Способ психотерапевтического воздействия на детей
Изобретение относится к области медицины, а именно к психотерапии. Психотерапию проводят с матерью и/или бабушкой по линии матери, убеждают ее в том, что здоровье ребенка зависит от психоэмоционального контакта между ним и матерью, усиливая и подкрепляя мотивацию к работе с ним. Для этого мать в период ночного и/или дневного сна ребенка во время или через 20 - 30 мин после засыпания, настраивая себя на достижение позитивных результатов лечения, сосредотачивается и, слегка прикасаясь к ребенку и подстраивая ритм своего дыхания под ритм его дыхания, проговаривает сначала мысленно, а затем вслух формулы внушения лечебной программы с установкой передать ребенку ее смысл и содержание. Программа состоит из четырех вербальных блоков и включает информацию, утверждающую любовь к ребенку, улучшение его физического и психического здоровья и освобождение от имеющихся заболеваний и патологических состояний. Сеансы мать проводит ежедневно, фиксируют результаты в дневнике. Способ позволяет достичь положительного эффекта при лечении практически многих психологических состояний. 7 з.п.ф-лы.
Изобретение относится к области медицины, а именно к детской психотерапии.
Число нервно-психических и психосоматических заболеваний среди детей постоянно увеличивается. Наметилась тенденция утяжеления болезней на фоне заметного ухудшения физического состояния. По статистическим данным, здоровыми можно считать не более 8-10% всех детей России. Нервно-психическая сфера ребенка особенно чувствительна и ранима по отношению к различным физическим и социальным вредным факторам. У детей легко возникают задержки речевого, психического и физического развития, нервно-психические и психосоматические расстройства. Лекарственная терапия при очень многих заболеваниях в детском возрасте не только недостаточно эффективна, но часто приводит к нежелательным последствиям и осложнениям. В настоящее время активно развиваются методы психотерапевтического воздействия на сознание и подсознание ребенка, а через них - на все функции организма, его рост и развитие. Особое место в лечении детей, страдающих психосоматическими и нервно-психическими расстройствами, занимает семейная форма психотерапии, что обусловлено патогенетической ролью семьи в их возникновении и развитии. Известен способ семейной психотерапии детей при лечении психосоматических нарушений (Ю.Ф.Антропов, Ю.С.Шевченко, Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. Изд. Института Психотерапии, М. , 1999 г., с. 32-33). Семейная психотерапия направлена на выравнивание настроения ребенка, снижение чувствительности к стрессовым ситуациям и наклонности к соматизированным депрессиям. Она включает ориентировку родителей и прародителей в вопросах воспитания, играющего по мнению авторов значительную роль в формировании завышенного уровня притязаний, и как следствие этого возникновение эмоциональных нарушений, а также корректировку воспитательных подходов с устранением возникших личностных изменений и профилактикой неадекватных аффективных реакций. Для реализации поставленных задач используют рациональную психотерапию с элементами суггестии, музыкальную психотерапию, имаготерапию и арттерапию. Недостатком способа является его узкая направленность на психосоматические расстройства, в качестве основного фактора патогенеза которого авторы рассматривают депрессию, что ограничивает возможности его использования в детской психотерапии. Кроме того, способ не учитывает возможности детско-родительского контакта для терапии психосоматических расстройств, что снижает его эффективность. Известен также способ семейно-групповой психотерапии (Ю.С.Шевченко, В.П. Добридень, Онтогенетически ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС), М. , 1998 г.), включающий различные приемы гештальт-терапии, бихевиорального подхода, суггестии и аутосуггестии, игровой, творческой и коллективной психотерапии, психогимнастики, психодрамы, трансактного анализа, нейролингвистического программирования, этиологической психотерапии и других клинико-психологических направлений, а также приемы терапевтического, исправляющего и развивающего воздействия на потребностно-мотивационную, когнитивно-мнестическую, социально-коммуникативную и деятельностно-волевую сферы пациентов в трех пространственно-временных измерениях: "здесь и теперь", "тогда и там", "вскоре и вблизи". Такая трехмерность онтогенетически-ориентированной психотерапии позволяет пациенту за относительно короткий период естественного эксперимента прожить жизнь, насыщенную пропущенными ранее или еще не случившимися событиями, способными укрепить личность, обеспечить ее необходимым опытом и повысить трудоспособность. Недостатком способа является его чрезвычайная сложность и недостаточная эффективность, особенно при лечении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Так, 3-летний катамнез 500 пациентов, прошедших курс ИНТЭКС-терапии в возрасте от 3 до 22 лет по поводу различных нервно-психических расстройств пограничного уровня, показал, что в активной психотерапевтической помощи не нуждается 50% из них. Способ имеет ограничения по контингенту больных детей. Кроме того, для его реализации необходимо присутствие не только всей семьи, но и хотя бы одного ближайшего родственника, что также сужает его возможности. В качестве ближайшего аналога принят способ психотерапевтического воздействия детей при наличии неврозов (А.И.Захаров, Психотерапия неврозов у детей и подростков, М., Медицина, 1982 г., с. 96-200). Психотерапия направлена на восстановление и укрепление психического единства личности посредством нормализации отношений в семье, разрешение внутреннего конфликта и налаживание отношений со сверстниками и включает проведение сеансов семейной, индивидуальной и групповой и/или семейно-групповой психотерапии. Семейная психотерапия направлена на восстановление функционального единства семьи, перестройку межличностных отношений, устранение семейного конфликта и восстановление психического здоровья всех ее членов. Она включает обследование семьи с последующей постановкой семейного диагноза на основании анализа анамнеза и диагностической информации, семейное обсуждение и совместную психотерапию ребенка и его родителей, путем динамического взаимодействия "малой" группы, состоящей из врача, ребенка и его родителей с использованием приемов клинической беседы, стандартизированного интервью, рациональной психотерапии, лечебно-педагогического воздействия, игровой терапии. При этом у родителей формируют положительные психологические установки на необходимость лечения ребенка, изменение их взглядов на воспитание и сотрудничество с врачом в разрешении семейных проблем. При проведении индивидуальной психотерапии, направленной на восстановление личности ребенка, используют методы рациональной, игровой, рисуночной и гипносуггестивной психотерапии в комплексе с лекарственной терапией. Семейную и индивидуальную психотерапию завершают групповой и/или семейно-групповой психотерапией. Целью групповой психотерапии является восстановление психического единства личности посредством нормализации ее межличностных отношений. Она включает совместную деятельность группы детей: проведение с ними игр, использование рассказов, как последовательных монологов, и рисунков с их проигрыванием, а также драматизацию известных сказок. На заключительном этапе проводят обсуждение различных вопросов: отношение к себе и окружающим, ответственность и чувство долга и т. д. Семейная групповая психотерапия направлена на перестройку межличностных отношений и ликвидацию семейного конфликта. В семейные группы включают кроме ребенка его отца и мать. С родителями проводят предварительную медико-педагогическую работу перед началом и параллельно групповой психотерапии детей. Динамическое взаимодействие группы, состоящей из отдельных семей и врача, проводят с использованием метода совместной игровой терапии. Вначале проигрывают сказки, а затем реальные семейные и школьные ситуации. Используют методику коррегируемого парного взаимодействия с приемами диалога, дискуссии по типу "обвинения и защиты" и т. д. В процессе семейной групповой психотерапии используют тест М.Шерифа для изучения динамики внушаемости детей и родителей, а также 8-цветный тест Люшера для изучения изменений, происшедших в их эмоционально-волевой сфере. На завершающем этапе проводят обсуждение особенностей характера и поведения детей в форме беседы. Однако известный способ имеет ограниченные функциональные возможности, так как направлен исключительно на невротические расстройства. Собственно психотерапевтическое воздействие на ребенка, проводимое в условиях лечебного учреждения, не может быть продолжено в домашних условиях. Метод не позволяет использовать неограниченные возможности взаимодействия между матерью и ребенком, так как не доучитывает фактор материнской любви. Кроме того, семейная психотерапия сводится в основном к обучению родителей правильным педагогическим подходам, направлена на нормализацию внутрисемейных отношений и не уделяет внимания психической и физической депримации детей. Кроме того, сроки лечения длительные и составляют в среднем 14 месяцев. Задачей изобретения является создание способа психотерапевтического воздействия на детей, имеющего широкие функциональные возможности, позволяющего сократить сроки лечения и получить более выраженный и стойкий терапевтический эффект. Сущность изобретения состоит в том, что в способе психотерапевтического воздействия на детей, включающем обследование семьи и проведение рациональной и суггестивной психотерапии, обследование семьи и психотерапию проводят с матерью и/или бабушкой по линии матери индивидуально и/или в группе, убеждают ее в том, что здоровье ребенка зависит от психоэмоционального контакта между ним и матерью, восстановление и углубление которого будет способствовать его выздоровлению и что словесное воздействие матери значительно эффективнее аналогичного воздействия любого другого человека, усиливая и подкрепляя мотивацию к работе с ним, для осуществления которой мать в период ночного и/или дневного сна ребенка во время или через 20-30 минут после засыпания, настраивая себя на достижение позитивных результатов лечения, сосредотачивается и, слегка прикасаясь к ребенку и подстраивая ритм своего дыхания под ритм его дыхания, проговаривает сначала мысленно, а затем вслух формулы внушения вербальной лечебной программы с установкой передать ребенку ее смысл и содержание, которая включает информацию, утверждающую любовь к ребенку, улучшение его физического и психического здоровья и освобождение от имеющихся заболеваний и/или патологических состояний, при этом мать формирует зрительный образ здорового ребенка, причем сеансы суггестивного воздействия на ребенка с помощью программы на начальном этапе лечения мать проводит по возможности ежедневно, фиксируя его результаты в дневнике. С матерью или группой матерей проводят обучение основным приемам работы с лечебной программой и ведению дневника. Лечебная программа состоит из четырех вербальных блоков. При внушении формул первого блока лечебной программы мать проговаривает: "Я тебя очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты моя родная частичка, кровинушка. Я без тебя не могу жить. Мы все тебя очень сильно любим". При внушении формул второго блока программы мать проговаривает: "Ты сильный, здоровый, красивый ребенок. Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься. У тебя крепкие, здоровые сердечко, грудка, животик. Ты легко и красиво двигаешься. Ты закаленный ребенок. Редко и мало болеешь". При внушении формул третьего блока программы мать проговаривает: "Ты спокойный ребенок. У тебя хорошие, сильные, крепкие нервы. Ты умный ребенок. У тебя хорошо развивается головка и ум. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь. У тебя хорошее настроение. Ты любишь улыбаться. Ты хорошо и глубоко спишь. Ты легко и быстро засыпаешь. Ты смелый и храбрый ребенок. Ты ничего и никого не боишься". При внушении формул четвертого блока программы мать проговаривает: "Ты освобождаешься от болезни. Я забираю и выбрасываю твою болезнь!" Во второй, третий и четвертый блоки программы дополнительно включают формулы, отражающие информацию об имеющихся заболеваниях и/или патологических состояниях ребенка. Формулы внушения первого блока программы мать проговаривает спокойным выразительным голосом с теплыми интонациями, второго и третьего - в форме позитивного сотрудничества, а четвертого - в состоянии психоэмоционального напряжения в императивной форме. На основании анализа дневника, а также в процессе обсуждения в форме беседы с элементами дискуссии с матерью или группой матерей лечебную программу корректируют путем исключения или включения отдельных формул внушения. С матерью или группой матерей проводят сеансы комплексной психотерапии, направленные на их оздоровление и подкрепление мотивации работы с ребенком. С матерью или группой матерей проводят 5-6 занятий с интервалом 6-7 дней на курс лечения. По мере улучшения состояния ребенка количество сеансов суггестивного воздействия матери на него с помощью лечебной программы сокращают. Использование изобретения позволяет получить следующий технический результат. Способ является высокоэффективным. Он позволяет добиться улучшения и восстановления функций органов и систем в короткие сроки и направлен на самооздоровление всего организма в целом. Способ имеет широкие функциональные возможности и может быть использован для лечения различных нервно-психических и психосоматических заболеваний и состояний детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе неврозов, поведенческих расстройств, патологических привычных действий, реактивных состояний и др. Высокие результаты достигаются при лечении задержки физического, речевого и психического развития. Стойко и быстро снимаются фобии, налаживается сон, стабилизируется настроение. Положительный эффект достигается при лечении практически всех психосоматических заболеваний. Способ не имеет ограничений и противопоказаний, он абсолютно безопасен и не дает осложнений. Воздействие материнского слова на ребенка безвредно, что нельзя сказать о воздействии гипнотизера, экстрасенса и т. п. Простота и доступность для использования метода в домашних условиях дает возможность матери восполнить недостатки воспитания, в частности положительного психоэмоционального взаимодействия с ребенком в привычной обстановке. При этом проводимое ею внушение на вербальном и невербальном уровне становится для нее мотивом самовнушения, что способствует эффективности проводимой терапии, а также углублению чувства материнства. Являясь естественным средством саморегуляции, способ избавляет семью от необходимости приобретения дорогостоящих лекарственных препаратов и их применения, проведения различных диагностических и лечебных процедур, которые помимо затрат времени и денежных средств имеют побочные эффекты и небезопасны для организма ребенка. Технический результат достигается за счет разработанной автором новой концепции в подходе к психотерапевтической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В основе предложенного способа лежит глубинная психоэмоциональная общность матери и ребенка, великая роль материнской любви и неограниченные возможности материнского слова. Известно, что дети малогипнабельны, в связи с чем суггестивное воздействие методом прямого внушения малоэффективно. Автору удалось превратить слово в действующий фактор. Опыт показал, что материнское словесное воздействие многократно эффективнее и сильнее слов другого человека - врача, целителя и даже отца. Это обусловлено тем, что во внутриутробном периоде развития по мере формирования у плода органов слуха он улавливает самые различные звуки на эмоциональном уровне, не определяя их смыслового значения. На протяжении всей беременности матери и после рождения ребенок постоянно слышит ее голос, который наряду с эмоциональным воздействием постепенно насыщается смысловым значением. Все, что говорит мать, становится "внутренним голосом" ребенка, определяя все его жизненные проявления. В связи с этим возможности матери воздействия на сознание и подсознание ребенка крайне велики, практически неограниченны. Важной составной частью метода является преодоление депримации, направленное на восполнение недостатка эмоциональных структур передачи материнской любви своему ребенку. Депримации детей, как причине многих заболеваний, в том числе отклонений и задержки речевого, психического и физического развития, специалистами уделяется последние годы большое внимание. В предложенном способе создан механизм коррекции матерью имеющихся отклонений путем восполнения недостатка любви и ликвидации таким образом последствий депримации. Основополагающей составной частью метода является использование глубинной психоэмоциональной общности матери и ребенка, особенно действенной и значимой в раннем возрасте. Эмоциональное состояние матери отражается на состоянии ребенка. Мать в свою очередь также постоянно как бы подпитывается психической активностью и радостными положительными эмоциями от ребенка. Эта общность использована в способе для передачи на психоэмоциональном уровне содержания лечебной программы на невербальном уровне путем установления между матерью и ребенком биоэнергоинформационного взаимодействия. Известно, что слово и мысль имеют материальную природу. При этом значение имеет смысловое содержание, в том числе эмоциональная окраска информации, содержащейся в слове, произнесенном вслух или мысленно. Сила материнского слова и мысли используется в период погружения ребенка в сон, то есть естественного тормозного (гипноидного) состояния психики, а также в период медленного сна при отсутствии внешних раздражителей, когда появляется возможность усвоения информации через анализаторы, с целью воздействия через подсознание на интимные процессы саморегуляции и самовосстановления. Автором разработана новая комплексная патогенетически обоснованная методика, включающая приемы семейной, в том числе индивидуальной и коллективной, рациональной, суггестивной и других видов психотерапии. Способ осуществляется следующим образом. Работу проводят только с матерью больного ребенка и/или бабушкой по линии матери индивидуально и/или в группе. На начальном этапе проводят обследование семьи ребенка с целью постановки семейного диагноза. Вначале выявляют основные проблемы, связанные со здоровьем ребенка и отношениями в семье, индивидуальное понимание этих и своих личных проблем. Устанавливают необходимость проведения беседы с другими членами родительской или прародительской семьи. Для сбора диагностической информации используют метод клинической беседы или стандартизированного интервью, проводят совместный анализ анамнеза, включающего антенатальные факторы, особенности развития ребенка в перинатальном и постнатальном периодах. Проводят анализ личности родителей и прародителей, в результате которого у них выявляют характериологические и невротические изменения; отношений в семье и имеющихся конфликтов, выражающих особую структуру межличностных отношений; особенности воспитания и его негативных факторов; изучают условия формирования выявленных изменений в характере и межличностных отношениях в прародительской семье. Совместное обсуждение результатов обследования включает изложение матерью и/или бабушкой своей точки зрения на причины возникновения заболевания или патологического состояния ребенка, анализ особенностей черт его характера, рассмотрение явных хронических и назревающих конфликтных ситуаций в семье. В результате совместного диалога, переходящего в дискуссию, достигается общая точка зрения на причины заболевания или патологического состояния ребенка и способы его лечения, на перестройку отношений с ним, выравнивание отношений в семье и прекращение хронического конфликта. В процессе целенаправленного обследования семьи и совместного обсуждения ее проблем врач, используя методы рациональной, лечебно-педагогической и суггестивной психотерапии, укрепляет веру матери и/или бабушки в возможность выздоровления ребенка, убеждает ее в том, что его здоровье зависит от психоэмоционального контакта между ним и матерью, восстановление и углубление которого будет способствовать его выздоровлению, и что словесное воздействие матери значительно эффективнее и сильнее аналогичного воздействия любого другого человека, усиливая и подкрепляя мотивацию к работе с ним с помощью вербальной лечебной программы, которая состоит из четырех вербальных блоков и включает информацию, утверждающую любовь к ребенку, улучшение его физического и психического здоровья и освобождение от имеющихся заболеваний и/или патологических состояний. Ознакомление с программой осуществляют путем записи матерью формул базовой программы с их одновременным обсуждением и корректировкой. Мать обучают основным приемам работы с ней: приемам установления внутреннего контакта с ребенком, концентрации внимания и достижения состояния сосредоточения, образного представления и моделирования, особенностям речевого (вербального) воздействия при проговаривании формул внушения. При этом продолжают подкреплять мотивацию к работе с ребенком и его выздоровление. Для фиксации результатов проводимого лечения, в том числе позитивных изменений в состоянии ребенка, мать обучают ведению дневника. Проведение работы с лечебной программой мать (или бабушка) осуществляет в период дневного и/или ночного сна ребенка, во время засыпания (в фазовом состоянии) или через 20-30 минут после него. Сидя рядом с ребенком, мать настраивая себя на достижение позитивных результатов лечения, сосредотачивается и, слегка прикасаясь к нему (к голове или руке) и подстраивая ритм своего дыхания под ритм его дыхания, проговаривает сначала мысленно, а затем вслух формулы внушения лечебной программы с установкой передать ребенку ее смысл и содержание, формируя при этом зрительный образ здорового ребенка. Первый блок программы содержит формулы внушения, направленные на устранение депримации ребенка, углубление психоэмоционального контакта и чувства материнства, которые мать проговаривает спокойным выразительным голосом с теплыми интонациями: "Я тебя очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты моя родная частичка, кровинушка. Я без тебя не могу жить. Мы все тебя очень сильно любим". Второй блок программы содержит формулы, направленные на улучшение физического и соматического состояния, и отражает информацию об имеющихся заболеваниях и/или патологических состояниях ребенка. Мать проговаривает их в форме позитивного сотрудничества: "Ты сильный, здоровый, красивый ребенок. Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься. У тебя крепкие здоровые сердечко, грудка, животик. Ты легко и красиво двигаешься. Ты закаленный ребенок. Редко и мало болеешь". Третий блок содержит формулы, направленные на улучшение психического здоровья ребенка и компенсацию имеющихся нервно-психических расстройств, которые проговаривают в форме позитивного сотрудничества: "Ты спокойный ребенок. У тебя хорошие, сильные, крепкие нервы. Ты умный ребенок. У тебя хорошо развиваются головка и ум. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь. У тебя хорошее настроение. Ты любишь улыбаться. Ты хорошо и глубоко спишь. Ты легко и быстро засыпаешь. Ты видишь хорошие веселые сны. Ты смелый и храбрый ребенок. Ты ничего и никого не боишься". В третий блок включают формулы внушения, отражающие информацию об имеющихся заболеваниях и/или патологических состояниях. Четвертый блок содержит формулы, направленные на внушение освобождения ребенка от имеющихся заболеваний и/или патологических состояний. Мать проговаривает их в состоянии психоэмоционального напряжения в императивной форме, выразительным голосом, формируя при этом зрительный образ процесса освобождения, очищения ребенка от болезни, снятия с него болезненных симптомов: "Ты освободишься от болезни. Я забираю и выбрасываю твою болезнь!" Далее фразы строят в зависимости от симптомов, включая в формулы информацию об имеющихся заболеваниях и/или патологических состояниях. Работу с помощью программы на начальном этапе лечения мать проводит по возможности ежедневно, за исключением тех дней, когда она сильно утомлена, больна, раздражена. Результаты проводимого лечения мать фиксирует в дневнике, который предъявляет лечащему врачу на каждом занятии. На втором занятии (посещении) врач проверяет дневник, анализирует его и проводит с матерью ребенка обсуждение в форме беседы с элементами дискуссии, в процессе которого дополняет или корректирует лечебную программу путем включения или исключения отдельных формул внушения, составляя индивидуальную лечебную программу. В качестве дополнительного средства врач может при необходимости использовать демонстрацию проведения лечебного сеанса. В этом случае мать приводит с собой ребенка. На последующих приемах врач анализирует дневник, результаты лечения, проводит обсуждение в форме беседы, вопросов и ответов, корректирует программу, а также проводит сеансы комплексной психотерапии (рациональной и суггестивной), направленные на оздоровление матери и подкрепление мотивации к работе с ребенком. При необходимости врач проводит сеанс психотерапии с ребенком перед последним занятием (по показаниям). На последнем приеме врач совместно с матерью и/или бабушкой ребенка подводит итоги работы, оценивает достигнутые результаты. Формирует установку на проведение дальнейшей самостоятельной работы с ребенком с помощью лечебной программы, максимально индивидуализированной и откорректированной в соответствии с достигнутыми результатами. Курс лечения включает 5-6 занятий с интервалом 6-7 дней. По окончании курса лечения мать продолжает проводить работу с ребенком. По мере улучшения его состояния количество сеансов суггестивного воздействия с помощью лечебной программы сокращают, а интервал между ними удлиняют. Повторяют курс лечения по мере необходимости. При проведении работы, направленной на психотерапевтическое воздействие на детей с целью коррекции (лечения) их заболеваний и патологических состояний, в группе, в последнюю включают только матерей и/или бабушек по материнской линии, с которыми проводят 5-6 занятий с интервалом 6-7 дней курс лечения. На первом занятии врач излагает суть и возможности проводимой работы. Акцентирует внимание на особой роли матери в лечении ребенка. Матери заполняют специальные личностные опросники, включающие информацию о ребенке, его паспортных данных, составе семьи, особенностях внутрисемейных отношений, наличии конфликтов, состоянии здоровья ребенка и имеющихся связанных с ним проблемах (наличие заболеваний или патологических состояний), указания на тяжелые заболевания, перенесенные ребенком, и особенности развития ребенка в перинатальном и постнатальном периодах, включая антенатальные факторы. Опросник содержит информацию, аналогичную той, которую врач получает при индивидуальной работе с матерью. С заполненными опросниками врач знакомится сразу и проводит обсуждение в форме вопросов и ответов. В процессе коллективной беседы врач, используя методы рациональной, лечебно-педагогической и суггестивной психотерапии, укрепляет веру матерей в выздоровление детей, убеждает их в том, что здоровье ребенка зависит от психоэмоционального контакта между ним и матерью, восстановление и углубление которого будет способствовать его выздоровлению, и что словесное воздействие матери значительно эффективнее аналогичного воздействия любого другого человека, усиливая и подкрепляя мотивацию к работе с ним с помощью вербальной лечебной программы. Затем родители записывают формулы четырех блоков базовой программы, в процессе ознакомления с которыми их обучают основным приемам работы: достижения концентрации и сосредоточения, формирования зрительных образов, особенностям вербального метода суггестивного воздействия и т.п. Проводят обсуждение программы в форме дискуссии. Обучают ведению дневника для фиксации наблюдений за лечебным процессом и его результатами. В течение недели после первого занятия врач изучает анкеты с целью обследования семьи, постановки семейного диагноза и анализа анамнеза ребенка. Составляет индивидуальные программы для каждого ребенка на основе базовой, которую получили матери, с включением в нее формул, отражающих информацию о заболеваниях, патологических состояниях и имеющихся расстройствах. На втором занятии проводят беседу-обсуждение в форме вопросов и ответов. Врач проверяет дневники, анализирует их и вносит коррективы в составленные индивидуальные программы, которые получают для дальнейшей работы матери. Последующие занятия включают сбор и анализ дневников, дальнейшую индивидуализацию лечебных программ, беседу с обсуждением результатов работы в форме ответов и вопросов и дискуссии, психотерапевтические сеансы для матерей, направленные на их оздоровление и подкрепление мотивации к работе с детьми. Перед последним занятием при необходимости (по показаниям) врач проводит сеансы индивидуальной психотерапии с детьми. На последнем занятии подводят итоги проведенной работы с оценкой достигнутых результатов. Врач дает установку матерям на дальнейшую самостоятельную работу с детьми. Пример. Мальчик У., 9 лет. История болезни N 3268/98. Поступил на лечение по направлению детского педиатра по месту жительства и консультанта психиатра городского детско-подросткового диспансера. Предшествующее медикаментозное лечение (корректоры поведения, анти-депрессанты, транквилизаторы, дегидратанты и др.), а также психолого-педагогическая коррекция ребенка и семьи не дали каких-либо положительных результатов. Анализ анамнеза, изучение статуса ребенка и обследование семьи проводилось индивидуально с матерью ребенка. Первое занятие проведено 11.01.99 г. Мать ребенка - Н., 35 лет, педагог, физически и соматически здорова, по характеру тревожная, напряжена из-за состояния мальчика. Выявлены основные проблемы, связанные со здоровьем ребенка: возбудим, дает частые аффекты гнева, при которых все разбрасывает, кричит, плачет, рвет тетради, книги. В школе эти состояния бывают чаще, чем дома. Боится темноты, плохо засыпает, видит ночные кошмары, перед сном "по особому" раскладывает вещи, не уверен в себе, считает себя хуже других, снижен аппетит, физически ослаблен. Семья состоит из трех человек - родителей и ребенка. Обстановка дома спокойная. Отец - Б., 37 лет, работает прорабом. Здоров, трудолюбив. Из-за большой занятости на работе, по мнению матери, ей и сыну уделяет недостаточно внимания. Тетя по линии отца наблюдалась у психиатра, диагноз неизвестен. Мальчик родился от первой беременности, протекавшей с токсикозом до 4-х месяцев. Роды прошли в срок, сухие, асфиксии не наблюдалось. Вес новорожденного - 3500 г. Находился на грудном вскармливании до 2-х месяцев. В раннем возрасте был беспокоен. Раннее развитие протекало без особенностей, в сроки. Перенес: пневмонию в 1,5 месяца, частые ангины, аденэктомию - в 3 года. Посещал детский сад, к которому привыкал с трудом. В дошкольном возрасте был робким, стеснительным, тормозимым, часто плакал, боялся темноты, не засыпал один в комнате, имел плохой аппетит. В школу пошел с 6 лет. Успевает хорошо. Испытывает некоторые затруднения по математике, так как недостаточно развито логическое мышление. Не уверен в себе. Боится получить плохую отметку. Трудности при общении с учителями и одноклассниками. Отказывается отвечать на уроках перед классом. На занятиях в классе поведение неадекватное. Впадает в истерики, бросает и рвет тетради и учебники, бьет себя по голове, кричит, что ненавидит себя. Новый материал усваивает практически дома, так как на уроках рассеян, объяснения учителя слушает невнимательно. Физический статус: невысокого роста, несколько пониженного питания, бледность кожных покровов. По состоянию внутренних органов - без особенностей. Череп гидроцефальной формы, легкие черты диспластичности, рассеянная резидуально-органическая симптоматика. Данные ЭЭГ (электро-энцефалограммы): легкие признаки нейрофизиологической незрелости коры головного мозга, снижение тонуса головного мозга. Признаки очаговых изменений и дисфункции на стволово-диэнцефальном уровне. Психический статус: правильно ориентирован, неплохо вступает в контакты, поначалу стесняется, но в процессе общения рассказывает о возникающих помимо его воли вспышках гнева, частых страхах и т. д. Выявлены: повышенная ранимость, впечатлительность, неуверенность в своих силах, застревание на негативных переживаниях, потребность в эмоциональной поддержке, плохая переносимость строго регламентированной деятельности, боязнь ошибок, замечаний. Умственные возможности в пределах нормы. Повышенная истощаемость и невысокая работоспособность. Клиническая картина таким образом складывается из проявлений определенной слабости тормозных процессов центральной нервной системы (ЦНС), ее истощаемости, инертности, склонности к формированию фобических реакций на фоне легкой резидуально-органической недостаточности. В результате совместного обсуждения с матерью ребенка результатов обследования, анализа анамнеза, особенностей черт его характера и внутрисемейных отношений достигнута общая точка зрения на то, что формированию тревожного характера мальчика способствует повышенная тревожность матери, ее подавляюще активная гиперопека, в какой-то степени подавляющая волю ребенка и истощающая его. Диагноз: истеро-невротические реакции с ранней органической недостаточностью ЦНС и акцентуации по тревожно-истерическому типу в условиях активной гиперопеки матери. Матери было объяснено состояние ребенка. Врач ознакомил ее с особенностями и возможностями предлагаемого метода. Используя методы рациональной, лечебно-педагогической и суггестивной психотерапии, он укреплял веру матери в выздоровлении ребенка, подчеркивая ее особую роль в его лечении, убеждая ее в том, что его здоровье зависит от психоэмоционального контакта между ним и матерью, восстановление и углубление которого будет способствовать его выздоровлению и что словесное воздействие матери многократно эффективнее слов другого человека. При этом усиливалась и укреплялась мотивация к работе с ребенком с помощью лечебной программы, состоящей из четырех вербальных блоков. Ознакомление с программой осуществлялось путем записи матерью формул базовой программы с их одновременным обсуждением и корректировкой с целью индивидуализации. Затем проводилось обучение основным приемам работы с программой: приемам концентрации внимания и достижения состояния сосредоточения, образного представления и моделирования, особенностям вербального суггестивного воздействия при проговаривании формул внушения. Мать обучили также ведению дневника для фиксации результатов проводимого лечения, включая позитивные изменения в состоянии ребенка. Работу с лечебной программой мать осуществляла в период дневного и ночного сна ребенка, во время засыпания или через 20-30 минут после него. Сидя рядом с ребенком, мать, настраивая себя на достижение позитивных результатов лечения, сосредотачивалась. Слегка прикасаясь к ребенку (к голове и руке) и подстраивая ритм своего дыхания под ритм его дыхания, она сначала мысленно, а затем вслух проговаривала формулы внушения лечебной программы с установкой передать ребенку ее смысл и содержание, формируя при этом зрительный образ здорового ребенка. Формулы внушения первого блока программы, включающие информацию, утверждающую любовь к ребенку, мать проговаривала спокойным выразительным голосом с теплыми интонациями: "Я тебя очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты моя родная частичка, кровинушка. Я без тебя не могу жить. Мы все тебя очень сильно любим". Формулы внушения второго блока программы, включающие информацию, утверждающую улучшение физического здоровья ребенка, мать проговаривала в форме позитивного сотрудничества: "Ты сильный, здоровый, красивый ребенок. У тебя хороший аппетит. Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься. У тебя крепкие здоровые сердечко, грудка, животик. Ты легко и красиво двигаешься. Ты закаленный ребенок. Редко и мало болеешь". Формулы внушения третьего блока программы, включающие информацию, утверждающую улучшение психического здоровья ребенка, мать проговаривала в форме позитивного сотрудничества: "Ты спокойный ребенок. У тебя хорошие, сильные, крепкие нервы. Ты умный ребенок. У тебя хорошо развиваются головка и ум. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь. У тебя хорошее настроение. Ты любишь улыбаться. Ты хорошо и глубоко спишь. Ты легко и быстро засыпаешь. Ты видишь хорошие веселые сны. Ты смелый и храбрый ребенок. Ты ничего и никого не боишься". Формулы внушения четвертого блока программы, включающие информацию, утверждающую освобождение ребенка от имеющихся патологических состояний, мать проговаривала в состоянии психоэмоционального напряжения в императивной форме, формируя при этом зрительный образ процесса освобождения, очищения ребенка:"Ты освобождаешься от имеющихся патологических состояний. Я забираю и выбрасываю все проявления твоего тревожного, возбудимого и истерического характера!"
Работу с помощью программы мать проводила ежедневно, результаты которой фиксировала в дневнике. На втором занятии (через неделю - 18.01.99 г.) врач проверил дневник, проанализировал его и обсудил с матерью ребенка. В результате корректировки была составлена индивидуальная лечебная программа. При этом первый и второй вербальные блоки были включены в программу без изменений. Третий блок программы был откорректирован путем включения в него формул внушения, отражающих информацию об имеющихся у ребенка патологических состояниях:
"Ты спокойный мальчик. У тебя хорошие крепкие нервы. Тебе не нравится состояние, когда ты возбуждаешься и сердишься. У тебя все реже и слабее появляются вспышки гнева, при которых ты кричишь, рвешь книги, тетради. Тебе нравится в школе быть спокойным и внимательным на уроках. Ты начинаешь хорошо усваивать весь школьный материал на уроках. Ты чувствуешь себя спокойно и уверенно среди своих сверстников. На уроках у тебя появляется желание выходить и отвечать у доски. Ты умный мальчик. У тебя хорошо развиваются головка и ум. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь. У тебя хорошее ровное настроение. Ты любишь улыбаться. Ты хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь. Когда ты спишь, видишь хорошие и добрые сны. Ты перестаешь видеть страшные сны. Утром ты встаешь отдохнувшим и свежим. Перед сном тебе совсем не хочется особым образом раскладывать предметы. Ты смелый и сильный мальчик. Ты совсем не боишься темноты. Тебе даже нравится находиться дома одному. Ты начинаешь спокойно реагировать на ошибки и замечания. У тебя развивается терпение, и ты с удовольствием совершаешь действия, связанные с выполнением обязательной работы. Тебе совсем не хочется бить себя по голове". Четвертый блок лечебной программы был также откорректирован в соответствии с имеющимися у ребенка патологическими состояниями:
"Ты освобождаешься от имеющихся патологических состояний. Я забираю и выбрасываю твои вспышки гнева и раздражения, при которых ты кричишь, рвешь тетради и книги!
Я забираю и выбрасываю твои страхи во время сна!
Я забираю и выбрасываю твою неуверенность и нелюбовь к себе!
Я забираю и выбрасываю твою боязнь темноты!
Я забираю и выбрасываю твою привычку особым образом раскладывать предметы перед сном!
Я забираю и выбрасываю все проявления твоего тревожного, возбудимого и истерического характера!
Я тебя очень сильно люблю!"
На третьем занятии (26.01.99 г.) в процессе беседы с матерью мальчика и анализа дневника выявлено заметное улучшение в его состоянии. В школе спокоен. Исчезли аффективные вспышки. На уроках внимателен. Не истощается. Хорошо засыпает. Исчезли кошмарные сны. Не раскладывает перед сном особым образом предметы. Аппетит стал лучше. Мать провела в присутствии врача сеанс суггестивного воздействия на мальчика (с которым пришла) с помощью лечебной программы. Проведена корректировка программы. Из третьего блока исключены формулы внушения: "Тебе нравится в школе быть спокойным и внимательным на уроках. Ты начинаешь хорошо усваивать весь школьный материал на уроках. На уроках у тебя появляется желание выходить и отвечать у доски. Тебе совсем не хочется бить себя по голове". С матерью ребенка проведен сеанс комплексной (рациональной и суггестивной) психотерапии, направленной на снятие состояния повышенной тревожности за своего ребенка и налаживание внутрисемейного климата, способствующего ликвидации условий формирования у него определенного комплекса неполноценности. На четвертом занятии (03.02.99 г.) также проведены анализ дневника и беседа с матерью ребенка, в процессе которых установлено, что в состоянии ребенка произошли позитивные изменения: в школе спокоен. Аффективных вспышек нет. Начал хорошо общаться со своими сверстниками и одноклассниками. Страхов перед ошибками и замечаниями нет. Спит хорошо. Мать спокойна. Настроение хорошее. Оптимистично настроена на будущее. С матерью проведен сеанс психотерапии, направленный на ее оздоровление и подкрепление мотивации к работе с ребенком. В результате корректировки лечебной программы из третьего блока исключены формулы внушения: "Ты чувствуешь себя спокойно и уверенно среди своих сверстников. Ты хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь. Когда ты спишь, видишь хорошие и добрые сны. Ты перестаешь видеть кошмарные сны. Ты совсем не боишься темноты. Тебе даже нравится находиться дома одному. Ты начинаешь спокойно реагировать на ошибки и замечания". Из четвертого блока программы исключены формулы: "Я забираю и выбрасываю твои страхи во время сна! Я забираю и выбрасываю твою боязнь темноты!"
Во время пятого посещения (10.02.99 г.) в процессе анализа дневника и беседы с матерью ребенка установлены позитивные результаты лечения: спокоен. Аффективных вспышек нет. Спит хорошо. Аппетит хороший. Настроение хорошее. Стал с удовольствием выполнять строго регламентированную работу. Работоспособность хорошая. Появилась уверенность в своих силах. Не считает себя хуже других. Приступы ненависти к себе исчезли. Из третьего блока программы исключена формула внушения: "У тебя развивается терпение, и ты с удовольствием совершаешь действия, связанные с выполнением обязательной работы". Из четвертого блока исключена формула: "Я забираю и выбираю твою неуверенность и нелюбовь к себе!"
На шестом занятии (18.02.99 г.) врач совместно с матерью ребенка подвел итоги проведенной работы с оценкой достигнутых позитивных результатов. Жалоб со стороны матери и мальчика нет. У матери сформирована положительная психологическая установка на проведение дальнейшей самостоятельной работы с помощью лечебной программы, которая была откорректирована в соответствии с достигнутыми результатами. Первый и второй блоки программы оставлены полностью. Из третьего блока исключены формулы внушения: "Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь. У тебя хорошее ровное настроение. Ты любишь улыбаться. Утром ты встаешь отдохнувшим и свежим. Перед сном тебе совсем не хочется особым образом раскладывать предметы". Из четвертого блока программы исключены формулы: "Я забираю и выбрасываю твои вспышки гнева и раздражения, при которых ты кричишь, рвешь тетради и книги! Я забираю и выбрасываю твою привычку раскладывать особым образом предметы перед сном!"
Матери были даны рекомендации, в соответствии с которыми она может включить в программу формулы внушения при рецидивировании того или иного состояния. В течение месяца мать работала по установленной схеме через день в период ночного сна ребенка. Затем в течение месяца она работала только с первым блоком программы через два дня на третий. Через два месяца самостоятельной работы лечение было прекращено. Контрольное посещение врача матерые ребенка через год (08.02.2000 г.): жалоб нет. Ребенок здоров. Рекомендовано следующее контрольное посещение через год-полтора.
Формула изобретения
NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение
Извещение опубликовано: 10.02.2005 БИ: 04/2005