Герметичный электронасосный агрегат

 

Герметичный электронасосный агрегат (ЭНА) может быть использован в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники. Герметичный ЭНА содержит корпус с выходным штуцером, выполненный заодно с герметичным кожухом и снабженный упором для фланца электродвигателя, и установленную в расточке корпуса обойму с фланцем, соединенную с корпусом посредством крепежных деталей. В обойме размещены электродвигатель, рабочие колеса, охватывающие рабочие колеса неподвижные втулки и диафрагмы. Обойма снабжена торцовой стенкой, на которой выполнен входной штуцер, при этом электродвигатель размещен в обойме со стороны, противоположной торцовой стенке, фланец электродвигателя выполнен с наружным диаметром, меньшим или равным диаметру расточки корпуса, а посадочная поверхность электродвигателя выполнена с диаметром, большим или равным наружному диаметру втулок и диафрагм. Фланец обоймы выполнен с того же торца обоймы, что и торцовая стенка. Использование изобретения упрощает конструкцию и повышает технологичность. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники.

Известен герметичный электронасосный агрегат (ЭНА), содержащий корпус с герметичным кожухом, установленные в нем обойму с фланцем, в которой размещены электродвигатель с рабочими колесами, неподвижные втулки и диафрагмы [1].

Недостатком такого ЭНА является его низкая технологичность, что вызвано наличием 3 различных фланцевых соединений.

Этого недостатка частично лишен герметичный ЭНА, содержащий корпус, герметичный кожух и установленную в расточке корпуса обойму с фланцем, соединенную с корпусом посредством крепежных деталей, в которой размещены электродвигатель, рабочие колеса, охватывающие рабочие колеса неподвижные втулки и диафрагмы, и снабженный входным на корпусе и выходным штуцерами, выбранный в качестве прототипа [2].

Недостатком такого ЭНА является сложность его конструкции (наличие трех деталей, обеспечивающих изоляцию внутренних полостей ЭНА от его наружной поверхности - корпуса, кожуха и обоймы) и низкая технологичность, вызванная наличием двух фланцевых соединений.

Техническим результатом, достигаемым с помощью заявленного изобретения, является упрощение конструкции и повышение технологичности.

Этот результат достигается за счет того, что в известном герметичном электронасосном агрегате, содержащем корпус, герметичный кожух и установленную в расточке корпуса обойму с фланцем, соединенную с корпусом посредством крепежных деталей, в которой размещены электродвигатель, рабочие колеса, охватывающие рабочие колеса неподвижные втулки и диафрагмы, и снабженном выходным на корпусе и входным штуцерами, согласно изобретению, корпус выполнен заодно с герметичным кожухом и снабжен упором для фланца электродвигателя, а обойма снабжена торцовой стенкой, на которой выполнен входной штуцер, при этом электродвигатель размещен в обойме со стороны, противоположной торцовой стенке, фланец электродвигателя выполнен с наружным диаметром, меньшим или равным диаметру расточки корпуса, а посадочная поверхность электродвигателя выполнена с диаметром, большим или равным наружному диаметру втулок и диафрагм, причем фланец обоймы выполнен с того же торца обоймы, что и торцовая стенка. Выполнение корпуса заодно с герметичным кожухом и наличие в этой детали упора для фланца электродвигателя, а также то, что обойма снабжена торцовой стенкой, на которой выполнен входной штуцер, и размещение электродвигателя в обойме со стороны, противоположной торцовой стенке вместе с выполнением фланца обоймы с того же торца обоймы, что и торцовая стенка, позволяют сократить число деталей ЭНА и количество фланцевых соединений в его конструкции, что упрощает конструкцию и повышает технологичность ЭНА. Следовательно, заявленное устройство соответствует критерию "изобретательский уровень".

На чертеже приведен пример конкретного выполнения ЭНА, продольный разрез.

Герметичный ЭНА содержит корпус 1, выполненный заодно с герметичным кожухом 2 и снабженный выходным штуцером 3. В расточке 4 корпуса 1 установлена обойма 5 с фланцем 6. Обойма 5 соединена с корпусом 1 посредством крепежных деталей - винтов 7. В обойме 5 размещены электродвигатель 8, рабочие колеса 9 и 10, охватывающие рабочие колеса неподвижные втулки 11 и 12 и диафрагма 13. На корпусе 1 выполнен упор 14 для фланца электродвигателя 8. Обойма 5 снабжена торцовой стенкой 15, на которой выполнен входной штуцер 16. В корпусе 1 установлен электрический соединитель 17 электродвигателя 8. Электродвигатель 8 уплотнен в обойме 5 посредством уплотнительного кольца 18, а обойма 5 в корпусе 1 - посредством уплотнительных колец 19 и 20. Выход 21 рабочего колеса 9 сообщен с входом 22 рабочего колеса 10 посредством переводного канала 23, выполненного в виде канавки на наружной поверхности обоймы 5, края которой сообщены отверстием 24 с выходом 21, а отверстием 25 - с входом 22. Выход 26 рабочего колеса 10 сообщен с каналом выходного штуцера 3. Электродвигатель 8 размещен в обойме 5 со стороны, противоположной торцовой стенке 15, а фланец 6 обоймы 5 выполнен с того же торца обоймы, что и торцовая стенка 15. Фланец электродвигателя 8 выполнен с наружным диаметром D, равным диаметру D1 расточки 4 корпуса 1, а посадочная поверхность электродвигателя 8 выполнена с диаметром d, равным наружному диаметру d1 втулок 11 и 12 и диафрагмы 13. Выполнение фланца электродвигателя с наружным диаметром D, меньшим или равным диаметру D1 расточки корпуса, а посадочной поверхности электродвигателя с диаметром d, большим или равным наружному диаметру d1 втулок и диафрагм, необходимо для обеспечения сборки конструкции.

Герметичный ЭНА работает следующим образом: при включении электродвигателя 8 он вращает колеса 9 и 10, установленные на валу электродвигателя 8 и размещенные внутри втулок 11 и 12. Жидкость через входной штуцер 16 поступает на вход колеса 9, под воздействием его лопаток поступает на его выход 21, далее через отверстие 24 в переводной канал 23 и через отверстие 25 - на вход 22 колеса 10. Далее жидкость поступает на выход 26 колеса 10 и в выходной штуцер 3. Электродвигатель 8 фиксируется от осевых перемещений упором 14, поджатым к фланцу электродвигателя за счет затяжки винтов 7. Кольца 18 и 20 обеспечивают герметизацию полости электродвигателя 8 в случае попадания рабочей жидкости в эту полость (в случае истирания тонкостенной диафрагмы между ротором и статором электродвигателя 8 по мере износа подшипников электродвигателя), а кольцо 19 - герметизацию жидкостной полости ЭНА. Выполнение фланца электродвигателя 8 с наружным диаметром D, меньшим или равным диаметру D1 расточки корпуса, необходимо для обеспечения сборки конструкции - в противном случае фланец электродвигателя было бы невозможно установить в расточке корпуса до контакта фланца электродвигателя 8 с упором 14. Выполнение посадочной поверхности электродвигателя с диаметром d, большим или равным наружному диаметру d1 втулок и диафрагм, необходимо для обеспечения возможности установки внутри обоймы 5 между торцовой стенкой 15 и торцом электродвигателя 8 втулок 11 и 12 с диафрагмой 13 (при выполнении посадочной поверхности электродвигателя с диаметром d, меньшим диаметра d1, установка внутри обоймы 5 втулок 11 и 12 с диафрагмой 13 возможна лишь в случае выполнения обоймы 5 разборной, что приводит к усложнению конструкции).

В результате использования изобретения упрощается конструкция и повышается технологичность ЭНА: по сравнению с прототипом уменьшается с трех до двух число деталей, обеспечивающих изоляцию внутренних полостей ЭНА от его наружной поверхности (корпус и обойма в заявленном решении против корпуса, кожуха и обоймы в прототипе), а число фланцевых соединений сокращается с двух до одного, с соответствующим уменьшением числа крепежных деталей.

Литература 1. Патент Российской Федерации N 2042053, кл. F 04 D 1/06, 1995 г.

2. Патент Российской Федерации N 2118713, кл. F 04 D 13/06, 1998 г. (прототип).

Формула изобретения

Герметичный электронасосный агрегат, содержащий корпус, герметичный кожух и установленную в расточке корпуса обойму с фланцем, соединенную с корпусом посредством крепежных деталей, в которой размещены электродвигатель, рабочие колеса, охватывающие рабочие колеса неподвижные втулки и диафрагмы, и снабженный выходным на корпусе и входным штуцерами, отличающийся тем, что корпус выполнен заодно с герметичным кожухом и снабжен упором для фланца электродвигателя, а обойма снабжена торцовой стенкой, на которой выполнен входной штуцер, при этом электродвигатель размещен в обойме со стороны, противоположной торцовой стенке, фланец электродвигателя выполнен с наружным диаметром, меньшим или равным диаметру расточки корпуса, а посадочная поверхность электродвигателя выполнена с диаметром, большим или равным наружному диаметру втулок и диафрагм, причем фланец обоймы выполнен с того же торца обоймы, что и торцовая стенка.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области турбостроения, может быть использовано в паровых и газовых турбинах и компрессорах

Изобретение относится к насосному агрегату для перекачивания различных жидкостей

Изобретение относится к компрессоростроению

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в узлах крепления насосов в топливных баках летательных аппаратов для обеспечения возможности установки и съема насоса без слива топлива из баков

Изобретение относится к насосному агрегату для перекачивания различных жидкостей

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям центробежных насосов, используемых в нефтедобыче для поддержания пластового давления

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах погружных насосных агрегатов, в частности, для добычи воды, нефти и т.д

Изобретение относится к машиностроительной гидравлике и может быть использовано в системах терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники, а также в других областях техники

Изобретение относится к насосостроению

Изобретение относится к области насосостроения, в частности, к многоступенчатым центробежным насосам высокого давления и найдет применение преимущественно при закачке воды в пласт на нефтяных промыслах

Изобретение относится к насосо- и ветиляторостроению и может быть использовано в составе систем терморегулирования изделий авиационной и ракетной техники
Наверх