Уплотнительный узел подвижного соединения

 

Уплотнительный узел относится к машиностроению и содержит выполненное из жесткого полимерного материала уплотнительное кольцо с разрезом, образующим между его концами зазор, установленное в стационарную кольцевую канавку и являющееся контактным уплотнителем относительно подвижной цилиндрической поверхности. Прижимное резиновое кольцо установлено в стационарную кольцевую канавку соосно с уплотнительным кольцом и обеспечивает его радиальное поджатие к подвижной цилиндрической поверхности. Уплотнительный узел дополнительно содержит уплотнительный элемент из эластомерного материала, установленный в зазоре и сжатый между концами уплотнительного кольца и между подвижной поверхностью и прижимным эластомерным кольцом. Зазор при перемещении вдоль его длины имеет переменное сечение с образованием на одном конце кольца радиального паза, а уплотнительный элемент выполнен в виде резинового стержня, установленного в пазу с поджатием к поверхности паза и к поверхности другого конца уплотнительного кольца, на концах уплотнительного кольца имеются выступ и впадина, причем вершины выступов и ответные впадины имеют совпадающие острые углы. Изобретение повышает надежность уплотнения. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может бытъ использовано в гидравлических и пневматических устройствах для уплотнения осей, штоков и поршней при возвратно-поступательном, вращательном и колебательном движении.

Известны уплотнительные кольца с разрезами различной формы. При этом между концами кольца имеется зазор, величина которого колеблется от десятых долей миллиметра (см. книгу А. В. Горяиновой, Г.К. Божкова, М.С.Тихонова "Фторопласты в машиностроении", М., 1971 г., стр. 203) до нескольких миллиметров (см. ГОСТ 14896-84 "Манжеты уплотнительные резиновые для гидравлических устройств", приложение 6, "Конструкция и размеры защитных колец" таблица 10, 11). Указанный зазор образует в уплотнительном кольце негерметичное место. Для уменьшения протечек среды через зазор, согласно патенту ФРГ N 4305784 A1, М. кл. F 16 J 9/14 за 1993 г., концы уплотнительного кольца выполнены в виде пары: пружина - паз, а противолежащий давлению радиальный зазор перекрыт облицовкой малой толщины, жестко соединенной с одним из концов кольца.

Известна конструкция уплотнительного узла подвижного соединения, содержащего выполненное из вязко-упругого полимерного материала уплотнительное кольцо с разрезом, образующим между его концами зазор и установленное в стационарную кольцевую канавку, являющееся контактным уплотнителем относительно подвижной цилиндрической поверхности: прижимное кольцо из эластомерного материала, установленное в стационарную кольцевую канавку соосно с уплотнительным кольцом и обеспечивающее его радиальное поджатие к подвижной цилиндрической поверхности, а также герметичность самой кольцевой канавки. Указанное техническое решение принято за прототип настоящего изобретения (см. проспект фирмы Parker-Pradifa GmbH " Precision Seals for-Hydraulcs", стр. F 59, F 60, West Germany 3350/5/E, luli 1989). Недостатком прототипа является наличие утечек герметизируемой среды через зазор между концами уплотнительного кольца.

Целью настоящего изобретения является устранение утечек герметизируемой среды через зазор между концами уплотнительного кольца.

Поставленная цель достигается тем, что в известную конструкцию уплотнительного узла, содержащего выполненное из вязко-упругого полимерного материала уплотнительное кольцо с разрезом, образующим между его концами зазор и установленное в стационарную кольцевую канавку, являющееся контактным уплотнителем относительно подвижной цилиндрической поверхности: прижимное кольцо из эластомерного материала, установленное в стационарную кольцевую канавку соосно с уплотнительным кольцом и обеспечивающее его радиальное поджатие к подвижной цилиндрической поверхности, а также герметичность самой кольцевой канавки, дополнительно введен уплотнительный элемент из эластомерного материала, установленный в зазоре и сжатый между концами уплотнительного кольца и между подвижной поверхностъю и прижимным кольцом.

Зазор между концами уплотнителъного кольца выполнен вдоль его длины с переменным сечением, с образованием на одном конце кольца радиального паза, а уплотнительный элемент выполнен в виде резинового стержня, установленного в пазу с поджатием к поверхности паза и к поверхности другого конца уплотнительного кольца.

На концах уплотнителъного кольца имеются выступ и впадина, причем вершины выступов и ответные впадины имеют совпадающие острые углы.

Дополнительная установка уплотнительного элемента в зазор между концами уплотнительного кольца указанным выше образом герметизирует зазор и полностью устраняет протечки среды.

На фиг. 1 представлен общий вид уплотнительного узла подвижного соединения с уплотнительным элементом, выполненным в виде резинового стержня. Уплотнительный узел установлен на поршне гидравлического цилиндра. На фиг. 2. показан разрез уплотнительного узла плоскостью A-A, а на фиг. 3 - плоскостью B-B.

На фиг. 4 представлен общий вид уплотнительного узла в рабочем состоянии, когда в полость гидравлического цилиндра подано рабочее давление P, а поршень перемещается справа - налево по направлению, указанному стрелкой. На фиг. 5 показан разрез уплотнительного узла в рабочем состоянии плоскостью A-A, на фиг. 6 - плоскостью B-B.

Уплотнительный узел, показанный на фиг. 1, состоит из уплотнительного кольца 1 и прижимного кольца 2, установленных с6оосно внутри кольцевой канавки 3 на поршне 4. Уплотнительное кольцо 1 изготовлено из жесткого вязко-упругого материала на основе полиамида (политетрафторзтилена и др.), а прижимное кольцо 2 изготовлено из резины. Поршень 4 рассматривается в качестве стационарной детали, поскольку уплотнительный узел не совершает возвратно-поступательных движений относительно поршня 4. Прижимное резиновое кольцо 2 установлено в кольцевую канавку 3 с обеспечением радиального поджатия уплотнительного кольца 1 к подвижной цилиндрической поверхности 5 гидравлического цилиндра, а также с обеспечением герметичности кольцевой канавки 3.

Цилиндрическая поверхность 5 гидравлического цилиндра рассматривается в качестве подвижной детали, так как в рабочем состоянии уплотнительный узел совершает возвратно-поступательные движения относительно поверхности 5. Посколько уплотнительное кольцо 1. изготовлено из жесткого вязко-упругого полимерного материала, то для обеспечения возможности его установки в канавку 3 в кольце 1 имеется разрез, образующий между концами 6 и 7 кольца 1 зазор 8. В усматриваемом случае зазор 8 имеет форму буквы " z'", а при перемещении вдоль его длины по образующей уплотнительного кольца 1 сечение зазора 8 изменяется за счет того, что на конце 6 имеется радиальный паз 9. Уплотнительный элемент 10 имеет вид резинового стержня прямоугольного поперечного сечения и установлен в паз 9 таким образом, что противоположные боковые поверхности уплотнительного элемента 10 прижаты к поверхности 11 на дне паза 9 на конце 6 и к поверхности 12 на другом конце 7, а в радиальном направлении уплотнительный элемент 10 сжат между подвижной поверхностью 5 и прижимным кольцом 2(см. фиг. 2,3). На концах 6, 7 уплотнительного кольца 1 имеются выступ и впадина, причем вершины выступов и ответные впадины имеют совпадающие острые углы. Величина поджатия уплотнительного элемента 10 между описанными выше поверхностями выбирается в пределах (10 - 50)%.

Формула изобретения

1. Уплотнительный узел подвижного соединения, включающий выполненное из вязкоупругого полимерного материала уплотнительное кольцо с разрезом, образующим между его концами зазор, установленное в стационарную кольцевую канавку и являющееся контактным уплотнителем относительно подвижной цилиндрической поверхности, прижимное кольцо из эластомерного материала, установленное в стационарную кольцевую канавку соосно с уплотнительным кольцом и обеспечивающее его радиальное поджатие к подвижной цилиндрической поверхности и герметичность кольцевой канавки, отличающийся тем, что дополнительно содержит уплотнительный элемент из эластомерного материала, установленный в зазоре и сжатый между концами уплотнительного кольца и между подвижной поверхностью и прижимным эластомерным кольцом.

2. Уплотнительный узел по п.1, отличающийся тем, что зазор при перемещении вдоль его длины имеет переменное сечение с образованием на одном конце уплотнительного кольца радиального паза, а уплотнительный элемент выполнен в виде резинового стержня, установленного в пазу с поджатием к поверхности паза и к поверхности другого конца уплотнительного кольца.

3. Уплотнительный узел по пп.1 и 2, отличающийся тем, что на концах уплотнительного кольца имеются выступ и впадина, причем вершины выступов и ответные впадины имеют совпадающие острые углы.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к производству полимерных деталей с высокими антифрикционными свойствами и может быть использовано в различных отраслях машиностроения при изготовлении изделий типа ленточных уплотнительных колец, подшипников и направляющих, работающих на трение в парах с металлическим контртелом

Изобретение относится к машиностроению, в частности к гидроприводу, и может быть использовано в гидроцилиндрах сельскохозяйственной техники с возвратно-поступательным движением поршня диаметрами от 80 до 140 мм

Изобретение относится к скользящему элементу, в частности поршневому кольцу, с покрытием, а также к способу нанесения покрытия на скользящий элемент. Поршневое кольцо двигателя внутреннего сгорания выполнено из чугуна или стали и имеет износостойкое покрытие. Упомянутое покрытие имеет толщину от 2 до 40 мкм и содержит адгезионный слой из хрома (12), несколько чередующихся слоев из CrN (14) и металлсодержащих DLC-слоев из а-С:Н:Ме (16), где Me-вольфрам, хром, титан, германий или кремний. Адгезионный слой из хрома (12) наносят напылением путем испарения, чередующиеся слои из CrN (14) наносят ионно-плазменным напылением, а упомянутые металлсодержащие DLC-слои - активированным плазмой химическим осаждением из паровой фазы (PA-CVD). Обеспечивается скользящий элемент, который вместе с сопряженным элементом соответствует требованиям в отношении срока службы и затраты мощности на преодоление трения. 2 н. и 10 з.п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к винтовой нажимной стальной пружине для поршневого кольца, выполненной с износостойким покрытием, которая может быть использована как компонент маслосъемного кольца в поршне двигателя внутреннего сгорания. Износостойкое покрытие содержит слои из CrN и металлсодержащие DLC-слои из а-С:Н:Ме, где Me - вольфрам, хром, титан, германий или кремний, причем количество слоев составляет от 10 до 200, а слои из CrN и слои из а-С:Н:Ме имеют толщину от 30 до 100 нм. Обеспечивается винтовая нажимная пружина с улучшенными фрикционными свойствами, износостойкостью и прирабатываемостью по меньшей мере одного компонента маслосъемного поршневого кольца, состоящего из двух частей. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к скользящему элементу, в частности к поршневому кольцу, по меньшей мере с одной поверхностью скольжения с покрытием. Покрытие по направлению изнутри наружу имеет металлсодержащий адгезионный слой и DLC-слой. DLC-слой представляет собой безводородный слой из аморфного алмазоподобного углерода, который имеет основной DLC-слой, который является протяженным от адгезионного слоя до последующего покровного DLC-слоя, и имеет содержание углерода более чем около 98,5 ат. %, содержание кислорода, и/или водорода, и/или азота в каждом случае составляет менее чем около 0,5 ат. %, и соотношение углерода sp2/sp3 - между около 1 и около 3. Безводородный слой из аморфного алмазоподобного углерода имеет покровный DLC-слой, который является протяженным от основного DLC-слоя до поверхности скользящего элемента и по сравнению с основным слоем имеет меньшее содержание углерода, и/или более высокое содержание кислорода, и/или более высокое содержание водорода, а также содержит металлы и/или оксиды металлов и имеет соотношение углерода sp2/sp3 - между около 1 и около 3. Технический результат состоит в повышении механических и трибологических свойств элементов, в частности поршневых колец для двигателей внутреннего сгорания. 17 з.п. ф-лы, 4 ил., 2 табл.
Наверх