Система мониторинга, информационного обслуживания и охраны транспортных средств от несанкционированного воздействия

 

Изобретение относится к охранным системам транспортных средств (ТС). По пейджинговой сети связи активируются иммобилайзеры, блокируются двигатели и запускаются передатчики маячкового типа. Стационарные приемопередатчики на улично-дорожной сети принимают сигналы от передатчиков маячкового типа, осуществляют их пеленгацию, измеряют мощность сигналов и передают информацию на базовые станции. В информационном центре, связанном с базовыми станциями и подключенном к пейджинговой сети связи, определяются координаты ТС и учитывается количество включений передатчика маячкового типа для финансовых расчетов. Предусмотрены также прием и обработка информационным центром сообщений из внешних информационных источников и передача сообщений в территориально распределенную сеть центров оперативного реагирования на угрозы и факты несанкционированного воздействия на охраняемые ТС. Владелец ТС снабжен транспондерной карточкой, на которой нанесены секретные блокирующий, маячковый и расчетный коды, а в цифровой памяти зафиксирован идентификационный код. Последний дистанционно считывается с карточки для деактивации иммобилайзера и разблокирования двигателя. Система характеризуется повышенными степенью секретности, уровнем оказания охранных услуг и удобством их оплаты. 8 з.п. ф-лы. 1 ил.

Изобретение относится к охранным системам транспортных средств (ТС) и предназначено для использования в крупных регионах, где наряду с блокированием агрегатов ТС по пейджинговой сети связи требуются полномасштабное отслеживание местоположения ТС с заблокированными агрегатами, оперативное реагирование на попытки несанкционированного воздействия на ТС, эффективное взаимодействие различных дорожных и транспортных служб, а также комплексное информационное обеспечение указанных служб и владельцев ТС.

Известна система охраны, навигации и мониторинга стационарных и мобильных объектов, содержащая, в частности, установленные на каждом объекте охранные датчики, аудиоаппаратуру, видеокамеру, навигационный узел и подключенный к ним процессор, предназначенный для обработки полученной информации, а также диспетчерский центр, связанный радиоканалом с процессорами объектов и выполненный с возможностью получения от них информационных сигналов о местоположении, перемещении объектов и с возможностью централизованного управления движением группы объектов, сбора и хранения данных о движении в течение заданного интервала времени (RU 2122239 C1, G 08 B 25/10, 20.11.98).

Недостаток известной системы определяется низкой эффективностью охраны и мониторинга, обусловленной применением ограниченной по дальности и неразветвленной радиосвязи. Кроме того, известная система не позволяет дистанционно блокировать и разблокировать двигатели ТС, а также осуществлять взаимодействие с другими центрами информационного обслуживания и владельцами ТС.

Наиболее близкой к предложенной является система мониторинга, информационного обслуживания и охраны ТС от несанкционированного воздействия, содержащая телефонную сеть связи и передачи данных, подключенную к пейджинговой сети связи, содержащей операторский блок передачи данных и установленные на ТС абонентские приемники, выполненные с возможностью активации иммобилайзеров и с возможностью запуска передатчиков маячкового типа при приеме по пейджинговой сети связи блокирующего и маячкового кодов, соответственно, а также территориально распределенные на улично-дорожной сети стационарные приемопередатчики, выполненные с возможностью приема сигналов тревоги от передатчика маячкового типа при попадании несущего его ТС в зону действия стационарного приемопередатчика и с возможностью передачи сообщений, по крайней мере, на одну из базовых станций, связанных с информационным центром, содержащим последовательно включенные блок приема и блок первичной обработки, выходы которого подключены соответственно к блоку регистрации и к блоку отображения (DE 4415052 A1, B 60 R 25/00, 02.11.1995).

Недостаток указанной системы также проявляется в невозможности дистанционного разблокирования двигателей ТС и отсутствии взаимодействия с центрами информационного обслуживания. Координаты же ТС с заблокированными двигателями, которые позволяет получить известная система, оказываются весьма неточными.

Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей подобной системы, улучшение точности отслеживания ТС с заблокированным двигателем и повышение секретности управления охранной системой в части разблокирования двигателя.

Поставленная задача решается тем, что в системе мониторинга, информационного обслуживания и охраны ТС от несанкционированного воздействия, содержащей телефонную сеть связи и передачи данных, подключенную к пейджинговой сети связи, содержащей операторский блок передачи данных и установленные на ТС средствах абонентские приемники, выполненные с возможностью активации иммобилайзеров и с возможностью запуска передатчиков маячкового типа при приеме по пейджинговой сети связи блокирующего и маячкового кодов, соответственно, а также территориально распределенные на улично-дорожной сети стационарные приемопередатчики, выполненные с возможностью приема сигналов тревоги от передатчика маячкового типа при попадании несущего его ТС в зону действия стационарного приемопередатчика и с возможностью передачи сообщений, по крайней мере, на одну из базовых станций, связанных с информационным центром, содержащим последовательно включенные блок приема и блок первичной обработки, выходы которого подключены соответственно к блоку регистрации и к блоку отображения, - стационарные приемопередатчики выполнены с возможностью пеленгации передатчиков маячкового типа и измерения мощности принимаемых от них сигналов, в информационный центр введены блок приема и обработки сообщений от внешних источников, блок передачи информационных сообщений, блок вторичной обработки, подключенный к выходам блока первичной обработки, блока регистрации, блока отображения и блока приема и обработки сообщений от внешних источников и выполненный с возможностью определения координат ТС по совокупности данных о местоположении стационарных приемопередатчиков, принявших от передатчиков маячкового типа сигналы тревоги, мощности которых превышают заданный уровень, и измеренным значениям мощностей принятых сигналов и пеленгов на них, а также с возможностью определения и учета количества включений передатчика маячкового типа для осуществления финансовых расчетов с владельцем, блок передачи информационных сообщений через формирователь голосовых сообщений подключен к территориально-распределенной сети центров оперативного реагирования, при этом владельцы ТС снабжены транспондерными карточками (ТК), на которых в определенных полях нанесены защищенные специальным покрытием одноразового применения, например, краской, секретные коды: блокирующий, маячковый и расчетный, становящиеся визуально доступными при снятии защитного покрытия, а в цифровой памяти ТК зафиксирован идентификационный код, на каждом ТС в узле управления иммобилайзером установлен блок дистанционного считывания, выполненный с возможностью дистанционного считывания идентификационного кода с ТК в специально отведенной зоне, выход которого подключен ко входу блока сравнения, другой вход которого соединен с выходом блока памяти идентификационного кода, входящего в состав узла управления иммобилайзером, а также связанные с соответствующим входом узла управления иммобилайзером блок ручного ввода разблокирующего кода и с соответствующими выходами узла управления иммобилайзером - индикатор режима работы.

Решению поставленной задачи способствуют также частные существенные признаки изобретения.

Установленные на ТС передатчики маячкового типа выполнены с возможностью передачи кода постановки на охрану ТС и кода регистрации ТС в информационном центре.

Информационный центр выполнен с возможностью подсчета количества включений передатчиков маячкового типа и автоматического прекращения охраны ТС при окончании периода действия ТК или при количестве включений, превышающем номинал данной ТК.

Стационарные приемопередатчики установлены на светофорных объектах, столбах городского освещения, крышах зданий и других объектах жилищно-коммунального хозяйства, а также на объектах недвижимого имущества владельцев ТС.

Узел управления иммобилайзером выполнен с возможностью перепрограммирования идентификационного кода владельцем ТС при изменении идентификационного кода ТК.

Центры оперативного реагирования выполнены с возможностью регистрации и протоколирования голосовых сообщений, поступающих из информационного центра, а также с возможностью определения местоположения сил и средств оперативного реагирования - пеших нарядов и патрульных автомобилей на улично-дорожной сети и с возможностью вызова ближайшего к включенному передатчику маячкового типа пешего наряда или патрульного автомобиля и управления ими в процессе сближения с остановленным ТС, на котором установлен излучающий сигнал тревоги передатчик маячкового типа. Указанные операции осуществляются аналогично тому, как это делается в известной системе управления патрульными машинами милиции "Гранит".

Выбранные средства оперативного реагирования выполнены с возможностью измерения полярных координат передатчика маячкового типа, излучающего сигнал тревоги.

Блок приема и обработки сообщений от внешних источников выполнен с возможностью односторонней или двухсторонней связи с владельцем ТС для обмена информацией между ним и информационным центром.

Хотя бы один из расчетных кодов, нанесенных на ТК, выполнен с возможностью активации ТК владельца для осуществления информационного обмена между ним и информационным центром, а блок определения и учета количества включений передатчика маячкового типа выполнен с возможностями формирования электронного счета владельца, списания с него стоимости предоставленных информационных услуг и пополнения электронного счета владельца путем активации очередной ТК владельца, содержащей расчетный код информационного обмена между владельцем ТС и информационным центром. Указанные операции осуществляются аналогично тому, как это делается в системе сотовой связи "Билайн Плюс".

На чертеже представлена функциональная схема предложенной системы мониторинга, информационного обслуживания и охраны ТС от несанкционированного воздействия.

На схеме отмечены: телефонная сеть 1 связи и передачи данных, пейджинговая сеть 2 связи, операторский блок 3 передачи данных, антенны 4 пейджинговой сети связи, абонентский приемник 5, блок запуска 6 передатчика маячкового типа, передатчик 7 маячкового типа, ТК 8 владельца, узел управления 9 иммобилайзером, блок 10 дистанционного считывания, блок ручного ввода разблокирующего кода (скрытая клавиатура) 11, блок 12 памяти идентификационного кода, блок сравнения 13, индикатор 14 режима работы охранной системы, иммобилайзер 15, стационарный приемопередатчик 16, блок пеленгации 17, базовая станция 18, информационный центр 19, блок 20 приема, блок 21 первичной обработки, блок 22 регистрации, блок 23 отображения, блок 24 определения координат ТС, блок 25 вторичной обработки, блок 26 приема и обработки сообщений от внешних источников, блок 27 передачи информационных сообщений, формирователь 28 голосовых сообщений, блок 29 определения и учета количества включений передатчика маячкового типа, блок 30 внешних информационных источников, территориально распределенная сеть 31 центров оперативного реагирования, центр 32 оперативного реагирования.

Телефонная сеть 1 связи и передачи данных подключена к пейджинговой сети связи 2. В последнюю входят операторский блок 3 передачи данных, антенны 4 пейджинговой сети связи и установленные на ТС абонентские приемники 5, выполненные с возможностью активации иммобилайзеров 15 с последующим блокированием двигателей ТС и с возможностью запуска передатчиков 7 маячкового типа при приеме по пейджинговой сети связи 2 блокирующего и маячкового кодов, соответственно.

В операторский блок 3 передачи данных входят отдельные операторы, в качестве которых могут быть использованы как сотрудники операторского блока 3 передачи данных, так и специальная программа обработки и передачи сообщений.

Стационарные приемопередатчики 16 территориально распределены на улично-дорожной сети и выполнены с возможностью приема сигналов тревоги от передатчика 7 маячкового типа при попадании несущего его ТС в зону действия данного стационарного приемопередатчика 16, с возможностью пеленгации посредством блоков 17 передатчиков маячкового типа 7 и измерения мощности принимаемых от них сигналов и с возможностью передачи сообщений, по крайней мере, на одну из базовых станций 18, связанных с информационным центром 19. В информационном центре 19 блок 20 приема и блок 21 первичной обработки включены последовательно, а с выходами последнего соединены блок 22 регистрации и блок 23 отображения. В информационном центре 19 имеются также блок 26 приема и обработки сообщений от внешних источников, блок 27 передачи информационных сообщений и блок 25 вторичной обработки. Блок 27 передачи информационных сообщений через формирователь 28 голосовых сообщений подключен к территориально-распределенной сети 31 центров оперативного реагирования, состоящей из ряда центров 32 оперативного реагирования. Входы блока 25 вторичной обработки подключены к выходам блока 21 первичной обработки, блока 22 регистрации, блока 23 отображения и блока 26 приема и обработки сообщений от внешних информационных источников. Блок 25 вторичной обработки выполнен с возможностью определения координат ТС в блоке 24 определения координат ТС, при этом координаты ТС определяются по совокупности данных о местоположении стационарных приемопередатчиков 16, принявших от передатчиков 7 маячкового типа сигналы тревоги, мощности которых превышают заданный уровень, и измеренным значениям мощностей принятых сигналов и пеленгов на них. Блок 25 вторичной обработки включает в свой состав блок 29 определения и учета количества включений передатчика маячкового типа, что позволяет осуществлять финансовые расчеты с владельцем ТС. Территориально распределенная сеть 31 центров оперативного реагирования подключена к телефонной сети 1 связи и передачи данных. На ТК 8 в специальных полях нанесены защищенные специальным покрытием одноразового применения, например, краской, секретные коды: блокирующий, маячковый и расчетный, становящиеся визуально доступными только при снятии защитного покрытия, а в цифровой памяти ТК 8 зафиксирован идентификационный код. Входящий в состав узла 9 управления иммобилайзером блок 10 дистанционного считывания предназначен для считывания идентификационного кода с ТК 8 и выполнен с возможностью срабатывания при внесении ТК 8 в специально отведенную зону дистанционного считывания идентификационного кода в узел 9 управления иммобилайзером для сравнения в блоке сравнения 13 считанного идентификационного кода с кодом, хранящимся в блоке 12 памяти идентификационного кода. При этом узел 9 управления иммобилайзером выполнен с возможностью деактивации иммобилайзера 15 (с последующим разблокированием двигателя ТС) при совпадении считанного идентификационного кода с кодом, хранящимся в блоке 12 памяти идентификационного кода. Блок 11 ручного ввода разблокирующего кода и индикатор 14 режима работы охранной системы связаны соответственно с входом и выходами узла 9 управления иммобилайзером.

Установленные на ТС передатчики 7 маячкового типа выполнены с возможностью передачи кода постановки на охрану ТС и кода регистрации ТС в информационном центре 19.

Информационный центр 19 выполнен с возможностью подсчета количества включений передатчиков 7 маячкового типа и автоматического прекращения охраны ТС при окончании периода действия ТК 8 владельца или при количестве включений передатчика 7 маячкового типа, превышающем номинал данной ТК8.

Стационарные приемопередатчики 16 установлены на светофорных объектах, столбах городского освещения, крышах зданий и других объектах жилищно-коммунального хозяйства, а также на объектах недвижимого имущества владельцев ТС.

Узел управления 9 иммобилайзером выполнен с возможностью перепрограммирования идентификационного кода владельцем ТС при изменении идентификационного кода ТК 8.

Центры 32 оперативного реагирования выполнены с возможностью регистрации и протоколирования голосовых сообщений, поступающих из информационного центра 19, а также с возможностью определения местоположения сил и средств оперативного реагирования - пеших нарядов и патрульных автомобилей на улично-дорожной сети и с возможностью вызова ближайшего к ТС с включенным передатчиком 7 маячкового типа и с блокированным двигателем пешего наряда или патрульного автомобиля, а также управления ими в процессе сближения с указанным ТС.

Выбранные средства оперативного реагирования выполнены с возможностью измерения полярных координат включенного передатчика 7 маячкового типа.

Блок 26 приема и обработки сообщений от внешних информационных источников выполнен с возможностью односторонней или двухсторонней связи с индивидуальным приемопередающим устройством владельца ТС для обмена информацией между ним и информационным центром 19.

Хотя бы один из расчетных кодов, нанесенных на ТК 8, выполнен с возможностью активации ТК 8 владельца для осуществления информационного обмена между ним и информационным центром 19. Блок 29 определения и учета количества включений передатчика маячкового типа (входящий в состав блока 25 вторичной обработки) выполнен с возможностями формирования электронного счета владельца, списания с него стоимости предоставленных информационных услуг и пополнения электронного счета владельца путем активации очередной ТК, содержащей расчетный код информационного обмена между владельцем ТС и информационным центром 19.

Предложенная система система мониторинга, информационного обслуживания и охраны транспортных средств от несанкционированного воздействия работает следующим образом.

При желании заблокировать двигатель (при постановке ТС на охрану, в случае тестового эксперимента или при угоне ТС) владелец ТС, являющийся абонентом пейджинговой сети связи 2, сообщает об этом в операторский блок 3 передачи данных, воспользовавшись, например, телефонной сетью 1 связи и передачи данных. При постановке на охрану оператору, в операторский блок 3 передачи данных, сообщаются адрес пейджера (индивидуальный номер) и блокирующий код, а при тестовом контроле или при угоне ТС оператору дополнительно сообщается маячковый и расчетный коды. Оператор принимает сообщение и производит отправку по заданному адресу блокирующего и, при необходимости, маячкового и расчетного кодов через антенны 4 пейджинговой сети связи.

На ТС, находящемся в зоне приема, сигналы с блокирующим кодом (и, возможно, с маячковым и с расчетным кодами) воспринимаются абонентским приемником 5. Блокирующий код направляется в узел 9 управления иммобилайзером и, устанавливая блок сравнения 13 в соответствующее состояние, активирует иммобилайзер 15. Двигатель ТС блокируется. При этом для блокировки ТС (которое может быть угнанным) владельцу ТС не обязательно знать местонахождение ТС. Обязательным условием является лишь нахождение ТС в зоне действия пейджинговой сети связи 2. Одновременно при приеме абонентским приемником 5 маячкового кода через блок 6 запуска передатчиков маячкового типа запускается находящийся на ТС передатчик 7 маячкового типа и с помощью его антенны в окружающее пространство передаются сигналы тревоги с индивидуальным кодом идентификационных признаков ТС с заблокированным двигателем (марка, цвет, государственный номер и др.) и с расчетным кодом. Эти сигналы воспринимаются стационарными приемопередатчиками 16 при попадании ТС в зону их действия. Стационарными приемопередатчиками 16, в состав которых входят блоки пеленгации 17, осуществляются пеленгация передатчика 7 маячкового типа и измерение мощности принимаемых от него сигналов. Кроме того, полученные сигналы ретранслируются, по крайней мере, на одну из базовых станций 18, а от нее - по проводам или радиоэфиру - в информационный центр 19, где воспринимаются блоком приема 20.

В блоке приема 20 информационного центра 19 осуществляется селекция принятых кодовых посылок, которые могут содержать тестовую информацию, различные виды сигналов тревоги, соответствующих, например, несанкционированному проникновению в автомобиль, его угону и т.п., а также индивидуальный код идентификационных признаков ТС с заблокированным двигателем и код его принадлежности соответствующему владельцу. После селекции в блоке 20 приема указанная кодовая информация подвергается первичной обработке по заданным алгоритмам, реализуемым программным путем, в блоке 21 первичной обработки. На выходе блока 21 первичной обработки обработанная информация преобразуется в форматы, необходимые для ее регистрации (на магнитном носителе или в цифровой памяти) в блоке 22 регистрации и для отображения в реальном масштабе времени на фоне электронной карты местности на экране монитора компьютера или на видеотабло (видеостене) в блоке 23 отображения. Отображение осуществляется с помощью установленного в блоке отображения 23 программного обеспечения - геоинформационной системы (ГИС), формируемой с использованием известных программных продуктов ArcInfo, MapInfo и т.п.

С помощью ГИС на экран выводится электронная карта того района, в пределах которого находится ТС с излучающим сигнал тревоги передатчиком 7 маячкового типа, а также близлежащие к нему стационарные приемопередатчики 16, переизлучающие этот сигнал.

Местоположение подвергшегося несанкционированному воздействию ТС отображается в виде "соты" - замкнутой геометрической фигуры (круга, эллипса, прямоугольника и т. п.). Эта фигура позиционируется относительно известной точки нахождения на местности стационарного приемопередатчика 16, принявшегося и переизлучившего сигнал тревоги. Например, в этой точке может находиться центр окружности, радиус которой соответствует дальности действия передатчика 7 маячкового типа, установленного на борту угнанного ТС. Результаты пеленгации передатчика 7 маячкового типа с близлежащих стационарных приемопередатчиков 16 могут отображаться в виде прямых лучей, образующих сектора с вершинами в точках нахождения стационарных приемопередатчиков 16. Величины углов при вершинах указанных секторов соответствуют ошибкам пеленгационных измерений блоками 17 пеленгации.

Определение координат передатчика 7 маячкового типа, излучающего сигнал тревоги, осуществляется в блоке 24 определения координат ТС, входящем в состав блока 25 вторичной обработки. Такое определение может быть проведено, например, алгоритмическим путем, или вручную - оператором при подведении курсора, к прогнозируемой точке нахождения цели.

В алгоритмах определения координат используется совокупность данных о местоположении стационарных приемопередатчиков 16, принявших от передатчика 7 маячкового типа сигналы тревоги, мощности которых превышают заданный уровень, и измеренным значениям мощностей принятых сигналов и пеленгов на них.

Если ТС с включенным передатчиком 7 маячкового типа находится в движении (двигатель такого ТС заблокирован, но не исключена, например, возможность буксировки), то траектория перемещения ТС отслеживается блоком 25 вторичной обработки. При этом используются известные алгоритмы автосопровождения, применяемые, например, в радиолокации. Траектория перемещения ТС фиксируется в памяти блока 25 вторичной обработки и, при необходимости, может быть вызвана на экран монитора (для отображения оператору). По специальному заявлению владельца сигнал тревоги может быть отменен, и в этом случае траектория сбрасывается с сопровождения.

В любом случае точность определения координат объекта невелика и составляет несколько десятков или даже сотен метров, что, однако, вполне достаточно для первичной локализации угнанного ТС на улично-дорожной сети и выработки первичного "целеуказания" средствам оперативного реагирования.

Полученный блоком приема 20, например, по пейджинговой сети связи расчетный код запускает блок 29 определения и учета количества включений передатчика маячкового типа, находящийся в блоке 25 вторичной обработки. Из ячейки блока 29 с номером, определяемым расчетным кодом (указанным на ТК 8 владельца), считывается число, соответствующее оплаченному владельцем ТС количеству переданных в информационный центр 19 включений передатчика 7 маячкового типа. При совпадении этого числа с количеством реально поступивших в информационный центр 19 сообщений от данного передатчика 7 маячкового типа, ТС автоматически снимается с охраны.

Техническая реализация системы связи владельца ТС с информационным центром 19 в частности, для получения сведений о координатах угнанного и заблокированного ТС, либо какой-либо справочной информации, а также об изменениях в идентификационных признаках ТС или в количестве оплаченных поступлений в информационный центр 19 сигналов передатчика 7 маячкового типа, не является предметом настоящего изобретения. Ее исполнение не вызывает каких-либо затруднений и может быть осуществлено, например, по телефону, пейджинговой сети с помощью электронной почты или сети Интернет. Обратная же связь в данном случае реализована с помощью имеющегося в информационном центре 19 формирователя 28 голосовых сообщений.

Для разблокирования двигателя ТС в узел 9 управления иммобилайзером с помощью блока ручного ввода 11 (скрытой клавиатуры) вводится указанный на ТК 8 секретный разблокирующий код, который сравнивается блоком 13 сравнения с идентификационным с кодом, хранящимся в блоке 12 памяти идентификационного кода. При их совпадении выходная триггерная схема блока 13 сравнения перебрасывается в противоположное состояние, и иммобилайзер 15 деактивируется.

Деактивация иммобилайзера 15 может быть произведена также и посредством ТК 8. Для этого ТК 8 помещается владельцем ТС в специально отведенную зону для дистанционного считывания идентификационного кода с ТК 8 в узел 9 управления иммобилайзером. В данном случае зафиксированный в цифровой памяти ТК 8 идентификационный код воспринимается блоком 10 дистанционного считывания. Для считывания данного кода входящим в блок 10 дистанционного считывания генератором вырабатываются и с помощью индивидуальной антенны, формирующей зону считывания, излучаются электромагнитные сигналы, которые активируют цифровую память ТК 8. В простейшем случае ТК 8 может служить элементом с переменной (изменяющейся в соответствии с идентификационным кодом) нагрузкой для генератора.

При изменении разблокирующего кода владельцем ТС производится замена ТК 8 и перепрограммирование идентификационного кода в блоке 12 памяти идентификационного кода.

Все режимы охранной системы отображаются индикатором 14 режима работы охранной системы, который в разных режимах горит ровным или мигающим светом или попеременно тем и другим.

Блоком 26 приема и обработки сообщений от внешних информационных источников, функционально связанным с блоком 25 вторичной обработки осуществляется связь с различными внешними информационными источниками 30 (с центром организации дорожного движения, с центром телеавтоматического управления дорожным транспортом, с городской информационно-справочной системой и с другими аналогичными городскими структурами).

При получении в информационном центре 19 подтверждения факта несанкционированного воздействия на ТС от его владельца адресная информация об этом ТС, сформированная в блоке 25 вторичной обработки (географические координаты, идентификационные признаки, данные владельца и др.), а также вспомогательная информация, например, данные о текущей транспортной ситуации в городе, поступающие из блока 26 приема и обработки сообщений от внешних информационных источников, поступают в блок 27 передачи информационных сообщений. Выходные сигналы блока 27 передачи информационных сообщений запускают формирователь 28 голосовых сообщений, от которого в территориально распределенную сеть 31 центров оперативного реагирования поступает голосовое сообщение. При этом по данным блока 27 передачи информационных сообщений для подачи голосового сообщения выбирается ближайший к остановленному ТС центр 32 оперативного реагирования. В указанном центре это сообщение регистрируется как официальное заявление владельца, по которому, согласно "Закону о милиции" (1991 г.) незамедлительно должны быть предприняты оперативные действия.

Как правило, такие действия осуществляются мобильными нарядами милиции. Согласно изобретению, эти наряды оснащаются индивидуальными пеленгационными средствами, позволяющими определять полярные координаты бортового передатчика 7 маячкового типа (дальность, пеленг) в собственной системе координат. Поиск ими заблокированного ТС осуществляется в ограниченной зоне (соте), местоположение и размеры которой определяются координатами, полученными в блоке 24 определения координат транспортных средств по результатам совместной обработки данных о местоположении ближайших к ТС стационарных приемопередатчиков 16, принявших сигналы от ТС, и измеренных с помощью блоков пеленгации 17 значений дальностей и пеленгов на это ТС.

По мере приближения наряда к ТС, передатчик 7 маячкового типа которого излучает сигнал тревоги, точность его пеленгации индивидуальными пеленгационными средствами постепенно возрастает. Это позволяет быстро осуществлять поиск и захват ТС, подвергшегося несанкционированному воздействию, учитывая, что ТС находится в стационарном состоянии, благодаря принудительной остановке двигателя (см. выше).

Роль центров 32 оперативного реагирования могут выполнять дежурные части (ДЧ) милиции, сетью которых обычно охвачен весь город. ДЧ располагают парком патрульных автомобилей, несущих круглосуточное дежурство на контролируемой территории.

Благодаря существенному ограничению начальной зоны поиска и оперативной автоматизированной передаче информации об объекте поиска на патрульные машины может быть обеспечено достаточно малое (единицы минут) время реагирования.

Передача информационный сообщений из информационного центра 19 в территориально-распределенную сеть 31 центров оперативного реагирования позволяет осуществлять оперативное управление мобильными группами, участвующими в поиске ТС, что также существенно ускоряет процесс поиска и перехвата ТС, подвергшегося несанкционированному воздействию злоумышленников.

Таким образом, предложенная система, обеспечивающая дистанционное блокирование и разблокирование ТС, характеризуется повышенной секретностью управления. Наделение стационарных приемопередатчиков 16 функциями пеленгации передатчиков 7 маячкового типа и выполнение информационного центра 19 с возможностью определения координат ТС по совокупности данных о местоположении стационарных приемопередатчиков, принявших от передатчиков 7 маячкового типа сигналы тревоги с мощностями, превышающими заданный уровень, и измеренных значений мощностей принятых сигналов и пеленгов на источники их излучений, позволяет существенно повысить точность начального определения местоположения ТС с заблокированным двигателем.

Наличие в информационном центре 19 блока 26 приема и обработки сообщений от внешних источников, а также блока 27 передачи информационных сообщений, предназначенного для передачи сообщений из информационного центра 19 в территориально-распределенную сеть 31 центров оперативного реагирования, предопределяет оперативное взаимодействие с региональными службами и органами внутренних дел, что обеспечивает повышенную эффективность мониторинга, информационного обслуживания и защиты ТС.

В итоге владельцу ТС предоставляется качественно более высокий уровень оказания охранных услуг и удобства их оплаты, чем при использовании известных технических решений.

Формула изобретения

1. Система мониторинга, информационного обслуживания и охраны транспортных средств от несанкционированного воздействия, содержащая телефонную сеть связи и передачи данных, подключенную к пейджинговой сети связи, содержащей операторский блок передачи данных и установленные на транспортных средствах абонентские приемники, выполненные с возможностью активации иммобилайзеров и с возможностью запуска передатчиков маячкового типа при приеме по пейджинговой сети связи блокирующего и маячкового кодов соответственно, а также территориально распределенные на улично-дорожной сети стационарные приемопередатчики, выполненные с возможностью приема сигналов тревоги от передатчика маячкового типа при попадании несущего его транспортного средства в зону действия данного стационарного приемопередатчика и с возможностью передачи сообщений, по крайней мере, на одну из базовых станций, связанных с информационным центром, содержащим последовательно включенные блок приема и блок первичной обработки, выходы которого подключены соответственно к блоку регистрации и к блоку отображения, отличающаяся тем, что стационарные приемопередатчики выполнены с возможностью пеленгации передатчиков маячкового типа и измерения мощности принимаемых от них сигналов, в информационный центр введены блок приема и обработки сообщений из внешних источников, блок передачи информационных сообщений, блок вторичной обработки, подключенный к выходам блока первичной обработки, блока регистрации, блока отображения и блока приема и обработки сообщений из внешних источников и выполненный с возможностью определения координат транспортных средств по совокупности данных о местоположении стационарных приемопередатчиков, принявших от передатчиков маячкового типа сигналы тревоги, мощности которых превышают заданный уровень, и измеренным значениям мощностей принятых сигналов и пеленгов на них, а также с возможностью определения и учета количества включений передатчика маячкового типа для осуществления финансовых расчетов с владельцем, блок передачи информационных сообщений через формирователь голосовых сообщений подключен к территориально распределенной сети центров оперативного реагирования, при этом владельцы транспортных средств снабжены транспондерными карточками, на которых в определенных полях нанесены защищенные специальным покрытием одноразового применения, например, краской, секретные коды: блокирующий, маячковый и расчетный, становящиеся визуально доступными при снятии защитного покрытия, а в цифровой памяти транспондерных карточек зафиксирован идентификационный код, на каждом транспортном средстве в узле управления иммобилайзером установлен блок дистанционного считывания идентификационного кода с транспондерной карточки в специально отведенной зоне, выход которого подключен к входу блока сравнения, другой вход которого соединен с выходом блока памяти идентификационного кода, входящего в состав узла управления иммобилайзером, а также связанные с соответствующим входом узла управления иммобилайзером блок ручного ввода разблокирующего кода и с соответствующими выходами узла управления иммобилайзером - индикатор режима работы.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что установленные на транспортных средствах передатчики маячкового типа выполнены с возможностью передачи кода постановки на охрану транспортного средства и кода регистрации транспортного средства в информационном центре.

3. Система по п.1 или 2, отличающаяся тем, что информационный центр выполнен с возможностью подсчета количества включений передатчиков маячкового типа и автоматического прекращения охраны транспортного средства при окончании периода действия карточки владельца или при количестве включений, превышающем номинал данной индивидуальной карточки владельца.

4. Система по п.1, отличающаяся тем, что стационарные приемопередатчики установлены на светофорных объектах, столбах городского освещения, крышах зданий и других объектах жилищно-коммунального хозяйства, а также на объектах недвижимого имущества владельцев транспортных средств.

5. Система по п.1, отличающаяся тем, что узел управления иммобилайзером выполнена с возможностью перепрограммирования идентификационного кода владельцем транспортного средства при изменении идентификационного кода транспондерной карточки.

6. Система по п.1, отличающаяся тем, что центры оперативного реагирования выполнены с возможностью регистрации и протоколирования голосовых сообщений, поступающих из информационного центра, а также с возможностью определения местоположения сил и средств оперативного реагирования - пеших нарядов и патрульных автомобилей на улично-дорожной сети и с возможностью вызова ближайшего к включенному передатчику маячкового типа пешего наряда или патрульного автомобиля и управления ими в процессе сближения с остановленным транспортным средством, на котором установлен излучающий сигнал тревоги передатчик маячкового типа.

7. Система по п.1 или 6, отличающаяся тем, что выбранные средства оперативного реагирования выполнены с возможностью измерения полярных координат передатчика мячкового типа, излучающего сигнал тревоги.

8. Система по п.1, отличающаяся тем, что блок приема и обработки сообщений от внешних источников выполнен с возможностью односторонней или двусторонней связи с владельцем транспортного средства для обмена информацией между ним и информационным центром.

9. Система по п.1 или 8, отличающаяся тем, что хотя бы один из расчетных кодов, нанесенных на транспондерную карточку владельца, выполнен с возможностью активации транспондерной карточки владельца для осуществления информационного обмена между ним и информационным центром, а блок определения и учета включений передатчика маячкового типа выполнен с возможностями формирования электронного счета владельца, списания с него стоимости предоставленных информационных услуг и пополнения электронного счета владельца путем активации очередной транспондерной карточки владельца, содержащей расчетный код информационного обмена между владельцем транспортного средства и информационным центром.

РИСУНКИ

Рисунок 1

MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 06.04.2008

Извещение опубликовано: 27.05.2010        БИ: 15/2010




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам сигнализации и может быть использовано для управления транспортным парком, контроля за состоянием подвижных объектов и их перемещением в реальном масштабе времени, охраны стационарных и мобильных объектов, а также мониторинга окружающей среды
Изобретение относится к области распространения и регистрации информации и может быть использовано, например, при оптимизации процессов грузовых автотранспортных перевозок

Изобретение относится к области контроля движения транспортных средств и может быть использовано, в частности, в системах централизованного контроля подвижных единиц маршрутизированного транспорта

Изобретение относится к контролю движения транспортных средств (ТС) и может быть использовано, в частности в системах централизованного контроля ТС маршрутизированного транспорта
Изобретение относится к области управления и контроля движения транспортных средств, преимущественно к измерению времени и периодичности движения объектов по постоянным маршрутам

Изобретение относится к способам регулирования движения транспортных единиц и может быть использовано в автоматизированных системах диспетчерского управления работой в открытых разрезах рудных месторождений

Изобретение относится к устройствам для ориентации и точной остановки транспортных средств, а именно подъемно-транспортных средств

Изобретение относится к контролю движения транспортных средств и может быть использовано, в частности, в системах централизованного контроля подвижных единиц маршрутизированного транспорта

Изобретение относится к системе мобильной связи, в частности, для передачи в базовую станцию сообщения о том, что ретранслирующий модуль выходит из строя в ретранслирующей системе мобильной связи, которая имеет множество ретранслирующих модулей

Изобретение относится к системам сигнализации для случаев причинения ущерба, которая выполнена с возможностью сигнализации появления случаев причинения ущерба через существующие радиосети

Изобретение относится к системам сигнализации и может быть использовано для управления транспортным парком, контроля за состоянием подвижных объектов и их перемещением в реальном масштабе времени, охраны стационарных и мобильных объектов, а также мониторинга окружающей среды
Изобретение относится к способам охраны транспортных средств и может быть использовано при охране всевозможных транспортных средств, таких как автомобили, катера и транспортные средства всех форм собственности

Изобретение относится к противоугонным средствам и может быть применено для охраны личных автомобилей и объектов народного хозяйства

Изобретение относится к радиоэлектронным системам определения местоположения и охраны транспортных средств

Изобретение относится к телеметрическим системам охраны объектов от проникновения в них злоумышленников

Изобретение относится к автоматическим системам охранной сигнализации, в частности к системам передачи сигнала тревоги по радиоканалу только адресату

Изобретение относится к вычислительной технике и может найти применение в радиолокационных станциях одновременного сопровождения по дальности путем математического стробирования больщого количества объектов различной протяженности и в других системах цифровой обработки сигналов с различным целевым назначением

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного пользования
Наверх