Магнитоэлектрическая система электрической машины постоянного тока
Изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам постоянного тока с магнитоэлектрической системой и регулируемым воздушным зазором между магнитами. Изобретение может быть использовано для сохранения магнитного потока в воздушном зазоре и, соответственно, электромагнитной мощности электрической машины. Технический результат, достигаемый при использовании предлагаемой магнитоэлектрической системы электрической машины постоянного тока, состоит в следующем: простота конструкции; технологичность сборки вследствие отсутствия корпуса, возможность изменения магнитного потока за счет регулирования воздушного зазора между магнитопроводами, обеспечение установки различных по толщине магнитов и якорей, универсальность конструкции, так как при одних и тех же ее элементах возможно создание различных по мощности электрических машин как с симметричной, так и несимметричной магнитоэлектрической системой. Сущность изобретения: заявленная электрическая машина снабжена механизмом регулирования воздушного зазора между магнитопроводами. При этом магнитопроводы выполнены составными, одна их часть выполнена в виде двух полуколец, а вторая - целого кольца. При этом, согласно изобретению механизм регулирования выполнен в виде соединяющих полукольца магнитопроводов стяжек, один конец которых зафиксирован с возможностью поворота на одном полукольце, а второй конец размещен в отверстии, выполненном на другом полукольце. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к электрическим машинам постоянного тока, в частности к магнитоэлектрической системе машины с регулируемым воздушным зазором между магнитами.
Изобретение может быть использовано для сохранения магнитного потока в воздушном зазоре и, соответственно, электромагнитной мощности электрической машины. Известна магнитоэлектрическая система электрической машины постоянного тока, содержащая расположенные с воздушным зазором относительно друг друга магнитопроводы, закрепленные на них обращенные к зазору постоянные магниты, установленный в зазоре между магнитопроводами якорь и щеткодержатели со щетками (1). Щетки электрически соединены с коллектором, постоянные магниты снабжены сужающимися в сторону воздушного зазора наконечниками. Недостатками известной конструкции являются: наличие в конструкции сложного в сборке коллектора приводит к нетехнологичности ее изготовления; корпус, передняя и задняя крышки увеличивают ее габариты и вес; малое количество коллекторных пластин повышает уровень радиопомех; плохая ремонтопригодность. Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой конструкции является магнитоэлектрическая система электрической машины постоянного тока, содержащая расположенные с воздушным зазором относительно друг друга магнитопроводы, закрепленные на них обращенные к зазору постоянные магниты, установленный в зазор между магнитопроводами якорь и закрепленные на одном из магнитопроводов щеткодержатели со щетками, поджимаемыми упругими элементами к якорю (2). Магнитопроводы выполнены в виде большего и меньшего секторов. При анализе известной конструкции можно отметить ее следующие недостатки: сложность изготовления и сборки, т.к. вырезание секторов является сложной операцией; отсутствие регулирования воздушного зазора магнитоэлектрической системы; сложность создания многоякорной машины. Техническими задачами, решаемыми предлагаемой магнитоэлектрической системой электрической машины постоянного тока, являются простота конструкции; технологичность сборки (отсутствие корпуса и приклейки магнитов); возможность изменения магнитного потока за счет регулирования воздушного зазора между магнитопроводами; обеспечение установки различных по толщине магнитов и якорей; универсальность конструкции (при одних и тех же ее элементах создание различных по мощности электрических машин как с симметричной, так и несимметричной магнитоэлектрической системой). Поставленные задачи решаются созданием магнитоэлектрической системы электрической машины постоянного тока, содержащей расположенные с воздушным зазором друг относительно друга магнитопроводы, закрепленные на них обращенные к зазору постоянные магниты, установленный в зазоре между магнитопроводами якорь и закрепленные на одном из магнитопроводов щеткодержатели со щетками, поджимаемыми упругими элементами к якорю, которая, согласно изобретению, снабжена механизмом регулирования воздушного зазора между магнитопроводами, а магнитопроводы выполнены составными, одна часть которых выполнена в виде двух полуколец, а вторая - целого кольца. Выполнение магнитопроводов составными дает возможность обеспечивать механическое соединение полуколец и исключить потери магнитного потока в зазорах, расположенных в диаметральной плоскости между полукольцами магнитопровода. Разрезные кольца магнитопроводов обеспечивают исключение размагничивания магнитов при разборке и сборке, а также возможность создания многоякорных конструкций электрических машин постоянного тока. Наличие механизма регулирования воздушного зазора между магнитопроводами обеспечивает возможность выполнения конструкции электромагнитной системы без корпуса. Это дает возможность легко встраивать в корпуса различных изделий предлагаемую систему, причем механизм регулирования воздушного зазора между магнитопроводами может быть выполнен в виде соединяющих полукольца магнитопроводов стяжек, один конец которых зафиксирован с возможностью поворота на одном полукольце, а второй конец - размещен в отверстии, выполненном на другом полукольце. Изобретение также характеризуется тем, что в магнитах и магнитопроводах выполнены отверстия, предназначенные для крепежного элемента. Это обеспечивает простоту, точность и надежность сборки без применения сложной оснастки. Сокращает время сборки с одновременным повышением экологичности конструкции за счет исключения клеевых операций. Механическое соединение магнитов на магнитопроводах повышает работоспособность конструкции в целом в течение длительности периода времени работы при повышенных температурных и механических воздействиях. Изобретение также характеризуется тем, что каждый упругий элемент, поджимающий щетку к якорю, выполнен в виде плоской пружины. Наличие плоских пружин позволяет значительно уменьшить габариты щеточного узла, а тем самым и габариты электромашины и повысить надежность качества контакта. Изобретение характеризуется тем, что магнитоэлектрическая система снабжена дополнительным якорем, соосно установленным основному якорю в воздушном зазоре между магнитопроводами. Это позволяет увеличить мощность двигателя при незначительных увеличениях габаритов и сократить количество дополнительных элементов. Приведенные существенные признаки изобретения составляют совокупность признаков, необходимых и достаточных для решения поставленных задач. Сущность изобретения и его преимущества будут понятны из нижеследующего описания конструкции и предлагаемых чертежей, где на: фиг. 1 показана конструкция магнитоэлектрической системы электрической машины постоянного тока; фиг. 2 - конструкция магнитоэлектрической системы электрической машины постоянного тока, установленной на входном валу изделия; фиг. 3 - конструкция магнитоэлектрической системы многоякорной электрической машины постоянного тока; фиг. 4 - конструкция магнитоэлектрической системы с кожухом в составе изделия; фиг. 5 - конструкция многоякорной магнитоэлектрической системы с якорями, расположенными в одном воздушном зазоре. Магнитоэлектрическая система электрической машины постоянного тока содержит расположенные с воздушным зазором друг относительно друга магнитопроводы, каждый выполненный составным, одна часть которого выполнена в виде двух полуколец 1, 2 и 3, 4, а вторая - целого кольца 5, 6, механизм регулирования воздушного зазора между ними в виде стяжек 7, один конец которых зафиксирован с возможностью поворота на полукольцах 1 и 4 магнитопроводов, а второй размещен в отверстиях 8 и 9, выполненных на других 2 и 3 полукольцах. Количество стяжек 7 и место их расположения определяются требованиями к механической прочности для обеспечения необходимого воздушного зазора. На полукольцах магнитопроводов закреплены постоянные магниты 10. При симметричной магнитоэлектрической системе магниты установлены на каждом магнитопроводе и расположены друг против друга с воздушным зазором. При несимметричной системе магниты расположены на одном магнитопроводе и воздушный зазор создают между магнитопроводом с магнитами и магнитопроводом без них. Крепление магнитов 10 могут осуществлять различными приемами, например, посредством крепежных элементов 11. Для этого в магнитах 10 и полукольцах 1, 2, 3, 4 выполняют отверстия (позициями не обозначены), через которые и проходят крепежные элементы. На торцах магнитов 10 могут быть закреплены полюсные наконечники 12. Наличие полюсных наконечников позволяет обеспечить оптимальное распределение магнитных потоков при функционировании магнитной системы и необходимую форму магнитного потока в воздушном зазоре при одной и той же форме магнитов. Между постоянными магнитами 10 установлен основной якорь 13. Магнитоэлектрическая система может быть снабжена дополнительным якорем 20, соосно установленным с основным якорем. Это обеспечивает нормальный режим работы двигателей, имеющих один и тот же магнитный поток в едином зазоре. На одном из магнитопроводов установлены щеткодержатели 14 (на чертеже не показаны) со щетками 15, поджимаемыми упругими элементами 16 к якорю 13. Упругий элемент может быть выполнен в виде плоской пружины. К каждой щетке 15 подведен щеточный провод 17, соединенный с упругим элементом 16. Предлагаемая магнитоэлектрическая система может быть закреплена непосредственно на входном валу изделия (фиг. 2), таких как дрели, редукторы и т. д. В данном случае магнитную систему крепят к неподвижной части 18 изделия, а ротор с якорем - на подвижной части 19. Магнитоэлектрическая система может быть выполнена в виде нескольких магнитопроводов, например трех (фиг. 3), соединенных между собой стяжками 7. Для этого на торцах среднего магнитопровода закреплены постоянные магниты 10 и на торцах крайних магнитопроводов, обращенных к среднему, также закреплены постоянные магниты. Между постоянными магнитами в воздушном зазоре установлены якоря 13. Магнитоэлектрическая система может быть установлена в кожухе 21, закрепленном на неподвижной части 18 изделия (фиг. 4). Магнитоэлектрическую систему электрической машины постоянного тока подготавливают к работе и она работает следующим образом. Систему сначала собирают на полукольцах 1, 2, 3, 4. Для этого на каждом полукольце устанавливают магниты 10 и стяжки 7. Затем осуществляют настройку системы из полуколец на требуемый воздушный зазор (

Формула изобретения
1. Магнитоэлектрическая система электрической машины постоянного тока, содержащая расположенные с воздушным зазором относительно друг друга магнитопроводы, закрепленные на них обращенные к зазору постоянные магниты, установленный в зазоре между магнитопроводами якорь и закрепленные на одном из магнитопроводов щеткодержатели с щетками, поджимаемыми упругими элементами к якорю, а магнитопроводы выполнены составными, одна их часть выполнена в виде двух полуколец, а вторая - целого кольца, отличающаяся тем, что снабжена механизмом регулирования воздушного зазора между магнитопроводами, который выполнен в виде соединяющих полукольца магнитопроводов стяжек, один конец которых зафиксирован с возможностью поворота на одном полукольце, а второй конец размещен в отверстии, выполненном на другом полукольце. 2. Магнитоэлектрическая система электрической машины постоянного тока по п.1, отличающаяся тем, что в магнитах и магнитопроводах выполнены отверстия, предназначенные для крепежного элемента. 3. Магнитоэлектрическая система электрической машины постоянного тока по п.1 или 2, отличающаяся тем, что каждый упругий элемент, поджимающий щетку к якорю, выполнен в виде плоской пружины. 4. Магнитоэлектрическая система электрической машины постоянного тока по любому из пп.1 - 3, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительным якорем, соосно установленным с основным якорем в воздушном зазоре между магнитопроводами.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5