Замковое устройство аппарели летательного аппарата

 

Изобретение относится к крепежным средствам и может найти применение в авиации. Замковое устройство аппарели летательного аппарата содержит корпус 1 с установленной на оси качалкой 2, тягу управления 3, крюк 4 и петлю 5, выполненную в форме вилки с валиком и закрепленную в опоре посредством подвижной оси. В корпусе установлена ось, на которой размещен крюк 4, шарнирно соединенный с одним концом первой тяги, на другом конце которой закреплен валик, подвижно соединенный с коленом второй тяги, имеющей Г-образную форму, верхний конец которой расположен на оси вращения качалки, а нижний шарнирно соединен с шарнирно закрепленным на корпусе механизмом перебрасывания крюка из открытого положения в закрытое и обратно посредством язычка, выполненного на качалке в плоскости ее вращения. Заявленное изобретение повышает надежность. 11 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к области авиации и может найти применение на летательных аппаратах, например вертолетах, имеющих грузовой люк.

Известно замковое устройство крышки люка, включающее корпус, качалку с тягой управления, крюк, петлю, эксцентриковые оси и штыревой фиксатор. Качалка установлена на кронштейне посредством эксцентриковой оси. Крюк смонтирован на качалке, посредством шарнира с осью, перпендикулярной оси качалки. Петля, установленная шарнирно на крышке люка при помощи оси, имеет щеки, выполненные в виде улавливающего раструба с эксцентриковой осью для соединения с крюком, а в нижней части петли имеется упругий манжет, закрывающий шарнир петли и ограничивающий ее угловой поворот. (См. Авторское свидетельство СССР N 312465. Замковое устройство крышки люка. - МПК 2: B 64 C 1/14. - Бюл. N 2, 15.01.80). Данное устройство принято за прототип.

Недостатками известного замкового устройства, принятого за прототип, являются отсутствие четкой фиксации крайних положений крюка, невозможность визуального контроля закрытого положения крюка, нерегулируемое усилие натяжения крюка и петли, недостаточная амортизация петли при контакте с крюком в момент закрытия.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является создание конструкции замкового устройства аппарели летательного аппарата, позволяющей повысить надежность замыкания аппарели.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявляемого изобретения, является повышение надежности замыкания аппарели путем расширения функциональных возможностей замкового устройства.

Указанный технический результат достигается тем, что, в известном устройстве, содержащем корпус с установленной на оси качалкой, тягу управления, крюк и петлю, выполненную в форме вилки с валиком и закрепленную в основании посредством подвижной оси, согласно предложенному техническому решению, в корпусе дополнительно установлена ось, на которой размещен крюк, соединенный с качалкой двумя дополнительными тягами, первая из которых одним концом шарнирно соединена с крюком, образуя плечо рычага относительно оси его вращения, а на другом конце закреплен валик, подвижно соединенный с коленом второй тяги, имеющей Г-образную форму, верхний конец которой расположен на оси вращения качалки, а нижний - шарнирно соединен с закрепленным на корпусе механизмом перебрасывания крюка из открытого положения в закрытое и обратно посредством язычка, выполненного на качалке в плоскости ее вращения; что механизм перебрасывания крюка выполнен в виде спаренных цилиндрических пружин с телескопическими направляющими, концы которых соединены осями, шарнирно соединенными с одной стороны с нижним концом Г-образной тяги, а с другой - с корпусом устройства; что в корпусе установлены ограничители поворота Г-образной тяги при закрытии крюка и поворота крюка при его открытии; что в корпусе выполнено окно, на краях которого нанесены риски для визуального контроля положений крюка; что основание вилки петли имеет цилиндрическую форму и со стороны торца выполнены выточка и отверстие для размещения в последнем штока, расположенного в гайке концентрично резьбе и образующего круговую полость, в которой с упором в торец выточки установлен пружинящий элемент, при этом гайка закреплена в стакане, внутри которого подвижно установлено основание вилки с диаметрально противоположными сквозными пазами, выполненными вдоль образующей цилиндра, причем стакан соединен с опорой посредством оси, размещенной в пазах, а ушки вилки расположены в окнах, выполненных в опоре, закрепленной на аппарели; что оно оснащено механизмом натяжения крюка в закрытом положении, например в виде пружинной пяты, установленным на стороне крюка; что механизм натяжения крюка состоит из корпуса, натяжного штока и пружинящего элемента, при этом корпус выполнен в виде цилиндра, на торце которого расположена крышка с отверстием для ориентации конца штока, образующие между собой полость для пружинящего элемента, установленного в проточке штока, последний подвижно размещен в полости цилиндра и имеет упор для нажима аппарели, выступающий через отверстие, выполненное в основании корпуса; что на конце упора установлен резиновый вкладыш; что пружинящий элемент состоит из нескольких цилиндрических пружин, расположенных вокруг штока; что на валике установлены втулки свободно вращающиеся относительно валика и друг друга; что крюк снабжен выступом нажима петли для перебрасывания его в закрытое положение; что корпус снабжен кронштейном с ушками и болтом крепления устройства с возможностью регулирования положения крюка относительно петли путем поворота его в вертикальной плоскости, проходящей через ось вращения крюка, и последующего закрепления.

На фиг. 1 представлено замковое устройство аппарели, положение "Закрыто", на фиг. 2 - то же самое, положение "Открыто" (передняя стенка корпуса условно не показана), на фиг. 3 - устройство перебрасывания крюка, на фиг. 4 - петля, на фиг. 5 - механизм натяжения крюка.

Замковое устройство аппарели содержит корпус 1, качалку 2, управляющую тягу 3, крюк 4, петлю 5, ось вращения 6 крюка 4, тягу 7, Г-образную тягу 8, ось 9 шарнирного соединения крюка 4 и тяги 7, валик 10, ось 11 вращения качалки 2, механизм натяжения 12 крюка, шарнир 13 нижнего конца Г-образной тяги 8, шарнир 14 корпуса 1, механизм перебрасывания 15 крюка 4, ограничители поворота 16 и 17 крюка 4, язычок 18 качалки 2, выступ 19 крюка 4, ушки 20, болт крепления 21, окно 22 с рисками 23, контур аппарели 24, контур проема фюзеляжа 25, кронштейн 26, скобу 27 (фиг. 1 и 2). Механизм перебрасывания 15 крюка 4 состоит из осей 28 и 29, шарниров 13 и 14, пружин 30, телескопических направляющих 31 (фиг. 3). Петля включает в себя стакан 32, гайку 33 со штоком 34, пружинящий элемент 35 с несколькими цилиндрическими пружинами 36, расположенными вокруг штока 34 в полости гайки 33, ось 37, валик 38, внутреннюю втулку 39 и наружную втулку 40 валика 38, вилку 41, опору 42 (фиг. 4). Механизм натяжения крюка 12 содержит натяжной шток 43 с резиновым вкладышем 44, пружинящий элемент 45 с несколькими цилиндрическими пружинами 46, расположенными вокруг натяжного штока 43, корпус 47, крышку 48 (фиг. 5).

Замковое устройство аппарели работает следующим образом.

При открытии замкового устройства качалка 2 под воздействием управляющей тяги 3 проворачивается в направлении крюка 4 и язычком 18 толкает Г-образную тягу 8 вниз. При повороте качалки 2 совместно с Г-образной тягой 8 вокруг оси 11 под воздействием пружин 30 происходит перебрасывание крюка 4 из положения "Закрыто" в положение "Открыто". В момент перебрасывания Г-образная тяга 8, поворачиваясь вокруг оси 11, своим нижним концом уводит шарнир 13 вместе с пружинами 30 и ее телескопическими направляющими 31 в противоположную сторону относительно валика 10. При этом тяга 7, соединенная с крюком 4, поворачивает крюк вокруг оси 6 до ограничителя поворота 17, в результате чего крюк 4 освобождает от зацепа с ним вилку 41 петли 5 аппарели 24. После открытия управляющая тяга 3 и качалка 2 возвращаются в исходное положение и язычок качалки 18 освобождает тягу 8. При этом тяга 8 под действием усилия сжатых пружин 26 остается в положении "Открыто", чем совместно с ограничителем поворота 17 обеспечивается фиксация крюка 4 в открытом положении.

Закрытие замкового устройства происходит при уборке аппарели 24 в момент нажатия валика 38 петли 5 на выступ 19 крюка 4. Подвижные втулки 39 и 40 валика 38 свободно прокручиваются в момент захвата их крюком 4 при подходе вилки 41 к верхней точке закрытого положения. Пружины 36, установленные в полости гайки 33, сжимаясь вилкой 41, обеспечивают мягкую передачу нагрузки от аппарели на выступ 19 крюка 4. При этом крюк поворачивается вокруг оси 6, захватывает валик 38 с втулками 39 и 40 и удерживает аппарель с помощью вилки 41 петли 5. Одновременно с движением крюка 4 тяга 7 поворачивает Г-образную тягу 8. Тяга 8, преодолевая усилие сжатия пружин 30, поворачивается вокруг оси 11 и переводит пружины 30 с их телескопическими направляющими 31 в противоположную сторону относительно валика 10, что обеспечивает надежность замыкания крюка 4 в закрытом положении. При закрытом положении Г-образная тяга 8 за счет усилий спаренных пружин 30 своим коленом упирается в ограничитель поворота 16, что обеспечивает максимальный поворот крюка 4 в закрытом положении.

Для исключения люфта аппарели на крюке от знакопеременных нагрузок во время полета механизм натяжения крюка 12 создает натяг в сопряжении крюка с петлей. При этом натяжной шток 43 в убранном положении аппарели перемещается в корпусе 47 и крышке 48 и сжимает пружины 46. Усилие сжатия пружин обеспечивает необходимый натяг. Резиновый вкладыш 44 предотвращает механическое повреждение обшивки аппарели от воздействия натяжного штока 43. Крышка 48 при заводской сборке отрегулирована на необходимое усилие натяжения между крюком и петлей в закрытом положении.

Через овальное окно 22 в корпусе 1 осуществляется визуальный контроль закрытого положения крюка 4. В положении "Закрыто" крюк 4 не должен выступать за линию, соединяющую риски 23 в сторону направления полета.

Регулирование положения крюка 4 относительно петли 5 при установке замкового устройства в проеме фюзеляжа производится поворотом корпуса 1 в вертикальной плоскости, проходящей через ось вращения крюка, в ушках 20 кронштейна 26 и последующим закреплением болтом 21 на скобе 27.

По данному изобретению разработана конструкторская документация, изготовлен и испытан опытный образец. Техническая документация подготовлена к серийному выпуску изделия.

Формула изобретения

1. Замковое устройство аппарели летательного аппарата, содержащее корпус с установленной на оси качалкой, тягу управления, крюк и петлю, выполненную в форме вилки с валиком и закрепленную в опоре посредством подвижной оси, отличающееся тем, что в корпусе дополнительно установлена ось, на которой размещен крюк, шарнирно соединенный с одним концом тяги, на другом конце которой закреплен валик, подвижно соединенный с коленом Г-образной тяги, верхний конец которой расположен на оси вращения качалки, а нижний шарнирно соединен с шарнирно закрепленным на корпусе механизмом перебрасывания крюка из открытого положения в закрытое и обратно посредством язычка, выполненного на качалке в плоскости ее вращения.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что механизм перебрасывания крюка выполнен в виде спаренных цилиндрических пружин с телескопическими направляющими, концы которых связаны с осями шарниров.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в корпусе установлены ограничители перемещения Г-образной тяги при закрытии крюка и поворота крюка при его открытии.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в корпусе выполнено окно, на краях которого нанесены риски для визуального контроля положений крюка.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что основание вилки петли имеет цилиндрическую форму и со стороны торца в нем выполнены выточка и отверстие для размещения в последнем расположенного в гайке концентрично резьбе штока, вокруг которого с упором в дно полости гайки установлен пружинящий элемент, при этом гайка закреплена в стакане, внутри которого подвижно установлено основание вилки с диаметрально противоположными сквозными пазами, выполненными вдоль образующей цилиндра, причем стакан соединен с опорой посредством оси, размещенной в пазах, а ушки вилки расположены в окнах, выполненных в опоре, закрепленной на аппарели.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно оснащено механизмом натяжения крюка в закрытом положении, установленным на стороне крюка.

7. Устройство по п.6, отличающееся тем, что механизм натяжения крюка состоит из корпуса, натяжного штока и пружинящего элемента, при этом корпус выполнен в виде цилиндра, на торце которого расположена крышка с отверстием для ориентации конца штока, образующие между собой полость для пружинящего элемента, установленного в проточке штока, последний подвижно размещен в полости цилиндра и имеет упор для нажима аппарели, выступающий через отверстие, выполненное в основании корпуса.

8. Устройство по п.7, отличающееся тем, что на конце упора установлен резиновый вкладыш.

9. Устройство по п.5 или 7, отличающееся тем, что пружинящий элемент состоит из нескольких цилиндрических пружин, расположенных вокруг штока.

10. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что на валике установлены втулки, свободно вращающиеся относительно валика и друг друга.

11. Устройство по п.1, отличающееся тем, что крюк снабжен выступом нажима петли для перебрасывания его в закрытое положение.

12. Устройство по п.1, отличающееся тем, что корпус снабжен кронштейном с ушками и болтом крепления устройства с возможностью регулирования положения крюка относительно петли путем поворота его в вертикальной плоскости, проходящей через ось вращения крюка, и последующего закрепления.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для соединения трубопроводов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к соединениям деталей машин

Изобретение относится к силовым зажимным устройствам, обеспечивающим надежное соединение деталей, при простоте конструкции устройства и соединяемых элементов, снижение трудоемкости монтажных и демонтажных работ, возможности многократного применения в различных средах и может быть использовано в разных отраслях народного хозяйства, в трубопроводном транспорте, в строительстве, шахто- и метростроения, судостроения и т.д

Изобретение относится к соединениям деталей машин, у которых часть одного элемента входит в отверстие другого элемента, в частности, путем соединения с натягом

Изобретение относится к гидроцилиндрам и может быть использовано в гидроприводах прессов, станков и другого технического оборудования

Изобретение относится к пластмассовым материалам для остекления, в частности к прозрачной пластмассовой пластинке для остекления самолетов

Изобретение относится к устройствам термостатирования летательных, в частности космических, аппаратов, размещаемых под обтекателем ракеты-носителя при ее транспортировке к месту старта, при подготовке и проведении запуска

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к авиационно-космической технике и может быть использовано для сброса давления из полости летательного аппарата, для обеспечения ее пыле- и влагозащищенности

Изобретение относится к средствам управления фонарем кабины самолета

Изобретение относится к космическим летательным аппаратам и воздушно-космическим транспортным системам многоразового использования, орбитальным станциям и межпланетным короблям

Изобретение относится к машиностроени., а именно к конструкции люков летательных аппаратов и может применяться для открытия крышек люков и других транспортных средств

Замок // 2104216
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности, к устройствам для одностороннего разъемного соединения двух и более элементов конструкций, и может быть использовано, в частности, в летательных аппаратах, автомашинах для крепления быстро- и легкосъемных элементов

Изобретение относится к области авиации и может найти применение на летательных аппаратах, например вертолетах, имеющих грузовой люк
Наверх