Привод скребкового конвейера

 

Изобретение относится к транспортному оборудованию для горной промышленности, а именно к забойным приводам скребковых конвейеров. Привод скребкового конвейера содержит входной и базовый выходной модули, размещенные каждый в своем корпусе, в котором базовый выходной модуль выполнен на базе многорядной многопоточной планетарной передачи. Содержит плавающий центральный вал-шестерню с внешними зубьями, неподвижное многовенцовое центральное колесо с внутренними зубьями, ряды сателлитов по числу венцов многовенцового центрального колеса и выходной вал-водило. Корпус базового входного модуля снабжен двумя идентичными входными присоединительными фланцами, ось первого из которых соосна, а второго перпендикулярна центральному валу-шестерне. В базовом выходном модуле центральный вал-шестерня охвачен первым промежуточным полым валом, связанным посредством зубчатого кардана с центральным валом-шестерней и кинематически связанным конической парой с передаточным числом, равным единице, со вторым промежуточным полым валом, соосным оси второго входного присоединительного фланца. Входной модуль при этом выполнен в виде планетарной ступени, состоящей из входного вала с малым центральным колесом с внешними зубьями, сателлитов, неподвижного водила и выходного большого центрального колеса с внутренними зубьями, имеющего посадочное место и фиксатор для соединения его с посадочным местом первого или второго полого вала. Корпус входного модуля имеет присоединительный выходной фланец, идентичный входным присоединительным фланцам базового выходного модуля. Повышается его надежность на основе максимальной унификации деталей и узлов, упрощается обслуживание при эксплуатации и облегчается ремонт агрегатно-узловым методом. 1 з.п. ф-лы. 3 ил.

Изобретение относится к транспортному оборудованию для горнодобывающих отраслей промышленности, а именно к забойным приводам скребковых конвейеров, предназначенных для транспортирования горной массы в очистных забоях.

Известен привод скребкового конвейера, содержащий два приводных блока, расположенных на приводной головке конвейера (Скребковые конвейеры. /В.Н. Хорин, И.С.Солопий, В.П.Щенников и др. - М.: Недра, 1981. - С. 66, 67; рис. 5.2 (III, IV). В данном приводе первый приводной блок, располагаемый со стороны выработанного пространства, имеет продольное расположение электродвигателя, а второй приводной блок, располагаемый с забойной стороны, имеет поперечное расположение электродвигателя.

Такое расположение приводных блоков имеет преимущество по сравнению с симметричным, когда оба приводных блока располагаются продольно. Это обусловлено тем, что исключаются ручные работы для выемки ниши в лаве под приводной блок. Однако такое расположение приводных блоков требует наличия двух различных редукторов, что увеличивает номенклатуру деталей, усложняет ремонт и обслуживание привода.

Известен привод скребкового конвейера, который содержит два приводных блока с продольным и поперечным расположением по отношению к оси конвейера. Каждый из приводных блоков выполнен из входного и выходного модулей, размещенных в отдельных цельных корпусах. Выходные модули двух приводных блоков выполнены конструктивно идентично на базе двухрядной многопоточной планетарной передачи. Входной модуль первого приводного блока выполнен цилиндроконическим с первой цилиндрической ступенью с внутренним зацеплением. Входной модуль второго приводного блока выполнен на базе планетарной передачи, в которой венец неподвижного центрального колеса с внутренними зубьями установлен на упругой подвеске, выполненной в виде шпилек с упругими втулками, проходящими через отверстие венца и закрепленными в корпусе модуля равномерно по окружности колеса. (Патент РФ N 02115610, МПК 6 B 65 G 23/08, 20.07.98).

Данный привод выполнен с унифицированием деталей и узлов выходных модулей, что позволило повысить технологичность его изготовления и ремонта. Однако в данном приводе сложно осуществить кинематическое согласование входного модуля, имеющего планетарную передачу с входным модулем, выполненным на базе двухступенчатой рядовой передачи. Это, в свою очередь, может привести: к неодинаковой загрузке приводных двигателей; перегрузке некоторых из них, имеющих меньшую скорость вращения ротора; к образованию вредных замкнутых контуров мощностей между приводными двигателями.

Известен привод скребкового конвейера, который взят в качестве прототипа (Патент РФ N 2149813, МПК 6 B 65 G 23/08, Б.И. N 15, 2000 г. от 27.05.2000 г. ). Привод содержит два приводных блока, редукторы, которых выполнены из входного и выходного модулей, размещенных в своих цельных корпусах. Причем выходные модули выполнены конструктивно идентично на базе двухрядной многопоточной планетарной передачи, содержащей входной вал-шестерню с внешними зубьями, неподвижное двухвенцовое центральное колесо с внутренними зубьями, сателлиты и выходной вал-водило. При этом входной вал редуктора первого приводного блока перпендикулярен выходному и его входной модуль выполнен цилиндроконическим с первой цилиндрической ступенью с внутренним зацеплением, а входной вал редуктора второго приводного блока параллелен выходному. Входной модуль редуктора второго приводного блока выполнен двухступенчатым цилиндрическим с первой цилиндрической ступенью с внутренним зацеплением. При этом первая цилиндрическая ступень с внутренним зацеплением идентична первой ступени входного модуля редуктора первого приводного блока, а вторая цилиндрическая ступень с внешним зацеплением имеет такое же передаточное число, что и коническая ступень входного модуля редуктора первого приводного блока.

Хотя данный привод скребкового конвейера легко вписывается в механизированную крепь, обладает повышенной энергонасыщенностью и унификацией деталей и узлов по сравнению с известными приводами, однако и он имеет недостатки. В данном приводе не исчерпаны возможности по универсальности конструкции, унификации деталей и узлов и технологичности его обслуживания и ремонта, поскольку он имеет два различных по конструкции и исполнению входных модуля.

Задачей настоящего изобретения является повышение технологичности и качества изготовления привода, показателей его надежности на основе полной универсальности конструкции и максимальной унификации деталей и узлов, упрощение обслуживания при эксплуатации и облегчение ремонта агрегатно-узловым методом.

Поставленная задача достигается тем, что в приводе скребкового конвейера, содержащем входной и базовый выходной модули, размещенные каждый в своем корпусе, в котором базовый выходной модуль выполнен на базе многорядной, например двухрядной, многопоточной планетарной передачи, содержащей плавающий центральный вал-шестерню с внешними зубьями, неподвижное многовенцовое, например двухвенцовое, центральное колесо с внутренними зубьями, ряды по числу венцов многовенцового центрального колеса сателлитов и выходной вал-водило, корпус базового входного модуля снабжен двумя идентичными входными присоединительными фланцами, ось первого из которых соосна, а второго перпендикулярна центральному валу-шестерне.

Причем в базовом выходном модуле центральный вал-шестерня охвачен первым промежуточным полым валом, связанным посредством зубчатого кардана с центральным валом-шестерней и кинематически связанным посредством конической пары с передаточным числом, равным единице, со вторым промежуточным полым валом, соосным оси второго входного присоединительного фланца.

Входной модуль при этом выполнен в виде планетарной ступени, состоящей из входного вала с малым центральным колесом с внешними зубьями, сателлитов, неподвижного водила и выходного большого центрального колеса с внутренними зубьями, имеющего посадочное место для соединения его с посадочным местом первого или второго полого вала. Корпус входного модуля имеет присоединительный выходной фланец, идентичный входным присоединительным фланцам базового входного модуля. Кроме того, базовый выходной модуль снабжен сменной втулкой-вкладышем, установленной на посадочном месте полого вала, свободного от выходного большого центрального колеса входного модуля, и упором. Корпус базового модуля снабжен крышкой входного присоединительного фланца, свободного от присоединительного выходного фланца входного модуля.

Для облегчения обслуживания, регулировки и ремонта коническую пару выполняют из двух конических колес со сменными зубчатыми венцами, закрепленными на полых валах.

Корпус базового модуля также снабжают смотровыми крышками (для регулировки конической передачи), заливными, контрольными и сливными отверстиями.

Традиционно скребковый конвейер снабжают двумя приводными блоками, расположенными на приводной головке конвейера. С использованием заявленного привода в первом приводном блоке, расположенном со стороны выработанного пространства, входной модуль присоединяют ко второму входному фланцу базового выходного модуля, при этом привод будет иметь продольное расположение электродвигателя относительно конвейера. Во втором приводном блоке, расположенном с забойной стороны, входной модуль присоединяют к первому входному фланцу базового выходного модуля, и привод будет иметь поперечное расположение электродвигателя.

Если привод скребкового конвейера дополнительно содержит концевой приводной блок, то его выполняют аналогично первому приводному блоку или (и) второму приводному блоку. Таким образом, привод скребкового конвейера может быть выполнен 1-, 2-, 3- или 4-двигательным.

Сущность изобретения поясняется чертежами: на фиг. 1 представлена структурно-кинематическая схема привода с двумя головными приводами; на фиг. 2 и фиг. 3 - продольный разрез привода с соосным и поперечным присоединением входного модуля соответственно.

Привод скребкового конвейера состоит из входного модуля 1, соединенного посредством сцепной муфты 2 с электродвигателем 3, и базового выходного модуля 4.

Входной модуль привода содержит корпус 5 с выходным присоединительным фланцем 6. В корпусе 5 размещена планетарная ступень, состоящая из входного вала 7 с малым центральным колесом 8 с внешними зубьями, сателлитов 9, неподвижного относительно корпуса 5 водила 10 и выходного большого центрального колеса 11 с внутренними зубьями. Центральное колесо 11 имеет посадочное место 12.

Базовый выходной модуль 4 содержит корпус 13, в котором размещена, например, двухрядная многопоточная планетарная передача, содержащая центральный вал 14 с шестерней 15 с внешними зубьями, неподвижное многовенцовое (в данном случае двухвенцовое) центральное колесо 16 с внутренними зубьями, ряды (по числу венцов центрального колеса 16) сателлитов 17 по три в каждом ряду и выходной вал-водило 18. Кроме того, в базовом выходном модуле 4 концентрично центральному валу 14 расположен первый полый вал 19, который посредством зубчатого кардана 20 связан с центральным валом 14. Первый полый вал 19 также кинематически связан посредством конической зубчатой передачи 21 со вторым полым валом 22, ось которого перпендикулярна оси центрального вала 14. Коническая пара 21 может быть выполнена из двух сменных зубчатых венцов, которые закрепляются на полых валах 19 и 22. В корпусе 13 базового модуля 4 выполнены два идентичных присоединительному выходному фланцу 6 входного модуля 1 присоединительных фланца 23 с отверстиями 24 под крепежные элементы. Ось первого присоединительного фланца 23 соосна оси центрального 14 и первого полого 19 валов. Ось второго присоединительного фланца 23 соосна оси второго полого вала 22. На полых валах выполнены посадочные места для возможности установки выходного большого центрального колеса 11 с внутренними зубьями входного модуля 1.

Входной модуль 1 может присоединяться посредством выходного присоединительного фланца 6 к базовому выходному модулю 4 к его первому или ко второму присоединительному фланцу 23, исходя из заданного положения электродвигателя 3 относительно скребкового конвейера. В этом случае свободный присоединительный фланец 23 закрывают крышкой 25. Предварительно на посадочное место полого вала, свободного от выходного большего центрального колеса 11 входного модуля 1, устанавливают втулку-вкладыш 26, которую фиксируют ограничительным упором 27.

Для осмотра и осуществления регулировки конической передачи в корпусе 13 базового выходного модуля 4 выполняют отверстие со смотровой крышкой.

Привод скребкового конвейера работает следующим образом.

При установке на приводной головке скребкового конвейера по обеим его сторонам двух приводов в первом приводном блоке 28, расположенном со стороны выработанного пространства, входной модуль 1 присоединяют ко второму входному фланцу 23 базового выходного модуля 4, а во втором приводном блоке 29, расположенном с забойной стороны, входной модуль 1 присоединяют к первому входному фланцу 23 базового выходного модуля 4.

Посредством пускозащитных муфт 2 производят запуск электродвигателей 3.

В первом 28 и во втором 29 приводных блоках крутящий момент от электродвигателя 3 передается на вход вала 7 и малое центральное колесо 8 входного модуля 1, далее через сателлиты 9, оси которых расположены в неподвижном водиле 10, большому центральному колесу 11. Крутящий момент с большого центрального колеса 11 входного модуля передается на вход базового выходного модуля 4. При этом в первом приводном блоке 28 крутящий момент с большого центрального колеса 11 передается на второй полый вал 12 и далее посредством конической пары 21 с передаточным числом, равным единице, крутящий момент передается на первый полый вал 19. Во втором приводном блоке 29 крутящий момент с большого центрального колеса 11 непосредственно передается первому полому валу 19. С первого полого вала 19 крутящий момент в обоих приводных блоках 28 и 29 передается идентичным образом, а именно: посредством зубчатого кардана крутящий момент передается плавающему центральному валу 14 с шестерней 15. Далее посредством шестипоточной планетарной передачи с шестерни 15 через сателлиты 17, неподвижное двухвенцовое центральное колесо 16 и выходной вал-водило 18 крутящий момент передается на приводную звездочку 30 скребкового конвейера.

Максимальная унификация деталей и узлов заявленного привода на основе полной универсальности конструкции существенно упрощает его обслуживание как при эксплуатации, так и при его ремонте агрегатно-узловым методом.

Исключение вредных замкнутых контуров мощностей между приводными двигателями с идентичными механическими характеристиками приводит к пропорциональному росту энергонасыщенности и тяговой мощности в приводе.

Кроме того, заявляемая конструкция привода скребкового конвейера технологична в изготовлении и имеет повышенные показатели его надежности на основе максимальной унификации деталей и узлов.

Выполнение привода на основе только двух блоков заявленной конструкции позволяет потребителю осуществлять различные вышеописанные схемы подсоединения привода к скребковому конвейеру за счет его максимальной универсальности. Привод может найти широкое применение не только в горной промышленности, но также в других отраслях, где используется непрерывный транспорт на базе скребковых или ленточных конвейеров.

Формула изобретения

1. Привод скребкового конвейера, содержащий входной и базовый выходной модули, размещенные каждый в своем корпусе, причем базовый выходной модуль выполнен на базе многорядной многопоточной планетарной передачи, содержащей плавающий центральный вал-шестерню с внешними зубьями, неподвижное многовенцовое центральное колесо с внутренними зубьями, ряды сателлитов по числу венцов многовенцового центрального колеса и выходной вал-водило, отличающийся тем, что корпус базового выходного модуля снабжен двумя идентичными входными присоединительными фланцами, ось первого из которых соосна, а второго перпендикулярна центральному валу-шестерне, причем в базовом выходном модуле центральный вал-шестерня охвачен первым полым валом, связанным посредством зубчатого кардана с центральным валом-шестерней и кинематически связанным посредством конической пары с передаточным числом, равным единице, со вторым полым валом, соосным оси второго входного присоединительного фланца, при этом входной модуль выполнен в виде планетарной ступени, состоящей из входного вала с малым центральным колесом с внешними зубьями, сателлитов, неподвижного водила и выходного большого центрального колеса с внутренними зубьями, имеющего посадочное место и фиксатор для соединения его с посадочным местом первого или второго полого вала, а корпус входного модуля имеет присоединительный выходной фланец, идентичный входным присоединительным фланцам базового выходного модуля, кроме того, базовый выходной модуль снабжен сменной втулкой-вкладышем и ограничительным упором, установленными на посадочном месте полого вала, свободного от выходного большого центрального колеса входного модуля, а привод снабжен крышкой входного присоединительного фланца выходного базового модуля, свободного от присоединительного выходного фланца входного модуля.

2. Привод по п. 1, отличающийся тем, что коническая пара выполнена из двух сменных зубчатых венцов, закрепленных на полых валах.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному оборудованию для горной промышленности, а именно к забойным приводам скребковых конвейеров

Изобретение относится к транспортному оборудованию для горной промышленности, а именно к забойным приводам скребковых конвейеров

Изобретение относится к конвейеростроению, а именно к моторам-барабанам ленточных конвейеров

Изобретение относится к коквейеростроению и позволяет упростить монтажнодемонтажные работы и технологичность изготовления мотора-барабана

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к мотор-барабанам, используемым для привода ленточных конвейеров

Изобретение относится к конвейерному оборудованию, упрощает конструкцию и повышает надежность мотор - барабана

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для перемещения породы из рудника, в частности к непрерывным транспортерам и более конкретно к подвесным непрерывным транспортерам

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах управления блоком привода транспортера, например, транспортера для загрузки и выгрузки грузового отсека фюзеляжа воздушного судна

Изобретение относится к конвейеростроению, а именно к ленточно-канатным конвейерам для транспортирования кусковых и сыпучих грузов, и может быть использовано в качестве магистрального ленточного конвейера с увеличенной протяженностью трассы транспортирования
Наверх