффекта нагнетателя. При этом исключается из системы линия низкого давления - подача смазки из бункера к смазочному нагнетателю. Появляется возможность подачи пластической смазки из емкости-тары к нагнетателю.

На фиг. 1, 2 изображено смазочное устройство с плавающим нагнетателем. Оно состоит из донной части 1 с патрубком, вертикального цилиндрического корпуса-бункера 2 с установочными буртиками 4 на его внешней поверхности и с откидными болтами 7 в верхней части, крышки 11, смазочного нагнетателя 6 с направляющей осью 9, поршня 3 с обратным клапаном 5 в центре днища, гидро- или пневмопроводов 8, соединяющих гидро- или пневмосистему с нагнетателем 6, шланга 12 для подвода смазки к раздаточному устройству. Донная часть 1 корпуса-бункера выполнена съемной; дно имеет выпуклую форму, обращенную выпуклостью к поршню 3. На крышке 11 имеются прорези под откидные болты 7, а также отверстия для подвода гидро- или пневмопроводов 8 к нагнетателю 6, шланга 12 для подачи смазки к раздаточному устройству и для установки направляющей оси 9. В верхней части оси 9 нанесена контрольная метка 10. Поршень 3 имеет колоколообразную форму, в его нижней части - конусную отбортовочную кромку. Уплотнительное кольцо в сопряжении поршня 3 с цилиндрическим корпусом-бункером 2 не требуется. Поршень 3 с обратным клапаном 5 в центре днища установлен в корпусе-бункере 2 над смазкой /днищем вверх/ с возможностью вертикального перемещения. Смазочный нагнетатель 6 установлен на поршне 3 вертикально и жестко соединен нижней частью с днищем поршня 3 так, что нагнетательно-всасывающая полость сообщена через обратный клапан 5 с подпоршневой полостью. Верхней частью смазочный нагнетатель 6 жестко соединен с направляющей осью 9, имеющей возможность вертикального перемещения в отверстии в центре крышки 11. Вертикальная устойчивость блока "поршень-нагнетатель" обеспечивается в верхней части сопряжением "направляющая ось - отверстие в крышке", а в нижней - сопряжением "поршень - цилиндрический корпус-бункер". Кроме того, устройство может быть оборудовано опорным диском 13 с отверстием в центре под корпус-бункер 2 и с возможностью установки этого диска на смазку в цилиндрической таре 14. При этом взаимодействие корпуса-бункера 2 с опорным диском 13 обеспечено посредством установочных буртиков 4.

Принцип работы устройства следующий. Смазка из корпуса-бункера 2 или из емкости-тары 14 подается к смазочному нагнетателю 6 из подпоршневой полости /снизу/ через обратный клапан 5 в поршне 3 под действием веса нагнетателя 6 и поршня 3, а также за счет всасывающего эффекта нагнетателя 6. При этом смазка снимается с внутренней поверхности корпуса-бункера 2 отбортовочной кромкой поршня 3, подается в подпоршневую полость, уплотняется и далее под действием горизонтальных сил, обусловленных колоколообразной формой поршня 3, поступает к обратному клапану 5. В результате в подклапанной зоне создается избыточное давление, что повышает эффективность подачи смазки в полость нагнетателя 6. Процесс подачи смазки из емкости-тары 14 осуществляется аналогичным образом. Для этого снимают или вырезают крышку тары 14. В тару 14 на смазку устанавливают опорный диск 13 с возможностью вертикального перемещения. Со смазочного устройства снимают донную часть 1. Затем погружают его в смазку через отверстие в опорном диске 13, буртиками 4 устанавливают на указанный опорный диск. При использовании смазки в бункерной части устройство приподнимают или вынимают из тары 14, диск 13 осаживают на смазку и устройство бункерной частью вновь погружают в смазку. Погружение повторяют до тех пор, пока устройство не установится основанием бункерной части /корпусом-бункером 2/ на дно тары 14. После чего устройство и опорный диск 13 вынимают из тары 14. Оставшуюся смазку в таре 14 собирают в конусообразную форму в центре дна тары с основанием конуса по диаметру не более диаметра бункерной части. Затем смазочное устройство устанавливают на дно тары 14, накрывая бункерной частью конусную форму смазки /не показано/. Смазка, оказывшаяся в бункерной части, опрессовывается путем опускания поршня 3 с нагнетателем 6 за направляющую ось 9 и подается к нагнетателю. Смазку, оставшуюся на вертикальной внутренней поверхности и донной части тары, собирают и закладывают в бункерную часть устройства, которое затем устанавливают на дно тары или к устройству присоединяют донную часть. После исчерпания оставшейся смазки аналогичным образом готовят к использованию следующую емкость-тару. Операции повторяют в изложенной последовательности. При использовании различных сортов пластических смазок устройство устанавливают в тару с той смазкой, которая требуется. При необходимости корпус-бункер 2 заправляет смазкой. Предусмотрено два способа заправки: обычный - через крышку 11 и под давлением - через патрубок, в донной части 1. При обычном способе снимают крышку 11, извлекают за ось 9 нагнетатель 6 с поршнем 3 и корпус-бункер 2 с донной частью 1 заполняют смазкой. После чего указанные детали устанавливают в обратном порядке. При заправке бункера под давлением нагнетатель 6 с поршнем 3 удерживают за направляющую ось в верхнем положении на высоте, достаточной для прохода смазки через патрубок в подпоршневую зону. После ее заполнения нагнетатель с поршнем опускается и, создавая противодавление, уплотняет смазку, предотвращая попадание в нее воздуха. При этом процесс заполнения контролируют по ходу направляющей оси. Бункер заполнен смазкой, если метка 10 на оси 9 находится на определенной высоте относительно крышки 11 устройства.

Предлагаемое смазочное устройство экономично, компактно и имеет простую конструкцию. Это обусловлено тем, что донная часть корпуса-бункера устройства выполнена съемной, с наружной стороны бункера предусмотрены установочные буртики. Подача смазки из корпуса-бункера или из емкости-тары к смазочному нагнетателю осуществляется из подпоршневой полости через обратный клапан в поршне под действием веса нагнетателя и поршня, а также за счет всасывающего эффекта нагнетателя. При этом исключается из системы линия низкого давления - подача смазки из бункера к смазочному нагнетателю, обеспечена возможность подачи пластической смазки из емкости-тары к нагнетателю.

Источники информации 1. Справочник по оборудованию для технического обслуживания и ремонта тракторов и автомобилей /В.М.Грибков, Е.П.Воронов, В.А.Baрицкий и др. - М.: Россельхозиздат. 1978, с. 250-252.

2. А.с. СССР N 1401226, 4 F 16 N 11/10, 16.12.86.

3. А.с. СССР N 1448162, 4 F 16 N 11/10, 25.05.87.

4. А.с. СССР N 1649209, 5 F 16 N 11/10, 12.12.88.

5. А.с. СССР N 1634942, 5 F 16 N 11/10, 19.12.88.

6. Практикум по эксплуатации машинно-тракторного парка /В.А.Аллилуев, А. Д.Ананьин, А.Х.Морозов. -М.: Агропромиздат, 1987, с. 242-253 - прототип.

Формула изобретения

1. Смазочное устройство с плавающим нагнетателем, состоящее из вертикального цилиндрического корпуса-бункера с откидными болтами в верхней части, крышки с прорезями под откидные болты, смазочного нагнетателя, гидро- или пневмопроводов, соединяющих гидро- или пневмосистему с нагнетателем, шланга для подвода смазки к раздаточному устройству, отличающееся тем, что смазочное устройство снабжено поршнем с обратным клапаном в центре днища, установленным в корпусе-бункере над смазкой и с возможностью вертикального перемещения, смазочным нагнетателем, установленным на поршне вертикально и жестко соединенным нижней частью с днищем поршня так, что нагнетательно-всасывающая полость сообщена через обратный клапан с подпоршневой полостью, верхней частью смазочный нагнетатель жестко соединен с направляющей осью, имеющей возможность вертикального перемещения в отверстии в центре крышки, в крышке, кроме того, выполнены отверстия для подвода гидро- или пневмопроводов к нагнетателю, а также шланга к раздаточному устройству, вертикальная устойчивость блока "поршень-нагнетатель" обеспечена в верхней части сопряжением "направляющая ось - отверстие в крышке", в нижней - сопряжением "поршень-цилиндрический корпус-бункер", при этом подача смазки из корпуса-бункера или из емкости-тары к смазочному нагнетателю осуществляется из подпоршневой полости через обратный клапан в поршне под действием веса нагнетателя и поршня, а также за счет всасывающего эффекта нагнетателя.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что поршень имеет колоколообразную форму, в его нижней части - конусную отбортовочную кромку.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что донная часть корпуса-бункера выполнена съемной, а с наружной стороны бункера предусмотрены установочные буртики.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что донная часть имеет выпуклую форму, обращенную выпуклостью к поршню.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на направляющей оси имеется контрольная метка.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что цилиндрический корпус-бункер оборудован опорным диском с отверстием в центре под указанный корпус-бункер и с возможностью установки этого диска на смазку в цилиндрической таре, при этом корпус-бункер взаимодействует с опорным диском посредством установочных буртиков.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Наверх