Устройство для перепуска отработавших газов в двухтопливном двигателе внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом

 

Изобретение может быть использовано в двухтопливных двигателях внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом. Устройство содержит привод управления, выпускной коллектор и перепускной орган с отводным патрубком подачи отработавших газов в газовую турбину и обводным патрубком. Перепускной орган снабжен клапаном двойного действия для перекрытия входного отверстия отводного или обводного патрубка. Клапан выполнен в виде поворотной заслонки с рычагом, жестко закрепленным на оси клапана и связанным с приводом управления, включающим управляющий элемент и исполнительный механизм. Управляющий элемент состоит из источника питания, ключа переключателя обмоток, двух независимых обмоток, сердечника, штока и двух предельных выключателей. Шток жестко связан с сердечником. Предельные выключатели установлены на торцевых крышках, один конец каждой обмотки подсоединен к массе, а вторые концы подсоединены через предельные выключатели и ключ переключения обмоток к разным клеммам источника питания. Исполнительный механизм состоит из установленного на оси вращения двуплечего рычага, тяги, рычага и блокирующего узла. Один конец двуплечего рычага шарнирно связан со штоком управляющего элемента, а второй конец двуплечего рычага шарнирно связан посредством тяги с рычагом, жестко закрепленным на оси клапана. Технический результат заключается в обеспечении подачи отработавшего газа при работе на жидком топливе в обводной патрубок, а при работе на газообразном топливе - в отводной патрубок и далее в турбину, а также в обеспечении простоты управления и повышении надежности устройства. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению может быть использовано в двухтопливных двигателях внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является техническое решение, раскрытое в патенте (См. патент РФ N 2031220, 6 F 02 B 37/00, от 20.03.95 г.) и представляющее собой устройство для перепуска отработавших газов в двухтопливном двигателе внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом, содержащее привод управления, выпускной коллектор и перепускной орган с отводным патрубком подачи отработавших газов в газовую турбину и обводным патрубком.

Недостатком известного устройства является отсутствие описания средств, которые обеспечивали бы подачу отработавшего газа при работе на жидком топливе в обводной патрубок, а при работе на газообразном топливе - в отводной патрубок и далее в газовую турбину.

При создании настоящего изобретения решалась техническая задача создания средств, обеспечивающих подачу отработавшего газа при работе на жидком топливе в обводной патрубок, а при работе на газообразном топливе - в отводной патрубок и далее в газовую турбину, а также обеспечивающих простоту управления и высокую надежность работы устройства.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в известном устройстве для перепуска отработавших газов в двухтопливном двигателе внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом, содержащем привод управления, выпускной коллектор и перепускной орган с отводным патрубком подачи отработавших газов в газовую турбину и обводным патрубком, перепускной орган снабжен клапаном двойного действия для перекрытия входного отверстия отводного или обводного патрубков, клапан выполнен в виде поворотной заслонки с рычагом, жестко закрепленным на оси клапана, связанным с приводом управления, включающим управляющий элемент и исполнительный механизм. Управляющий элемент состоит из источника питания, ключа переключения обмоток и помещенных в цилиндрический корпус с торцовыми крышками двух независимых обмоток, сердечника, штока, двух предельных выключателей, при этом шток жестко связан с сердечником и проходит через отверстие в одной из торцовых крышек, предельные выключатели установлены на торцовых крышках, один конец каждой обмотки подсоединен к массе, а вторые концы подсоединены через предельные выключатели и ключ переключателя обмоток к разным клеммам источника питания. Исполнительный механизм состоит из установленного на оси вращения двуплечевого рычага, тяги, рычага и блокирующего узла, при этом один конец двуплечевого рычага шарнирно связан со штоком управляющего элемента, а второй конец двуплечевого рычага шарнирно связан посредством тяги с рычагом, жестко закрепленным на оси клапана. Блокирующий узел может быть выполнен по одному из трех вариантов. В первом варианте блокирующий узел состоит из сектора, жестко закрепленного на двуплечем рычаге, и фиксатора, выполненного в виде конуса с пружиной и нажимным винтом, а на дуговой поверхности сектора выполнено два углубления под конус фиксатора. Во втором варианте блокирующий узел состоит из фиксатора, выполненного в виде конуса с пружиной и нажимным винтом, а на штоке сердечника выполнено два углубления под конус фиксатора. В третьем варианте блокирующий узел состоит из стойки, закрепленной на двуплечем рычаге и снабженной возвратной пружиной.

Изобретение поясняется чертежом, где на фиг. 1 изображена принципиальная схема устройства с первым вариантом блокирующего узла, а на фиг. 2 и 3 - второй и третий варианты блокирующего узла.

Устройство для перепуска отработавших газов в двухтопливном двигателе внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом состоит из перепускного органа 1, рабочая камера 2 которого сообщается с подводящим патрубком 3, обводным патрубком 4 и отводным патрубком 5 подачи отработавшего газа в турбокомпрессор 6. Для перекрытия входного отверстия обводного патрубка 4 или отводного патрубка 5 перепускной орган снабжен клапаном двойного действия, состоящим из оси 7, один конец которой выходит за пределы перепускного органа 1, рычага 8, жестко закрепленного одним концом на оси 7, и поворотной заслонки 9, жестко закрепленной на втором конце рычага 8. Рабочие поверхности заслонки 9 могут быть выполнены в виде усеченных конусов 10 и 11. Подводящий патрубок 3 подсоединен к выпускному коллектору 12, а обводной патрубок 4 - к выпускному трубопроводу 13.

Рабочее положение заслонки 9 задается с помощью управляющего элемента, который содержит источник питания (на фиг. 1 не показан) и цилиндрический корпус 14 с торцовыми крышками 15 и 16, внутри которого по оси размещен сердечник 17 со штоком 18, проходящим наружу через отверстие в крышке 15. Вокруг сердечника 17 на обечайках 19 и 20 размещены две независимые обмотки 21 и 22, по одному концу которых подсоединены к массе 23, а два других конца соединены через предельные выключатели 24 и 25, установленные на внутренних поверхностях торцовых крышек 15 и 16 соответственно, и далее через ключ переключателя обмоток (на фиг. 1 не показано) к разным клеммам 26 и 27 источника питания (на фиг. 1 не показано).

Использованный механизм для передачи усилия от управляющего элемента 14 к заслонке 9 выполнен в виде кинематически связанных между собой двуплечего рычага 28, установленного на оси вращения 29, тяги 30 и рычага 31, жестко установленного на оси 7 заслонки 9. Один конец 32 двуплечего рычага 28 шарнирно соединен со штоком 18 сердечника 17, другой - 33 через тягу 30 соединен с рычагом 31.

Устройство снабжено блокирующим узлом, который может быть выполнен по одному из трех предлагаемых вариантов. В первом варианте блокирующий узел состоит из сектора 34, жестко закрепленного на двуплечем рычаге 28 и фиксатора, выполненного в виде конуса 35 с пружиной 36 и нажимным винтом 37, а на дуговой поверхности сектора выполнено два углубления 38 и 39 под конус фиксатора. Во втором варианте (фиг. 2) блокирующий узел состоит из фиксатора, выполненного в виде конуса 40 с пружиной 41 и нажимным винтом 42, а на штоке 18 выполнено два углубления 43 и 44 под конус фиксатора. В третьем варианте (фиг. 3) блокирующий узел состоит из стойки 45, закрепленной на двуплечем рычаге 28 и снабженной обратной возвратной пружиной 46.

Работа устройства осуществляется следующим образом. При работе двигателя на газообразном топливе ключ переключателя обмоток устанавливается в положение "газ", электрическая цепь (источник питания - ключ переключателя обмоток - предельный выключатель 25 - обмотка 22) замыкается и под действием электромагнитного поля, возникающего при прохождении в данной цепи тока, сердечник 17 перемещается к предельному выключателю 25, приводя в движение кинематическую цепь (шток 18 - двуплечий рычаг 28 - тяга 30 - рычаг 31 - ось 7 - рычаг 8 - заслонка 9). В результате этого происходит перекрытие входного отверстия обводного патрубка 4, после чего сердечник выключает предельный выключатель 25, обесточивая электрическую цепь, а кинематическая цепь фиксируется блокирующим узлом, что предотвращает тем самым произвольный поворот заслонки 9 и открытие входного отверстия обводного патрубка 4. Отработавшие газы из выпускного коллектора 12 и подводящего патрубка 3 направляются через отводной патрубок 5 в турбокомпрессор 6, вращая рабочее колесо газовой турбины, обеспечивая тем самым газотурбинный наддув. После турбокомпрессора отработавший газ подается в глушитель.

При работе двигателя на жидком топливе ключ переключателя обмоток устанавливается в положение "Бензин", электрическая цепь (источник питания - ключ переключателя обмоток - предельный выключатель 24 - обмотка 21) замыкается и под действием электромагнитного поля, возникающего при прохождении в данной цепи тока, сердечник 17 перемещается к предельному выключателю 24, приводя в движение кинематическую цепь (шток 18 - двуплечий рычаг 28 - тяга 30 - рычаг 31 - ось 7 - рычаг 8 - заслонка 9). В результате этого происходит перекрытие входного отверстия отводного патрубка 5, после чего сердечник выключает предельный выключатель 24, обесточивая электрическую цепь, а кинематическая цепь фиксируется блокирующим узлом, что предотвращает тем самым произвольный поворот заслонки 9 и открытие входного отверстия отводного патрубка 5. Отработавший газ из выпускного коллектора 12 и подводящего патрубка 3 направляется через обводной патрубок 4 и выпускной трубопровод к глушителю.

Формула изобретения

1. Устройство для перепуска отработавших газов в двухтопливном двигателе внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом, содержащее привод управления, выпускной коллектор и перепускной орган с отводным патрубком подачи отработавших газов в газовую турбину и обводным патрубком, отличающееся тем, что перепускной орган снабжен клапаном двойного действия для перекрытия входного отверстия отводного или обводного патрубка, клапан выполнен в виде поворотной заслонки с рычагом, жестко закрепленным на оси клапана, связанным с приводом управления, включающим управляющий элемент и исполнительный механизм, управляющий элемент состоит из источника питания, ключа переключателя обмоток и помещенных в цилиндрический корпус с торцовыми крышками двух независимых обмоток, сердечника, штока, двух предельных выключателей, при этом шток жестко связан с сердечником и проходит через отверстие в одной из торцовых крышек, предельные выключатели установлены на торцовых крышках, один конец каждой обмотки подсоединен к массе, а вторые концы подсоединены через предельные выключатели и ключ переключателя обмоток к разным клеммам источника питания, исполнительный механизм состоит из установленного на оси вращения двуплечего рычага, тяги, рычага и блокирующего узла, при этом один конец двуплечего рычага шарнирно связан с штоком управляющего элемента, а второй конец двуплечего рычага шарнирно связан посредством тяги с рычагом, жестко закрепленным на оси клапана.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что блокирующий узел состоит из сектора, жестко закрепленного на двуплечем рычаге, и фиксатора, выполненного в виде конуса с пружиной и нажимным винтом, а на дуговой поверхности сектора выполнены два углубления под конус фиксатора.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что блокирующий узел состоит из фиксатора, выполненного в виде конуса с пружиной и нажимным винтом, а на штоке управляющего элемента выполнены два углубления под конус фиксатора.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что блокирующий узел состоит из стойки, закрепленной на двуплечем рычаге и снабженной возвратной пружиной.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания с турбонаддувом, работающим на двух видах топлива

Изобретение относится к двигателестроению, а более конкретно к двухтопливным двигателям внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом, используемым преимущественно на автомобилях

Изобретение относится к двигателям , работающим на газообразном и жидком топливах и имеющим -.

Изобретение относится к области двигателестроения и предназначено для использования в системах байпасного регулирования турбины турбокомпрессора и рециркуляции отработавших газов в дизеле
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в производстве дизельных двигателей

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к силовым установкам танков

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к турбонаддувным двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, в частности, для промышленных транспортных средств, снабженных системой возврата тепла

Изобретение относится к турбокомпрессору, работающему на отработавших газах, для двигателя внутреннего сгорания, содержащему корпус (14) и ротор (18), при этом корпус (14) содержит выполненный с возможностью протекания участок (15) отвода отработавших газов, а ротор (18) содержит турбинное колесо (20) и жестко соединенный на кручение с турбинным колесом (20) вал (21) с осью (22) вращения, при этом турбинное колесо (20) установлено в опорах с возможностью вращения в участке (15) отвода отработавших газов и выполнено с возможностью подачи на него отработавших газов, а в участке (15) отвода отработавших газов расположено направляющее устройство (29) для изменения подачи отработавших газов на турбинное колесо (20), причем направляющее устройство (29) содержит выполненное с возможностью протекания направляющее решетчатое кольцо (30) и осевую задвижку (31), а направляющее решетчатое кольцо (30) содержит стойку (37) для фиксации, а также выполненные с возможностью протекания направляющие лопатки (36), а осевая задвижка (31) выполнена с возможностью захватывания направляющих лопаток (36)

Изобретение относится к способу торможения работающим преимущественно по принципу Дизеля двигателем

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателям внутреннего сгорания, оснащенным газотурбинным наддувом

Изобретение относится к способу и устройству для торможения двигателем, содержащему работающий преимущественно по принципу Дизеля двигатель, который включает в себя, по меньшей мере, один, нагружаемый потоком отработавших газов (ОГ) одно- или многоступенчатый турбонагнетатель с работающей на ОГ турбиной и компрессором наддувочного воздуха, которые расположены на общем валу или соединены им, по меньшей мере один выпускной коллектор, направляющий поток ОГ от выпускных клапанов двигателя к турбонагнетателю, и расположенное между выпускными клапанами и турбонагнетателем дросселирующее устройство, которое для торможения двигателем приводится в действие таким образом, что поток ОГ дросселируется, в результате чего выше по потоку дросселирующего устройства происходит возрастание давления ОГ

Изобретение относится к способу эксплуатации компонентов для обработки отработавших газов. Сущность изобретения: способ пассивного восстановления фильтра (6) частиц, который расположен в тракте отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, причем выше по потоку одной работающей на отработавших газах турбины (14) из основного потока (10) отработавших газов извлекают частичный поток (11) отработавших газов. Частичный поток (11) отработавших газов ниже по потоку упомянутой одной работающей на отработавших газах турбины (14) снова возвращают в основной поток (10) отработавших газов, при этом ответвленное в виде частичного потока (11) отработавших газов количество отработавших газов устанавливают или регулируют в частичном потоке (11) отработавших газов и на фильтре (6) частиц, причем частичный поток (11) отработавших газов возвращают по потоку между катализатором (4) окисления NO и фильтром (6) частиц. Техническим результатом изобретения является эффективная эксплуатация компонентов для обработки отработавших газов, а также эффективного нагревания включенных после работающей на отработавших газов турбины компонентов для обработки отработавших газов. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение может быть использовано в поршневых двигателях внутреннего сгорания. Устройство для регулирования давления наддува двигателя внутреннего сгорания содержит корпус (1) перепускного клапана, в котором выполнены основной канал (2), соединяющий выпускной коллектор двигателя со входом в турбину, и перепускной канал (3), который соединен с атмосферой через выхлопную трубу, сообщающиеся между собой отверстием (4), которое перекрывается перепускным клапаном (7), направляющую втулку (6) клапана, эластичную мембрану (9), закрепленную на торце клапана (7), пневмокамеру (8), соединенную трубкой с впускным коллектором двигателя и пружину (18). Устройство снабжено цилиндром (13), закрепленным на крышке пневмокамеры (8), поршнем (14), упирающимся в пружину (18), упорным кольцом (16) для ограничения хода поршня (14), клапаном-распределителем (21) рабочего тела, блоком управления (22), датчиком (23) степени загрузки двигателя и датчиком температуры (24) окружающего воздуха. Направляющая втулка (6) перепускного клапана на внутренней поверхности имеет винтовую канавку (25), а внешняя ее поверхность выполнена оребренной. Технический результат заключается в осуществлении коррекции нагрузки, при которой должен начинаться перепуск отработанных газов. 1 ил.

Изобретение касается турбонагнетателя (ТКР), приводимого в действие отработавшими газами (ОГ), для двигателя (3) внутреннего сгорания. ТКР имеет байпасный канал (4) для обхода турбины (5). Между напорным трубопроводом (10) ОГ и выпускным поперечным сечением (6) турбины (5) в байпасном канале (4) предусмотрен байпасный клапан (2). Байпасный клапан (2) подвижно в осевом направлении удерживается стержнем клапана, а тарелка байпасного клапана (2) в закрытом состоянии байпасного клапана (2) может прилегать к седлу байпасного клапана (2), при этом соединенная со стержнем клапана сторона тарелки клапана обращена к напорному трубопроводу (10). Кроме того, предпочтительно на байпасном клапане выполнена подвижная прижимная пластина, которая перемещается в выемке корпуса (13) ТКР. Технический результат заключается в уменьшении усилия, необходимого для перемещения байпасного клапана. 9 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к способам питания газодизелей

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Газопоршневой двигатель (1) с турбонаддувом включает крышки (2) цилиндров, снабженные свечами (3) зажигания газовоздушной смеси, турбокомпрессор (7), приводимый выпускными газами газопоршневого двигателя, газовоздушный ресивер (4), трубопровод подвода газовоздушной смеси к газовоздушному ресиверу (4) от емкости (9) топливного газа через электромагнитный клапан (8) и газовоздушный смеситель (6), коллектор (12) выпускных газов, подводящий выпускные газы от крышек (2) цилиндров к сопловому аппарату турбины турбокомпрессора (7) и автоматизированный пульт (11) управления режимами работы газопоршневого двигателя. На коллекторе (12) выпускных газов газопоршневого двигателя перед сопловым аппаратом турбины турбокомпрессора (7) установлены одна или несколько газовых форсунок (15) с соплами, открытыми в газовый канал коллектора (12) выпускных газов, и свеча (16) зажигания газа. Газовые форсунки (15) соединены с емкостью (9) топливного газа газопроводом (17), снабженным электромагнитным клапаном (18). Турбокомпрессор (7) газопоршневого двигателя снабжен датчиком (22) частоты вращения ротора турбокомпрессора (7). Электромагнитные клапаны (8), (18), свеча (16) зажигания газа и датчик (22) частоты вращения ротора турбокомпрессора (7) электрически соединены с автоматизированным пультом (11) управления режимами работы газопоршневого двигателя с турбонаддувом. Раскрыт вариант выполнения газопоршневого двигателя. Технический результат заключается в повышении приемистости двигателя. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх