Двигатель внутреннего сгорания

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению, а именно к многоцилиндровым двигателям внутреннего сгорания (ДВС), преимущественно дизельным. Технической задачей изобретения является создание компактной конструкции впускного устройства двигателя с повышенной акустической эффективностью. Сущность изобретения заключается в том, что двигатель внутреннего сгорания содержит впускное устройство, состоящее из воздухоочистителя и из ресивера с отдельными впускными патрубками, которые соединяются с головкой цилиндра и сообщаются с отдельными цилиндрами посредством впускных клапанов. Корпус воздухоочистителя снабжен входным окном для воздухозаборного патрубка и имеет форму кругового цилиндра, ограниченного днищем и крышкой. Полости ресивера и воздухоочистителя сообщаются посредством воздухопровода. Причем воздухопровод выполнен разветвленным, имеет, по крайней мере, два входных и два выходных патрубка, которые объединены общим трубопроводом, а входные патрубки закреплены на боковой стенке ресивера и днище воздухоочистителя. Оси входного окна воздухозаборного патрубка и оси свободных срезов входных патрубков размещены во взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через ось цилиндрического корпуса, при этом соотношение расстояний от центров свободных срезов входных патрубков до оси цилиндрического корпуса и площадей их поперечного сечения выполнено соответствующим следующей зависимости: a1/a2 = 2/1, где а1, а2 - расстояние от центров срезов до оси цилиндрического корпуса, а 1, 2 - площади поперечных сечений срезов. Соотношение расстояний от центров свободных срезов выходных патрубков до нормальной плоскости поперечного сечения ресивера, проходящей через центр тяжести его объема, и площадей их поперечного сечения может быть выполнено соответствующим следующей зависимости: 1/2 = S2/S1, где 1, 2 - расстояние от центров срезов до названной плоскости, а S1, S2 - площади поперечных сечений срезов. Таким образом, суммарная акустическая работа, совершаемая пульсациями газа в патрубках разветвленного воздухопровода, оказывается равной нулю, что предотвращает возбуждение самых энергоемких низших собственных форм колебаний объемов ресивера и воздухоочистителя. 1 з.п.ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности, к многоцилиндровым двигателям внутреннего сгорания преимущественно с реализацией дизельного рабочего процесса.

Система впуска дизельного двигателя, вследствие ее конструктивных особенностей, является одним из самых мощных источников шума двигателя в целом. В отличие от дизельных двигателей, в системах впуска карбюраторных двигателей внутреннего сгорания (далее ДВС), содержащих дроссельные заслонки, прикрывающие проходное сечение на частичных нагрузках, а также наличие в системах диффузорных элементов, обеспечивается существенное ослабление резонансных свойств системы в целом, т.к. вследствие значительных активных сопротивлений этих элементов колебательная система становится менее "добротной" (т.е. резонансные частоты являются в достаточной степени задемпфированными). Это в определенной степени является положительным фактором, т.к., несмотря на наличие дополнительных гидравлических сопротивлений, с одной стороны частично компенсируются потери наполнения цилиндров (потери эффективной мощности, улучшение экономичности двигателя) вследствие снижения резонансных амплитуд пульсаций объемного расхода воздуха (а рост гидросопротивлений системы, как известно, пропорционален квадрату амплитуды пульсаций расхода газа), с другой стороны, обеспечивается некоторое подавление резонансных пульсаций газа во впускной системе ДВС, благоприятное с точки зрения звукового (шумового) излучения в окружающую среду, производимого как открытыми концами воздухозаборных патрубков воздухоочистителя (аэродинамический шум), так и вибрирующими стенками элементов системы впуска (структурный корпусной шум).

Японской фирмой "Мазда Мотор" в ЕПВ N 0376299, F 02 M 35/12, публ. 04.07.90, в устройстве для подавления газовых пульсаций и шума во впускной системе ДВС предусмотрено использование специального приспособления для подавления каждой из резонансных гармоник пульсаций, кратных (0,5 + h) длинам резонансных волн пульсаций, где h - целое число, равное нулю или более нуля.

Германской фирмой "Фольксваген" в устройстве по заявке ФРГ N 3742322, F 02 M 35/10, публ. 07.07.88, предусматривается демпфировать колебания потока всасываемого воздуха в ДВС за счет включения во впускной тракт дополнительного "успокоительного" ресивера с эластичными стенками, в котором за счет упругих деформаций стенок ресивера, вследствие пульсирующего воздействия газового потока на упругие стенки, будет происходить преобразование энергии пульсаций в тепловую энергию в упругом материале стенки, имеющей высокое внутреннее трение материала (резины). К очевидным недостаткам такой системы следует отнести относительную дороговизну устройства, нестабильность упругодемпфирующих характеристик в зависимости от изменения температурных условий и длительности эксплуатации, малую долговечность, опасность попадания неочищенного воздуха в цилиндры ДВС при механическом повреждении упругой стенки, возможное существенное излучение звука колеблющейся "пульсирующей" упругой стенкой и т.п.

Известна система впуска двигателя внутреннего сгорания по а.с. СССР N 1281722, кл. F 02 M 35/16, публ. 07.01.87, бюл. N 1, содержащая ресивер-воздухоочиститель в виде корпуса с крышкой, снабженной входным окном, и фильтрующим элементом, входной патрубок и впускные трубы, выполненные дугообразными, образующая одну из стенок корпуса и сообщенные с его полостью при помощи калиброванных отверстий, причем свободные срезы труб размещены внутри полости корпуса, а геометрические центры срезов впускных труб смещены относительно плоскости, проходящей через центр условного параллелепипеда, отводящей срезы труб от входного окна на расстояние L = (0,2... 1,0) dгидр, где dгидр - гидравлический диаметр входного патрубка. Расстояние от центров калиброванных отверстий впускных труб до указанной плоскости выбрано равным где V - объем корпуса системы впуска. При этом, по меньшей мере, одно из сечений фильтрующего элемента, параллельных указанной плоскости, равноудалено от нее и внутренней стенки корпуса. Наряду с положительными акустическими характеристиками, такими как возможность исключения возбуждения в полости ресивера- воздухоочистителя низших нечетных продольных собственных мод колебаний воздушного объема (расположением динамических срезов впускных труб в плоскости, проходящей через центр тяжести воздушного объема перпендикулярно осям срезов впускных труб), исключения пропускания резонансной звуковой энергии из камеры ресивера-воздухоочистителя в воздухозаборный патрубок (и, соответственно, в окружающую среду) на низших нечетных поперечных собственных модах колебаний воздушного объема (расположением оси воздухозаборного патрубка в плоскости нахождения центра тяжести воздушного объема, перпендикулярно расположенной плоскости нахождения динамических срезов впускных труб), частичного демпфирования акустических резонансов впускных труб калибровочными перфорированными отверстиями и частичного дополнительного демпфирования резонансной передачи звука камерой за счет оптимального размещения в камере фильтрующего элемента, выполняющего роль высокочастотного глушителя фрикционного типа, имеется и ряд существенных недостатков, таких как: - в объеме камеры указанного выше ресивера-воздухоочистителя динамическими срезами впускных труб интенсивно возбуждаются повысотные собственные моды колебаний воздушного объема камеры в силу того, что срезы впускных труб размещены вблизи (непосредственно интегрированы в стенку) верхней горизонтальной стенки камеры. Как известно, у жестких противолежащих стенок закрытых объемов всегда реализуются пучности давлений низших собственных мод, что и имеет место в рассматриваемом прототипе. Более того, согласно графической части сопоставляемого аналога, воздухозаборный патрубок эти интенсивные резонансные моды будет эффективно выпускать из камеры в виде повышенного шума, ввиду расположения его также вблизи этой же жесткой стенки с пучностью давлений низших повысотных мод колебаний; - наличие и варьирование геометрическими параметрами и элементами связи двух расширительных камер (как это имеет место в заявляемом объекте) в сравнении с одной камерой (как это имеет место в прототипе) расширяет возможности технической оптимизации по числу приемлемых конструктивных вариантов, компромиссных, по условиям реализуемой компоновки в стесненном пространстве моторного отсека транспортного средства, требованиям обеспечения заданной эффективности очистки воздуха, гидросопротивлений, акустики, использования модифицированных элементов систем с применением штатных, уже освоенных в производстве, конструкций воздухоочистителей или ресиверов и т.д., и т.п.

В ряде случаев с требованиями мощностных, экономических и экологических показателей в практику конструирования ДВС поставлена задача максимальной унификации деталей, узлов и систем дизельного двигателя и бензинового (с принудительным зажиганием рабочей смеси) двигателя, имеющих общую конструктивную базу конвертации (литраж, конструкцию базовых деталей). Это в большинстве случаев позволяет существенно удешевить конструкцию дизеля в целом за счет реализации преимуществ использования единой технологической базы и уменьшения номенклатуры деталей завода-производителя и т.п. Данный подход распространяется и на использование идентичной унифицированной конструкции воздухоочистителя двигателя, применяемого как для бензинового, так и для версии дизельного двигателя. Однако, если с точки зрения требуемых низких гидравлических сопротивлений воздухоочистителя, как составного элемента впускной трассы двигателя, пылеемкости его фильтрующего элемента, вибропрочности его корпуса, существенных отличий в применении воздухоочистителя на конвертируемой конструкции двигателя практически нет, то с точки зрения эффективности подавления газодинамических пульсаций и шума, излучаемого системой впуска дизеля в сравнении с бензиновым двигателем, - разница существенная. Именно интенсивные газодинамические пульсации на впуске дизеля из-за примерно двукратного увеличения степени сжатия, отсутствия демпфирующих диффузорных элементов в системе питания (в отличие от конструкций карбюраторов), применения развитых (с увеличенной длиной) коллекторных труб, повышающих крутящий момент на низких оборотах дизеля вследствие инерционного наддува, обуславливают необходимость применения в конструкции впускной системы дизеля в качестве обязательного элемента - специальной расширительной полости - ресивера, выполняющего роль как элемента динамического разделения нежелательных волновых взаимосвязей коллекторных ответвлений отдельных цилиндров, так и элемента демпфирования пульсаций и снижения шумового излучения в полости расширительной камеры за счет образования в ней эффективной волновой пробки, рассогласовывающей волновые сопротивления трубопроводов (подводящих и отводящих) и отражающей распространяемые по волноводу звуковые волны в направлении к источнику излучения (возмущения) - цилиндру с впускным клапаном.

Анализируя и обобщая результаты вышеприведенного патентного обзора, следует сделать вывод, что все известные вышеперечисленные устройства улучшения акустических характеристик и снижения газодинамических пульсаций во впускных системах ДВС и соответственно улучшения их мощностных, экономических и экологических показателей связаны, как правило, с использованием дополнительных расширительных или резонансных камер, подключаемых как параллельно, так и последовательно к впускному тракту, использованием электронных систем формирования искусственных противофазных сигналов противодавлений для компенсации реальных сигналов пульсаций и шума, использованием дополнительных ресиверов, дополнительных управляемых воздуховодов и расширительных камер с изменяемым объемом.

В качестве прототипа принят двигатель внутреннего сгорания, патент РФ N 2095612, кл. F 02 M 35/10, публ. 10.11.97 г., бюл. N 31, содержащий ресивер с присоединительным патрубком, посредством которого полость ресивера сообщается с системой забора очищенного воздуха, и отдельными впускными патрубками, которые соединяются с головкой цилиндров и отдельными цилиндрами; на присоединительном патрубке консольно закреплен штуцер, свободный срез которого размещен в полости ресивера вблизи поперечной боковым его стенкам плоскости, проходящей между двумя средними отдельными впускными патрубками.

Описанному устройству присущи следующие недостатки.

Подключение свободного среза присоединительной трубы к полости воздухоочистителя со смещением от оси его корпуса, проходящей через центр тяжести объема воздухоочистителя, приводит к интенсивной раскачке собственных резонансных тангенциальных форм колебаний давления в замкнутой полости корпуса воздухоочистителя, что оказывает отрицательное влияние как на акустические качества тракта впуска, так и на газодинамические показатели.

Длинная (как правило) присоединительная труба, связывающая объемы корпусов ресивера и воздухоочистителя, с одной стороны, имеет значительное количество собственных резонансных частот, излучая на этих частотах значительное количество акустической энергии, передающееся в окружающую среду через воздухозаборник воздухоочистителя, а с другой стороны, делает конструкцию некомпактной, труднокомпонуемой в стесненном пространстве моторного отсека автомобиля. С одной стороны, подключение воздухопроводящей трубы к полости воздухоочистителя произведено неоптимально с акустической точки зрения. С другой стороны, газовые потоки, транспортируемые по отдельным впускным патрубкам, попадая в ресивер, находятся в разных условиях поступления в отдельные цилиндры из-за несимметричного загромождающего (затеняющего) влияния на них стенок воздухопроводящей трубы, находящейся во внутренней полости ресивера. Вследствие того, что в прототипе (и практически во всех случаях) ресивер жестко закреплен на колеблющемся на подвеске двигателе, а воздухоочиститель установлен на относительно неподвижном кузове, воздухопроводящая труба, соединяющая ресивер с воздухоочистителем, как правило, выполненная в виде резинового шланга, подвергается значительным относительным вибрациям, в результате чего может происходить разгерметизация мест соединения трубы с названными элементами либо нарушается целостность (повреждение - разрыв) самой трубы. Как результат, через разгерметизированные зоны (щели) в двигатель из моторного отсека могут попадать дополнительный воздух, пыль, грязь и прочее, что влечет абразивный износ цилиндров поршневой группы, а также через образованные щели будет происходить интенсивное "высвечивание" (передача) и генерирование шумовой энергии из трубы в окружающую среду. Причем следует учесть, что дополнительное поступление газа в двигатель через разгерметизированные участки не учитывается штатным расходомером воздуха ДВС, что влечет нарушение оптимальным управлением впрыска топлива в цилиндры двигателя. Кроме обеспечения высоких прочностных характеристик такой соединительной резиновой трубе необходимо также решить вопрос ее стойкости к воздействию температур, горючести и т. п., что влечет существенное увеличение ее стоимости.

Задачей изобретения является создание более жесткой, устойчивой, легко компонуемой конструкции и повышение ее акустической эффективности.

Техническое решение задачи достигается тем, что в известном двигателе внутреннего сгорания, содержащем впускное устройство, состоящее из ресивера с отдельными впускными патрубками, которые соединяются с головкой цилиндра и сообщаются с отдельными цилиндрами посредством впускных клапанов, и воздухоочистителя, корпус которого снабжен входным окном для воздухозаборного патрубка и имеет форму кругового цилиндра, ограниченного днищем и крышкой, причем полости ресивера и воздухоочистителя сообщаются посредством воздухопровода, последний выполнен разветвленным, имеет, по крайней мере, два входных и два выходных патрубка, которые объединены общим трубопроводом, причем входные патрубки закреплены на боковой стенке ресивера и днище воздухоочистителя, оси входного окна воздухозаборного патрубка и оси свободных срезов входных патрубков размещены во взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через ось цилиндрического корпуса, при этом соотношение расстояний от центров свободных срезов входных патрубков до оси цилиндрического корпуса и площадей их поперечного сечения выполнено соответствующим следующей зависимости: a1/a2 = 2/1, где a1, a2 - расстояние от центров срезов до оси цилиндрического корпуса; 1, 2 - площади поперечных сечений срезов.

С точки зрения достижения максимальной акустической эффективности целесообразно соотношение расстояний от центров свободных срезов выходных патрубков до нормальной плоскости поперечного сечения ресивера, проходящей через центр тяжести его объема и площадей их поперечного сечения, выполнять соответствующим следующей зависимости: 1/2 = S2/S1, где 1, 2 - расстояние от центров срезов до названной плоскости; S1, S2 - площади поперечных сечений срезов.

В середине общего трубопровода патрубков может быть размещен воздухопроницаемый пористый акустический рассеиватель. Он может представлять собой перфорированную перегородку, пробку (таблетку) из обладающего высокими демпфирующими свойствами газопроницаемого, пористого или сетчатого материала, такого как металлорезина, металлический пористый сетчатый материал ПСМ, катодная медь и другие аналогичные по своим физико-механическим свойствам материалы.

Сущность изобретения поясняется на фиг.1-6, где: - на фиг. 1 и 6 показан предлагаемый двигатель внутреннего сгорания;
- на фиг. 2 и 3 показана первая низшая собственная резонансная продольная форма колебаний звукового давления, соответственно, в полости воздухоочистителя и полости ресивера;
на фиг. 4 и 5 показаны аналогичные повысотные моды, соответственно, в полости воздухоочистителя и в полости ресивера.

Двигатель внутреннего сгорания, содержащий впускное устройство, состоящее из ресивера 1 с отдельными впускными патрубками 2, 3, 4 и 5, которые соединяются с головкой цилиндра 6 и сообщаются с отдельными цилиндрами посредством впускных клапанов 7, и воздухоочистителя, корпус 8 которого имеет форму кругового цилиндра, ограниченного днищем 9 и крышкой 10, причем полости "А" и "Б", соответственно, ресивера и воздухоочистителя сообщаются посредством воздухопровода 11. Последний выполнен разветвляющимся и имеет, по крайней мере, два входных 12 и 13 и два выходных 14 и 15 патрубка, которые объединены общим трубопроводом 16, причем свободные срезы 17 и 18 входных патрубков 12 и 13 размещены в полости "Б" воздухоочистителя, по обе стороны от оси его цилиндрического корпуса, в плоскости, перпендикулярной плоскости, проходящей через центр входного окна воздухоочистителя и ось его цилиндрического корпуса, а свободные срезы 19 и 20 выходных патрубков 14 и 15 размещены в полости "А" ресивера, по обе стороны от нормальной плоскости его поперечного сечения, проходящей через центр тяжести "Ц" объема ресивера.

С точки зрения достижения максимальной акустической эффективности целесообразно свободные срезы 17 и 18 входных патрубков 12 и 13 в полости "Б" воздухоочистителя разместить на расстоянии H/2 0,3 d от поверхности днища 9 корпуса, где H - высота корпуса воздухоочистителя; d - диаметр свободного среза входного патрубка. Одновременно с этим корпус ресивера 1 предпочтительно выполнить в форме кругового цилиндра, ограниченного глухими торцевыми стенками 21 и 22, при этом свободные динамические (т.е. условно удлиненные на величину 0,3 d, где d - диаметр проходного сечения среза патрубка, от статического состояния) срезы 19 и 20 выходных патрубков 14 и 15 расположить на расстоянии (0,58...0,68)r от оси X-X цилиндрического корпуса ресивера 1, где r - радиус кругового цилиндра корпуса ресивера. Кроме того, в середине общего трубопровода 16 патрубков 12, 13 и 14, 15 может быть дополнительно размещен акустический рассеиватель 23. Последний может представлять собой перфорированную перегородку, пробку (таблетку) из обладающего высокими демпфирующими свойствами газопроницаемого, пористого или сетчатого материала, например металлорезины, металлического пористого сетчатого материала, катодной меди и пр.

Дополнительно на фиг.1 показаны фильтрующий элемент 24 и входное окно 25 в корпусе 8 воздухоочистителя.

На фиг. 2-5 символом P обозначена амплитуда звукового давления на соответствующих низших собственных формах колебаний воздушного объема, заключенного в полостях "A" (ресивера) или "Б" (воздухоочистителя).

Предлагаемый двигатель работает обычным образом.

Открытие впускного клапана 7 (клапанов) в одном из цилиндров двигателя вызывает перепад давления до и после клапана 7 (в цилиндре двигателя по отношению к окружающей среде). Пульсации воздуха и упругие волны разрежения-сжатия воздушной среды, заполняющей трассу системы впуска, со скоростью звука распространяются по направлению от впускного клапана 7 к открытому срезу 26 патрубка 25 патрубка воздухоочистителя 8, а также в направлении всех свободных отводных тупиковых каналов трассы впуска с закрытыми впускными клапанами в данный момент - впускные патрубки 2...5 через сообщающийся объем воздухопровода 11, отражаются от закрытых впускных клапанов (тупиковые волноводы). Т.е. образуется звуковое газодинамическое поле многократно отражающихся упругих волн в сложном геометрическом объеме впускной системы с утечкой (излучением) энергии этих упругих волн в окружающую среду через свободно открытый срез воздухозаборного патрубка 26 воздухоочистителя 8 в виде звука.

Распределение звуковых давлений на наиболее энергоемких низших собственных резонансных формах (первых формах) колебаний газа в объемах ресивера 1 и воздухоочистителя 8 характеризуется в виде косинусоид с минимумом значения давления в плоскостях, проходящих через центр тяжести названных объемов ресивера 1 и воздухоочистителя 8 (см. фиг. 2 и 3).

Предполагаемым изобретением предусматривается комплексное решение проблем уменьшения стоимости, максимальной унификации, компактности, жесткости, устойчивости и повышения шумозаглушающей способности за счет применения конструкции агрегатированного модуля ресивера и воздухоочистителя, сообщенных между собой оптимальным разветвляющимся воздухопроводом 11, свободные срезы 17-20 которого раскачивают объем газа в полостях "А" и "Б" относительно центров тяжести названных объемов с одинаковым по величине моментом, но с противоположным знаком, что сводит суммарную работу смежных срезов 17, 18 и 19, 20 по раскачке соответствующего объема полости к нулю, что, таким образом, исключает интенсивное шумовое загрязнение окружающей среды работающей энергетической установкой на транспортном средстве или стационарной энергетической установкой.

Рассмотрим подробно акустические процессы, протекающие во время работы двигателя в воздушных полостях (объемах) "А" и "Б".

Пульсирующий поток, поочередно возникающий в патрубках 2...5 в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя, динамически возбуждает объем газа (воздуха) как упругую массу в полости "А" ресивера 1, что приводит, в том числе, к возникновению в полости "А" ресивера 1 резонансных, с высокими амплитудными значениями, стоячих акустических волн (низших собственных мод продольных колебаний воздушного объема полости ресивера, фиг. 3). Энергия возбужденной первой собственной моды в полости "А" (фиг. 3) не передается в полость "Б" воздухоочистителя, поскольку она компенсируется в зоне рассеивателя 23, т. к. срезы 19 и 20 работают с одинаковой производительностью и синфазно, т.е. избыточное давление, попадающее в патрубок 14, складывается с отрицательным давлением такой же величины, образующимся в патрубке 15, что и приводит к взаимной компенсации величин этих давлений в зоне рассеивателя 23. Т. о. срезы 19 и 20 работают как противофазные, с равной производительностью, акустические монополи.

Совершенно аналогичная картина происходит и в полости "Б" воздухоочистителя, в которой срезы 17 и 18 возбуждают аналогичную резонансную моду колебаний звукового давления. Здесь первая собственная мода колебаний в полости "Б" (фиг. 2) не передается через окно 25 в окружающую среду, поскольку центр окна 25 и оси срезов 17 и 18 расположены во взаимно перпендикулярных полостях, проходящих через ось цилиндрического корпуса. Т.е. центр окна 25 расположен в узловой линии (где величина давления близка к нулю) колебаний звукового давления этой формы колебаний. В это же время первая собственная мода воздушной полости "Б" не возбуждается вследствие симметричного уравновешенного воздействия на воздушный объем полости "Б" двух идентичных по производительности синфазных акустических монополей в виде срезов 17 и 18. Одновременно с этим влияние этой формы на полость "А" ресивера 1 минимально в силу того обстоятельства, что срезы 17 и 18 работают как синфазные, равной производительности, монополя, т.е. избыточное давление этой формы колебаний, передающееся в патрубок 12, компенсируется аналогичным по величине, но противоположным по знаку разрежением, образующемся в это же время в патрубке 13. Компенсация давления происходит аналогичным образом в зоне рассеивателя 23.

Из фиг. 4 и 5 наглядно видно, что размещение динамических срезов (условно удлиненных на 0,3 d от своего статического состояния, где d - диаметр соответствующего среза) патрубков 12...15 в узловых линиях первых повысотных собственных резонансных форм колебаний объемов "А" и "Б", предотвращает передачу звукового давления этих мод через газопровод 11 и сводит к минимуму их влияние по всей длине впускного тракта как в сторону окружающей среды, так и в сторону впускных клапанов 7 двигателя.

Наличие в газопроводе 11 рассеивателя 23 звуковой энергии позволяет более полно скомпенсировать разность давлений, образующихся в патрубках 12, 13 и 19, 20, учитывая при этом некоторую неточность изготовления конструкции (допуски на длины патрубков, их толщину и сечение, отклонение геометрических форм корпуса 8 воздухоочистителя и ресивера 1 и другие конструктивно-технологические обстоятельства).

Таким образом, образованная разветвленная система газопровода 11, сообщающая воздушные полости "А" и "Б" трубопроводами 12, 13, 14, 15, позволяет исключить как резонансное возбуждение низших собственных мод колебаний этих полостей, так и исключить взаимную передачу отдельных возбужденных низших собственных мод колебаний из одной полости в другую. Такая конструкция позволяет устранить резонансную передачу звука, генерируемого полостью цилиндра движущимся поршнем и открывающимся впускным клапаном 7 и распространяемого по всей трассе системы впуска в направлении входного окна 25, снизить шум дизельного двигателя, излучаемый в окружающую среду.

Монтаж воздухоочистителя 8 через жесткий и короткий разветвленный газопровод 11 на боковой стенке ресивера 1 через две опорные зоны позволяет обеспечить высокую устойчивость, жесткость и надежность соединения ресивера 1 и воздухоочистителя 8 в сравнении с конструкцией, описанной в прототипе. При этом достигается компактность агрегатированного узла всего впускного устройства двигателя и устраняются все описанные выше недостатки прототипа.


Формула изобретения

1. Двигатель внутреннего сгорания, содержащий впускное устройство, состоящее из ресивера с отдельными впускными патрубками, которые соединяются с головкой цилиндра и сообщаются с отдельными цилиндрами посредством впускных клапанов, и воздухоочистителя, корпус которого снабжен входным окном для воздухозаборного патрубка и имеет форму кругового цилиндра, ограниченного днищем и крышкой, причем полости ресивера и воздухоочистителя сообщаются посредством воздухопровода, отличающийся тем, что последний выполнен разветвленным, имеет, по крайней мере, два входных и два выходных патрубка, которые объединены общим трубопроводом, причем входные патрубки закреплены на боковой стенке ресивера и днища воздухоочистителя, оси входного окна воздухозаборного патрубка и оси свободных срезов входных патрубков размещены во взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через ось цилиндрического корпуса, при этом соотношение расстояний от центров свободных срезов входных патрубков до оси цилиндрического корпуса и площадей их поперечного сечения выполнено соответствующим следующей зависимости:
a1/a2 = 2/1,
где а1, а2 - расстояние от центров срезов до оси цилиндрического корпуса;
1, 2 - площади поперечных сечений срезов.

2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что соотношение расстояний от центров свободных срезов выходных патрубков до нормальной плоскости поперечного сечения ресивера, проходящей через центр тяжести его объема, и площадей их поперечного сечения выполнено соответствующим следующей зависимости
1/2 = S2/S1,
где 1, 2 - расстояние от центров срезов до названной плоскости;
S1, S2 - площади поперечных сечений срезов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к воздухоочистителям, снабженным элементами шумоглушения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к воздухоочистителям, снабженным элементами шумоглушения

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к конструкциям воздухоочистителей (ВО), снабженных элементами шумоглушения, и позволяет повысить ресурс фильтрующего элемента (ФЭ)

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к воздухоочистителям, снабженным элементами шумоглушения, и позволяет расширить область применения, унифицировать и упростить компоновку воздухоочистителя в моторном отсеке транспортного средства при повышении шумозаглушающих свойств воздухоочистителя

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к конструкциям воздухоочистителей (ВО), снабженных элементами шумоглушения, и позволяет снизить уровень шума двигателей ' легковых автомобилей

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к многоцилиндровым двигателям внутреннего сгорания с впрыском топлива в цилиндры

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам воздухоподвода в камеры сгорания двигателя

Изобретение относится к области мотоциклостроения, в частности к шумоглушителям

Изобретение относится к двигателестроению, а именно к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к технике глушения шума компрессорных станций и испытательных боксов для газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к двигателестроению и, в частности, к устройствам воздухоочистителей, снабженных элементами шумоглушения

Изобретение относится к средствам для перекрытия газовыхлопных каналов, соединенных с выхлопными трубами дизельных установок

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), содержащим воздухоочистители для очистки поступающего в цилиндры воздуха с одновременным выполнением функции глушения газодинамического шума. В воздухоочистителе ДВС транспортного средства, содержащем корпус, на котором консольно смонтирован воздухозаборный патрубок, выполненный, по крайней мере, на части своей длины из пористого газопроницаемого материала, структура стенки воздухозаборного патрубка выполнена трехслойной, содержащей металлический или полимерный сетчатый каркасный элемент, звукопоглощающий пористый вспененный слой и внешний защитный звукопрозрачный газоводонепроницаемый слой. Техническим результатом является улучшение акустических характеристик воздухоочистителя ДВС транспортного средства. 3 ил.
Наверх