Механизм управления коробкой перемены передач транспортного средства (варианты)

 

Изобретение относится к транспортной технике и касается создания механизма управления коробкой перемены передач инвалидами при наличии дистанционного привода. Механизм управления содержит рычаг переключения передач, установленный на полу вблизи педального блока, и орган управления выбора передач. При первом и втором вариантах реализации изобретения орган управления выбора передач выполнен в виде вилки, размещен сбоку от штатного рычага переключения коробки передач и связан с ним кинематической связью. При первом варианте реализации изобретения рычаг выполнен двуплечим и вращающимся на горизонтальной оси. Одно из плеч рычага шарнирно соединено посредством жесткой тяги со штатными элементами привода переключения коробки перемены передач. При втором варианте реализации изобретения рычаг выполнен маятниковым с осью вращения относительно вертикальной оси в диапазоне от 15 до 50o. Технический результат реализации изобретения заключается в упрощении конструкции механизма управления коробкой перемены передач при сохранении надежности его работы. 2 с.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствам управления коробкой перемены передач инвалидами с дистанционным приводом.

Известны механизмы управления коробкой передач с дистанционным приводом, описанные в авторском свидетельстве СССР N 1634549, B 60 K 20/02, F 16 H 59/04, 1989 г. , или в приложении к руководству по эксплуатации автомобиля ЗАЗ 968 М и модификаций ББК 39.385.52, А22, УДК 629.114.6 (083.96) ст.12. В таких механизмах с помощью управляющего органа, например такого как электрического выключателя или гидравлического крана, подается сигнал на исполнение силовым элементам, таким как электромагниты или гидроцилиндры. Причем они используются для приведения в действие как механизма выбора передач, так и для их переключения, которые сопровождаются вращением штока привода коробки передач и его возвратно-поступательным движением.

К недостатку подобных механизмов следует отнести это присутствие в конструкции сложных и дорогостоящих силовых элементов (электромагниты, гидроцилиндры), а также необходимость их обеспечения энергетическими источниками повышенной мощности, такими как электрический генератор, а в случае использования в конструкции гидроцилиндров, то и необходимости создания маслоподающей станции. Все, вместе взятое, усложняет конструкцию и заметно ее удорожает из-за большого количества основных и промежуточных звеньев системы.

Наиболее близким аналогом по технической сущности и техническому результату к заявляемому техническому решению является система управления механической коробкой передач автомобиля, содержащая орган управления, установленный на полу, шток, выключатель и электромагниты управления, подключенные к электрической цепи автомобиля. Система также снабжена двухпозиционным переключателем кнопочного типа, контакты которого подключены к соответствующему электромагниту управления и к включателю. Орган управления системы выполнен в виде трехпозиционной двухплечей педали с вертикальной осью качения, при этом плечи педали кинематически связаны со штоком, выполненным с возможностью взаимодействия с включателем, а двухпозиционный переключатель установлен на участке пола под указанной педалью (см. описание изобретения к авторскому свидетельству СССР N 1266766, МКИ4 B 60 K 20/02).

К недостаткам этой конструкции относится ее технологическая сложность, обусловленная необходимостью применения электрических включателей, пучков проводов, коммуникационных блоков и силовых электромагнитов, наличие которых заметно увеличивают стоимость. Кроме этого, данная конструкция не предусматривает операции, связанные с включением передачи заднего хода, введение которой потребует дополнительных компонентов, которые еще больше усложнят конструкцию.

Задачей изобретения является упрощение конструкции и уменьшение стоимости при сохранении надежности работы механизма управления коробкой перемены передач.

Поставленная задача решается за счет того, что в известном механизме управлений коробкой перемены передач, содержащим рычаг переключения передач, установленный на полу вблизи педального блока и орган управления выбора передач, согласно изобретению по первому варианту рычаг выполнен двуплечим и вращающимся на горизонтальной оси, одно из плеч которого шарнирно соединено посредством жесткой тяги со штатными элементами привода переключения коробки перемены передач, а орган управления выбора передач выполнен в виде вилки, размещен сбоку от штатного рычага переключения коробки передач, и связанного с ним кинематической связью.

По второму варианту, поставленная задача решается за счет того, что в известном механизме управления коробкой перемены передач транспортного средства, содержащим рычаг переключения передач, установленный на полу, вблизи педального блока, и орган управления выбора передач, согласно изобретению рычаг выполнен маятниковым с осью вращения относительно вертикальной оси в диапазоне от 15 до 50o, а орган управления выбора передач выполнен в виде вилки, размещенной сбоку от штатного рычага переключения коробки передач и связанной с ним кинематической связью.

Таким образом, поставленная задача по первому варианту достигается тем, что весь процесс выбора и переключения передач осуществляется за счет мускульной силы ноги водителя, связанной с применением конструкции привода переключения коробки передач, основанной на элементах простой кинематической связи. Выбор передач осуществляется боковым воздействием голени ноги на штатные элементы коробки передач через упор, выполненный в виде вилки, а переключение самих передач производится воздействием носка той же ноги на одно из плеч двуплечего рычага, связанного со штатными элементами механизма переключения передач.

А по второму варианту решения поставленная задача достигается тем, что процесс выбора и переключения передач осуществляется за счет мускульной силы водителя, связанной с применением конструкции привода переключения передач, основанной на элементах простой кинематической связи. Выбор передач осуществляется боковым воздействием голени ноги на штатные элементы коробки перемены передач через упор, выполненный в виде вилки, а переключение самих передач производится воздействием носка той же ноги на конец маятникового рычага, связанного со штатными элементами механизма переключения передач.

Сопоставительный анализ заявляемого технического решения с известными решениями, описанными в технической литературе и патентной документации на дату подачи заявки показывает, что совокупность существенных признаков ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна". Анализ известных технических решений в данной области показал, что заявляемый механизм имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявляемой совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно заявляемое техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.

Заявляемое техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно.

Изобретение иллюстрируется следующими чертежами.

На фиг. 1 изображен первый вариант общего вида механизма управления коробкой перемены передач инвалидами, у которых повреждена или отсутствует рука.

На фиг. 2 изображен общий вид этого же механизма по второму варианту.

Механизм по первому варианту состоит из неподвижно закрепленной к полу опоры 1, на горизонтальной оси которой вращается двуплечий трехпозиционный рычаг 2, имеющий верхнее и нижнее плечи. Рычаг 2 своим нижним плечом связан с рычагом переключения передач 3 посредством тяги 4. К боковой стенке туннеля пола на двух шарнирах закреплена вилка выбора передач, которая представляет из себя жесткую, сварную конструкцию. Рычаг переключения передач 3 своим стержнем располагается между продольными направляющими паза B вилки выбора передач.

Механизм по второму варианту состоит из неподвижно закрепленной к полу опоры 1, на наклонной оси которой вращается маятниковый рычаг 2. Ось рычага расположена под углом 15...50o от вертикальной оси и для удобства пользования рычагом подбирается экспериментальным путем в зависимости от конфигурации пола автомобиля. Маятниковый рычаг 2 своей средней частью связан с рычагом переключения передач 3 посредством тяги 4. К боковой стенке туннеля пола на двух шарнирах закреплена вилка выбора передач 5, которая представляет из себя жесткую, сварную конструкцию. Рычаг переключения передач 3 своим стержнем располагается между продольными направляющими паза В вилки выбора передач.

Механизм управления коробкой перемены передач по первому варианту работает следующим образом. В нейтральном положении рычаг коробки переключения передач 3 находится в среднем положении на линии включения 3 и 4 передачи. Голенью ноги, установленной в паз A вилки 5, рычаг переключения передач 3, расположенный в пазу B той же вилки, переводится в левое крайнее положение, соответствующее включению первой, второй передачи и удерживается в этом положении. Для включения первой передачи носком этой же ноги нажимают на нижнее плечо двуплечего рычага 2, который через тягу 4 переведет рычаг переключения передач 3 в соответствующее первой передаче положению. После начала движения и разгона автомобиля, в случае необходимости изменения режима движения автомобиля, носком ноги производится нажатие на верхнее плечо двуплечего рычага 2, в результате чего рычаг 3 займет место, соответствующее ее нейтральному положению. Удерживая голенью ноги с помощью вилки 5 рычаг 3 в крайнем левом положении и оказывая дальнейшее воздействие ногой на верхнее плечо рычага 2, производится включение второй передачи. Включение последующих передач аналогично включению предыдущих, но с условием перевода рычага 3 в положение соответствующему 3, 4 передач, т.е. без оказания воздействия на рычаг 3 вилкой 5. Включение передачи заднего хода производится перемещением и удержанием рычага 3 в крайнем правом положении, осуществляемое голенью ноги, расположенной в пазу A вилки 5 и последующим воздействием ноги на верхнее плечо двуплечего рычага 2.

Механизм управления коробкой передач по второму варианту работает следующим образом. В нейтральном положении рычаг коробки переключения третьей передачи находится в среднем положении на линии включения третьей и четвертой передачи. Голенью ноги, установленной в паз A вилки 5, рычаг переключения третьей передачи, расположенный в пазу B той же вилке, переводится в левое крайнее положение, соответствующее включению первой, второй передач, и удерживается в этом положении. Для включения первой передачи носком этой же ноги, движением от себя (по ходу движения автомобиля) нажимают на конец рычага 1, который через тягу 4 переведет рычаг переключения передач 5 в положение, соответствующее положению первой передачи. После начала движения и разгона автомобиля, в случае необходимости изменения режима движения автомобиля, движением носка ноги на себя (против хода движения автомобиля) производится воздействие на конец рычага 1, в результате чего, рычаг 3 займет место, соответствующее ее нейтральному положению. Удерживая голенью ноги с помощью вилки 5 рычаг 3 в крайнем левом положении и оказывая дальнейшее воздействие ногой на конец рычага 1, производится включение второй передачи. Включение последующих передач аналогично включению предыдущих, но с условием перевода рычага 3 в положение, соответствующее третьей, четвертой передач, т.е. без оказания воздействия на рычаг 3 вилкой 5. Включение передачи заднего хода производится перемещением и удержанием рычага 3 в крайнем правом положении, осуществляемое голенью ноги, расположенной в пазу A вилки 5, и последующим воздействием ногой на конец маятникового рычага 2.

Заявляемое техническое решение предлагается использовать на автомобиле ВАЗ 11113 "ОКА", а также на других легковых автомобилях.

Формула изобретения

1. Механизм управления коробкой перемены передач транспортного средства, содержащий рычаг переключения передач, установленный на полу вблизи педального блока, и орган управления выбора передач, отличающийся тем, что рычаг выполнен двуплечим и вращающимся на горизонтальной оси, одно из плеч которого шарнирно соединено посредством жесткой тяги со штатными элементами привода переключения коробки перемены передач, а орган управления выбора передач выполнен в виде вилки, размещен сбоку от штатного рычага переключения коробки передач и связан с ним кинематической связью.

2. Механизм управления коробкой перемены передач транспортного средства, содержащий рычаг переключения передач, установленный на полу вблизи педального блока, и орган управления выбора передач, отличающийся тем, что рычаг выполнен маятниковым с осью вращения относительно вертикальной оси в диапазоне от 15 до 50o, а орган управления выбора передач выполнен в виде вилки, размещенной сбоку от штатного рычага переключения коробки передач, и связан с ним кинематической связью.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к устройствам переключения ступеней в их коробках передач, осуществляемым фрикционными муфтами, включаемыми с помощью гидроцилиндров при подаче в них масла под давлением

Изобретение относится к транспортным и дорожно-строительным машинам

Изобретение относится к автомобилестроению, станкостроению и может быть использовано в коробках передач автомобилей и металлорежущих станков

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станках, например, с автоматическим циклом переключения скоростей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к системам командного и автоматического переключения передач транспортных средств с механической ступенчатой трансмиссией

Изобретение относится к машиностроению , к коробкам передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению , к механизмам переключения передач Цель - упрощение переключений - достигается за счет исключения ручных усилий при переключении

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к автомобильным коробкам передач с дистанционным приводом управления, имеющим блокирующее устройство против ошибочного включения передачи заднего хода

Изобретение относится к транспортной технике, преимущественно к автомобилям, тракторам и строительно-дорожным машинам, снабженным двумя коробками передач, требующими синхронного переключения

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системах управления коробками передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автомобильным коробкам передач, имеющим привод управления с блокировкой против ошибочного включения заднего хода
Наверх