Судно на воздушной подушке

 

Изобретение относится к судостроению и касается создания судов на воздушной подушке. Судно имеет корпус с водонепроницаемыми переборками. Между двумя из переборок в кормовой части расположена воздухоподающая камера с рабочими колесами вентиляторов для подачи воздуха. Верхняя панель камеры выполнена в виде двух спиральных листов. С одной стороны спиральные листы сопряжены с верхним профилированным языком. С другой стороны листы сопряжены с бортовым профилированным языком. Спиральные листы соединены с днищем камеры посредством верхнего языка и плоского листа, проходящего по диаметральной плоскости. Каждый бортовой язык сопряжен с бортовым окном. Днище камеры выполнено из двух дугообразных частей. Каждая из дугообразных частей сопряжена с днищевым профилированным языком и бортовым окном. Каждое днищевое окно снабжено диффузором, выполненным из плоского листа и из установленного под острым углом к днищу камеры плоского листа. Бортовые окна камеры сопряжены с верхней ее панелью, а также с переборками камеры. Камера снабжена перегородкой, разделяющей ее на две полости. Перегородка установлена параллельно переборкам судна. В перегородке имеются два отверстия, симметрично установленные относительно диаметральной плоскости. В отверстиях установлены упомянутые выше вентиляторы для подачи воздуха. Каждое из отверстий больше наружного диаметра вентилятора не более чем на 10%. Технический результат реализации изобретения заключается в повышении экономичности, грузоподъемности и живучести судна. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к судостроению, а именно к судам на воздушной подушке.

Известно судно на воздушной подушке с двухъярусным гибким периферийным ограждением, содержащее корпус с водонепроницаемыми переборками, между двух из которых в кормовой части расположена воздухоподающая камера с рабочими колесами вентиляторов для подачи воздуха, причем упомянутая камера выполнена с профилированным языком, установленным на днище камеры, перекрыта верхней панелью, сопряженной своими концами с боковыми стенками камеры, при этом воздухоподающая камера снабжена бортовыми, днищевыми и входными окнами для пневматического сообщения (см. авт.св. СССР N 603190 А, МПК B 60 V 3/06 от 07/03/1982).

Указанное авторское свидетельство принято в качестве аналога изобретения. Недостатком этого судна являются невысокие эксплуатационные качества, выражающиеся в невысоком коэффициенте полезного действия и большем расходе топлива.

Сущностью изобретения является повышение экономичности судна, повышение грузоподъемности судна, повышение живучести судна.

Указанная цель достигается тем, что судно снабжено воздухоподающей камерой, расположенной между двумя водонепроницаемыми переборками судна, расположенными поперек судна от правого до левого борта, причем камера симметрична относительно диаметрального сечения, камера снабжена верхней панелью, при этом верхняя панель камеры выполнена в виде двух спиральных листов, сопряженных с одной стороны с верхним профилированным языком, а с другой стороны с бортовым профилированным языком, и установленных симметрично относительно диаметральной плоскости, и соединенных с днищем камеры посредством верхнего языка и плоского листа, проходящего по диаметральной плоскости, каждый бортовой язык расположен на соответствующем борту симметрично относительно диаметрального сечения и сопряжен с бортовым окном. Камера также снабжена двумя днищевыми профилированными языками, расположенными симметрично относительно диаметрального сечения, причем днище камеры выполнено из двух дугообразных частей, симметричных относительно диаметральной плоскости, и каждая из которых сопряжена с днищевым профилированным языком и бортовым окном, причем каждое днищевое окно снабжено диффузором, выполненным из плоского листа и из установленного под острым углом к днищу камеры плоского листа и сопряженным с днищевым профилированным языком, при этом бортовые окна сопряжены с переборками камеры, также камера разделена на две равные части перегородкой, участвующей в прочности корпуса, расположенной между водонепроницаемыми переборками судна, но не являющейся водонепроницаемой переборкой, причем в перегородке имеются два отверстия, симметрично установленные относительно диаметрального сечения.

Кроме того, для увеличения живучести судна плоский лист снабжен шибером, а входные окна снабжены заслонками, причем один из краев шибера выполнен сопрягаемым с профилированным языком.

Кроме того, для уменьшения сопротивления при движении на волнении, для снижения величины горба волнового сопротивления, что позволяет увеличить грузоподъемность судна при сохранении требуемой остойчивости, судно снабжено пневмоканалами, образованными верхним ярусом гибкого ограждения, навесными секциями и элементами конструкции корпуса (борт, корма, нос), обеспечивающими распределение воздуха по всему периметру судна. Пневмоканалы снабжены двумя бортовыми герметичными диафрагмами, установленными поперек пневмоканалов, причем герметичные диафрагмы сопрягаются одной из своих сторон на борту судна с перегородкой воздухоподающей камеры, причем, кроме того, гибкое ограждение снабжено еще двумя герметичными диафрагмами, установленным в пневмоканалах, причем одна диафрагма установлена в носовой части судна, а другая установлена в кормовой части судна. Кроме того, в верхнем ярусе гибкого ограждения в районе между указанной бортовой диафрагмой и поперечным секционированием должны отсутствовать отверстия, обеспечивающие подачу воздуха из верхнего яруса гибкого ограждения в съемные элементы нижнего яруса.

Кроме того, для исключения скапливания воды в ресивере в районе поперечных диафрагм поперечная диафрагма и (или) верхний ярус может быть снабжена отверстиями для перетока воды или спуска в нижний ярус.

На фиг. 1 общий вид судна на воздушной подушке.

На фиг. 2 план верхнего яруса гибкого ограждения и воздухоподающей камеры судна.

На фиг. 3 разрез отсека воздухоподающих нагнетателей.

Судно на воздушной подушке с двухъярусным гибким периферийным и продольно-поперечным секционирующим ограждениями содержит корпус 1 с водонепроницаемыми переборками 2 и 3, расположенными в кормовой части. Между этими переборками 2 и 3 расположена симметричная, относительно диаметрального сечения, камера 4 с двумя рабочими колесами вентиляторов 20. Камера 4 выполнена с двумя профилированными днищевыми языками 5, установленными на днище 6. Камера 4 перекрыта верхней панелью, выполненной в виде двух спиральных листов 7, сопряженных с верхним профилированным языком 8, расположенным в верхней части камеры, симметрично относительно диаметрального сечения.

Спиральные листы 7 также сопрягаются своими концами с бортовыми языками 15, переборками камеры 4, причем камера 4 снабжена бортовыми окнами 9, днищевыми окнами 10 и входными окнами 11 для пневматического сообщения. Верхний профилированный язык 8 соединен с днищем 6 камеры 4 посредством плоского листа 12, проходящего по диаметральной плоскости. Днище камеры 4 выполнено в виде двух дугообразных, симметричных относительно диаметральной плоскости листов 16, каждый из которых сопряжен с профилированным языком 5 и бортовым окном 9. Каждое днищевое окно 10 снабжено диффузором, выполненным из плоского листа 12 и плоского листа 13, установленного под острым углом к днищу. При этом бортовые окна 9 сопряжены с переборками 2 и 3 камеры 4.

Камера 4 разделена на две равные части перегородкой 17, соединенной с корпусом, установленной параллельно водонепроницаемым переборкам 3 и 4, но не являющейся водонепроницаемой переборкой, снабженной окнами 19, в которых установлены рабочие колеса 20.

Плоский лист 12 снабжен шибером 14, край которого сопряжен с дополнительным профилированным языком 8. Входные окна 11 могут быть снабжены патрубками 21, заслонками и входными коробками 18.

Гибкое ограждение судна состоит из двух ярусов. Верхний ярус 22 совместно с элементами корпуса судна образует пневмоканалы, обеспечивающие распределение воздуха, поступающего из воздухоподающей камеры 4, по всему периметру судна. На верхнем ярусе установлен нижний ярус 23, состоящий из большого числа раздельных съемных элементов. Воздух из верхнего яруса в съемные элементы поступает через отверстия 24 в верхнем ярусе, расположенные напротив каждого съемного элемента.

Пневмоканалы судна имеют бортовые герметичные диафрагмы 25, соединенные с перегородкой 17 камеры 4 в районе окна 9. Кроме того, пневмоканалы в носовой и кормовой оконечности судна также должны быть разделены герметичными диафрагмами 26.

В районе между диафрагмами 25 и поперечным секционирующим элементом гибкого ограждения 27 в верхнем ярусе не должны присутствовать отверстия, обеспечивающие подачу воздуха в съемные элементы. Наполнение съемных элементов нижнего яруса в этом районе происходит из полости воздушной подушки 29.

Днищевое окно 10 обеспечивает подачу воздуха в продольный секционирующий элемент 28 гибкого ограждения.

При работе нагнетательного комплекса воздух через входные окна 11 поступает на рабочие колеса, а затем распределяется в гибкое ограждение посредством бортовых 9 и днищевых 10 окон. Для качественного и равномерного распределения воздуха при подаче в пневмоканалы предусмотрены языки 8 и 15. Для обеспечения подачи воздуха в продольный киль гибкого ограждения, для создания давления в продольном киле выше, чем в пневмоканалах, предусмотрен язык 5 и диффузор.

Наличие языков (5, 8, 15), спиральных листов (7, 16), переборок (3, 4), перегородки (17) и диафрагм (25, 26) обеспечивает при наличии двух колес вентилятора раздельную воздухоподачу в четыре полости 29, 30, 31, 32 воздушной подушки, в продольный киль 28 и два поперечных киля 27. При этом в каждой из полостей и в каждом киле создается разное давление. Это позволяет добиться высокой поперечной и продольной остойчивости судна при его относительно малой ширине, что позволяет добиться более высоких значений отношения длины воздушной подушки к его ширине, а последнее позволяет снизить сопротивление судна при его движении и снизить горб волнового сопротивления при его разгоне.

При аварийной ситуации - отказе работы одного из рабочих колес - предусмотрен съемный шибер 14 и заслонки для входных окон 11, которые могут быть в них вставлены, для полной герметизации неработающего рабочего колеса в полукамере 4.

Заявленная совокупность признаков при сравнении с другими известными техническими решениями позволяет сделать вывод о соответствии технического решения критерию "существенные отличия".

Указанная конструкция нагнетательного комплекса позволяет получить повышенный коэффициент полезного действия и экономичность судна в целом.

Указанное изобретение было осуществлено на судне на воздушной подушке типа "Ирбис".

Формула изобретения

1. Судно на воздушной подушке с двухъярусным гибким периферийным ограждением, содержащее корпус с поперечными водонепроницаемыми переборками, между двух из которых в кормовой части расположена воздухоподающая камера с рабочими колесами вентиляторов для подачи воздуха, причем упомянутая камера выполнена с профилированным языком, установленным на днище камеры, перекрыта верхней панелью, сопряженной своими концами с боковыми стенками камеры, при этом воздухоподающая камера снабжена бортовыми, днищевыми и входными окнами для пневматического сообщения, отличающееся тем, что оно имеет продольно-поперечное секционирующее ограждение, воздухоподающая камера снабжена верхним профилированным языком, расположенным в верхней части камеры и установленным симметрично относительно диаметральной плоскости, при этом верхняя панель камеры выполнена в виде двух спиральных листов, сопряженных одним своим концом с верхним языком, установленных симметрично относительно диаметральной плоскости и соединенных с днищем камеры посредством верхнего профилированного языка и плоского листа, проходящего по диаметральной плоскости от верхнего профилированного языка до днища, причем днище камеры выполнено из двух дугообразных симметричных относительно диаметральной плоскости частей, каждая из которых сопряжена с днищевым профилированным языком и бортовым окном, причем каждое днищевое окно снабжено диффузором, выполненным из плоского листа и из установленного под острым углом к днищу камеры плоского листа, сопряженного с днищевым профилированным языком, при этом бортовые окна камеры сопряжены с верхней панелью камеры посредством бортовых языков, а также сопряжены с переборками камеры, причем камера дополнительно снабжена перегородкой, разделяющей ее на две полости, установленной параллельно переборкам судна и имеющей два отверстия, расположенные симметрично относительно диаметральной плоскости, в которых установлены два рабочих колеса вентиляторов для подачи воздуха, причем каждое их указанных отверстий больше наружного диаметра вентилятора не более чем на 10%.

2. Судно по п.1, отличающееся тем, что увеличение живучести судна при отказе одного из вентиляторов плоский лист снабжен шибером, а входные окна снабжены заслонками, причем один из краев шибера выполнен сопрягаемым с верхним профилированным языком.

3. Судно по п.1, отличающееся тем, что оно имеет пневмоканалы для распределения воздуха по периметру судна, образованные верхним ярусом гибкого ограждения, навесными секциями и элементами корпуса, причем для повышения остойчивости судна при малой относительной ширине гибкого ограждения пневмоканалы снабжены двумя герметичными поперечными мембранами, установленными поперек пневмоканала и сопряженными одним из своих концов в районе бортового окна с перегородкой воздухоподающей камеры, причем пневмоканалы снабжены герметичными мембранами в носовой и кормовой оконечностях судна, при этом верхний ярус в районе между поперечной мембраной и поперечным секционирующим элементом выполнен без отверстий для подачи воздуха в съемные элементы нижнего яруса, установленные в данном районе.

4. Судно по п.3, отличающееся тем, что для удаления воды из района между поперечной мембраной и поперечным секционирующим элементом гибкого ограждения мембрана выполнена с отверстиями для перетока воды или спуска ее в нижний ярус.

5. Судно по п. 1, отличающееся тем, что ось симметрии воздухоподающей камеры не совпадает с диаметральной плоскостью судна.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Другие изменения, связанные с зарегистрированными изобретениями

Изменения:Публикацию о досрочном прекращении действия патента на изобретение считать недействительной

Номер и год публикации бюллетеня: 8-2005

Извещение опубликовано: 27.04.2005        БИ: 12/2005

PC4A - Регистрация договора об уступке патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:Проценко Валерий Валентинович

(73) Патентообладатель:Общество с ограниченной ответственностью "Судостроительная компания "Нептун"

Договор № РД0033428 зарегистрирован 04.03.2008

Извещение опубликовано: 20.04.2008        БИ: 11/2008



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается создания аэродинамических судов с дисковыми движителями вертикального подъема и с маршевыми дисковыми движителями

Изобретение относится к транспортной технике на воздушной подушке и касается создания аппаратов на воздушной подушке, способных перемещаться по дорогам и в условиях бездорожья, обладая плавучестью

Изобретение относится к транспорту и касается конструирования амфибийных скеговых судов на воздушной подушке

Изобретение относится к области судостроения, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке (СВП) резонансным способом; при прокладке ледового канала; раннем вскрытии рек и водохранилищ; разрушении перемычек, заторов, закраин; раннем спуске льда на реках; предупреждении заторообразования, а особенно при борьбе со льдом на мелководье, где ледоколы вследствие наличия значительной осадки работать не могут

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования судов на воздушной подушке

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования судов на воздушной подушке

Шасси // 2006399
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования шасси, использующих подъемную силу воздушной подушки под днищем судов

Изобретение относится к транспорту и касается конструирования амфибийных скеговых судов на воздушной подушке

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается конструирования их ресиверов

Изобретение относится к транспорту

Изобретение относится к транспорту и направлено на ускорение сборки корпуса платформы на воздушной подушке и повышение его надежности
Наверх