Способ обучения

 

Способ предназначен для обучения с использованием демонстрационных средств и позволяет повысить эффективность запоминания. При выполнении учащимися письменных самостоятельных работ текст размещают только на части площади листа, оставляя свободное место рядом с написанным текстом. Свободная площадь затем используется для вынесения элементов написанного текста, в которых была допущена ошибка. Правильно записанный элемент очерчивается рамкой красного цвета. Расположение исправленных элементов в непосредственной близости к исправляемому тексту позволяет учащимся наиболее эффективно усвоить изучаемый материал. 7 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к легкой промышленности, к приемам и демонстрационным средствам, используемым при обучении.

Известен способ обучения, предусматривающий использование демонстрационных средств в виде движущихся элементов (патент РФ N 2110846, G 01 В 7/02, 1998) /1/.

Однако возможности демонстрационных средств, используемых в данном известном способе, ограничены лишь изучением предлогов.

Известен способ обучения, включающий использование демонстрационных средств с текстом и элементами текста, вынесенными из него и оконтуренными рамкой красного цвета (М.Т. Баранов и др. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М. , Просвещение, 1999, с. 143) /2/ - прототип.

Однако в демонстрационных средствах, используемых в данном известном способе, вынесенные элементы содержат информацию, подлежащую пассивному запоминанию. Эффективность такого запоминания, основанного на зубрежке, невелика. Демонстрационные средства, используемые в настоящем известном способе, не мобилизуют необходимость размышлять, думать, рассуждать, они требуют лишь запоминания.

Техническим результатом, достигаемым при реализации настоящего изобретения, является повышение эффективности запоминания за счет его активизации элементами используемых демонстрационных средств.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе обучения, включающем использование демонстрационных средств с текстом и элементами текста, вынесенными из него и оконтуренными рамкой красного цвета, отличительной особенностью является то, что демонстрационные средства формируют в процессе выполнения или проверки правильности выполнения самостоятельных письменных работ обучаемые, обучающий или обучающий совместно с обучаемыми, при этом в оконтуренные рамки вносят те элементы текста, в которых была допущена ошибка при его формировании или в которых обычно допускают ошибки обучаемые, а текст формируют с оставлением свободной площади для выносимых элементов.

Ошибки в тексте могут выявлять во время проведения занятия сами обучаемые, обучающий или присутствующий на занятии ассистент обучающего.

Рекомендуется, чтобы при проверке правильности выполнения обучаемыми самостоятельных работ обучающий или его ассистент не исправляли ошибку и не указывали непосредственно на нее, а лишь отмечали строку или абзац с допущенной ошибкой, а исправление ошибок и вынесение элементов выполняли сами обучаемые на этом же занятии.

Целесообразно, чтобы в вынесенных элементах исправленные ошибки были изображены в красном цвете.

Текстом может быть письменная речь, и/или чертеж, и/или таблица, и/или математическое выражение, и/или химическая формула.

Рекомендуется, чтобы текст формировался на части имеющейся площади с оставлением свободной площади для выносимых элементов текста справа, слева, сверху или снизу от него.

Свободная площадь для выносимых элементов текста должна составлять 25-50% от имеющейся площади.

Для выполнения самостоятельных работ обучаемые могут быть снабжены демонстрационными средствами, в которых допущены ошибки, правильность формирования таких демонстрационных средств проверяют обучаемые и формируют выносимые элементы с исправлениями, выполненными в красном цвете.

Собственными многолетними наблюдениями установлено, что активное исправление учащимися допущенных ошибок, выполняемое вслед за выполнением самостоятельных работ, активизирует процесс запоминания за счет максимально сжатого интервала времени между моментом, когда была допущена ошибка, и моментом ее исправления самим учащимся. Приемы и демонстрационные средства, используемые согласно настоящему изобретению, способствуют эффективному и прочному запоминанию за счет того, что во время занятия мышление ученика находится в активном состоянии и исключается непрочное механическое запоминание.

На фиг. 1 представлены варианты демонстрационных средств.

На фиг. 2 представлено демонстрационное средство, подлежащее исправлению обучаемыми.

На фиг. 3 представлено демонстрационное средство, сформированное обучаемыми после исправления ими ошибок, допущенных в демонстрационном средстве, представленном на фиг. 2.

На фиг. 4 представлено демонстрационное средство, подлежащее исправлению обучаемыми.

На фиг. 5 представлено демонстрационное средство, сформированное обучаемыми после исправления ими ошибок, допущенных в демонстрационном средстве, представленном на фиг. 4.

При формировании нового демонстрационного средства обучаемому предоставляется, например, лист бумаги, на котором заранее отведено поле 1 для размещения текста 2 и поле 3, на котором обучаемый размещает вынесенные элементы 4 текста (см. фиг. 1).

Ниже приведены примеры, иллюстрирующие изобретение.

Пример 1. При написании диктантов учащиеся оставляли слева от текста широкую свободную полосу (около 30% площади листа), то есть писали весь текст диктанта, отступя слева по 15 клеток. На каждом занятии присутствовал ассистент. Выполненные самостоятельные работы ученики сдавали ему для проверки. При проверке ассистент не исправлял допущенные учениками ошибки, а лишь отмечал пишущим средством красного цвета ту строку или тот абзац, в которых была допущена ошибка. Получив проверенную тетрадь на этом же занятии, ученики самостоятельно находили ошибку, исправляли ее пишущим средством красного цвета и формировали на свободной площади листа выносной элемент, в котором исправленные детали изображали в красном цвете, а сам элемент обрамляли рамкой красного цвета. Демонстрационное средство, сформированное в результате выполнения исправлений, в котором исправленные ошибки в выносных элементах размещены рядом с текстом, где они были допущены, создает компактный, легко и надежно запоминающийся зрительный образ. Использование описанных приемов существенно повысило усвоение учащимися материала, изучаемого на занятии.

Пример 2. Учащимся раздали индивидуальные демонстрационные средства, изображенные на фиг. 2. После исправления ошибок, допущенных в демонстрационном средстве, оно приняло вид, представленный на фиг. 3. Практика показала эффективность данного приема: активный поиск учащимися допущенной ошибки и ее исправление с формированием нового, исправленного демонстрационного средства, в котором подлежащие запоминанию элементы выделены красным цветом, длительно сохраняли в памяти учащихся зрительный образ правильно выполненной работы. Надежному запоминанию материала способствовала и компактность расположения исправляемого текста и выделенных из него вынесенных элементов. Многочисленными сопоставлениями показано, что в тех случаях, когда исправление ошибок проводится оторвано от расположения исправляемого текста, эффективность запоминания резко снижается.

Пример 3. Учитель изобразил на аудиторной доске демонстрационное средство, представленное на фиг. 4, заняв им 2/3 площади аудиторной доски слева и предоставив вызванному к доске ученику возможность исправить ошибки, сознательно допущенные учителем при формировании демонстрационного средства. После исправления учеником новое демонстрационное средство выглядело так, как оно представлено на фиг. 5. Сознательно допущенные учителем ошибки были перечеркнуты учеником, пишущим средством красного цвета. Исправления были также выполнены пишущим средством красного цвета и оконтурены рамкой красного цвета. Ученикам понравился предложенный учителем прием, и они просили его прибегать к нему в дальнейшем. Все ученики в обучаемой группе надежно запомнили информацию, содержащуюся в исправленном ими демонстрационном средстве.

Таким образом, способ согласно изобретению обеспечивает эффективное усвоение учебной информации.

Формула изобретения

1. Способ обучения, включающий использование демонстрационных средств с текстом и элементами текста, вынесенными из него и оконтуренными рамкой красного цвета, отличающийся тем, что демонстрационные средства формируют в процессе выполнения или проверки правильности выполнения самостоятельных письменных работ обучаемые, обучающий или обучающий совместно с обучаемыми, при этом в оконтуренные рамки выносят те элементы текста, в которых была допущена ошибка при его формировании или в которых обычно допускают ошибки обучаемые, а текст формируют с оставлением свободной площади для выносимых элементов.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что ошибки в тексте выявляют во время проведения занятия сами обучаемые, обучающий или присутствующий на занятии ассистент обучающего.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что при проверке правильности выполнения обучаемыми самостоятельных работ обучающий или его ассистент отмечает строку или абзац с допущенной ошибкой, а исправление ошибок и вынесение элементов выполняют на этом же занятии сами обучаемые.

4. Способ по любому из пп.1 - 3, отличающийся тем, что в вынесенных элементах исправленные ошибки изображают в красном цвете.

5. Способ по любому из пп.1 - 4, отличающийся тем, что текстом является письменная речь, и/или чертеж, и/или таблица, и/или математическое выражение, и/или химическая формула.

6. Способ по любому из пп.1 - 5, отличающийся тем, что текст формируется на части имеющейся площади с оставлением свободной площади для выносимых элементов текста справа, слева, сверху или снизу от него.

7. Способ по любому из пп.1 - 6, отличающийся тем, что свободная площадь для выносимых элементов текста составляет 25 - 50% от имеющейся площади.

8. Способ по любому из пп.1 - 7, отличающийся тем, что для выполнения самостоятельных работ обучаемых снабжают демонстрационными средствами, в которых допущены ошибки, правильность формирования демонстрационных средств проверяют обучаемые и формируют выносные элементы с исправлениями, выполненными в красном цвете.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): Зотова Татьяна Владимировна

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие Ликбез"

Договор № РД0011935 зарегистрирован 11.09.2006

Извещение опубликовано: 20.10.2006        БИ: 29/2006

* ИЛ - исключительная лицензия        НИЛ - неисключительная лицензия

MM4A Досрочное прекращение действия патента из-за неуплаты в установленный срок пошлины заподдержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 16.08.2010

Дата публикации: 10.12.2011




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к легкой промышленности и касается приемов и средств обучения

Изобретение относится к легкой промышленности и касается приемов по обучению языкам с использованием демонстрационных средств

Изобретение относится к области педагогики, в частности области преподавания русского и других языков

Изобретение относится к средствам обучения и контроля знаний

Изобретение относится к средствам накопления информации

Изобретение относится к легкой промышленности, к приемам обучения с использованием демонстрационных средств

Изобретение относится к легкой промышленности и касается приемов и средств обучения

Изобретение относится к легкой промышленности и касается приемов по обучению языкам с использованием демонстрационных средств
Изобретение относится к средствам развития способностей человека к восприятию информации ускоренным образом, в частности в субсенсорном диапазоне

Изобретение относится к обучающей технике, в частности к методическим средствам развития образного мышления, и может быть использовано для увеличения скорости чтения
Изобретение относится к обучающей технике, в частности - к системам развития навыков сверхбыстрого чтения, супербыстрого восприятия различной информации, развития способностей активизации интуиции и сверхчувственного восприятия, что может быть использовано при создании методических и педагогических центров обучения ауровидению

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в высших учебных заведениях, а также иных образовательных учреждениях
Наверх