Способ оптического измерения зигзага контактного провода

 

Изобретение относится к способам изменения зигзага контактного провода. На транспортном средстве устанавливают видеокамеру так, чтобы изображение контактного провода не выходило из поля зрения объектива. Заготавливают набор шаблонов контурных изображений контактного провода для различных зигзагов провода. Фиксируют изображение контактного провода, получаемое в фокальной плоскости объектива. Сравнивают полученное контурное изображение контактного провода с набором шаблонов контурных изображений контактного провода путем последовательного наложения шаблонов на контурное изображение объектов и подсчета числа совпавших по коду выделенных ячеек контурного изображения и шаблона. Определяют зигзаг контактного провода по номеру того шаблона, для которого разность этих чисел минимальна. Способ позволяет упростить измерение зигзага контактного провода и повысить помехоустойчивость при измерениях. 8 ил.

Изобретение предназначено для использования на электрифицированном транспорте для измерения зигзага(выноса) контактного провода относительно оси пути.

Измерение этого параметра необходимо для текущего контроля на соответствие нормативным показателям, установленным в /1, стр. 57-111/.

На электрифицированных железных дорогах осуществляется контроль за положением контактного провода относительно оси пути. Провод должен находиться в определенных точках пространства, которые установлены существующими нормами. Измерение положения провода достаточно трудоемко и его осуществляют с помощью специальных вагонов-лабораторий, включаемых в состав движущегося поезда.

До недавнего времени для подобного рода измерений зигзага (выноса) контактного провода использовались механические контактные системы /2, стр. 15-23/. Такие системы имеют небольшую точность, не допускают измерения при высоких скоростях движения, поэтому в настоящее время для указанной цели используются телевизионные системы.

Известны устройства для наблюдения за исследуемым объектом, состоящие из видеокамеры и устройства обработки видеоизображения, с помощью которых тем или иным способом дается оценка исследуемому объекту.

Наиболее сложным в этом техническом решении является способ обработки визуального изображения с получением достоверных данных о его координатах на фоне (в присутствии) большого числа помех, в том числе и от других объектов, которые попадают в поле обзора.

Известен способ выделения линии при компьютерной обработке изображения объекта /3, стр. 256-267, 284-288/. Здесь рассматривается способ выделения контурного изображения предмета на основе анализа информации о светлых и темных участках изображения. Далее выделенный контур используется для распознавания предмета. Затем определяются координаты положения предмета в пространстве. При этом цвет фона предполагается известным и постоянным. Способ состоит из двух стратегий: 1) стратегии поиска, 2) стратегии прослеживания. Стратегия поиска позволяет на основе рассмотрения 16 точек растра найти граничную точку объекта. Затем с помощью стратегии прослеживания выделяется граница объекта. В результате этого сцена интерпретируется как набор объектов, для каждого из которых известны такие признаки, как цвет, координаты каждой точки границы, очерчивающей этот объект, и общее количество точек.

Недостатком такого способа является невозможность его использования на электрифицированных железных дорогах для автоматизированного измерения положения контактных проводов, так как цвет и яркость окружающего фона при движении транспортного средства не являются постоянными, а рассмотренный способ предполагает постоянство фона. Кроме того, при прослеживании объектов кроме контактного провода в поле зрения на железной дороге попадают различные многочисленные детали контактной сети (консоли, изоляторы, струнки, питающие провода), которые мешают измерению зигзага (выноса) контактного провода.

Известен также способ, основанный на сегментации изображений на элементы и на сравнении результатов анализа изображений с динамическими моделями изменений геометрии краев дороги /4, стр. 254-255/. Однако этот способ имеет следующие недостатки: - сложность системы, так как используются две телекамеры: одна для создания изображения всего анализируемого участка, а другая для создания укрупненного изображения выбранного окна; - необходимость использования нескольких микропроцессоров для обработки изображений; - "сложность задач совместного анализа последовательности изображений, поступающих с одной или нескольких камер" /4, стр. 255/; - необходимость сравнения результатов анализа с динамическими моделями геометрии краев дороги.

Известен также способ оптического измерения зигзага (выноса) контактного провода относительно головки рельса, основанный на использовании стереотелевизионной системы /5, стр. 22-28/, который принят в качестве прототипа. Данное устройство состоит из блока оптической системы, трех линейных телевизионных камер на основе линейки из 2048 элементов с зарядовой связью и вычислительного устройства. Блок оптической системы предназначен для установки и фиксации телевизионных камер в плоскости перпендикулярной оси пути, причем камера, расположенная в центре, направлена вертикально вверх, а две другие камеры расположены симметрично относительно центральной на расстоянии S, равном 1.2 м, а оптические оси этих камер наклонены к оптической оси центральной камеры под углом примерно равным 70o.

Недостатками известного решения являются: - сложность, так как необходимо устанавливать три телекамеры, - низкая помехоустойчивость, возникающая из-за того, что используются линейные телекамеры (линейка фотодиодов), которые просматривают лишь узкую линию в пространстве предметов, в результате ложные объекты (деревья, металлоконструкции и др.) могут быть приняты за провод и исказить измерения.

Целью изобретения является упрощение и повышение помехоустойчивости при измерении зигзага (выноса) контактного провода относительно оси пути из движущегося транспортного средства.

Сущность изобретения заключается в следующем. На транспортном средстве с токоприемником используют одну видеокамеру с объективом и устанавливают ее так, что оптическая ось объектива располагается в плоскости, которая проходит вдоль оси пути перпендикулярно его поверхности и направлена в сторону поднятого токоприемника, прижимающегося своим полозом к контактному проводу, так чтобы изображение полоза токоприемника и контактного провода при всех их нормативных положениях по вертикали и горизонтали не выходило из поля зрения объектива.

Определяют высоту контактного провода любым известным способом, например, описанным в /2/.

Заготавливают наборы шаблонов контурных изображений контактного провода для различных зигзагов (выносов) контактного провода в диапазонах изменения зигзага (выноса) от максимально допустимого до минимально допустимого значений для каждой из высот контактного провода. Каждому шаблону контурного изображения контактного провода присваивается свой номер, соответствующий различной высоте контактного провода и различному зигзагу (выносу) контактного провода.

Фиксируют изображение контактного провода, получаемое в фокальной плоскости объектива, на полученное изображение накладывают матрицу (сетку) из отдельных ячеек.

Осуществляют сравнение значения яркости каждой текущей ячейки со значением яркости последующей ячейки и определяют величину разностей значений этих яркостей и знаков этих разностей.

Ячейке, для которой разность яркостей по отношению к предыдущей превышает заданное значение и имеет положительный знак, присваивается первый код (например, черный цвет), ячейке, для которой разность яркостей по отношению к предыдущей превышает заданное значение и имеет отрицательный знак, присваивается второй код (например, серый цвет), остальным ячейкам присваивается третий код (например, белый цвет), при этом расположенные рядом (без пропусков) ячейки с первым кодом образуют в указанной матрице левую границу контурного изображения объекта, а расположенные рядом ячейки со вторым кодом образуют правую границу контурного изображения объекта.

Исключают объекты, правая и левая границы контурных изображений которых не достигают верхней и нижней границ прямоугольной плоскости изображения.

Полученное контурное изображение оставшихся объектов сравнивают поочередно с набором шаблонов контурных изображений контактного провода для соответствующего значения высоты контактного провода путем последовательного наложения шаблонов на контурное изображение объектов и подсчета числа совпавших по цвету ячеек контурного изображения и шаблона. Определяют зигзаг (вынос) контактного провода по номеру того шаблона, для которого разность этих чисел минимальна.

Предлагаемый способ позволяет упростить измерение зигзага (выноса) контактного провода, так как вместо стереотелевизионной системы из трех линейных оптических камер используется одна стандартная видеокамера. Данный способ повышает помехоустойчивость при измерениях зигзага (выноса) контактного провода, так как вместо просмотра узкой линии (у прототипа) в предлагаемом способе просматривается и анализируется поле в пространстве предметов, что позволяет по наличию указанных признаков исключить помехи.

Предлагаемый способ поясняется на фиг. 1-8.

На фиг. 1 схематично показано: транспортное средство 1, видеокамера с системой обработки видеоизображений 2, контактный провод 3, полоз токоприемника 4. Видеокамера установлена так, что контактный провод 3 и полоз токоприемника 4 попадают в ее поле обзора, ограниченное линиями 5. При движении транспортного средства в поле обзора видеокамеры 2 попадают также опоры 6, изоляторы 7, несущий трос 8, облака 9 и другие объекты, которые являются помехами.

На фиг. 2 показано изображение, полученное с помощью видеокамеры, установленной в вышке вагона-лаборатории. Здесь: 1 - изображение контактного провода, 2 - изображение изолятора, 3 - изображение облака, 4 - изображение опоры, 5 - изображение фона, 6 - изображение полоза токоприемника, 7 - изображение фиксатора и его изолятора.

На фиг. 3 показано для примера упрощенное изображение одного из видеокадров, формируемых видеокамерой в ее фокальной плоскости. Здесь: 1 - изображение контактного провода, 2 - изображение изолятора, 3 - изображение облака, 4 - изображение опоры, 5 - изображение полоза токоприемника, 6 - прямоугольная рамка, ограничивающая видеоизображение.

На фиг. 4 показана сетка для сегментации изображения видеокадра в виде матрицы ячеек.

На фиг. 5 показано матричное изображение, у которого отдельные участки (ячейки) имеют различную яркость и расположены в пределах прямоугольной плоскости видеоизображения, создаваемого видеокамерой. Здесь: 1 - изображение контактного провода, 2 - изображение изолятора, 3 - изображение облака, 4 - изображение опоры, 5 - изображение фона, 6 - изображение полоза токоприемника.

На фиг. 6 показано контурное изображение объектов. Здесь: 1 - левая граница объекта (участки матрицы, закрашенные черным цветом), 2 - правая граница объекта (участки матрицы, закрашенные серым цветом). На этой фигуре изображение горизонтально расположенной части полоза токоприемника отсутствует, так как согласно предложенному способу выделяются только левые и правые границы объектов.

На фиг. 7 показан результат исключения (отфильтровывания) объектов, контурное изображение которых не достигает верхней и нижней границ прямоугольной плоскости изображения.

На фиг. 8 показаны образцы из набора матричных шаблонов контурных изображений контактного провода для различного зигзага (выноса) контактного провода. Эти образцы отличаются друг от друга тем, что при различной высоте контактного провода шаблоны имеют разные размеры (с уменьшением высоты ширина шаблона увеличивается), а при различном зигзаге (выносе) контактного провода шаблон контурного изображения контактного провода занимает различное местоположение в прямоугольной рамке 1 (фиг. 8).

Данный способ реализован с помощью микропроцессорной техники.

Предлагаемый способ позволяет упростить измерение зигзага (выноса) контактного провода и повысить помехоустойчивость при измерениях зигзага (выноса) контактного провода.

Литература 1. Инструктивные указания по регулировке контактной сети. - М.: Трансиздат, 1998.

2. Борц Ю.В., Чекулаев В.Е., Контактная сеть. Иллюстрированное пособие. - М.: Транспорт, 1981.

3. Интегральные роботы. Сборник статей. Выпуск 2. Перевод с английского и японского. Под редакцией Г.Е. Поздняка. - М.: Мир, 1975.

4. Мошкин В. И. , Петров А.А., Титов В.С., Якушенков Ю.Г. Техническое зрение роботов. / Под общ. ред. Якушенкова Ю.Г. - М.: Машиностроение, 1990.

5. Вагон-лаборатория нового поколения для испытаний контактной сети. Герасимов В.П., Пешин А.В., Федоришин Ю.М. Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры. Бондарев Н. А. , ЦЭ МПС РФ. Железные дороги мира, 1998, N 12.

Формула изобретения

Способ оптического измерения зигзага(выноса) контактного провода с помощью видеокамеры, устанавливаемой на транспортном средстве с токоприемником, отличающийся тем, что видеокамеру устанавливают так, что оптическая ось объектива располагается в плоскости, которая проходит вдоль оси пути перпендикулярно его поверхности и направлена в сторону поднятого токоприемника, прижимающегося своим полозом к контактному проводу, так чтобы изображение полоза токоприемника и контактного провода при всех их нормативных положениях по вертикали и горизонтали не выходило из поля зрения объектива, определяют высоту контактного провода, заготавливают наборы шаблонов контурных изображений контактного провода для различных зигзагов(выносов) контактного провода в диапазонах изменения зигзага(выноса) от максимально допустимого до минимально допустимого для каждой из высот контактного провода, причем каждому шаблону контурного изображения контактного провода присваивают свой номер, соответствующий различной высоте контактного провода и различному зигзагу(выносу) контактного провода, фиксируют изображение контактного провода, получаемое в фокальной плоскости объектива, на полученное изображение накладывают матрицу (сетку) из отдельных ячеек, последовательно осуществляют сравнение значения яркости каждой текущей ячейки со значением яркости последующей ячейки и определяют величину разностей значений этих яркостей и знаков этих разностей, ячейке, для которой разность яркостей по отношению к предыдущей превышает заданное значение и имеет положительный знак, присваивается первый код (например, черный цвет), ячейке, для которой разность яркостей по отношению к предыдущей превышает заданное значение и имеет отрицательный знак, присваивается второй код (например, серый цвет), остальным ячейкам присваивается третий код (например, белый цвет), при этом расположенные рядом (без пропусков) ячейки с первым кодом образуют в указанной матрице левую границу контурного изображения объекта, а расположенные рядом ячейки со вторым кодом образуют правую границу контурного изображения объекта, исключают объекты, правая и левая границы которых не достигают верхней и нижней границ прямоугольной плоскости изображения, полученное контурное изображение оставшихся объектов сравнивают поочередно с набором шаблонов контурных изображений контактного провода для соответствующего значения высоты контактного провода путем последовательного наложения шаблонов на контурное изображение объектов и подсчета числа совпавших по коду выделенных ячеек контурного изображения и шаблона и определяют зигзаг (вынос) контактного провода по номеру того шаблона, для которого разность этих чисел минимальна.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к металлургии, в частности к изготовлению длинномерных изделий методом непрерывного литья с прокаткой, и может быть использовано для получения бесстыковых контактных проводов из сплавов на основе меди

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам контроля проводов контактной сети

Изобретение относится к транспортным средствам с электротягой и предназначено для диагностики состояния контактных проводов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано на электрифицированном транспорте

Изобретение относится к электрическому транспорту и может быть использовано преимущественно на электрифицированных железных дорогах

Изобретение относится к устройствам по замеру параметров контактной подвески электрифицированных железных дорог

Изобретение относится к измерению параметров контактных подвесок электрических железных дорог

Изобретение относится к приборам для автоматической регистрации параметров контактной сети

Изобретение относится к способам и устройствам для обнаружения повреждений изоляции на контактной сети и может быть использовано на железнодорожном электрифицированном транспорте, а также на воздушных линиях электропередачи

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано для получения армированного контактного провода, служащего для передачи электрической энергии наземному электрифицированному транспорту

Изобретение относится к подвесным контактным проводам, служащим для передачи электрической энергии наземному электрифицированному транспорту, и может быть использовано для определения критического износа контактного провода

Изобретение относится к технике изготовления контактных проводов для железных дорог и муниципального транспорта

Изобретение относится к электрифицированному транспорту, в частности к контактным проводам для энергоснабжения железнодорожного и городского транспорта

Изобретение относится к дистанционным измерительным системам и предназначено для контроля степени износа двойного контактного провода сети электропитания железнодорожного транспорта

Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкциям и способам изготовления контактных сталеалюминиевых проводов, предназначенных для питания энергией электрифицированного транспорта

Изобретение относится к области электротехники, а именно, к конструкциям и способам изготовления сталеалюминиевых проводов, предназначенных для передачи электрической энергии в воздушных электрических сетях
Наверх