Колодка дискового тормоза

 

Изобретение относится к колодкам дисковых тормозов автотранспорта, различных машин и механизмов. Колодка дискового тормоза включает металлический каркас и фрикционную накладку. В средней части фрикционной накладки выполнен паз, ось которого расположена под углом к оси симметрии поверхности трения фрикционной накладки. Техническим результатом является сохранение гибкости колодки, возможности компенсации напряжений тепловой усталости в зоне оси симметрии поверхности трения фрикционной накладки, особенно ее центральной части, с одновременным уменьшением возможности трещинообразования по оси симметрии поверхности трения накладки за счет тепловой усталости. 1 ил.

Заявляемое изобретение относится к тормозным колодкам дисковых тормозов автотранспорта и различной техники.

Аналогом заявляемого изобретения является колодка дискового тормоза, включающая металлический каркас и фрикционную накладку (См. Каталог-справочник. Фрикционные и уплотнительные изделия и материалы. М., ЦНИИТЭНефтехим, 1990, с. 76). Существенные признаки аналога "металлический каркас и фрикционная накладка" совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является плохая прирабатываемость колодки из-за недостаточной гибкости по центральной оси симметрии фрикционной накладки, а также недостаточная возможность для компенсации напряжений тепловой усталости, в результате чего может произойти трещинообразование по оси симметрии поверхности трения фрикционной накладки.

Аналогом заявляемого изобретения является колодка дискового тормоза, включающая металлический каркас и фрикционную накладку, имеющую два паза, оси которых параллельны оси симметрии поверхности трения фрикционной накладки (См. Каталог-справочник. Фрикционные и уплотнительные изделия и материалы. - М. , ЦНИИТЭНефтехим, 1990, с.78). Существенные признаки заявляемого изобретения "металлический каркас, фрикционная накладка, паз" совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является недостаточная возможность для компенсации напряжений тепловой усталости в зоне оси симметрии поверхности трения фрикционной накладки, в результате чего может произойти трещинообразование в указанной зоне.

Аналогом заявляемого изобретения является колодка дискового тормоза, включающая плоский металлический каркас и фрикционную накладку, в которой выполнен паз, ось которого параллельна прямолинейным боковым граням колодки и смещена относительно оси симметрии колодки (см. патент РФ N 2098686, МПК 6 F 16 D 55/224, 1997). Существенные признаки аналога "плоский металлический каркас, фрикционная накладка, в которой выполнен паз", совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Этому аналогу присущи все недостатки предыдущего аналога, но в усиленной форме, так как он отличается от предыдущего аналога отсутствием одного из пазов ("негативной новизной"). Отсутствие одного из пазов уменьшает гибкость колодки в той части, где нет паза (ухудшается прирабатываемость), а также снижает, возможность компенсации напряжений тепловой усталости.

Прототипом заявляемого изобретения является колодка дискового тормоза, включающая металлический каркас и фрикционную накладку, в которой выполнен паз, ось которого адекватна оси симметрии поверхности трения фрикционной накладки (См. Каталог-справочник. Фрикционные и уплотнительные изделия и материалы. М, ЦНИИТЭНефтехим, 1990, с. 77). Существенные признаки прототипа "металлический каркас, фрикционная накладка, в которой выполнен паз" совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком прототипа является совпадение паза с направлением развития трещинообразования в результате тепловой усталости, в результате чего по пазу, где из-за меньшей толщины полимерного композита меньше его механическая прочность, может развиться трещина.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является сохранение присущих прототипу гибкости колодки, возможности компенсации напряжений тепловой усталости в зоне оси симметрии поверхности трения фрикционной накладки (особенно ее центральной части) с одновременным уменьшением возможности трещинообразования по оси симметрии поверхности трения накладки за счет тепловой усталости.

Для достижения указанного технического результата в колодке дискового тормоза, включающей металлический каркас и фрикционную накладку, в которой выполнен паз, ось паза расположена под углом к оси симметрии поверхности трения фрикционной накладки.

Существенные признаки заявляемого изобретения "ось паза расположена под углом к оси симметрии поверхности трения фрикционной накладки" являются отличительными от признаков прототипа.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена колодка, вид со стороны поверхности трения фрикционной накладки и часть тормозного диска, содержащая вырыв в зоне контакта с колодкой.

Колодка содержит плоский металлический каркас 1 и фрикционную накладку (полимерный композиционный фрикционный элемент) 2. Во фрикционной накладке со стороны поверхности трения выполнен прямой паз 3. Ось 4 паза расположена под углом к расположенной радиально тормозному диску оси 5 симметрии поверхности трения 6 фрикционной накладки. Паз может иметь различную глубину, включая случай, когда паз доходит до металлического каркаса. Паз может иметь также и различную ширину. Конкретные размеры паза определяются техническими и эксплуатационными параметрами конкретной колодки. Угол, под которым расположен паз, также может быть различен для конкретных колодок и тормозных узлов.

Конкретным примером заявляемого изобретения является колодка дискового тормоза автомобиля ОАО "ГАЗ" "Соболь", дет. 2217-3501090. Колодка имеет паз, ось которого расположена под углом ~4o к оси симметрии поверхности трения колодки. Паз выполнен на пазовальном станке.

Изготовление паза под углом к оси симметрии поверхности трения накладки снижает возможность образования усталостной трещины, которая обычно пересекает центр накладки по наиболее короткому расстоянию - расположенной радиально тормозному диску оси симметрии поверхности трения накладки, так как направление паза и развивающейся трещины не совпадают. В то же время паз расположен в центральной части накладки, а не сбоку, что обеспечивает наибольшую компенсацию напряжений тепловой усталости, а также напряжений, изгибающих накладку при прижатии ее к тормозному диску в процессе торможения.

Формула изобретения

Колодка дискового тормоза, включающая металлический каркас и фрикционную накладку, в которой выполнен паз, отличающаяся тем, что ось паза расположена в центральной части поверхности трения фрикционной накладки и под углом к оси симметрии поверхности трения фрикционной накладки.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к наполненным полимерным композициям на основе тканого армирующего материала термореактивного полимерного связующего и может быть использовано для изготовления подшипников
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники, железнодорожного транспорта, машин и оборудования, муфтах сцеплений

Изобретение относится к фрикционным изделиям, имеющим кольцевую форму и эксплуатирующимся под воздействием значительных крутящих моментов
Изобретение относится к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент и эксплуатирующимся в различных фрикционных узлах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных и тормозных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах (тормозных узлах машин и оборудования, муфтах сцеплений и др.)
Изобретение относится к тормозным колодкам железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к фрикционным полимерным композиционным материалам, наполнителям для них и изделиям из этих материалов, в частности к тормозным автомобильным колодкам, дискам сцепления и фрикционным деталям тормозных механизмов машин, применяемых в различных областях техники
Изобретение относится к фрикционным изделиям, преимущественно безасбестовым, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах

Изобретение относится к области изготовления тормозных дисков из композиционных материалов и, более конкретно изготовления волокнистых заготовок, предназначенных для изготовления тормозных дисков
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, используемым в различных фрикционных узлах

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам

Изобретение относится к созданию фрикционных материалов из уплотненной углеродной пены
Изобретение относится к производству тормозных накладок
Наверх