Гидравлическое устройство для удержания руля относительно рамы мотоцикла

 

Изобретение относится к области рулевых устройств мотоциклов, в частности к запирающим устройствам, воздействующим на вал вилки переднего колеса. Вал вилки переднего колеса связан с валом шестерни (2), взаимодействующей с рейкой (4). Концы рейки (4) снабжены плунжерами (5), расположенными в цилиндрах (6). Цилиндры (6) герметично соединены трубопроводом (9), снабженным запорным клапаном. Цилиндры (6), трубопровод (9) и запорный клапан образуют заполненный жидкостью замкнутый контур. Запорный клапан соединен тросом с рукояткой на руле мотоцикла. Предлагаемое техническое решение позволяет при движении мотоцикла удержать переднее колесо в одной плоскости с задним колесом и преодолеть препятствие на дороге без опрокидывания. 2 ил.

Изобретение относится к устройствам управления мотоциклами и мотороллерами.

При быстрой езде на мотоциклах по дорогам с неровным покрытием, например крупным гравием, отдельные булыжники которого достигают опасных для движения размеров, или по разбитому асфальту, на котором имеются глубокие выбоины, и особенно при езде по бездорожью на пересеченной местности с разнообразными и многочисленными препятствиями возникает аварийная ситуация, вследствие которой управлять мотоциклом становится затруднительно.

При быстрой езде по плохой дороге необходимо обладать большой физической силой, чтобы удержать руль и предотвратить опрокидывание мотоцикла. При наезде мотоцикла с большой скоростью на препятствие, например на крупный булыжник или на глубокую канаву под углом к направлению движения, руль "вышибает" из рук водителя, переднее колесо мотоцикла устанавливается поперек движения мотоцикла и мотоцикл вследствие инерции опрокидывается.

При быстрой езде по дороге с хорошим покрытием обстановка остается также опасной. Аварийная ситуация может произойти при неожиданном возникновении препятствия, особенно когда водитель не может воспользоваться тормозами или совершить "левый разворот". Такая ситуация может возникнуть при вероятности лобового столкновения со встречным видом транспорта в стесненных условиях, например при неожиданном появлении транспорта после крутого поворота с плохим обзором, на узкой дороге или при выезде на встречную полосу движения при обгоне попутного транспорта. Тормоза и "левый разворот" в этом случае не помогают. Единственным выходом из сложившейся ситуации и для предотвращения неминуемого столкновения с транспортом необходимо быстро покинуть дорогу. Для этого нужно на полной скорости преодолеть кювет и выехать за пределы дороги. Однако сам кювет при езде через него с большой скоростью представляет смертельную опасность для водителя. Удержать руль водителю не удается, мотоцикл опрокидывается и водитель получает травму, часто со смертельным исходом.

Для того, чтобы предотвратить опрокидывание мотоцикла, руль должен быть снабжен устройством, предотвращающим его произвольное вращение при наезде на препятствие. Однако современные конструкции отечественных и зарубежных мотоциклов таких устройств не имеют.

В связи с изложенным я создал гидравлическое устройство удержания руля относительно рамы мотоцикла.

Конструкция этого устройства показана в продольном и поперечном разрезах на фиг. 1 и 2.

Гидравлическое устройство удержания руля относительно рамы мотоцикла включает в себя корпус 1, который своим кронштейном Ф прочно крепится к кронштейну Р на раме мотоцикла.

Внутри корпуса 1 имеется шестерня 2, изготовленная за одно целое с валом, который установлен в корпусе 1 на подшипниках скольжения 3, вал шестерни 2, конец которого выходит из корпуса 1 наружу, имеет шлицы. Этими шлицами вал шестерни 2 соединяется со шлицами на внутренней поверхности полого вала В, вилки переднего колеса мотоцикла. Шестерня 2 своими зубьями входит в зацепление с зубьями рейки 4, которая в корпусе 1 совершает возвратно-поступательное перемещение в поперечном направлении корпуса 1.

Зубчатая рейка 4 соединена с плунжерами 5, которые помещены в цилиндры 6 и уплотнены резиновыми кольцами 7, поперечное сечение стенок которых имеет круглую форму.

Цилиндры 6 снабжены резьбовыми штуцерами 8 для присоединения трубопровода 9 замкнутого контура.

Трубопровод 9 имеет запорный клапан, который включает в себя корпус 10, цилиндрическую заслонку 11, пружину 12 и крышку 13.

Действием запорного клапана управляют тросом с применением троса в оболочке 14 и рычага 15, который установлен на руле 16.

Цилиндры 6, трубопровод замкнутого контура 9 и корпус запорного клапана 10 заполнены тормозной жидкостью.

Гидравлическое устройство удержания руля относительно рамы мотоцикла работает следующим образом.

При нажатии на рычаг 15 трос в оболочке 14 тянет цилиндрическую заслонку сечения канала К в корпусе 10. В результате этого возникает гидравлическое сопротивление для протока тормозной жидкости, плунжеры гидравлически затормаживают и передают свое действие на зубчатую рейку 4, которая также затормаживается и задерживает вращение руля.

При полном перекрывании канала К заслонкой 11 перемещение тормозной жидкости останавливается, плунжеры 5 и связанная с ними зубчатая рейка 4 устанавливаются в неподвижном положении, и вилка переднего колеса неподвижно соединяется с рамой мотоцикла.

Переднее колесо мотоцикла остается в одной плоскости с задним колесом, и мотоцикл преодолевает препятствие на дороге без опрокидывания.

При освобождении рычага 15 заслонка 11 под действием пружины 12 возвращается в исходное положение, открывает канал К, выключает устройство из рабочего состояния, и руль мотоцикла свободно вращается.

Гидравлическое устройство удержания руля относительно рамы мотоцикла следует применять не только на одиночных (двухколесных) мотоциклах и мотороллерах. Такие гидравлические устройства целесообразно применять на мотоциклах с боковыми прицепами, потому что эти прицепы являются основными источниками заносов и опрокидывания мотоциклов при попадании колес прицепов в глубокие выбоины и продольные промоины на покрытиях дорог.

Другим видом транспорта, который по моему мнению без гидравлического устройства удержания руля относительно рамы нельзя эксплуатировать, является грузовой мотороллер на трех колесах. Наличие дифференциала в приводе ведущих колес является причиной частых заносов и "вылета" грузового мотороллера на встречную полосу движения при наезде заднего колеса на препятствие, например на крупный булыжник или глубокую выбоину, а также при езде по скользкой дороге, например по гололеду. Грузовые мотороллеры на трех колесах, снабженные гидравлическими устройствами удержания руля относительно рамы, по безопасности и удобству вождения становятся такими же надежными, какими являются автомобили на четырех колесах.

Источники информации Мотоциклы ИЖ-350, ИЖ-49, Инструкции по эксплуатации.

Мотоциклы ИЖ-Планета 3К, выпуск 1982 г., Инструкция по эксплуатации.

Грузовой мотороллер "Муравей-2М-01" ТМЗ-5.402-02, ТМЗ-5.403-02К, ТМЗ-5.403-02Ф, Инструкция по эксплуатации и уходу; г. Тула, Машиностроительный завод.

Мотоцикл "Сова" 3ДК 4.105, 3ДК 5.103, АО "Завод им. В.А.Дегтярева", г. Ковров Владимирской области, Инструкция по эксплуатации, стр. 10, рис. 11, стр. 11.

Гидравлический демпфер руля мотоцикла. DE 2710651 B2, B 62 K 21/08.

Формула изобретения

Гидравлическое устройство для удержания руля относительно рамы мотоцикла, включающее в себя корпус, который своим кронштейном прочно связан с кронштейном на раме мотоцикла, внутри корпус содержит шестерню, вал которой связан с валом вилки переднего колеса мотоцикла, причем зубья шестерни входят в зацепление с зубьями рейки, соединенной с плунжерами, которые помещены в цилиндры, при этом цилиндры герметично соединены трубопроводом с образованием замкнутого контура, а на трубопроводе установлен запорный клапан, действием которого управляют тросом в оболочке и рычагом на руле мотоцикла.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к классу устройств, используемых для ступенчатой фиксации звеньев механизма, а именно силовой фиксации подпружиненным фиксирующим телом, и им решается проблема точного задания момента фиксации при требуемом положении звеньев, которая обычно решается путем повышения точности (удорожания) изготовления звеньев либо введением сложных регулировочных элементов и процессов

Изобретение относится к машиностроению и позволяет расширить эксплуатационные возможности механизма выключения привода путем расширения диапазона настройки механизма

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах , пе необходим плавный останов в заданной точкз поворотного элемента, имеющего большой момент инерции

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах управления, в частности в устройствах для ограничения угла поворота и торможения вращающихся масс

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах управления

Изобретение относится к автоматике

Изобретение относится к устройствам управлеЙия

Изобретение относится к рулевым устройствам с регулируемыми элементами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к противоугонным устройствам для мотоциклистов, мопедов, мокиков и т.д

Изобретение относится к устройствам транспортных средств и может применяться в рулевых устройствах транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике

Велосипед // 2022863
Изобретение относится к машиностроению, а именно к производству велосипедов и позволяет расширить функциональные возможности

Изобретение относится к двухколесным , преимущественно гоночным велосипедам , и касается особенностей выполнения выноса руля и средств соединения выноса руля с передней вилкой, рамой и самим рулем

Изобретение относится к наземным безрельсовым транспортным средствам, преимущественно к велосипедам и другим транспортным средствам, приводимым в движение вручную

Изобретение относится к противоугонным устройствам транспортных средств, в частности велосипедов, хотя следует иметь в виду, что это изобретение может найти широкое применение
Наверх