Складное одноколейное транспортное средство

 

Изобретение относится к складным велосипедам и мопедам. Задняя полурама (5) содержит два вертикальных шарнира (7) и (8) для складывания транспортного средства Z-образно. Передний шарнир (8) снабжен фиксатором и связывает переднюю полураму (4), содержащую приводное колесо (1), с задней полурамой (5). Задний шарнир (7) служит колонкой вала вилки поворотного колеса (2). Руль установлен под седлом (10) и связан с вилкой (3) тросом так, что в сложенном состояния руль расположен параллельно раме, а поворотное колесо (2), после разворота на 180°, расположено под задней полурамой (5). Правая педаль (18) в сложенном состоянии имеет возможность поворота вокруг продольной оси кривошипа (19). Предлагаемое техническое решение направлено на повышение компактности велосипеда в сложенном состоянии. 3 з.п.ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области машиностроения (велосипеды, легкие мопеды).

Цель изобретения - достижение максимальной компактности транспортного средства в сложенном виде при минимальном времени приведения его в рабочее положение и обратно.

Известны конструкции складных транспортных средств, в которых заднее поворотное колесо имеет увеличенный вылет и разворачивается при складировании вокруг рулевой колонки ( П.В.Девижис - а.с. N 1188040, B 62 K 17/00, опубл. 30.10.85 г., БИ N 40; А.М.Манилов - а.с. N 1189721, B 62 K 15/00, опубл. 07.11.85 г. , БИ N 42; А.П.Предеин - а.с. N 1650512, B 62 K 21/00, опубл. 06.06.88 г., БИ N 19). Эти конструкции не имеют складной рамы, поэтому габариты их в сложенном виде достаточно велики. Конструкции же со складной рамой (общеизвестны) не имеют такого шарнира на раме, как в предлагаемом изобретении - по вертикальной касательной к переднему колесу и второго шарнира, совмещенного с рулевой колонкой, поэтому также отличаются большими габаритами в сложенном виде.

Известны конструкции компактных складных средств транспорта (К.А.Рыльков - а. с. N 1320117, B 62 K 15/00, опубл. 30.06.87 г., БИ N 24; К.А.Рыльков - а. с. N 1482850, B 62 K 1/00, опубл. 30.05.89 г., БИ N 20). Они требуют больших затрат времени на приведение в рабочее положение и обратно из-за наличия большого количества зажимов, фиксаторов, а также частичной разборки, кроме того, в них применяются слишком маленькие колеса, не обеспечивающие приемлемых ходовых качеств.

Известны конструкции с рулевой передачей (Н.И.Максимов - а.с. N 1497097, B 62 K 3/02, опубл. 30.07.89 г., БИ N 28), наличие которой обусловлено особенностями компоновки, но передача не может быть использована для разворота руля при складывании.

Близкий аналог (прототип) не найден.

Сущность изобретения заключается в том, что складное транспортное средство с одинаковыми по диаметру передним приводным колесом и задним поворотным колесом с целью получения максимальной компактности в сложенном виде снабжено двумя шарнирами для складывания транспортного средства Z-образно, из которых передний соединяет две полурамы и снабжен фиксатором, а задний служит колонкой вилки поворотного колеса; при этом база, расстояние между осью переднего колеса и осью переднего шарнира, расстояние между шарнирами, вылет заднего колеса относится к диаметру колес как 2, 1/2, 1/2, 1 1/8, 3,8 соответственно. Между рулем, вращающимся на подседельной стойке, и вилкой поворотного колеса предусмотрена механическая передача гибкой связью с передаточным числом 1,5 для обеспечения возможности разворота руля параллельно раме в процессе складывания. При применении педального привода (велосипед) правая педаль сделана убирающейся, для чего головка рычага предусмотрена поворотной вокруг оси, совпадающей с продольной осью тела рычага, и снабжена фиксатором в виде двух подпружиненных штифтов и отжимной планки с двумя штырями, проходящими через отверстия в головке рычага, соосные фиксирующим штифтам в рабочем положении педали.

Предлагаемое изобретение решает задачу обеспечения населения удобным в хранении и перевозке транспортным средством, по своим техническим параметрам не уступающим известным моделям (например, велосипед "Десна-2" и "Аист"), а по компактности и быстроте складывания намного превосходящим их. Например, при применении колес диаметром 490 мм от "Десны-2" габариты в сложенном получаются 630х630х260 мм, а время складывания не превышает 15 секунд.

В случае применения в качестве привода ДВС или другого двигателя получается транспортное средство, аналогов которому нет.

На фиг. 1 показан вид сбоку; на фиг. 2 - вид сверху; на фиг. 3 - разрез по Ж-Ж; на фиг. 4 - разрез по И-И; на фиг. 5 - разрез по З-З; на фиг. 6 - вид сбоку в сложенном виде.

Транспортное средство состоит из переднего приводного колеса 1, заднего поворотного колеса 2, имеющих одинаковый диаметр Д, расположенных в одну линию с расстоянием между осями (базой) А=2Д и установленных на складной раме, причем ось заднего колеса закреплена в поворотной вилке 3, имеющей вылет Б= 3/8Д, величина которого выбрана такой, чтобы колесо при повороте вилки на полоборота вписывалось в габарит рамы. Рама состоит из передней полурамы 4, имеющей элементы крепления привода (например, педального), и задней полурамы 5, имеющей подседельную стойку 6 и колонку 7 вилки поворотного колеса. Полурамы соединены между собой шарниром 8 и быстродействующим фиксатором 9. Шарнир 8 имеет вертикальную ось вращения, смещенную от оси переднего колеса назад на величину В=1/2Д. От продольной оси рамы шарнир 8 смещен влево не некоторую величину, обеспечивающую параллельное расположение колес в сложенном виде. Расстояние Г=1 1/8Д между шарниром 8 и шарниром колонки 7 выбрано таким, чтобы обеспечить в сложенном виде несовпадение осей колес, необходимое для уменьшения поперечного габарита. Сиденье 10 с багажником 11 жестко закреплено на подседельной стойке 6 и двух кронштейнах задней полурамы и снабжено откидывающейся спинкой 12. Спинка в рабочем положении упирается в регулируемый упор 13, обеспечивая удобство посадки людям разного роста. Рулевое устройство состоит из стержневого руля 14 и механической передачи (например, гибкой связью) между рулем 14 и вилкой заднего колеса 3. Расстояние Е= 1/2Д между осью вращения руля и передним шарниром 8 выбрано таким, чтобы обеспечить максимальную длину руля, вписывающегося в габарит сложенного транспортного средства. Приведенные выше соотношения размеров обеспечивают максимальную компактность транспортного средства в сложенном виде. Передача гибкой связью состоит из ведущего барабана 15 с закрепленным на нем рулем, вращающегося на подседельной стойке 6, ведомого барабана 16, жестко закрепленного на верхнем конце вилки 3, и перекрестной гибкой связи 17, намотанной на барабаны и закрепленной на них. Перекрестная передача необходима для обеспечения соответствия между направлением поворота руля и поворота транспортного средства. Передаточное число передачи равно 1,5, что обеспечивает поворот руля на 270 градусов при повороте вилки на 180 градусов, то есть в процессе складывания транспортного средства руль разворачивается параллельно плоскостям колес и рамы. Кроме того, передача облегчает управление поворотом, т.е. служит усилителем руля. Оси шарнира 8, подседельной стойки 6 и колонки 7 вертикальны. Багажник 11 служит одновременно ограждением рулевой передачи. Правая педаль (в случае применения педального привода) предусматривается убирающейся, что значительно сокращает поперечный габарит сложенного транспортного средства. Для этого головка 18 правого рычага 19 сделана поворотной на шарнире 20, ось которого совпадает с продольной осью тела рычага. Головка снабжена фиксатором в виде двух подпружиненных штифтов 21 и отжимной планки 23 с двумя штырями 22, проходящими через отверстия в головке рычага, соосные фиксирующим штифтам 21 в рабочем положении педали. Штифты 21 утапливаются штырями 22 при расфиксации и повороте педали путем нажатия на отжимную планку 23, которая удерживается на головке 18 своими пружинящими зацепами 24.

Транспортное средство оборудовано ручными тормозами обоих колес.

Пользоваться транспортным средством необходимо в следующем порядке. Складывание: опустить спинку 12 вперед до горизонтального положения; затем отжать фиксатор 9 и сложить транспортное средство Z-образно ("гормошкой"); закрепить в сложенном положении защелкой; убрать правую педаль, отжав фиксатор планкой 23 и повернув педаль на 90 градусов; надеть чехол; переноска осуществляется за ручку под сиденьем. Раскладывание производится в обратном порядке.

Посадка ездока удобная, "веломобильная", руки на руле опущены вдоль туловища, что способствует меньшей утомляемости ездока.

Формула изобретения

1. Складное одноколейное транспортное средство, имеющее одинаковые по диаметру переднее приводное колесо и заднее поворотное колесо, отличающееся тем, что на раме предусмотрены два вертикальных шарнира для складывания транспортного средства Z-образно, из которых передний соединяет две полурамы и снабжен фиксатором, а задний служит колонкой вилки поворотного колеса, при этом база, расстояние между осью переднего колеса и осью переднего шарнира, расстояние между осью руля и осью переднего шарнира, расстояние между шарнирами, вылет заднего колеса относятся к диаметру колес как 2, 1/2, 1/2, 1, 1/8, 3/8 соответственно.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что между рулем, вращающимся на подседельной стойке, и вилкой поворотного колеса предусмотрена механическая передача с передаточным числом 1,5 для обеспечения возможности разворота руля параллельно раме в процессе складывания.

3. Транспортное средство по п.2, отличающееся тем, что механическая передача осуществляется посредством гибкой связи.

4. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что в велосипеде правая педаль сделана убирающейся, для чего головка рычага предусмотрена поворотной вокруг оси, совпадающей с продольной осью тела рычага, и снабжена фиксатором в виде двух подпружиненных штифтов и отжимной планки с двумя штырями, проходящими через отверстия в головке рычага, соосные фиксирующим штифтам в рабочем положении педали.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкциям одно- или двухместных велосипедов, трансформируемых или нетрансформируемых

Изобретение относится к наземным транспортным средствам и предназначено для индивидуального многоцелевого использования в качестве складного мотороллера и ручной или самоходной тележки в городской и сельской местности, в том числе для кратковременных поездок с транспортировкой в лифте, метро, электропоезде, автомобиле, лодке

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Мопед // 2065369

Изобретение относится к конструкции складного трехколесного велосипеда-тележки, который может быть использован как для поездок, так и для перевозки грузов

Изобретение относится к транспортным средствам, приводимым в движение мускульной силой человека, а именно к велосипедам

Изобретение относится к складным велосипедам и их рулевым устройствам

Изобретение относится к складным трехколесным велосипедам с расположением велосипедиста полулежа

Изобретение относится к складным грузовым велосипедам для езды полулежа с приводом на переднее колесо

Изобретение относится к складным велосипедам

Изобретение относится к складным трехколесным велосипедам с расположением велосипедиста полулежа

Изобретение относится к велосипедам с кривошипно-шатунной трансмиссией

Изобретение относится к веломобилям с изменяемыми в соответствии с ростом водителя эргономическими параметрами

Изобретение относится к складным трехколесным велосипедам с багажником

Изобретение относится к боковым прицепам, соединяемым с велосипедом
Наверх