Металлокерамический антифрикционный сплав

 

Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для изготовления пар трения, пар уплотнений и подшипников скольжения. Металлокерамический антифрикционный сплав на основе карбида вольфрама содержит кобальт, хром и медь при следующем соотношении компонентов, вес.%: карбид вольфрама зернистостью 0,28 - 0,8 мм 60 - 70; кобальт 0,5 - 5; хром 0,5 - 7; медь - остальное. Изобретение позволяет повысить антифрикционные свойства сплава и снизить его стоимость.

Изобретение относится к области металлокерамических антифрикционных сплавов, применяемых для изготовления пар трения, пар уплотнений и подшипников скольжения.

Известен металлокерамический антифрикционный сплав, который имеет следующий состав, вес%: Кобальт - 1,3 - 6,7 Медь - 40 - 45 Никель - 2,5 - 3,5 Алмаз - 9 - 11 Карбид вольфрама - Остальное Известен также металлокерамический антифрикционный сплав, который имеет следующий состав, вес%: Карбид вольфрама - 50-70 Никель - 5-10 Кобальт - 0,5-5
Хром - 0,5 - 5
Медь - Остальное
Известный сплав [2] за счет введения хрома обладает по сравнению с [1] повышенными антифрикционными свойствами. Однако при использовании для тяжело нагруженных пар трения, работающих в средах с повышенной абразивностью механических примесей, оба известных сплава характеризуются недостаточной износостойкостью.

Задачей изобретения является дальнейшее повышение антифрикционных свойств сплава.

Дополнительной задачей изобретения является снижение стоимости сплава.

Задача решается за счет использования сплава, который имеет следующий состав, вес.%:
Карбид вольфрама зернистостью 0,28-0,8 мм - 60-70
Кобальт - 0,5-5
Хром - 0,5-7
Медь - Остальное
Предложенный сплав получают путем прессования исходной шихты, состоящей из зерен литого карбида вольфрама зернистостью 0,28 - 0,8 мм и порошков кобальта, хрома и меди, взятых в указанном соотношении, и последующего спекания при температуре, при которой происходит образование жидкой фазы низкоплавких связующих.

За счет увеличения размера зерен карбида вольфрама и его общего количества в вес% заготовка, выполненная из предложенного сплава, имеет поверхность; на которой равномерно в виде точек выступают зерна карбида вольфрама.

Это обстоятельство является причиной повышения антифрикционных свойств сплавов.

Исследования, которые проводились при разработке сплава, показали возможность исключения из состава сплава никеля, являющегося дорогостоящим материалом. Получение же карбида вольфрама с заданной зернистостью не является предметом специального технологического процесса.

Последние два обстоятельства повлияли на снижение себестоимости сплава.

Пары трения, кольца которых изготовлены из предложенного металлокерамического антифрикционного сплава после испытаний в торцевых уплотнениях валов центробежных насосов на воде и нефти, при твердости сплава 67-69 кг/мм, показали следующие свойства: нагрузочная способность при скорости скольжения 30 м/с не более 25 кг/см2; коэффициент трения 0,03 - 0,05; интенсивность износа на нефти не более 0,03 мкм/ч; достигнутый ресурс работоспособности на нефти 10000 ч.


Формула изобретения

Металлокерамический антифрикционный сплав на основе карбида вольфрама, содержащий кобальт, хром и медь, отличающийся тем, что указанные компоненты содержатся при следующем соотношении, вес.%:
Карбид вольфрама зернистостью 0,28 - 0,8 мм - 60 - 70
Кобальт - 0,5 - 5
Хром - 0,5 - 7
Медь - Остальное



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к твердому композиту, который получают способом, спекания

Изобретение относится к производству алмазного и абразивного инструментов методами порошковой металлургии

Изобретение относится к материалам, предназначенным для наплавки деталей, работающих в коррозионной среде, содержащей серную, соляную и другие кислоты

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению твердых сплавов на основе карбида вольфрама

Изобретение относится к способам получения спеченных изделий из твердых сплавов, в которых используются порошки связующей фазы со сферическими неагломерированными частицами

Изобретение относится к цементированным карбидным телам, обработанным бором

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к спеченным твердым сплавам на основе карбида вольфрама
Изобретение относится к области порошковой металлургии и может быть использовано для изготовления пар трения, пар уплотнений и подшипников скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для холодной и горячей механической обработки различных материалов, преимущественно металлов и их сплавов, и может быть выполнено в виде различного типа резцов, сверл, фрез, фильер и т

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для холодной и горячей механической обработки различных материалов, преимущественно металлов и их сплавов, и может быть выполнено в виде различного типа резцов, сверл, фрез, бурового инструмента, фильер и т.п

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к изделиям из твердых сплавов, используемых при экстремальных циклических нагрузках и силах трения, создающих высокие температуры и приводящих к быстрой термомеханической усталости

Изобретение относится к области порошковой металлургии, преимущественно могут использоваться для получения электроконтактных материалов
Изобретение относится к обрабатывающей промышленности и преимущественно может использоваться при изготовлении алмазного правящего инструмента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в виде различного типа резцов, сверл, фрез, метчиков, бурового инструмента, фильер и т

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к инструментам для разрушения минеральных и искусственных материалов, и может быть использовано в рабочих органах добычных и проходческих комбайнов при добыче полезных ископаемых и образовании выработок в грунте, а также в рабочих органах строительно-дорожных машин при строительстве и ремонте дорог, аэродромов и других промышленных объектов
Наверх