Сплав на основе алюминия

 

Изобретение относится к созданию легких высокомодульных сплавов системы алюминий - бериллий, предназначенных для применения в легких жестких конструкциях авиационной и ракетно-космической техники. Технической задачей данного изобретения является создание легких высокомодульных сплавов, существенно превосходящих другие по удельной прочности и удельному пределу текучести при сохранении пластичности и обладающих более тонкой кристаллической структурой с равномерными тонкодисперсными интерметаллидными включениями. Сплав содержит, мас.%: бериллий 25 - 35, магний 4 - 6, бор 0,5 - 1,0, стронций 0,3 - 0,5, алюминий - остальное. 2 табл.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к созданию легких высокомодульных сплавов на основе алюминия системы алюминий - бериллий, предназначенных для применения в легких жестких, в том числе сварных, конструкциях авиационной и ракетно-космической техники.

Известен зарубежный аналог - высокомодульный порошковый алюминиево-бериллиевый сплав "Локэллой" LX-40-3, содержащий 40% бериллия, 3% магния, остальное алюминий. Главным недостатком этого сплава является то, что порошковый сплав LX-40-3 является несвариваемым и малопластичным. Кроме того, так как сплав LX-40-3 является порошковым, технология его получения трудоемка ("Наука и технология". Под ред. Д.Вебстера, Т.Ф.Лондона, Д.Р.Флойда, Д.Н.Лоуве. Перевод с английского под редакцией Г.Ф.Тихинского и И.И.Папирова. - М. : Металлургия, 1984, 623 с.).

За прототип принят известный высокомодульный алюминиево-бериллиевый сплав АБМ-1, содержащий 28-32% бериллия; 2,8-5,5% магния, остальное - алюминий ("Бериллий - материал современной техники". Справочник. - М.: Металлургия, 1992).

Сплав АБМ-1 по удельной жесткости превосходит все известные традиционные алюминиевые сплавы в 2,3 раза и близок по величине удельной жесткости к удельной жесткости предлагаемого сплава, но значительно уступает ему по удельным характеристикам прочности, предела текучести как при 20oC, так и при повышенных температурах.

Технической задачей данного изобретения является создание легкого высокомодульного сплава, существенно превосходящего прототип по удельной прочности и удельному пределу текучести, при сохранении пластичности на уровне или выше, чем у прототипа, и обладающего более тонкой кристаллической структурой с равномерными тонкодисперсными интерметаллическими включениями. Благодаря этому предлагаемый сплав обладает также по сравнению с прототипом более высокой теплопроводностью при температурах до 200oC.

Для достижения поставленной задачи предложен сплав следующего химического состава (мас.%): бериллий - 25-35 магний - 4-6 бор - 0,5-1,0 стронций - 0,3-0,5 алюминий - остальное При создании предлагаемого сплава в результате исследований определены пути и характер совместной кристаллизации фаз, протекающих с участием (Be)-фазы. Было установлено, что получаемое существенное упрочнение сплава системы алюминий-бериллий-магний при введении бора и стронция достигается за счет выделения тонких интерметаллидных соединений совместно с алюминиевым твердым раствором, что способствует измельчению структуры сплава и росту удельных прочностных характеристик при сохранении высокой пластичности и повышению теплопроводности сплава. Прирост прочностных характеристик достигает 8-10 кгс/мм2 при относительном удлинении 13-17% (при 20oC). Кроме того, бор и стронций повышают прочностные характеристики на 4-5 кгс/мм2 и относительное удлинение до 16-20% при 200oC.

Пример осуществления Сплавы предлагаемого состава выплавлялись в вакуумной индукционной печи в атмосфере гелия (или аргона) с отливкой в медную изложницу, масса которой в 10 раз превышала массу получаемых слитков. Слитки выдавливались на прессе при температуре 300-400oC на прутки диаметром 10-12 мм. Изготовленные из прутков образцы для определения механических свойств отжигались при температуре 400-420oC с двухчасовой выдержкой при этой температуре. Химический состав сплавов и их свойства приведены в табл. 1, 2.

Как видно из табл. 2, предложенный сплав обладает существенными преимуществами по сравнению с прототипом АБМ-1 по удельным прочностным характеристикам (в/; 0,2/) соответственно на 22,9 и 24,3% при повышении прочностных характеристик при 220oC на 4-5 кгс/мм2.

Свойства сплавов, химический состав которых выходит за пределы предлагаемого состава (примеры 4, 5), находятся примерно на уровне сплава-прототипа и не удовлетворяют по удельной прочности и удельному пределу текучести, а также по прочностным характеристикам при 200oC.

Применение предлагаемого сплава благодаря сочетанию высоких прочностных и технологических свойств с высокой надежностью позволили создавать тонкие, жесткие и легкие конструкции. Использование этого материала наиболее целесообразно и экономически оправдано в таких областях техники, как ракетно-космическая, авиационная, лазерная техника.

Формула изобретения

Сплав на основе алюминия, содержащий бериллий, магний, отличающийся тем, что он дополнительно содержит бор и стронций при следующем соотношении компонентов, мас.%: Бериллий - 25 - 35
Магний - 4 - 6
Бор - 0,5 - 1,0
Стронций - 0,3 - 0,5
Алюминий - Остальное

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия, предназначенным для применения в качестве легких конструкционных материалов

Лигатура // 1539227
Изобретение относится к черной металлургии

Изобретение относится к области защиты от коррозии и может быть использовано для получения жаростойких сплавов на основе алюминия для плазменных покрытий жаростойких сплавов на никелевой основе

Изобретение относится к области металлургии материалов на основе алюминия, к способам изготовления изделий из таких материалов и может быть использовано в рекреационных изделиях, в различных транспортных средствах и их конструкциях, а также в качестве присадочного материала для сварки изделий из материалов на основе алюминия

Изобретение относится к области цветной металлургии, конкретно к технологии производства первичных и вторичных сплавов системы Al-Si, а именно к стадии легирования алюминиевых расплавов кремнием

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к созданию легких материалов с низким коэффициентом линейного расширения, и может быть использовано в качестве конструкционного материала при создании командных приборов систем управления летательных аппаратов

Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к производству алюминиево-кремниевого сплава из руд, содержащих оксиды Аl и Si

Изобретение относится к области металлургии алюминиевых сплавов

Изобретение относится к области металлургии сплавов, в частности, к коррозионно-стойкому сплаву на основе алюминия, способу получения деформированных полуфабрикатов и изделию из него, предназначенных для использования в авиакосмической, судостроительной и автомобильной отраслях промышленности, где важным является вес изделия

Изобретение относится к высокопрочным деформируемым термически упрочняемым свариваемым сплавам на основе алюминия, в частности системы Al - Cu - Li, используемым в качестве конструкционных материалов в изделиях авиакосмической техники, таких как сварные топливные баки для работы при температуре от +20°С до -253°С, различные элементы силового набора и обшивки фюзеляжа и крыла, как сжатой, так и в растянутой зоне самолетных конструкций, работающих при температуре от +175°С до -70°С
Наверх