Тормозной диск
Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено предпочтительно для тормозов высокоскоростного железнодорожного транспорта, но может быть использовано и в области самолетостроения и автомобилестроения. Тормозной диск представляет собой монолитный ротор со ступицей, жестко установленной на оси, и имеет поперечные, расположенные с обеих сторон вентиляционные ребра, расположенные по касательной к наружной образующей его ступицы. Ребра образуют вентиляционные каналы. Ребра также имеют радиальные опорные выступы для фиксации накладок в виде секторов, образующих тормозные фрикционные диски. Техническим результатом является повышение эффективности торможения за счет улучшения охлаждения тормозных механизмов. 3 ил.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции дисковых тормозов, в частности подвижного состава, которые предназначены как в качестве основного, так и дополнительного средства торможения для высокоскоростного наземного железнодорожного транспорта.
В связи с увеличением скорости подвижных составов выявлены существенные недостатки конструкций традиционных колодочных тормозов и назрела острая необходимость выбора новых, более эффективных конструктивных решений тормозных систем. Одной из наиболее эффективных и рациональных для скоростного подвижного состава тормозных систем являются дисковые тормоза. Дисковые тормоза работают по принципу фрикционного механического торможения и широко применяются в вагонах метрополитена, в самолетостроении, автомобилестроении и, конечно, на железнодорожном подвижном транспорте. Одним из основных элементов конструкции дискового тормоза является тормозной диск. Известны тормозные диски, к примеру, для тормозов тележки КВЗ-ЦНИИ для вагонов межобластного сообщения (см. книгу: "Автоматические тормоза", авторы: И. И. Крылов и др., изд. "Транспорт", Москва, 1973 г., стр. 193), которые содержат следующие конструктивные элементы: стальную ступицу (сталь марки 15Л1 ГОСТ 977-58) жестко напрессованную (под давлением 100...120 т) на ось колесной пары, к которой крепится тормозной диск, состоящий из двух половин (секторов), соединяемых между собой болтами, а к ступице крепится радиально расположенными болтами с разрезными втулками и тарельчатыми пружинами. Тормозной диск представляет собой отливку из высокопрочного чугуна с двумя поверхностями трения на торцах, которые соединены поперечными радиальными вентиляционными ребрами для создания потока воздуха во время движения подвижного состава с целью охлаждения их. (На железных дорогах США диски изготавливаются из марганцовистой стали с содержанием 10. . .14% марганца, а в ФРГ - стальные диски с закаленными поверхностями трения). К недостаткам такого тормозного диска относятся - большое количество используемых деталей, а особенно крепежных элементов: болтов, гаек, разрезных втулок и тарельчатых пружин; - недостаточное охлаждение в виду ограниченного отбора тепла при торможении; - недостаточная износостойкость; Наиболее близким по своей технической сути к предлагаемому техническому решению является тормозной диск (см. книгу: "Дизель поезда (устройство, ремонт, эксплуатация)", авторов: Б.М. Лернера и др., изд. "Транспорт", Москва, 1982 г., стр. 234, рис. 127), который состоит из ротора с поперечными радиальными вентиляционными ребрами с двух сторон, двух тормозных фрикционных дисков, состоящих из двух чугунных секторов-накладок каждый и крепящих их элементов (к примеру, болтов с гайками). Ротор выполнен заодно со ступицей и к нему с двух сторон крепятся фрикционные диски. К недостаткам описанного тормозного диска следует отнести а) плохое охлаждение тормозных дисков из-за глухих вентиляционных каналов между ребрами; б) недостаточно развитую поверхность охлаждения вентиляционных ребер; Задачей предлагаемого изобретения является создание тормозного диска, свободного от вышеперечисленных недостатков, обладающего повышенной эффективностью торможения. Поставленная задача достигается тем, что тормозной диск содержит ротор с поперечными вентиляционными ребрами с двух сторон, тормозные фрикционные диски, состоящие из отдельных накладок в виде секторов каждый и крепящие их элементы, причем поперечные вентиляционные роторы расположены по касательной к наружной образующей его ступицы, и имеют с торцов радиальные опорные выступы для фиксации тормозных дисков, и создают вентиляционные воздушные каналы, соединенные кольцевыми воздухозаборниками. Тормозные фрикционные диски обеспечивают высокие фрикционные качества, мало зависят от применения скорости и надежно крепятся на радиальных опорных выступах торцов ротора с помощью крепящих элементов. Новизна изобретения состоит в том, что на роторе тормозного диска поперечные охлаждающие вентиляционные ребра выполнены расположенными не радиально, как в общих случаях, а по касательной к наружной образующей ступицы ротора и имеют опорные радиальные выступы, т.е. имеют новое расположение и форму. Существенность отличий определяется тем, что благодаря новому расположению и форме поперечных охлаждающих вентиляционных ребер, появляются новые свойства, такие как увеличение (примерно на 40%) их контактирующих с охлаждающим воздухом поверхностей, повышение надежности крепления. Указанные свойства позволяют более интенсивно охлаждать тормозной диск при работе и более эффективно производить торможение. К технико-экономическим преимуществам по сравнению с прототипом относятся следующие: е) значительно увеличивается поверхность охлаждения ротора; ж) тормозные усилия являются постоянными и практически не зависят от скорости подвижного состава;з) несложен по своей конструкции для изготовления и обслуживания;
и) значительно увеличивается продолжительность работы;
к) имеют место радиальные опорные выступы на роторе для фиксации накладок в виде секторов, образующих фрикционные диски;
л) повышается эффективность торможения, т.е. уменьшается нагрев диска, сокращается время и путь торможения;
м) может применяться для скоростных подвижных составов со скоростью 200 км/ч и выше;
н) повышается надежность работы тормозной системы;
о) содержит специальные кольцевые воздухозаборники с двух сторон. Сущность предполагаемого изобретения поясняется чертежами, где
на фиг. 1 показан предлагаемый тормозной диск на виде сбоку, справа, на оси подвижного состава;
на фиг. 2 показан предлагаемый тормозной диск в поперечном сечении по А-А, на оси подвижного состава;
на фиг. 3 показано выносное сечение по В-В (увеличено) крепящего элемента. На чертеже буквами обозначены
Б - толщина тормозного диска;
в - толщина накладки тормозного фрикционного диска;
Г - ширина тормозящей поверхности накладки тормозного фрикционного диска;
D - наружный диаметр тормозного диска;
d - диаметр оси подвижного состава;
D1 - наружный диаметр ступицы ротора;
E - потоки охлаждающего воздуха;
R - внутренний радиус накладки тормозного фрикционного диска;



Формула изобретения
РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3