Трехфазный реактивный индукторный двигатель с малыми пульсациями момента

 

Использование: в сервоприводе при повышенных требованиях к уровню пульсаций вращающего момента. Трехфазный реактивный индукторный двигатель содержит безобмоточный ротор 1 с зубцами 2. Статор двигателя содержит магнитопровод 3 с зубцами 4, охваченными катушками 5. Зубцы статора размещены так, что образуется трехфазная магнитная система. Для снижения пульсаций момента в области малых частот вращения двигателя при 180-градусном питании обмоток предлагается следующая геометрия зубцового слоя : ширина коронки зубцов статора по воздушному зазору bz1 = (0,3...0,36)t2, ротора - bz2 = (0,39. . .0,45)t2, где t2 - зубцовый шаг по ротору. Магнитная система двигателя выполнена со взаимным скосом зубцов ротора относительно зубцов статора на величину = (0,05...0,25)t2. 3 з.п.ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к электрическим машинам и может быть использовано для сервопривода при повышенных требованиях к уровню пульсаций вращающего момента.

Известен трехфазный реактивный индукторный двигатель с пониженными пульсациями момента, содержащий зубчатый ротор без обмоток, статор с полюсами и расположенными на них обмотками. Для снижения пульсаций момента геометрия зубцового слоя выполнена такой, что отношение ширины коронки зубца ротора к ширине паза ротора по воздушному зазору находится в пределах (0,75... 0,9), то есть ширина коронки зубца ротора находится в пределах где t2 - зубцовый шаг по ротору.

Ширина коронок зубцов статора выполняется равной ширине коронок роторных зубцов. Для обеспечения линейной связи момента и тока обмотки, а также для уменьшения влияния насыщения зубцов на уровень пульсаций момента в широком диапазоне изменения тока ширина основания зубцов выполняется больше ширины коронок зубцов. Для обеспечения малых пульсаций момента предлагается алгоритм питания обмоток, при котором каждая фаза оказывается запитанной током только в пределах 1/3 периода. В этом случае при отключении от источника питания фазной обмотки одновременно производится подключение следующей обмотки. Таким образом, в любой момент времени запитанной током может быть только одна из фазных обмоток. Это исключает режим работы, в котором одновременно возбуждены две фазы и момент на валу кратковременно практически удваивается. (Патент США N 4647802, H 02 K 37/00).

Недостатком такого технического решения является относительно высокий уровень пульсаций момента, а также чувствительность величины пульсаций момента к крутизне нарастающего и спадающего фронтов токов в фазных обмотках. Поэтому область применения этого технического решения ограничена и находится в зоне пусковых частот вращения.

Известен высокоскоростной трехфазный реактивный индукторный двигатель с низкими пульсациями момента, используемый в качестве серводвигателя. Двигатель содержит зубчатый ротор без обмоток, статор с зубчатыми полюсами, на которых размещены обмотки. Для уменьшения пульсаций момента отношение ширины коронки зубцов к ширине паза ротора предлагается выдерживать в диапазоне (0,7... 0,9), то есть ширина коронки зубца ротора находится в пределах Ширина коронок зубцов статора выполняется равной ширине коронок зубцов ротора. При этом в качестве наиболее предпочтительного соотношения предлагается 0,78, то есть ширина коронки зубцов ротора (статора) - 0,44t2. Алгоритм питания обмоток предполагает подачу импульса тока в фазные обмотки в пределах 1/2 периода. В этом случае появляются интервалы времени, когда током запитаны две фазы. Это позволяет обеспечить уровень пульсаций момента на уровне 20%. (Патент США N 4947066, H 02 K 37/04).

Недостатком данного технического решения также является относительно высокий уровень пульсаций момента.

Предлагаемое изобретение направлено на изменение конфигурации зубцового слоя двигателя и за счет этого на снижение пульсаций момента на валу двигателя.

Решение указанной задачи обеспечивается конструкцией трехфазного реактивного индукторного двигателя, содержащего зубчатый статор с обмоткой и зубчатый безобмоточный ротор, в котором ширина коронки зубцов статора по воздушному зазору bz1= (0,3...0,36)t2, ротора - bz2= (0,39...0,45)t2. Кроме того, магнитная система двигателя выполняется со взаимным скосом зубцов ротора относительно зубцов статора на величину (0,05...0,25)t2.

В дальнейшем изобретение поясняется конкретным примером выполнения со ссылкой на чертежи, на которых показаны: - Фиг. 1 - поперечное сечение трехфазного реактивного индукторного двигателя; - Фиг. 2 - фрагмент зубцовой зоны двигателя; - Фиг. 3 - продольный вид ротора со скосом зубцов; - Фиг. 4 - диаграмма фазных токов и сигналов датчиков положения в области малых частот вращения; - Фиг. 5 - результирующий момент двигателя и его фазные составляющие в зависимости от углового положения ротора.

Трехфазный реактивный индукторный двигатель с малыми пульсациями момента, показанный на Фиг. 1, содержит безобмоточный ротор 1 с зубцами 2. Статор двигателя содержит магнитопровод 3 с зубцами 4, охваченными катушками 5. Зубцы статора размещены так, что образуется трехфазная магнитная система. Ширина коронки зубцов статора (Фиг. 2) по воздушному зазору bz1= (0,3... 0,36)t2, ротора - bz2= (0,39...0,45)t2. Магнитная система двигателя выполнена со взаимным скосом зубцов ротора относительно зубцов статора на величину = (0,05...0,25)t2, причем скос выполнен на роторе (Фиг. 3).

Для снижения акустического шума магнитную систему двигателя предлагается выполнять с числом зубцов на статоре -12, на роторе - 8.

В области малых частот вращения ток фазных обмоток имеет достаточно крутые фронты. Фазные сигналы датчика положения ротора d-A, d-B, d-C и соответствующие фазные токи IA, IB, IC показаны на Фиг.4. В этом режиме указанные соотношения геометрии коронок зубцов двигателя позволяют обеспечить такую форму момента от одной фазы MA (см. Фиг. 5), что сумма моментов от трех фаз дает результирующий момент MR с достаточно низким уровнем пульсаций. Питание обмоток двигателя осуществляется в течение 1/2 периода (Фиг. 4), причем ток IA подается в обмотку фазы A при положении зубцов ротора по отношению к зубцам данной фазы - "зубец-паз" и протекает в обмотке до тех пор, пока ротор не займет положение - "зубец-зубец". Таким образом, в процессе питания обмоток образуются интервалы времени, в течение которых ток одновременно протекает в двух фазных обмотках.

Кроме того, данная геометрия зубцового слоя с разной шириной коронок зубцов статора и ротора обеспечивает относительно пологий характер поведения фазного момента (см. Фиг. 5), например, MA, как в области "зубец-паз", так и в области "зубец-зубец". В этом случае двигатель оказывается менее чувствительным по пульсациям момента как к точности первоначальной установки датчика положения ротора, так и к форме нарастающего и спадающего фронтов фазных токов. Это способствует расширению диапазона работы двигателя по частоте вращения с малыми пульсациями момента.

Выполнение скоса зубцов в двигателе также способствует уменьшению пульсаций момента. Особенно это проявляется в конструкции двигателя с низким уровнем акустического шума с числом зубцов на статоре - 12, на роторе - 8, в котором на форме момента сильно сказывается насыщение вытянутых зубцов статора (см. Фиг. 1). Скос зубцов может быть выполнен как на роторе, так и на статоре. Для расширения диапазона магнитных нагрузок при сохранении низкого уровня пульсаций момента основание зубцов статора выбирается больше коронки соответствующих зубцов на величину (0,05...0,2)t2 (см. Фиг.2).

Таким образов, положительный эффект предлагаемого изобретения состоит в снижении пульсаций момента и достигается за счет применения предлагаемой геометрии зубцового слоя и скоса зубцов.


Формула изобретения

1. Трехфазный реактивный индукторный двигатель с малыми пульсациями момента, содержащий зубчатый статор с обмоткой и зубчатый безобмоточный ротор, отличающийся тем, что ширина коронки зубцов статора по воздушному зазору bz1 = (0,3 ... 0,36)t2, ротора bz2 = (0,39 ... 0,45)t2, где t2 - зубцовый шаг по ротору.

2. Трехфазный реактивный индукторный двигатель с малыми пульсациями момента по п.1, отличающийся тем, что магнитная система двигателя выполнена со взаимным скосом зубцов ротора и статора на величину = (0,05 ... 0,25)t2.

3. Трехфазный реактивный индукторный двигатель с малыми пульсациями момента по п. 1 или 2, отличающийся тем, что число зубцов на статоре - 12, на роторе - 8.

4. Трехфазный реактивный индукторный двигатель с малыми пульсациями момента по п. 1, или 2, или 3, отличающийся тем, что основания зубцов статора выполнены больше коронок соответствующих зубцов на величину (0,05 ... 0,2)t2.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, касается способов прямого преобразования тепловой энергии в электрическ то, может быть использовано при создании генераторов переменного тока

Изобретение относится к электромашиностроению , а именно к многофазным шаговым двигателям

Изобретение относится к электротехнике , к шаговым электродвигателям и может быть использовано в качестве исполнительного элемента в системах автоматики, роботах и манипуляторах

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к электрическим машинам, а конкретно к индукторным электродвигателям с переменным магнитным сопротивлением, и может быть использовано в устройствах различного назначения, например в низкоскоростных электроприводах бытового назначения

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим машинам переменного тока и касается особенностей их конструктивного выполнения

Изобретение относится к двухкоординатным устройствам на линейных двигателях с программным управлением, и может быть использовано в прецизионных станках, высокоточных копирующих устройствах, в графических установках

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей конструктивного выполнения индукторных электрических машин

Изобретение относится к способам управления индукторными двигателями, имеющими зубчатый статор

Изобретение относится к электротехнике, а точнее к реактивным шаговым электродвигателям

Изобретение относится к электротехнике, а точнее к электрическим машинам для бытовой техники, например для стиральных машин, электронасосов и кухонных комбайнов

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам

Изобретение относится к электротехнике, а точнее к электрическим машинам для бытовой техники, например для стиральных машин и компрессоров холодильников, и предназначено для управления однофазными индукторными электродвигателями со стартовыми полюсами

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам, и может быть использовано в электроприводе, на транспорте, в системах управления
Наверх