Способ испытания газотурбинного двигателя

 

Изобретение предназначено для использования при стендовой доводке новых образцов авиационных двигателей с реверсом тяги. При реализации способа нагружают силоизмерительное устройство стенда перед запуском двигателя осевой силой, большей силы обратной тяги двигателя. Измеряют осевые силы п и Pо, действующие на силоизмерительное устройство стенда при работе двигателя на режимах прямой и обратной тяг. Силы Rп и Rо прямой и обратной тяг двигателя определяют из выражений Rп = Pп - Pн и Rо = Pн - Pо. Технический результат - ускорение стендовой доводки двигателя и сокращение материальных и энергетических затрат. 1 ил.

Предлагаемое изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно при стендовой доводке новых образцов газотурбинных двигателей с реверсом тяги на стенде, снабженном имитатором условий посадки самолета.

Известен способ испытания газотурбинного двигателя, включающий определение его сил прямой и обратной тяг на стенде с силоизмерительным устройством, имеющим две динамометрические системы (см. книгу Л.С. Скубачевского "Испытания воздушно-реактивных двигателей", М., Машиностроение. 1972, с. 29. ..30).

Недостатками этого способа испытания газотурбинного двигателя являются сложность, большая металлоемкость и высокая стоимость стенда для его осуществления.

Наиболее близким к предлагаемому способу испытания газотурбинного двигателя по технической сущности является способ испытания газотурбинного двигателя, включающий определение силы прямой тяги двигателя на стенде с силоизмерительным устройством (см. авторское свидетельство СССР N 1556308, кл. G 01 M 15/00, 1988).

Недостатком данного способа испытания газотурбинного двигателя является отсутствие возможности измерения осевых сил при работе двигателя на режиме обратной тяги, что требует определения силы обратной тяги двигателя расчетом по замерам давления и температуры газа перед и за реверсивным устройством или продолжения испытания двигателя на другом стенде, вызывающих удлинение продолжительности стендовой доводки двигателя и увеличение материальных и энергетических затрат на нее.

Целью изобретения является ускорение стендовой доводки двигателя и сокращение материальных и энергетических затрат на нее.

Поставленная цель достигается тем, что в способе испытания газотурбинного двигателя, включающем определение сил прямой и обратной тяг двигателя на стенде с силоизмерительным устройством, перед запуском двигателя силоизмерительное устройство стенда нагружают осевой силой, большей силы обратной тяги двигателя, производят измерение осевых сил при работе двигателя на режимах прямой и обратной тяг и определяют силы прямой и обратной тяг двигателя из выражений Rп= Pп-Pн и Rо= Pн-Pо, где Rп и Rо - силы прямой и обратной тяг двигателя соответственно, Pп и Pо - осевые силы, действующие на силоизмерительное устройство стенда при работе двигателя на режимах прямой и обратной тяг соответственно; Pн - осевая сила, действующая на силоизмерительное устройство стенда перед запуском двигателя.

В известных технических решениях признаки, сходные с признаками, отличающими заявленное техническое решение от прототипа, не обнаружены, что позволяет сделать вывод о существенности отличий.

На чертеже представлена упрощенная принципиальная схема стенда для осуществления предлагаемого способа испытания газотурбинного двигателя.

Стенд содержит силоизмерительное устройство, имеющее динамометрическую платформу 1 с рамой 2 для установки испытуемого двигателя 3, подвешенную к стойкам основной станины 4, расположенной в центре открытой круговой площадки 5, и расположенные между ней и опорой 6 основной станины 4 соосно образцовый силоизмерительный прибор 7, силоизмеритель 8, силовой цилиндр 9 и приспособление для нагрузки силоизмерительного устройства осевой силой, имеющее угловой рычаг 10, подвеску 11 и грузы 12. Он снабжен имитатором условий посадки самолета, имеющим устройство 13 для создания потока воздуха, установленное на дополнительной станине 14, расположенной на открытой круговой площадке 5 перед основной станиной 4, и выполненное в виде турбовинтового двигателя с воздушным винтом 15, устройство 16 для измерения скорости движения потока воздуха, установленное в зоне расположения воздухо-заборника испытуемого двигателя 3, и раму 17 для установки устройства 13 для создания потока воздуха на высоте H от поверхности открытой круговой площадки 5, равной высоте H1 установки испытуемого двигателя 3 от поверхности открытой круговой площадки 5, соответствующей высоте от поверхности взлетно-посадочной полосы аэродрома до плоскости, проходящей через продольные оси двигателей самолета. Устройство 13 для создания потока воздуха может быть выполнено в виде турбовинтового двигателя, снабженного вторым воздушным винтом 18. Дополнительная станина 14 может быть снабжена приспособлением 19 для перемещения рамы 17 в осевом направлении. Диаметр D воздушных винтов 15 и 18 должен быть больше диаметра D1 воздухозаборника испытуемого двигателя 3. Расстояние L от испытуемого двигателя 3 до воздушного винта 15 может быть выбрано из выражения L = 3...4.D Предлагаемый способ испытания газотурбинного двигателя осуществляют следующим образом.

Производят тарирование регистрирующего прибора силоизмерителя 8 силоизмерительного устройства стенда с помощью образцового силоизмерительного прибора 7 и силового цилиндра 9. Максимальную нагрузку Pm при этом определяют из выражения Pm=Pп+Pо+0,1...0,15(Pп+Pо).

Перед запуском испытуемого двигателя 3 силоизмерительное устройство стенда нагружают осевой силой Pн, большей силы Rо обратной тяги испытуемого двигателя 3, запускают испытуемый двигатель 3, производят изменение осевых сил Pп и Pо при работе испытуемого двигателя 3 на режимах прямой и обратной тяг соответсвенно и определяют силы Rп и Rо и обратной тяг испытуемого двигателя 3 из выражений Rп=Pп-Pн и Rо=Pн-Pо...

При работе испытуемого двигателя 3 на режиме обратной тяги включают в работу имитатор условий посадки самолета. Повторно производят измерение осевой силы и определяют силу обратной тяги двигателя.

По результатам испытаний производят доработку реверсивного устройства испытуемого двигателя 3.

Так, например, при испытании газотурбинного двигателя с реверсом тяги, имеющего воздухозаборник, диаметр D1 которого равен 3150 мм, на стенде с силоизмерительным устройством, имеющим в качестве образцового силоизмерительного прибора динамометр образцовый сжатия ДОС-50, а в качестве силоизмерителя датчик тензорезисторный силоизмерительный 32 ТВС, снабженном имитатором условий посадки самолета, имеющим устройство для создания потока воздуха, выполненное в виде турбовинтового двигателя с двумя воздушными винтами, диаметр D которых равен 6000 мм, и расположенное от испытуемого двигателя на расстоянии L=12000 мм на высоте H1=4500 мм, получена наиболее высокая эффективность.

Использование предлагаемого способа испытания газотурбинного двигателя при доводке новых образцов газотурбинных двигателей позволяет ускорить развитие авиационных двигателей.

Формула изобретения

Способ испытания газотурбинного двигателя, включающий определение сил прямой и обратной тяг двигателя на стенде с силоизмерительным устройством, отличающийся тем, что, с целью ускорения стендовой доводки и сокращения материальных и энергетических затрат, перед запуском двигателя силоизмерительное устройство стенда нагружают осевой силой, большей силы обратной тяги двигателя, производят измерение осевых сил при работе двигателя на режимах прямой и обратной тяг и определяют силы прямой и обратной тяг двигателя из выражений Rп=Pп-Pн и Ro=Pн-Po, где Rп и Ro-силы прямой и обратной тяг двигателя соответственно; Pп и Po-осевые силы, действующие на силоизмерительное устройство стенда при работе двигателя на режимах прямой и обратной тяг соответственно; Pн-осевая сила, действующая на силоизмерительное устройство стенда перед запуском двигателя.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контролю вибрации двигателей внутреннего сгорания и предназначено для систем электронного управления двигателями внутреннего сгорания

Изобретение относится к технике диагностирования дизельных двигателей и используется для оценки остаточного ресурса дизеля

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для определения фактической мощности, развиваемой танковым двигателем, и его остаточного ресурса в полевых условиях

Изобретение относится к технике для полунатурных и комплексных испытаний механизмов летательных аппаратов

Изобретение относится к области технической диагностики, в частности к способам диагностирования двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для определения технического состояния газораспределительного механизма в процессе изготовления, технического обслуживания и ремонта двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к диагностике механизмов и машин, в частности двигателей внутреннего сгорания, путем определения зазоров в различных сопряжениях

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при производстве и ремонте поршневых ДВС

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и предназначено для испытаний дождевальных агрегатов в динамике

Изобретение относится к области измерения сил

Изобретение относится к области измерения сил, в частности к стендам для огневых испытаний двигателей летательных аппаратов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано, в частности, при экспериментальном исследовании поведения поврежденных участков трубопроводов контура ядерного реактора под действием реактивной тяги в условиях аварийного истечения теплоносителя

Изобретение относится к области испытания и технического диагностирования машин, в частности к устройствам для определения максимальной силы тяги на крюке транспортного средства, преимущественно трактора

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к сельскохозяйственному приборостроению

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к испытаниям ракетных двигателей, а конкретно, к способам и устройствам для измерения импульса силы тяги ракетного двигателя

Изобретение относится к динамометрии и может быть использовано в системах автоматизированного проектирования операций глубинного плоского шлифования периферией круга и математических зависимостях для расчета стойкости шлифовального круга, шероховатости обработанной поверхности и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения аксиальной силы и для зависящих от аксиальной силы целей управления или регулирования, например для зависящего от одноосного усилия управления тормозным давлением

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин, в частности к способу определения максимальной силы тяги на крюке транспортного средства, преимущественно трактора
Наверх