Щеточное уплотнение

 

Щеточное уплотнение, разделяющее два различающихся по давлению (Р1, Р2) пространства между статором и ротором турбомашины. Контактные элементы щеточного уплотнения имеют отогнутые участки, концы которых касаются уплотняемой поверхности ротора, благодаря этому можно одновременно обеспечить малую жесткость контактных элементов и занять мало места в радиальном направлении. Предусмотрен держатель для контактных элементов. Держатель содержит расположенный поперек направления контактных элементов упор на расстоянии (а) от отогнутых участков. Расстояние рассчитывается из условия получения необходимого отпружинивания упругих контактных элементов. Изобретение повышает надежность уплотнения. 4 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к щеточному уплотнению, разделяющему два различающихся по давлению пространства между статором и ротором турбомашины и снабженному контактными элементами ("щетинками"), отогнутые контактные участки которых касаются своими концами уплотняемой поверхности ротора.

Щеточное уплотнение этого рода известно из патента US-A5474306, фиг. 8. В этом уплотнении на том своем участке, которым контактные элементы зафиксированы в держателе, они удерживаются таким образом, что упруго деформируются только их отогнутые участки. В этом отношении отогнутое исполнение контактных элементов не приводит к изменению изгибных свойств по сравнению со щеточными уплотнениями, в которых контактные элементы выполнены прямыми.

Из патента GB-A2140674 известно уплотнение с отогнутыми контактными элементами, в котором оба участка этого элемента свободно прогибаются. Благодаря этому достигается то преимущество, что жесткость контактных элементов можно варьировать в некоторых пределах, сохраняя вместе с тем возможность небольшого отклонения контактных элементов при соответствующем движении уплотняемой поверхности ротора.

Задача рассматриваемого изобретения заключается в том, чтобы создать щеточное уплотнение согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения, в котором жесткость контактных элементов определяется настройкой свободной изгибной длины участка этого элемента в держателе уплотнения путем простого конструктивного изменения.

Эта задача решается изобретением таким образом, что предусмотрен держатель для контактных элементов, имеющий поперек направления контактных элементов по меньшей мере один упор, расположение которого в отношении расстояния (а) от отогнутых участков контактных элементов настраивается таким образом, чтобы получить нужное отпружинивание упругого контактного элемента. Расположение упора задается расстоянием (а) от отогнутого участка контактного элемента, поскольку этим изменяется расстояние до места касания концов контактных элементов в уплотняемую поверхность ротора.

Целесообразно делать отогнутые участки контактных элементов короче, чем зафиксированные в держателе хвостовики этих элементов.

Целесообразно выполнить держатель в виде листового кожуха, в котором упором является поперечно расположенный гофр.

В отличие от держателя контактных элементов в виде листового кожуха с гофром можно в качестве упора выбрать концевую кромку держателя, к которой непосредственно примыкают контактные элементы и которая тем самым определяет собой длину изгиба контактных элементов.

Если щеточные уплотнения требуется применить для контактирования с торцом ротора, преимущество патентуемого уплотнения становится особенно заметным, когда для контактирования с торцом ротора имеется мало места в осевом направлении. В этом случае щеточное уплотнение с перпендикулярно отогнутыми участками контактных элементов выполняется в виде тарельчатого уплотнения, в котором отогнутые концы контактных элементов касаются торца ротора, а хвостовики этих элементов направлены в основном радиально.

Примеры исполнения изобретения иллюстрируются на чертежах. В частности, показаны: на фиг. 1 - часть турбомашины в зоне щеточного уплотнения в осевом разрезе, на фиг. 1а - альтернативная форма исполнения щеточного уплотнения согласно фиг. 1, на фиг. 1b - щеточное уплотнение согласно фиг. 1а при радиально отклонившемся пучке контактных элементов, на фиг. 2 - монтажное положение щеточного уплотнения согласно фиг. 1-1b во взаимодействии с торцовой уплотняемой поверхностью ротора.

В изображенной на фиг. 1 части турбомашины номером 10 обозначен ротор, а номером 20 - статор. При помощи щеточного уплотнения разделены пространства между ротором 10 и статором 20, различающиеся между собой давлениями P1, P2. Свободные концы контактных элементов ("щетинок") 30 щеточного уплотнения касаются периферийной поверхности U ротора 10. Щеточное уплотнение зафиксировано в кольцевом держателе 36 и вместе с ним закреплено в статоре 20. Контактные элементы 30 щеточного уплотнения отогнуты примерно под прямым углом. Концы отогнутых участков 31 этих элементов касаются периферийной уплотняемой поверхности U ротора 10. Хвостовики 32 контактных элементов 30 зафиксированы в держателе, который в данном примере исполнения выполнен в виде листового кожуха 33. Хвостовики 32 контактных элементов 30 имеют длину больше, чем отогнутые участки 31. Поперек длины хвостовиков 32 в кожухе 33 предусмотрен упор 35, который выполняет роль изгибной кромки, когда контактные элементы, например, из-за эксцентриситета ротора 10 отклоняются в радиальном направлении. Упор 35 может быть выполнен в виде гофра 34 в кожухе 33, как это показано на фиг. 1а. Расположение упора 35 или гофра 34 в кожухе 33 выбрано таким образом, чтобы расстояние (а) (см. фиг. 1а) от отогнутого участка 32 контактного элемента щеточного уплотнения обеспечивало заданное отпружинивание упругого контактного элемента 30. Благодаря этому можно настроить жесткость контактных элементов и их давление прижима к уплотняемой поверхности ротора в нужных пределах, не занимая для этого слишком много места в радиальном направлении.

Радиальное отклонение контактных элементов 30 и их отгиб вокруг гофров 34 иллюстрируются на фиг. 1b. Упор 35 для контактных элементов 30 может быть выполнен в виде концевой кромки кожуха 33. В изображенном примере исполнения листовой кожух 33 выдвинут вперед в направлении отогнутого участка 31 контактного элемента, чтобы направлять переднюю часть контактного элемента и в случае надобности предохранять также от вредной окружающей среды (температуры).

Щеточное уплотнение, изображенное на фиг. 2, выполнено аналогично фиг. 1а с листовым кожухом 33 и контактными элементами 30. В отличие от уплотнения согласно фиг. 1 уплотняемая поверхность St является торцовой. Торца St касаются отогнутые участки 31 контактных элементов. Ось ротора 10 обозначена буквой A, как и на фиг. 1.3

Формула изобретения

1. Щеточное уплотнение, разделяющее два различающихся по давлению (P1, P2) пространства между статором (20) и ротором (10) турбомашины и снабженное контактными элементами ("щетинками") (30), отогнутые контактные участки (31) которых касаются своими концами уплотняемой поверхности ротора (10), отличающееся тем, что предусмотрен держатель для контактных элементов (30), содержащий расположенный поперек направления контактных элементов по меньшей мере один упор (34, 35), расположение которого от отогнутых участков (31) контактных элементов определено расстоянием (a), рассчитанным из условия получения необходимого отпружинивания упругих контактных элементов (30).

2. Щеточное уплотнение по п.1, отличающееся тем, что отогнутые участки (31) контактных элементов выполнены короче, чем зафиксированные в держателе хвостовики (32) контактных элементов (30).

3. Щеточное уплотнение по п.1 или 2, отличающееся тем, что держатель выполнен в виде листового кожуха (33), в котором упором является поперечно расположенный гофр (34).

4. Щеточное уплотнение по п.1 или 2, отличающееся тем, что упор выполнен в виде концевой кромки (35) держателя.

5. Щеточное уплотнение по любому из пп.1 - 4, отличающееся тем, что хвостовики (32) контактных элементов проходят параллельно оси ротора (10), а отогнутые участки (31) - в радиальном направлении.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам уплотнений вращающихся валов, пропущенных сквозь стенки внутренней полости устройств, заполненных жидкостью или газом, и может быть использовано в двигателях, редукторах, в т.ч

Изобретение относится к резиноэластичному уплотнительному кольцу между двумя перемещающимися друг относительно друга концентричными деталями машины, которые удерживают уплотнительное кольцо, расположенное в открытом в сторону второй детали машины, состоящем из дна и боковых сторон пазу первой детали машины, при этом - уплотнительное кольцо динамически работающей уплотняющей кромкой контактирует с выполненной на второй детали машины окружной поверхности, образующей с отходящей от динамически работающей уплотняющей кромки и продолжающейся до стороны N низкого давления первой поверхностью первый клиновой зазор, - уплотнительное кольцо с опирающейся на дно паза наружной окружной поверхностью образует открывающийся в сторону N низкого давления второй клиновой зазор, - уплотнительное кольцо определяет проходящую ортогонально к продольной оси второй детали машины и пересекающую динамически работающую уплотняющую кромку первую плоскость, за которую выступают направленные в сторону H высокого давления разделенные разрезом первый и второй участки уплотнительного кольца, причем первый участок уплотнительного кольца ограничен по меньшей мере одной поверхностью, которая с одной стороны оканчивается на динамически работающей уплотняющей кромке, а второй участок уплотнительного кольца выступает за первый участок уплотнительного кольца в направлении к стороне H высокого давления и образован наружной окружной поверхностью и четвертой и пятой перекрещивающимися и образующими выступ поверхностями, которые образуют отстоящую от дна паза линию пересечения, определяющую проходящую параллельно продольной оси вторую плоскость

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения коленчатого вала двигателя автомобиля в условиях, когда монтаж уплотнения возможен только в плоскости, перпендикулярной оси вала

Изобретение относится к области машиностроения (детали машин)

Изобретение относится к уплотнениям, разделяющим зону взаимодействия различных физических сред, относительно подвижной поверхности вала и статически замкнутого базового пространства, способствующего соосному удержанию вала относительно поворотных элементов в течение заданного периода эксплуатации

Изобретение относится к области общего машиностроения и предназначено для уплотнения подвижных соединений с целью предотвращения утечки масла из корпусов машин и узлов и для защиты внутренних полостей от внешних воздействий (проникновения пыли, грязи, влаги)

Изобретение относится к щелевым уплотнениям соединений с возвратно-поступательным движением, используемым в источниках жидкости высокого и сверхвысокого давления, при котором деформация сопряженных деталей существенным образом влияет на герметичность соединения

Изобретение относится к машиностроительному комплексу и позволяет усовершенствовать конструкцию уплотнений

Изобретение относится к машиностроению, а именно к узлам уплотнения вращающихся валов, и может быть использовано при изготовлении армированных манжет из эластомерного материала, например полиуретана

Изобретение относится к уплотнениям, разделяющим зону взаимодействия различных физических сред

Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано в различных отраслях машиностроения для герметизации кольцевых зазоров в гидравлических и пневматических устройствах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к армированным манжетам для валов, и может найти применение как при изготовлении новых машин и оборудования различного назначения, так и в процессе их технического обслуживания и ремонта

Изобретение относится к манжетным уплотнениям подвижных соединений узлов и деталей машин

Изобретение относится к машиностроению, предназначено для использования в поршневых машинах, насосах, двигателях и компрессорах для герметизации поршневых штоков, может быть применено для уплотнения пар цилиндрических поверхностей соединений, совершающих вращательное или возвратно-поступательное движение, работающих в условиях вибрации

Изобретение относится к области прокатного производства и может быть использовано в опорах прокатных валков листовых, сортовых и проволочных станов

Изобретение относится к уплотнительной технике, работающей при двустороннем восприятии повышенного давления
Наверх