Способ очистки системы смазки двигателя внутреннего сгорания

 

Техническим результатом, на решение которого направлено данное изобретение, является создание способа, обеспечивающего эффективное удаление отложений без риска разрушения трибослоев на приработанных тяжелонагруженных трущихся парах. Указанный технический результат достигается тем, что в способе очистки системы смазки ДВС, предусматривающем добавление в отработавшее моторное масло перед его заменой очищающей присадки в количестве 5-15% от объема масла, запуск двигателя и его работу на холостом ходу в течение не более 10 мин, остановку двигателя и слив отработавшего масла, в качестве очищающей присадки используют смесь углеводородов, содержащую 60-80 мас.% ароматических углеводородов, 10-20 мас.% циклоалканов и 10-20 мас.% алканов и имеющую следующий фракционный состав,oC: температура начала кипения 60-80; температура отгона 10% жидкости 80-90; температура отгона 40% жидкости 110-130; температура отгона 70% жидкости 160-210; температура отгона 90% жидкости 190-250; температура конца кипения 210-260.

Изобретение относится к эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, в частности к очистке системы смазки ДВС автомобилей.

Использование широко известных очищающих присадок, добавляемых в отработавшее моторное масло для очистки систем смазки двигателей внутреннего сгорания не позволяет достаточно эффективно осуществлять данную очистку из-за невысокого моющего действия известных присадок.

Известен способ очистки системы смазки автомобиля, выбранный в качестве ближайшего аналога, предусматривающий добавление в отработавшее моторное масло перед его заменой очищающей присадки, запуск двигателя и его работу на холостом ходу в течение 5-10 минут, остановку двигателя и слив отработавшего масла /см. журнал "За рулем", от 09 сентября 1999 г., стр. 19/.

В данном способе в качестве очищающей присадки используется очиститель системы смазки /ОСС/ "Гарант".

Моющее действие ОСС обусловлено высокой поверхностной активностью и способностью стабилизировать частицы отложений во всем объеме очистителя.

Однако использование в данном способе известного очистителя системы смазки способствует возможному разрушению адсорбированных слоев поверхностно-активных веществ и высокомолекулярных веществ /трибослоев/ на приработанных, тяжелонагруженных трущихся парах при воздействии сильных поверхностно-активных веществ известной присадки.

Сформировавшиеся на поверхности трущихся пар трибослои, состоящие из химически сорбированных окисленных и полимеризованных компонентов работающего масла, эффективно снижают трение. Удаление этих слоев под действием сильных поверхностно-активных веществ присадки может привести к усилению износа трущихся пар в период до формирования новых трибослоев.

Таким образом, техническим результатом, на решение которого направлено данное изобретение, является создание способа, обеспечивающего эффективное удаление отложений без риска разрушения трибослоев на приработанных тяжелонагруженных трущихся парах.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе очистки системы смазки двигателя внутреннего сгорания, предусматривающего добавление в отработавшее моторное масло перед его заменой очищающей присадки в количестве 5-15% от объема масла, запуск двигателя и его работу на холостом ходу в течение не более 10 минут, остановку двигателя и слив отработавшего масла, согласно изобретению, в качестве очищающей присадки используют смесь углеводородов, содержащую 60-80 мас.% ароматических углеводородов, 10-20 мас. % циклоалканов и 10-20 мас.% алканов и имеющую следующий фракционный состав: Температура начала кипения, oC - 60-80 Температура отгона 10% жидкости, oC - 80-90 Температура отгона 40% жидкости, oC - 110-130 Температура отгона 70% жидкости, oC - 160-210 Температура отгона 90% жидкости, oC - 190-250 Температура конца кипения, oC - 210-260 Использование в качестве очищающей присадки именно заявляемой смеси углеводородов и именно в заявляемом количестве позволяет эффективно удалить отложения в системе смазки двигателя внутреннего сгорания автомобиля без риска разрушения трибослоев на приработанных тяжелонагруженных трущихся парах.

Это достигается за счет того, что использование ароматических углеводородов, входящих в ее состав, позволяет эффективно растворять и диспергировать отложения. Легкокипящие фракции присадки при рабочей температуре масла образуют паровые пузырьки, эффективно диспергирующие отложения в застойных зонах за счет кавитационного воздействия и обеспечивают удаление их вместе с отработавшим маслом. При этом используемая смесь углеводородов исключает разрушение сформировавшихся химически сорбированных трибослоев.

Совокупность существенных признаков заявляемого объекта "способ" имеет отличия от прототипа и не следует явным образом из изученного уровня техники, что свидетельствует о его "новизне" и "изобретательском уровне".

Данный способ может найти широкое применение при эксплуатации и техническом обслуживании автомобильной и автотракторной техники различного назначения, что свидетельствует о его "промышленной применимости".

Способ осуществляется следующим образом.

В заливную горловину масляной системы двигателя внутреннего сгорания автомобиля или трактора перед заменой отработавшего моторного масла заливают очищающую присадку в количестве 5-15% от объема масла.

Затем осуществляют запуск двигателя внутреннего сгорания и его работу на холостом ходу в течение 5-15 минут, после чего двигатель выключают /останавливают/ и выполняют слив отработавшего масла.

В качестве очищающей присадки используют смесь углеводородов, содержащую 60-70 мас. % ароматических углеводородов, 10-20 мас.% циклоалканов и 10-20 мас.% алканов и имеющую следующий фракционный состав: Температура начала кипения, oC - 60-80 Температура отгона 10% жидкости, oC - 80-90
Температура отгона 40% жидкости, oC - 110-130
Температура отгона 70% жидкости, oC - 160-210
Температура отгона 90% жидкости, oC - 190-250
Температура конца кипения, oC - 210-260
Пример N 1. В заливную горловину масляной системы ДВС заливают очищающую присадку - фракцию газового конденсата с интервалом температур 70-220oC, в количестве 10% от объема отработавшего масла и дают ему поработать 10 минут в режиме холостого хода, после чего отработавшее масло с присадкой сливают.

Пример N 2. Способ осуществляют, как в примере N 1. В качестве очищающей присадки используют смесь /в количестве 5% от объема отработавшего масла/, содержащую 50% объемных сольвента каменноугольного, 40% объемных сольвента C-4 и 10% объемных сольвента C-2. Далее способ осуществляется, как в примере N 1.

Предлагаемая в данном способе очищающая присадка более экономична по сравнению с известными за счет более простого состава.


Формула изобретения

Способ очистки системы смазки двигателя внутреннего сгорания, предусматривающий добавление в отработавшее моторное масло перед его заменой очищающей присадки в количестве 5 - 15% от объема масла, запуск двигателя и его работу на холостом ходу в течение не более 10 мин, остановку двигателя и слив отработавшего масла, отличающийся тем, что в качестве очищающей присадки используют смесь углеводородов, содержащую 60 - 80 мас.% ароматических углеводородов, 10 - 20 мас.% циклоалканов и 10 - 20 мас.% алканов и имеющую следующий фракционный состав:
Температура начала кипения, °С - 60 - 80
Температура отгона 10% жидкости, °С - 80 - 90
Температура отгона 40% жидкости, °С - 110 - 130
Температура отгона 70% жидкости, °С - 160 - 210
Температура отгона 90% жидкости, °С - 190 - 250
Температура конца кипения, °С - 210 - 260



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к техническому обслуживанию двигателей внутреннего сгорания автомобилей различного назначения, в частности к очистке их от отложении

Изобретение относится к автомобильному транспорту и предназначено для защиты от коррозии кузова

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при техническом обслуживании и ремонте систем подачи топлива дизелей, позволяет увеличить срок службы распылителей форсунок и снизить расход топлива и выбросы дыма с отработавшими газами
Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано при создании двигателей внутреннего сгорания, турбомашин, ракетных, реактивных двигателей и т.п
Изобретение относится к области двигателестроения, в частности, к способам снижения износа деталей цилиндро-поршневой группы двигателя

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано для очистки их электрических машин

Изобретение относится к техническому обслуживанию бронетанкового вооружения и техники

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к средствам ремонта и технического обслуживания двигателей, и может быть использовано для безразборного удаления высокотемпературных отложений с форсунок

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к средствам ремонта и технического обслуживания дизелей
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к средствам ремонта и технического обслуживания двигателей

Изобретение относится к концентрату, предназначенному для мойки, обезжиривания и очистки металлов от прочносвязанных отложений, и может быть использовано для отмывки деталей двигателей внутреннего сгорания, компрессоров и вакуумных насосов различных аппаратов

Изобретение относится к очищающему составу, предназначенному для удаления смолистых, коксовых и иных отложений с металлических и полимерных поверхностей деталей, который может быть использован в двигателестроении, нефтегазодобывающих отраслях промышленности, а также при обслуживании и ремонте систем двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области химии, в частности к композициям моющих средств для очистки поверхностей различных материалов от маслянисто-грязевых отложений, например деталей цилиндропоршневой группы и картеров автомобильных, тепловозных и других двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для восстановления характеристик электромагнитных форсунок систем инжекции двигателей внутреннего сгорания, работающих на бензине

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способу и устройству для управления работой двигателя внутреннего сгорания, прежде всего транспортного средства
Изобретение относится к техническому обслуживанию ДВС автомобилей различного назначения, в частности к очистке их от нагара, образующегося вследствие неполного сгорания топлива, и может быть использовано для восстановления рабочих параметров двигателя
Наверх