Многофункциональный самолет

 

Изобретение относится к авиастроению. Самолет содержит канал информационного и канал телевизионного обмена сигналами, планер, силовую установку и средства механизации, общесамолетное оборудование, систему индикации и органов управления, комплект средств поражения и пассивного противодействия, систему контроля и регистрации параметров, систему межсамолетной связи, систему связи с пунктами управления, радиолокационную прицельную систему, пилотажно-навигационную систему, тепловизионную прицельную систему, лазерную оптическую прицельную систему, систему средств противодействия, систему управления средствами поражения и пассивного противодействия, телекомандную систему наведения, спутниковую систему навигации и наведения, дисплейный процессор, устройство репрограммируемой памяти, устройство преобразования телевизионных сигналов, n многофункциональных индикаторов, цифровой вычислитель. Последний включает в себя вычислительно-логические модули оперативного планирования полетного задания, принятия решений при отказах оборудования, комплексного целераспределения и целеуказания, оперативного выбора и применения средств поражения и противодействия, ввода-вывода-управления информационным обменом. Самолет характеризуется расширенными функциональными возможностями и повышенной эффективностью его применения. 1 ил.

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к самолетам тактической авиации, обеспечивающим обнаружение и поражение воздушных, надводных и наземных целей.

В наиболее близком аналоге, приведенном в книге (Фомин А.В. "Су-27. История истребителя", Москва, "РА Интервестник", 1999, стр. 208-251) [1], представлен многофункциональный самолет, содержащий планер, силовую установку и средства механизации; общесамолетное оборудование, систему индикации и органов управления, комплект средств поражения и пассивного противодействия, обзорно-прицельные средства (радиолокационную прицельную систему, тепловизионную прицельную систему, лазерную оптическую прицельную систему), систему контроля и регистрации параметров, систему межсамолетной связи, систему связи с пунктами управления, пилотажно-навигационную систему, систему средств противодействия, систему управления средствами поражения и пассивного противодействия, обеспечивающие навигацию, пилотирование в ручном и автоматическом режимах управления, встроенный контроль систем, межсамолетную навигацию и обмен тактической информацией в группе, наведение от командных пунктов управления, радиолокационный обзор окружающего пространства и земной поверхности, локацию воздушного пространства в инфракрасном спектре излучения, обнаружение и сопровождение наземных и воздушных целей, постановку активных радиолокационных помех, применение некорректируемых средств поражения и средств поражения с пассивными тепловыми, пассивными и активными радиолокационными головками самонаведения по наземным, воздушным и надводным целям, применение средств пассивного противодействия.

Недостатками ближайшего аналога являются: - ограниченное боевое применение самолета по наземным целям из-за невозможности применения средств поражения с телекомандной системой наведения; - отсутствие канала точного пассивного целеуказания по запрограммированным наземным целям; - практическая невозможность перепланирования полетного задания в полете при изменившейся оперативной обстановке, - существенная рабочая нагрузка и утомляемость членов экипажа при работе со специализированными, разнесенными по информационно-управляющему полю кабины, индикаторами, пультами, органами управления; - наличие неоднозначных восприятий и возможность принятия ложных решений членами экипажа при отказах оборудования, выборе приоритетных целей и обзорно-прицельных средств их сопровождения, применения средств поражения и противодействия в быстро изменяющейся боевой обстановке.

Задачей изобретения является расширение функциональных возможностей многофункционального самолета и, как следствие этого, повышение эффективности его применения.

Достигается указанный результат тем, что многофункциональный самолет, содержащий взаимосоединенные входами-выходами по каналу информационного обмена систем планер, силовую установку и средства механизации, общесамолетное оборудование, систему индикации и органов управления, комплект средств поражения и пассивного противодействия, систему контроля и регистрации параметров, систему межсамолетной связи, систему связи с пунктами управления, радиолокационную прицельную систему, пилотажно-навигационную систему, систему средств противодействия, тепловизионную прицельную систему, лазерную оптическую прицельную систему, систему управления средствами поражения и пассивного противодействия, дополнительно снабжен подключенными входами-выходами к каналу информационного обмена систем, телекомандной системой наведения, спутниковой системой навигации и наведения, дисплейным процессором, устройством репрограммируемой памяти, устройством преобразования телевизионных сигналов, первым многофункциональным индикатором, ..., n-ым многофункциональным индикатором, специализированным цифровым вычислителем, включающим взаимосоединенные по каналу внутреннего информационного обмена вычислителя вычислительно-логические модули оперативного планирования полетного задания, принятия решений при отказах оборудования, комплексного целераспределения и целеуказания, оперативного выбора и применения средств поражения и противодействия, ввода-вывода-управления информационным обменом, второй вход-выход которого является входом-выходом специализированного цифрового вычислителя; каналом обмена телевизионными сигналами, к которому подключены телевизионный вход и телевизионный выход телекомандной системы наведения, телевизионный вход устройства преобразования телевизионных сигналов, цифровой телевизионный выход которого подключен к цифровым телевизионным входам первого многофункционального индикатора,..., n-ого многофункционального индикатора, а выход телекомандной системы наведения по управляющему сигналу командной радиолинии подключен к входу по управляющему сигналу командной радиолинии комплекта средств поражения и пассивного противодействия, снабженного дополнительно телевизионным выходом, подключенным к каналу обмена телевизионными сигналами, причем радиолокационная прицельная система, тепловизионная прицельная система, лазерная оптическая прицельная система дополнительно снабжены телевизионными выходами, подключенным к каналу обмена телевизионными сигналами, а система контроля и регистрации параметров дополнительно снабжена телевизионными входом, подключенным к каналу обмена телевизионными сигналами.

На чертеже представлена блок-схема многофункционального самолета, где: 1 - планер, силовая установка и средства механизации ПСУСМ, 2 - общесамолетное оборудование ОСО, 3 - система индикации и органов управления СИОУ, 4 - комплект средств поражения и пассивного противодействия КСПП,
5 - система контроля и регистрации параметров СКРП,
6 - система межсамолетной связи CMC,
7 - система связи с пунктами управления ССПУ,
8 - телекомандная система наведения ТКСН,
9 - радиолокационная прицельная система РПС,
10 - спутниковая система навигации и наведения ССНН,
11 - пилотажно-навигационная система ПНС,
12 - система средств противодействия ССП,
13 - тепловизионная прицельная система ТВПС,
14 - дисплейный процессор ДПР,
15 - устройство репрограммируемой памяти УРП,
16 - система управления средствами поражения и пассивного противодействия СУСП,
17 - лазерная оптическая прицельная система ЛОПС,
18 - первый многофункциональный индикатор МФИ,
19 - n-ый многофункциональный индикатор МФИ,
20 - устройство преобразования телевизионных сигналов УПТС,
21 - специализированный цифровой вычислитель СЦВ,
22 - канал информационного обмена систем КИОС,
23 - канал внутреннего информационного обмена вычислителя КВИО,
24 - канал обмена телевизионными сигналами КОТС,
25 - вычислительно-логический модуль "оперативное планирование полетного задания" ОППЗ,
26 - вычислительно-логический модуль "принятие решений при отказах" ПРПО,
27 - вычислительно-логический модуль "ввод - вывод - управление информационным обменом" ВВУО,
28 - вычислительно-логический модуль "комплексное целераспределение и целеуказание" КЦРУ,
29 - вычислительно-логический модуль "оперативный выбор и применение средств поражения и противодействия" ОВПС.

На чертеже двойной линией со стрелкой обозначена связь по управляющему сигналу командной радиолинии между ТКСН 8 и КСПП 4.

Информационная взаимосвязь всех систем и бортового оборудования осуществляется по КИОС 22 (на чертеже обозначено тонкой сплошной линией без стрелок).

Обмен телевизионными сигналами обозначен на чертеже тонкой штрихпунктирной линией со стрелками, обозначающими входы, и без стрелок, обозначающими выходы.

В составе самолета "n" (первый - n-й) многофункциональных индикаторов, из них на чертеже обоначены первый - МФИ 18 и n-й - МФИ 19. Количество "n" определяется, например, числом членов экипажа и расположением кабин.

Информационный обмен между входами-выходами вычислительно-логических модулей (ВЛМ) СЦВ 21 по КВИО 23 обозначен на чертеже тонкой сплошной линией без стрелок. ПСУСМ 1, ОСО 2, СИОУ 3 (см. [1], стр. 208-237) обеспечивают все режимы пилотируемого экипажем по приборам полета при ручном управлении - запуск, разбег, взлет, выполнение пилотажных фигур, визуальная посадка.

КСПП 4 (см. [1], стр. 241-251) содержит стрелково-пушечное вооружение, управляемое ракетное оружие класса "воздух- воздух", управляемое ракетное оружие класса "воздух-поверхность", корректируемое бомбардировочное вооружение, неуправляемое бомбардировочное вооружение, средства пассивного противодействия - ложные тепловые цели и дипольные отражатели радиолокационного излучения. КСПП 4 дополнительно снабжен телевизионным выходом.

С телевизионного выхода КСПП 4 кадры телевизионных изображений (в виде телевизионного сигнала) от средств поражения с телевизионными головками самонаведения через КОТС 24 поступают на телевизионный вход СКРП 5 для записи, и на телевизионный вход УПТС 20 для последующего отображения.

СКРП 5 (см [1], стр. 241; 242) по КИОС 22 обеспечивает режим встроенного контроля и прием параметров всех бортовых систем, осуществляет запись в текущем времени результатов контроля и измеряемых параметров систем на соответствующие информационные носители, результаты контроля по КИОС 22 выдаются также в СИОУ 3 для сигнализации экипажу, записанные параметры анализируются на наземных устройствах после полета. СКРП 5 дополнительно снабжена телевизионным входом. Телевизионные сигналы, поступающие в СКРП 5 по телевизионному входу через КОТС 24 от систем с телевизионным выходом также записываются на соответствующие носители хранения видеокадров для последующего просмотра зафиксированных телевизионных кадров на наземных устройствах после выполнения полета.

СМС 6 (см. [1], стр. 241) обеспечивает обмен навигационной и тактической информацией между самолетами при выполнении группового полета.

ССПУ7 (см. [1], стр. 240) обеспечивает взаимосвязь с наземными и воздушными пунктами командного управления и наведения на заданные цели и ориентиры.

РПС 9 (см. [1] , стр. 238) обеспечивает обнаружение и сопровождение воздушных и наземных целей, видимых в радиолокационном спектре излучения, в том числе излучающих радиолокационные сигналы, формирует параметры целеуказания и по КИОС 22 выдает их во взаимодействующие системы для индикации и применения средств поражения. РПС 9 дополнительно снабжена телевизионным выходом. Локационные кадры, преобразованные в РПС 9 в телевизионный сигнал, с телевизионного выхода РПС 9 через КОТС 24 передаются на телевизионный вход СКРП 5 для регистрации и на телевизионный вход УПТС 20 для последующей индикации.

ТВПС 13 (см. [1], стр. 238; 239) обеспечивает обнаружение и сопровождение воздушных целей в инфракрасном диапазоне излучения, формирует параметры целеуказания, которые по КИОС 22 выдаются во взаимодействующие системы для индикации и применения средств поражения. ТВПС 13 дополнительно снабжена телевизионным выходом. Кадры обзора пространства преобразуются в телевизионный сигнал, который с телевизионного выхода ТВПС 13 через КОТС 24 поступает на телевизионный вход СКРП 5 для записи и на телевизионный вход УПТС 20 для последующей индикации.

ПНС 11 (см. [1] , стр. 240; 241) обеспечивает формирование параметров движения самолета относительно заданных на земной поверхности промежуточных пунктов маршрута (координаты местоположения, составляющие путевой и воздушной скорости движения), углы атаки и скольжения, составляющие угловых скоростей движения самолета, составляющие перегрузок (ускорений) в осях самолета и параметры заданных сигналов управления, которые через КИОС 22 поступают во все взаимодействующие системы.

ССП 12 (см. [1], стр. 241) обеспечивает фиксацию обнаружения самолета радиолокационными (наземными и воздушными) станциями противника, пеленгацию радиоизлучающих и тепловых целей, формирование активного радиолокационного излучения постановки помех радиолокационным станциям противника, формирование команд на подготовку и пуск средств пассивного противодействия; обмен параметрами ССП 12 с взаимодействующими системами осуществляется через КИОС 22.

СУСП 16 (см. [1], стр. 239) предназначена для выдачи команд на подготовку и пуск средств поражения и пассивного противодействия из состава КСПП 4 по заданным априорно циклограммам подготовки и пуска, поступающим с входа-выхода СУСП 16 через КИОС 22 во взаимодействующие системы и КСПП 4, прием ответных сигналов из КСПП 4 о ходе подготовки, готовности к пуску, фактах пуска.

ЛОПС 17 (см. [1] , стр. 238) обеспечивает обнаружение и сопровождение наземных тепловых целей (или визуально видимых экипажем), подсвет обнаруженных целей лазерным излучением, формирование параметров целеуказания средствам поражения с полуактивными лазерными и пассивными тепловыми головками самонаведения, которые с входа-выхода ЛОПС 17 через КИОС 22 поступают во все взаимодействующие системы. ЛОПС 17 дополнительно снабжена телевизионным выходом.

Локационные кадры изображений, преобразованные в ЛОПС 17 в телевизионный сигнал с телевизионного выхода ЛОПС 17 через КОТС 24 поступают на телевизионный вход УПТС 20 для последующей индикации и на телевизионный вход СКРП 5 для записи.

Во взаимодействии ПСУСМ 1, ОСО 2, СИОУ 3, ПНС 11 осуществляются навигация, управление и пилотирование с регистрацией данных на СКРП 5. Во взаимодействии ПСУСМ 1 с ОСО 2, СИОУ 3, КСПП 4, СКРП 5, РПС 9, ТВПС 13, ЛОПС 17, ССП 12, СУСП 16, ПНС 11 осуществляются наведение на цели и применение средств поражения, пассивного и активного противодействия с регистрацией данных на СКРП 5. Во взаимодействии ПСУСМ 1, ОСО 2, СИОУ 3, ПНС 11, CMC 6 осуществляется групповое вождение с регистрацией параметров на СКРП 5. Во взаимодействии ПСУСМ 1, ОСО 2, СИОУ 3, ПНС 11, ССПУ 7 осуществляется наведение от пунктов командного управления.

Дополнительно введенная ТКСН 8 предназначена для применения средств поражения (из состава КСПП 4) с телевизионными головками наведения по заданным наземным или надводным целям. С телевизионного выхода КСПП 4 телевизионный сигнал от средства поражения с телевизионной головкой самонаведения через КОТС 24 поступает на телевизионный вход ТКСН 8, с телевизионного выхода которого через КОТС 24 поступает на вход УПТС 20 для индикации на одном из многофункциональных индикаторов, с помощью органов управления в СИОУ 3 оператор (один из членов экипажа) формирует управляющий сигнал, который с входа-выхода СИОУ 3 поступает на вход-выход ТКСН 8, который с выхода по командной радиолинии (двойная линия со стрелкой на чертеже) поступает на вход соответствующего средства поражения в составе КСПП 4; управление по командной радиолинии осуществляется до вывода средства поражения на заданную цель.

С телевизионных выходов ТКСН 8, РПС 9, ТВПС 13, ЛОПС 17 телевизионные сигналы через КОТС 24 поступают на телевизионный вход дополнительно введенного УПТС 20, осуществляющего приведение всех сигналов к единому времени, нормированию этих сигналов по уровням напряжений и их аналого-цифровое преобразование к форме единого цифрового телевизионного сигнала, который с цифрового телевизионного выхода УПТС 20 поступает на цифровые телевизионные входы МФИ 18, МФИ 19. Управление выдачей цифрового телевизионного сигнала с УПТС 20 осуществляется по командам ДПР 14, поступающим с его входа-выхода через КИОС 22 на вход-выход УПТС 20.

Дополнительно введенное УРП 15 является блоком долговременной репрограммируемой памяти, подготовленным на наземном пункте планирования и подготовки полетных заданий и затем устанавливаемым на борт самолета; занесенная в УРП 15 база данных содержит априорную информацию для всех бортовых систем: параметры аэродромов, промежуточных пунктов маршрута, баллистические характеристики и применяемое оружие, характеристики типовых целей, координаты заданных целей и точек предварительного целеуказания, юстировочные характеристики пилотажно-навигационных и обзорно-прицельных средств, характеристики ограничений и величины параметров движения и режимов самолета и применяемых средств поражения и противодействия. По командам запросов от взаимодействующих систем, поступающим через КИОС 22 на вход-выход УРП 15, запрашиваемые данные с входа-выхода УРПП 15 через КИОС 22 распределяются по назначению.

Данные в УРП 15, выполненном на стандартных элементах долговременной репрограммируемой памяти, могут обновляться перед каждым полетом и храниться с сохранением занесенной информации в течение нескольких лет эксплуатации и хранения.

Дополнительно введенная бортовая ССНН 10 (см. книгу под редакцией Харисова В.Н. и др. "Глобальная спутниковая радионавигационная система", Москва, ИПРЖР, 1998, стр. 264-278) [2], на основе радиосигналов от навигационных спутников формирует точные значения координат местоположения самолета и составляющих путевой скорости его движения, которые с входа-выхода ССНН 10 через КИОС 22 поступают во взаимодействующие системы. Как наиболее точный бортовой датчик координат относительно заданных на земной поверхности неподвижных целей ССНН 10 обеспечивает возможность автономного (без включения активных обзорно-прицельных средств) применения средств поражения по запрограммированным и оперативно заданным экипажем целей.

ДПР 14 является стандартным цифровым вычислителем (см. книгу Преснухина Л.Н., Нестерова П.В. "Цифровые вычислительные машины", Москва, Высшая школа, 1981, стр. 30-33) [3] с быстродействующим оперативно-запоминающим устрoйством, позволяющим практически в текущем времени формировать мнемокадры информационных изображений, которые с входа-выхода ДПР 14 через КИОС 22 поступают на входы-выходы МФИ 18, МФИ 19. На вход-выход ДПР 14 все необходимые данные для формирования мнемокадров информационных изображений поступают от взаимодействующих систем через КИОС 22; управляющие сигналы с входа-выхода ДПР 14 через КИОС 22 поступают также на вход-выход ПТС 20 для управления формированием кадров телевизионных изображений, синхронизированных с мнемокадрами информационных изображений.

МФИ 18, МФИ 19 являются цветными многофункциональными индикаторами (см. [1] стр. 235-238), принимающими по входам-выходам сигналы мнемокадров информационных изображений с входа-выхода ДПР 14 через КИОС 22 и на цифровые телевизионные входы цифровой телевизионный сигнал кадров телевизионных изображений через КОТС 24 с цифрового телевизионного выхода УПТС 20.

В МФИ 18, ФМИ 19 осуществляется синхронное смешивание кадров телевизионных и информационных изображений; смешанные кадры с высокими качеством изображения, разрешающей способностью и информационной насыщенностью отображаются на экранах.

Кнопочное обрамление МФИ 18, ФМИ 19 обеспечивает назначение их работы в режимах виртуального многофункционального пульта управления, виртуального индикатора на лобовом стекле, индикатора тактической обстановки, индикаторов и пультов управления обзорно-прицельных и пилотажно-навигационных средств и др., что позволяет эффективно сосредоточить на первом, ..., n-м многофункциональных индикаторах разнообразную информацию, однозначно воспринимаемую членами экипажа, что обеспечивает качественное управление самолетом и оборудованием, снижение рабочей нагрузки и утомляемости членов экипажа.

СЦВ 21 (см. [3], стр. 6, стр. 77) по решаемым в его вычислительно-логических модулях задачам является "электронным" помощником членов экипажа. СЦВ 21 содержит взаимосоединенные по КВИО 23 вычислительно-логические модули (ВЛМ) ОППЗ 25, ПРПО 26, КЦРУ 28, ОВСП 29, ВВУО 27, второй вход-выход которого через вход-выход ВВУ 21 подключен к КИОС 22, по которому поступает информация от всех взаимодействующих систем. ВЛМ ВВУ 21 реализованы по стандартной вычислительной схеме, на стандартных вычислительных элементах (см. [3], стр. 30-33), обеспечивающих прием, обработку и выдачу информации практически в реальном времени.

В процессе полета на заданную цель, например, с наземного пункта управления поступает команда с переназначением цели (новые координаты цели). Один из членов экипажа, например, штурман, назначает один из многофункциональных индикаторов, например, МФИ 19, в режиме планирования полетного задания, тогда экран и клавишное обрамление МФИ 19, ДПР 14, УРП 15, ВЛМ ВВУ 21 - ВВУО 27 и ОППЗ 25 структурно образуют персональный компьютер для оперативного планирования полетного задания. В ОППЗ 25 заложен алгоритм формирования полетного задания:
- по данным новой цели, идентифицированными с данными в УРП 15, назначаются средства поражения из состава КСПП 4 и порядок их применения;
- формируется оптимальная, например, по минимуму расхода горючего, траектория полета с возможным назначением промежуточных пунктов маршрута;
- по данным цели назначается ведущее обзорно-прицельное средство - РПС 9 или ТВПС 13 или ЛОПС 17 или ССНН 10 или комплекс этих средств. С входа-выхода ВЛМ ОППЗ 25 через КВИО 23, первый вход-выход ВВУО 27, ВВУО 27, второй вход-выход ВВУО 27, КИОС 22 новые параметры полетного задания записываются в УРП 15 через его вход-выход или передаются непосредственно во взаимодействующие системы для дальнейшего осуществления полета по новому полетному заданию. Таким образом обеспечивается техническая возможность оперативного планирования полетного задания.

Сигналы результатов встроенного и эхо-контроля всего оборудования самолета по КИОС 22, через ВВУО 27, КВИО 23 поступают в ВЛМ ПРПО 26, в котором заложен алгоритм экспертной таблицы "Отказ" - "Рекомендуемое решение".

Например:
"Отказ ССП 12" - "Продолжать полет без применения ССП";
"Отказ ПНС 11" - "Полет на заданную цель прекратить, возврат по курсовому указателю";
"Отказ РПС 9" - "Продолжать полет с целеуказанием от ТВПС или ЛОПС".

Рекомендуемое решение высвечивается на одном из многофункциональных индикаторов, переведенных в режим виртуального многофункционального пульта управления с табло подсказок. Таким образом осуществляется техническая возможность подсказки экипажу принятия решения при отказах систем самолета, что снижает вероятность принятия ложных решений.

Например, при выполнении полета на заданную наземную цель с включенными РПС 9, ТВПС 13, ЛОПС 17, осуществляющими обзор воздушного пространства и земной поверхности с индикацией на экранах МФИ 18, МФИ 19, практически одновременно обнаружены и идентифицированы членами экипажа:
- наземная неподвижная цель типа "мобильной установки пуска ракет класса земля - воздух на стоянке";
- воздушная цель типа "атакующий истребитель противника".

Параметры целеуказания Пн наземной цели с входа-выхода ЛОПС 17, параметры целеуказания Пв воздушной цели с входа-выхода РПС 9, а также параметры местоположения самолета Пс с входа-выхода ССНН 10 через КИОС 22, ВВУО 27, КВИО 23 поступают в ВЛМ КЦРУ 28. Одновременно ССП 12 фиксируется факт облучения самолета радиолокационными средствами атакующего истребителя противника, команда о фиксации облучения с входа-выхода ССП 12 через КИОС 22, ВВУО 27, КВИО 23 поступает в ОВПС 29, при этом с входа-выхода УРП 15 характеристики типовых наземных и воздушных целей через КИОС 22, ВВУО 27, КВИО 23 поступают в ОВПС 29, также результаты предварительной идентификации целей экипажем подачей этих команд с одного из многофункциональных индикаторов в режиме многофункционального пульта управления через КИОС 22, ВВУО 27, КВИО 23 поступают в ОВПС 29.

В КЦРУ 28 реализован алгоритм комплексной обработки данных Пн и Пс при известных моделях их погрешностей (см. Э. Сейдж, Дж. Мэлс. "Теория оценивания и ее применение в связи и управлении", Москва, Связь, 1976, стр. 289) [4] , осуществляющий выделение комплексной оценки параметров целеуказания по наземной цели Пнк, в котором высокочастотные погрешности ЛОПС 17 подавлены до нуля, систематические погрешности и начальное рассогласование ССНН 10 скомпенсированы, при этом в ведущих целеуказание по наземной цели обзорно-прицельных средствах ЛОПС 17, ССНН 10, при отказах или сбоях ЛОПС 17, сигнал целеуказания Пнк становится автономным по ССНН 10, данные которого предварительно откорректированы по данным от ЛОПС 17.

Аналогично в КЦРУ 28 реализован алгоритм комплексной обработки данных Пв и Пс с выделением комплексной оценки параметров целеуказания Пвк, в котором высокочастотные погрешности РПС 9 подавлены, систематические погрешности ССНН 10 и РПС 9 скомпенсированы, при этом в осуществляющих целеуказание по воздушной цели РПС 9 и ССНН 10 при отказах, сбоях, выключениях РПС 9 по условиям тактической обстановки целеуказание Пвк становится автономным по ССНН 10, данные которого предварительно откорректированы по данным ЛОПС 17. Таким образом осуществляется комплексное целераспределение и целеуказание. Параметры Пнк, Пвк с входа-выхода КЦРУ 28 через КВИО 23 поступают на вход-выход ОВПС 29.

Параметры состава средств поражения и пассивного противодействия в текущий момент времени из КСПП 4 через СУСП 16, КИОС 22, ВВУО 27, КВИО 23 поступают в ОВПС 29, где реализованы алгоритмы:
- выбора средств поражения по наземной цели, например, корректируемое ракетное вооружение класса "воздух-поверхность" с лазерными или(и) тепловыми головками самонаведения; выбор средств поражения по воздушной цели, например, корректируемое ракетное вооружение класса "воздух-воздух" с активными, полуактивными, пассивными радиолокационными или тепловыми головками самонаведения;
- выбор средств активного противодействия и средств пассивного противодействия, например, ложных тепловых целей и ложных радиолокационных (дипольные отражатели) целей, подача команд в СУСП 16, ССП 12, на подготовку выбранных средств в КСПП4;
- при соблюдении условий равенства текущих параметров целеуказания Пнк, Пвк заданным для выбранного типа средства поражения параметрам соответственно Пзн, Пзв, команды готовности к пуску подготовленных средств поражения и средств пассивного и активного противодействия поступают в СУСП 16, ССП 12 и на экраны МФИ 18, МФИ 19.

Посредством органов управления в СИОУ 3 экипажем формируются команды в ССП 12 на включение активного радиолокационного излучения постановки помех радиолокационным станциям наземной и воздушной цели, команды пуска средств поражения и пассивного противодействия, которые через КИОС 22 поступают в СУСП 16, откуда через КИОС 22, вход-выход КСПП 4 на пуск оперативно выбранных средств поражения и пассивного противодействия.

Таким образом, на примерах технической реализации показано достижение технического результата в части расширения функциональных возможной многофункционального самолета и, как следствие этого, повышение эффективности его применения.


Формула изобретения

Многофункциональный самолет, содержащий взаимосоединенные по каналу информационного обмена систем планер, силовую установку и средства механизации, общесамолетное оборудование, систему индикации и органов управления, комплект средств поражения и пассивного противодействия, систему контроля и регистрации параметров, систему межсамолетной связи, систему связи с пунктами управления, радиолокационную прицельную систему, пилотажно-навигационную систему, тепловизионную прицельную систему, лазерную оптическую прицельную систему, систему средств противодействия, систему управления средствами поражения и пассивного противодействия, отличающийся тем, что он дополнительно снабжен подключенными входами-выходами к каналу информационного обмена систем телекомандной системой наведения, спутниковой системой навигации и наведения, дисплейным процессором, устройством репрограммируемой памяти, устройством преобразования телевизионных сигналов, n многофункциональными индикаторами, цифровым вычислителем, включающим взаимосоединенные по каналу внутреннего информационного обмена вычислителя вычислительно-логические модули оперативного планирования полетного задания, принятия решений при отказах оборудования, комплексного целераспределения и целеуказания, оперативного выбора и применения средств поражения и противодействия, ввода-вывода-управления информационным обменом, второй вход-выход которого является входом-выходом цифрового вычислителя, каналом обмена телевизионными сигналами, к которому подключены телевизионный вход и телевизионный выход телекомандной системы наведения, телевизионный вход устройства преобразования телевизионных сигналов, цифровой телевизионный выход которого подключен к цифровым телевизионным входам n многофункциональных индикаторов, а выход телекомандной системы наведения по управляющему сигналу командной радиолинии подключен ко входу по управляющему сигналу командной радиолинии комплекта средств поражения и пассивного противодействия, снабженного дополнительно телевизионным выходом, подключенным к каналу обмена телевизионными сигналами, причем радиолокационная прицельная система, тепловизионная прицельная система, лазерная оптическая прицельная система дополнительно снабжены телевизионными выходами, подключенными к каналу обмена телевизионными сигналами, а система контроля и регистрации параметров дополнительно снабжена телевизионным входом, подключенным к каналу обмена телевизионными сигналами.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к навигации и может быть использовано в навигационных комплексах летательных аппаратов, преимущественно многоцелевых истребителей

Изобретение относится к области навигации и может быть использовано в навигационных комплексах летательных аппаратов, преимущественно многоцелевых истребителей

Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано в составе бортового оборудования летательных аппаратов для решения задач наведения, прицеливания и применения боевых средств

Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано в составе бортового оборудования летательных аппаратов, обеспечивающего их управление и наведение

Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано в составе бортового самолетного оборудования, обеспечивающего выполнение задач навигации и целеуказания

Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано в составе бортового оборудования летательных аппаратов, обеспечивающего их навигацию, управление и наведение

Изобретение относится к бортовому оборудованию самолетов, обеспечивающему применение средств поражения, в частности по наземным запрограммированным неподвижным целям

Изобретение относится к области авиационного приборостроения, в частности к бортовому информационному оборудованию относительной навигации и целеуказания тактических групп летательных аппаратов - самолетов, вертолетов, крылатых ракет

Изобретение относится к навигационным системам, а именно к инерциально-спутниковым навигационным системам (ИСНС)

Изобретение относится к прицельной технике и предназначено для реализации управления истребителем, обеспечивающим атаку скоростных целей
Изобретение относится к авиации и может быть использовано для высокоточного целеуказания объектов посредством нашлемной системы

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике корректируемых авиационных боеприпасов (КАБ) и может быть использовано для их контроля на любом этапе эксплуатации

Изобретение относится к средствам вооружения для широкого класса военных самолетов и в частности для многофункциональных истребителей

Изобретение относится к средствам, обеспечивающим поражение целей, и может быть использовано при разработке систем управления вооружением, например истребителей

Изобретение относится к военной технике

Изобретение относится к военной технике

Изобретение относится к техническим средствам автоматизации боевых и рабочих процессов в танках, боевых машинах пехоты и других военных гусеничных машинах (ВГМ) и может быть использовано при проектировании индивидуальных и коллективных рабочих мест операторов (членов экипажа) различных гусеничных и колесных машин

Изобретение относится к авиационной и космической технике
Наверх