Устройство контроля состояния главного фрикциона

 

Изобретение относится к бронетанковой технике и предназначено для использования при реализации постоянного контроля регулировочных параметров в процессе технического обслуживания главного фрикциона танка. Устройство содержит стяжную муфту на продольной тяге привода главного фрикциона и щит механика-водителя. Установлены также датчик перемещения на продольной тяге привода главного фрикциона и датчик хода нажимного диска в механизме выключения. Электронный узел выполнен с логическими блоками НЕ и И и триггером для датчика перемещений продольной тяги привода главного фрикциона и логическими блоками НЕ и И для датчика хода нажимного диска. Лампа индикации перемещения продольной тяги привода главного фрикциона и лампа индикации хода нажимного диска выведены на щит механика-водителя. Данное устройство принимает участие в регулировке главного фрикциона в качестве измерительного органа и обеспечивает сокращение времени на проведение проверочно-регулировочных работ и уменьшение трудоемкости обслуживания главного фрикциона. Кроме того, устройство характеризуется увеличенным сроком службы. 1 ил.

Изобретение относится к области общей и военной техники, преимущественно бронетанковой, и может быть использована для постоянного контроля регулировок и сокращения времени технического обслуживания главного фрикциона.

Опыт эксплуатации танков показывает, что основным и определяющим условием обеспечения долговечности и безотказности в работе главного фрикциона (ГФ) является задача своевременного контроля его регулировок и при необходимости приведения их в соответствие с техническими условиями. Это очень трудоемкая и длительная по времени работа.

Согласно Руководству по техническому обслуживанию среднего танка. М. Воениздат, 1969, - с. 176 - 189, открытое издание, на проверку регулировки ГФ отводится 38 чел.-мин, на регулировку ГФ отводится 242 чел-мин.

Из изученных аналогов в качестве прототипа взято устройство контроля и регулировки ГФ танка Т-55 (см. Танк Т-55. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М. , Воениздат, 1983, с. 395, 396, 399-402, 557, открытое издание), содержащее главный фрикцион, стяжную муфту на продольной тяге привода главного фрикциона, щит механика-водителя, измерительный инструмент.

Данному устройству присущ недостаток, который заключается в том, что проверка регулировок и регулировка приводов управления главного фрикциона осуществляется при ежедневном техническом обслуживании в случае обнаружении ненормальностей в работе привода управления главным фрикционом, что приводит к снижению его долговечности. Кроме того, для производства контроля регулировок необходимо постоянно иметь измерительный и другой инструмент. При этом проверка регулировки и регулировка свободного хода продольной тяги ГФ осуществляется следующим образом. Перед регулировкой педаль ГФ должна находиться в крайнем заднем положении, а защелка блокировать рычаг педали с рычагом механического привода. Наносится карандашом метка на продольной тяге привода управления ПМП по линии торца стяжной муфты продольной тяги привода управления ГФ. Отсоединяется продольная тяга от рычага. Перемещая продольную тягу вперед, наносится вторая метка на тяге привода управления ПМП против того же торца муфты. Определяется величина свободного хода продольной тяги, измерив расстояние между метками. При необходимости регулировки расконтривается и отворачивается контргайка вилки или контргайки стяжной муфты продольной тяги. Отвертывая или навертывая вилку или стяжную муфту, удлиняется или укорачивается продольная тяга. После этого соединяется продольная тяга с рычагом, завертывается и законтривается контргайка вилки или контргайки стяжной муфты продольной тяги.

Для проверки регулировки и регулировки хода нажимного диска ГФ откидываются сетки над выходными жалюзи и над вентилятором. Выворачиваются болты крепления крыши над радиаторами, поворачивается задвижка и поднимается крышка и радиатор системы охлаждения. Вставляется в одно из отверстий во фланце ГФ линейка до упора в нажимной диск и замеряется расстояние между наружной кромкой отверстия и нажимным диском. Выжимается педаль привода ГФ, и вновь производятся указанные замеры. Определяется ход нажимного диска, как разность замеров. Отстопаривается и опускается радиатор системы охлаждения и крыша над радиаторами, крыша закрепляется болтами. Опускаются сетки над вентилятором и выходными жалюзи. Принципиального отличия в проверке регулировок ГФ других марок бронеобъектов нет.

При существующем способе проверки регулировок невозможно осуществлять постоянный контроль технического состояния ГФ.

Практика войск свидетельствует, что при использовании бронеобъектов недостаточно подготовленным механиком-водителем при движении в сложных дорожных условиях при буксировке наблюдаются частые отказы в работе ГФ.

Задача предлагаемого изобретения заключается в повышении долговечности ГФ, сокращении времени контроля регулировочных параметров и уменьшении трудоемкости обслуживания ГФ за счет применения встроенного контроля его регулировки.

Указанная задача достигается за счет введения в ГФ, его привод и щит механика-водителя дополнительных элементов. При этом установлены датчик перемещения на продольной тяге привода главного фрикциона, датчик хода нажимного диска в механизме выключения, а также установлен электронный блок, содержащий логический блок НЕ датчика перемещений продольной тяги привода главного фрикциона, логический блок И датчика перемещений продольной тяги привода главного фрикциона, триггер, лампу индикации Л1 перемещения продольной тяги привода главного фрикциона, лампу индикации Л2 хода нажимного диска, логический блок И датчика хода нажимного диска, логический блок НЕ датчика хода нажимного диска, причем лампы индикации красного цвета выведены на щит механика-водителя, при этом первый выход датчика перемещений продольной тяги привода главного фрикциона соединен с первым входом блока И этого же датчика, а второй выход датчика соединен через блок НЕ датчика перемещений с третьим входом блока перемещений И, выход которого через триггер соединен с лампой индикации Л1, кроме того, первый выход датчика хода нажимного диска соединен с первым входом блока И нажимного диска и со вторым входом блока И датчика перемещений продольной тяги привода главного фрикциона, а второй выход датчика хода нажимного диска через блок НЕ датчика хода нажимного диска соединен со вторым входом блока И датчика хода нажимного диска, выход которого соединен с лампой индикации датчика хода нажимного диска.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом. Для практической реализации предлагаемого устройства в ГФ, его привод и щит приборов механика-водителя введены следующие элементы: 1. Датчик перемещения продольной тяги привода ГФ; 2. Логический блок НЕ датчика перемещений продольной тяги привода ГФ; 3. Логический блок И датчика перемещений продольной тяги привода ГФ; 4. Триггер; 5. Лампа индикации Л1 перемещения продольной тяги привода ГФ; 6. Лампа индикации Л2 хода нажимного диска; 7. Логический блок И датчика хода нажимного диска; 8. Логический блок НЕ датчика хода нажимного диска; 9. Датчик хода нажимного диска;
10. Механизм выключателя;
11. Продольная тяга привода ГФ.

Лампы индикации красного цвета выведены на щит приборов механика-водителя. Первый выход датчика перемещений продольной тяги привода ГФ соединен с первым входом блока И этого же датчика, а второй выход датчика соединен через блок НЕ датчика перемещений с третьим входом логического блока перемещений И, выход которого через триггер соединен с лампой индикации Л1. Кроме того, первый выход датчика хода нажимного диска соединен с первым входом блока И хода нажимного диска и со вторым входом блока И датчика перемещений продольной тяги привода ГФ, а второй выход датчика хода нажимного диска через блок НЕ этого же датчика соединен со вторым входом блока И датчика хода нажимного диска, выход которого соединен с лампой индикации Л2 датчика хода нажимного диска.

Работа устройства контроля и регулировки главного фрикциона осуществляется следующим образом. Датчик перемещений продольной тяги привода ГФ (1) расположен на корпусе машины и на продольной тяге привода ГФ, формирует на выходе два электрических сигнала: U1 - о начале движения тяги и U4 - о достижении величины минимального свободного хода тяги (в данном случае 3 мм). Датчик, регистрирующий ход нажимного диска (9), через осевое движение подвижной чашки механизма выключения ГФ (10) также формирует на выходе два электрических сигнала: U2 - о начале движения нажимного диска и U7 - о достижении величины минимального хода нажимного диска (в данном случае 7 мм).

При нажатии до упора, если свободный ход тяги меньше допустимого 3 мм, загорается лампа Л1 красного цвета на щите механика-водителя. Это происходит при одновременном наличии на входе блока И (3) трех сигналов: U1, U2 и U3, выход же блока И переключает триггер (4), сигнал, на выходе которого зажигает лампу Л1 (5).

Отпускание педали вызывает переключение триггера (4) через "сброс" и гашение лампы Л1. Устройство переходит в исходное состояние.

Информация о величине хода нажимного диска сообщается лампой Л2 красного цвета следующим образом. При выжиме педали ГФ до упора с началом движения нажимного диска лампа Л2 загорается на период наличия двух сигналов U2 и U8 на входе блока И (7). Если ход нажимного диска меньше допустимого (в данном случае 7 мм), лампа Л2 продолжает гореть, сигнализируя о разрегулировке ГФ, если ход нажимного диска нормальный - лампа Л2 гаснет. В исходном положении лампа Л2 не горит.

Таким образом, при нажатии на педаль ГФ в отделении управления представляется возможность получать информацию контроля регулировок его привода управления по загоранию одной или двух ламп, которые указывают о нарушении установленных регулировочных параметров.

Информация получается в течение нескольких секунд. Используя устройство, можно без дополнительных измерительных средств производить необходимые работы по восстановлению регулировочных параметров.

Пользование устройством не требует квалифицированных знаний и умений от обслуживающего персонала.

По совокупности отличительных признаков данное техническое решение существенно упрощает способ контроля регулировочных параметров привода ГФ, при этом практически не требуется специальной подготовки механика-водителя.

Таким образом, предложенное техническое устройство обладает новизной решений, существенными отличиями и при использовании позволяет повысить долговечность главного фрикциона, сократить время контроля его регулировочных параметров и уменьшить трудоемкость его обслуживания.

Простота предлагаемого устройства и применение серийно выпускаемых деталей и узлов позволит осуществить реализацию данного технического решения на заводах промышленности и капитального ремонта, а также специалистами части и соединения.


Формула изобретения

Устройство контроля состояния главного фрикциона, содержащее стяжную муфту на продольной тяге привода главного фрикциона и щит механика-водителя, отличающееся тем, что установлены датчик перемещения на продольной тяге привода главного фрикциона и датчик хода нажимного диска в механизме выключения, а также установлены электронный узел с первыми логическими блоками НЕ и И и триггером для датчика перемещений продольной тяги привода главного фрикциона и вторыми логическими блоками НЕ и И для датчика хода нажимного диска, первая лампа индикации перемещения продольной тяги привода главного фрикциона и вторая лампа индикации хода нажимного диска, причем лампы индикации выполнены красного цвета и выведены на щит механика-водителя, первый выход датчика перемещений соединен с первым входом первого блока И, а его второй выход через первый блок НЕ -с третьим входом первого блока И, выход которого через триггер соединен с первой лампой индикации, кроме того, первый выход датчика хода соединен с первым входом второго блока И и вторым входом первого блока И, а его второй выход через второй блок НЕ - со вторым входом второго блока И, выход которого соединен со второй лампой индикации.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам испытаний машин, а именно к способам испытаний тормозов и подвески транспортных средств

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, используемой при испытаниях транспортных средств

Изобретение относится к испытательной балансировочной технике и может быть использовано в мастерских автосервиса для комплексного определения дисбаланса колес автомобилей

Изобретение относится к испытательной балансировочной технике и может быть использовано в мастерских автосервиса для комплексного определения дисбаланса колес автомобилей

Изобретение относится к машиностроительному производству, а именно к способам и средствам уравновешивания роторов, и может быть использовано при проектировании динамически уравновешенных структурно-неоднородных жестких роторов, в частности, шлифовальных блоков с наклонным к плоскости вращения кругом, а также при их доводочной балансировке

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для автоматической балансировки роторов, преимущественно с опорами на газовой смазке

Изобретение относится к электротехнике и измерительной технике и позволяет проводить измерения моментов инерции роторов асинхронных двигателей

Изобретение относится к устройствам для регистрации и касается устройства для регистрации перемещений подрессоренных масс транспортных средств с пневматическими шинами, содержащего корпус с пружиной, шайбой и пишущим узлом, кронштейн крепления корпуса к транспортному средству, экран с координатной бумагой

Изобретение относится к балансировочной технике и может быть использовано для балансировки гироскопов, в частности динамически настраиваемых гироскопов

Изобретение относится к области производства и динамической балансировки малогабаритных электродвигателей

Изобретение относится к способам определения параметров колебаний вращающегося ротора центрифуги, преимущественно высокоскоростной, необходимых для выявления эксплуатации параметров центрифуги и дефектов ее узлов

Изобретение относится к области измерений, в частности к проверке статической балансировки конструкций, и может быть использовано для балансировки несущих и рулевых винтов вертолетов
Наверх