Способ обучения или повышения квалификации летного и/или диспетчерского состава ведению радиопереговоров на английском языке

 

Изобретение относится к области обучения летного и диспетчерского состава с применением пилотажного летно-диспетчерского тренажера. В тренажере используют рабочее место преподавателя и по меньшей мере одно рабочее место для обучаемых. Каждое рабочее место оборудуют по меньшей мере одним персональным компьютером, объединенным в локальную сеть с по меньшей мере частью компьютеров, входящих в состав тренажера. Компьютеры, установленные на рабочих местах для обучаемых, выполняют с возможностью симуляции полета на воздушном судне. В тренажере предусматривают по меньшей мере одно рабочее место для проведения обучения нескольких обучаемых. Все рабочие места выполняют с возможностью проведения обучения в составе экипажа. По меньшей мере один компьютер на рабочем месте преподавателя выполняют с возможностью симуляции диспетчерского пульта. Рабочее место преподавателя оборудуют по меньшей мере одной авиационной гарнитурой или иным средством для ведения переговоров между преподавателем и обучаемым. Каждое рабочее место для обучаемых оборудуют по меньшей мере двумя авиационными гарнитурами или иными средствами для ведения переговоров между преподавателем и обучаемым и между обучаемыми, входящими в состав экипажа. Способ исключает возможность аварий и катастроф по причине недостаточного владения техникой переговоров экипажа на английском языке. 20 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к средствам и способам обучения, в частности к способам обучения иностранному языку, а именно к способам обучения или повышения квалификации летного и диспетчерского состава ведению радиопереговоров на английском языке с применением пилотажного летно-диспетчерского тренажера.

Все многообразие задач, решаемых пилотами в полете, можно объединить в три группы и расположить по степени важности в обеспечении безопасности полета в следующем порядке: пилотирование, навигация, связь. Для пилота ведение радиотелефонной связи (РТС) стоит на третьем месте в списке приоритетов, так как в полете большая часть его внимания уделяется пилотированию и навигации. Известные методы обучения РТС на английском языке, основанные на традиционном методе обучения английскому языку, акцентируют внимание слушателей на радиофразеологии, изолируя процесс приобретения навыка ведения связи от навыка пилотирования и навигации, вычленяя его отдельным элементом действия. Выработанный навык отрицательно влияет на вновь образуемый в реальных условиях полета комплексный навык, когда приходится одновременно с ведением РТС решать задачи по пилотированию и навигации. Происходит интерференция навыков - закрепившийся в процессе обучения навык содержит ошибочные приемы и стереотипные действия, затрудняющие усвоение правильной техники ведения РТС в реальных условиях. Этим объясняется известный инструкторам парадокс: "отличные знания на земле в воздухе становятся хорошими". Кроме того для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация навыков - ослабление или даже полное разрушение выработанных умений.

Из уровня техники известен целый ряд авиатренажеров, обеспечивающих возможность ведения РТС в процессе обучения, например раскрытая в US 3508346 A (Don A. Norman, Lowell W. Wilkerson and William G. Matheny), 28.04.70, 434-49 ("Audio visual instructional apparatus") система для обучения летного состава, содержащая рабочее место ("консоль") преподавателя, включающее в себя приборы, отражающие режим полета, наушники и микрофон для переговоров со студентом, магнитофон с записью программы полета, рабочее место ("консоль") студента, включающее в себя наушники для получения команд от преподавателя или с магнитофона, микрофон для переговоров с преподавателем, приборы, отражающие режим полета, средства для управления изменением режима полета, проектор для моделирования обзора из летательного аппарата. Кроме того известна система для обучения летного состава, раскрытая в US 4281994 A (The Singer Company), 04.08.81, 434-49 ("Aircraft simulator digital audio system"), содержащая рабочее место преподавателя, включающее в себя приборы, отражающие режим полета, наушники и микрофон для переговоров со студентом; рабочее место студента, включающее в себя наушники для получения команд от преподавателя, микрофон для переговоров с преподавателем, приборы, отражающие режим полета, средства для управления изменением режима полета, центральный компьютер и кодирующее/декодирующее устройство для перевода аудиосигналов и сообщений в цифровую форму, и система, объединяющая в локальную сеть симуляторы различных видов летательных аппаратов и других транспортных средств, раскрытая в US 5240416 A (Thomas E. Bennington), 31.08.93, 434-30 "Simulator apparatus employing actual craft and simulators". Указанная система выполнена с возможностью акустической и визуальной симуляции различных учебных сценариев и включает в себя "...компьютерный интерактивный аудиосимулятор, использующий для воспроизведения аудиосигналов и команд громкоговорители или наушники. Аудиосимулятор обеспечивает возможность реализации широкого спектра звуковых эффектов, включающих в себя голосовые коммуникации между студентами, использующими симуляторы, входящие в описываемую систему, и центральным пультом, а также звуки, являющиеся результатом реакции симулятора на действия студента, и внешние звуки, соответствующие условиям эксплуатации реального летательного аппарата..." (колонка 10 описания изобретения).

В качестве наиболее близкого аналога (прототипа) изобретения принят способ обучения или повышения квалификации летного и диспетчерского состава ведению радиопереговоров по патенту RU 2087037 A (Кодола В. Г. и др.), 10.08.97, G 09 В 9/08 ("Унифицированный многофункциональный авиационный тренажер"), заключающийся в том, что используют пилотажный тренажер, включающий в себя рабочее место преподавателя и комплекс рабочих мест, предназначенных для проведения обучения или повышения квалификации обучаемых, причем каждое рабочее место оборудуют по меньшей мере одним персональным компьютером, объединенным в локальную сеть с остальными компьютерами, входящих в состав тренажера, при этом персональные компьютеры, установленные на рабочих местах для обучаемых, выполняют с возможностью симуляции полета на воздушном судне, причем тренажер включает в себя по меньшей мере одно рабочее место для проведения обучения нескольких обучаемых.

Общим недостатком указанных выше аналогов изобретения является то, что они не ориентированы на решение задач обучения летного персонала ведению РТС на английском языке и в связи с этим не обладают необходимым для этого набором функциональных возможностей, позволяющих преподавателю контролировать и регулировать ход занятий требуемым образом. Кроме того указанные выше аналоги изобретения не обеспечивают возможность обучения и повышения квалификации диспетчерского персонала.

Основной недостаток известных методик обучения РТС на английском языке уже был указан выше.

Таким образом задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, состоит в достижении такого уровня подготовки летного и диспетчерского состава, который исключил бы возможность аварий, катастроф и предпосылок к летным происшествиям по причине недостаточного владения техникой ведения РТС на английском языке при выполнении международных полетов, в частности научить экипаж воздушного судна безошибочно и однозначно понимать команды диспетчеров, подтверждать их прием и передавать различную специальную информацию с нормальным (60 слов/мин) и быстрым (120 слов/мин) темпом речи, активизировать речевую деятельность ЛС, сформировать лексические, фонетические и слуховые навыки в строгом соответствии с технологией ведения РТС на английском языке, обеспечить более эффективное использование учебного времени, снизить стоимости обучения летного и диспетчерского состава.

Технический результат, который может быть получен при реализации изобретения, состоит в том, что заявленный способ позволяет автоматизировать и осуществить перенос навыков, сформировать сложные умения ведения РТС на английском языке в реальных производственных условиях, благодаря тренировке рационального распределения внимания осуществить целенаправленную тренировку ситуативного аудирования и говорения в штатных и нештатных ситуациях, решать задачи обучения и повышения квалификации летного и диспетчерского состава без стажировочных полетов по международным трассам и таким образом снизить стоимость обучения летного и диспетчерского состава, сформировать динамический стереотип опережающей готовности к развитию событий, способность предвидеть ситуацию, поддерживать у слушателей в процессе занятий оптимально высокий уровень психофизической нагрузки, эмоциональную вовлеченность каждого слушателя в работу и создать полное представление о полете ("образ полета"), сформировать систему "опорных сигналов" процесса ведения радиопереговоров в условиях, максимально приближенных к реальным, обеспечить возможность отработки взаимодействия членов экипажа в полете, в частности по международной программе CRM (Crew Research Management).

Под автоматизацией навыка понимается придание соответствующему действию плавности, нужной скорости, снятие напряжения при его выполнении, под переносом навыков - положительным влиянием уже приобретенных навыков на освоение новых, под сложным умением - достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.

Изобретение, обеспечивающее достижение указанного выше технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны, может быть охарактеризовано следующей совокупностью существенных признаков.

Способ обучения или повышения квалификации ведения радиопереговоров с соблюдением установленных правил и процедур при выполнении международных полетов заключается в том, что используют пилотажный тренажер, включающей в себя рабочее место преподавателя и по меньшей мере одно рабочее место для проведения обучения или повышения квалификации обучаемых. Каждое рабочее место может быть оборудовано по меньшей мере одним персональным компьютером, объединенным в локальную сеть с по меньшей мере частью компьютеров, входящих в состав тренажера, при этом персональные компьютеры, установленные на рабочих местах для обучаемых, выполняют с возможностью симуляции полета на воздушном судне. Тренажер включает в себя по меньшей мере одно рабочее место для проведения обучения нескольких обучаемых. При этом согласно изобретению рабочие места для проведения обучения нескольких обучаемых выполнены с возможностью проведения обучения в составе экипажа, состоящего из первого пилота, а также второго пилота и/или штурмана и/или бортового радиста. По меньшей мере, один персональный компьютер, установленный на рабочем месте преподавателя, выполняют с возможностью симуляции диспетчерского пульта. При этом рабочее место преподавателя выполняют с возможностью использования для обучения или повышения квалификации диспетчерского состава. Рабочее место преподавателя оборудуют по меньшей мере одним авиационным гарнитуром или иным средством для ведения переговоров преподавателя или обучаемого диспетчера с обучаемыми на рабочих местах для проведения обучения. Каждое рабочее место для проведения обучения оборудуют, по меньшей мере, двумя авиационными гарнитурами или иными средствами для ведения переговоров обучаемого с преподавателем или обучаемым диспетчером и между обучаемыми, входящими в состав экипажа, для обучения взаимодействию между членами экипажа. В процессе обучения на каждом рабочем месте для проведения обучения осуществляют имитацию по меньшей мере предполетной подготовки, взлета, посадки и полета на воздушном судне с помощью пилотажного летно-диспетчерского тренажера, при этом обучаемые осуществляют управление воздушным судном и ведут необходимые радиопереговоры с преподавателем или обучаемым диспетчером и/или между членами экипажа на английском языке с соблюдением установленных правил и процедур при выполнении международных полетов. По ходу занятия изменяют уровень психофизиологической нагрузки на одного, нескольких или каждого обучаемого вместе или по отдельности, за счет того, что изменяют темп проведения занятия и/или изменяют сложность пилотирования с помощью упомянутого тренажера и/или изменяют сложность навигации с помощью упомянутого тренажера и/или преднамеренно усложняют условия полета или иным способом изменения психофизиологической нагрузки на обучаемого.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения уровень психофизиологической нагрузки на обучаемого могут регулировать в зависимости от промежуточных результатов обучения, определяемых по ходу занятия, при этом определение результатов и регулирование уровня нагрузки осуществляет преподаватель.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения уровень психофизиологической нагрузки могут изменять по заданной программе.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения темп проведения занятия могут изменять в пределах от более медленного по сравнению с темпом выполнения действий в процессе управления реальным воздушным судном до существенно превышающего темп выполнения действий в процессе управления реальным воздушным судном.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения сложность пилотирования с помощью тренажера могут изменять путем изменения режима пилотирования с автопилота на ручное пилотирование и наоборот и/или путем изменения количества отображаемых на дисплее, установленном на рабочем месте для обучения, пилотажно-навигационных приборов, приборов контроля систем воздушного судна, пультов и задатчиков.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения сложность навигации с помощью тренажера могут снижать путем отображения на дисплее, установленном на рабочем месте для обучения, картины навигационной обстановки.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения условия полета могут усложнять за счет передачи ошибочных или некорректных команд диспетчера и/или моделирования нештатной, в частности аварийной, ситуации.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения рабочее место преподавателя может представлять собой тренажер для обучения диспетчерского состава.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения тренажер может быть выполнен с возможностью пропуска или повторения этапов полета в процессе проведения занятия в соответствии с командами преподавателя.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения каждое рабочее место для проведения обучения выполняют таким образом, чтобы изолировать каждого обучаемого от визуальных контактов с преподавателем и остальными обучаемыми, не входящими в состав экипажа.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения средства для ведения переговоров, которыми оснащено рабочее место преподавателя, может быть выполнено с возможностью подключения к переговорам обучаемых, входящих в состав одного экипажа.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения при проведении занятий в составе экипажа из двух пилотов один из обучаемых ведет радиопереговоры, а второй осуществляет управление воздушным судном, при этом через полет роли обучаемых меняют.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения в процессе обучения могут быть симулированы полеты на реальные международные аэродромы по действующим картам и нормативным документам.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения персональные компьютеры, установленные на рабочих местах для обучаемых или соответствующие тренажеры, могут быть выполнены с возможностью симуляции полета на любом типе пассажирского или грузового воздушного судна, при этом количество, тип и расположение приборов по меньшей мере частично соответствует выбранному типу реального воздушного судна.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения персональные компьютеры, установленные на рабочих местах для обучаемых, могут быть выполнены с возможностью упрощенной симуляции полета на пассажирском или грузовом воздушном судне.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения средства управления полетом воздушного судна могут представлять собой клавиатуру персонального компьютера и/или джойстик и/или мышь и/или иное устройство для ввода информации в персональный компьютер.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения рабочее место преподавателя может быть выполнено с возможностью одновременной или посменной работы по меньшей мере двух преподавателей или обучаемых диспетчеров в течение одного занятия.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения пилотажный тренажер может быть выполнен с возможностью ведения связи на английском языке с применением электронных систем передачи информации между диспетчером и воздушным судном, в частности с возможностью вывода информации, передаваемой диспетчером на по меньшей мере один дисплей на по меньшей мере одном рабочем месте для проведения обучения.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения перед проведением занятия с использованием пилотажного тренажера осуществляют подготовку, в процессе которой изучают правила и процедуры по соответствующим нормативным документам, схемы и карты, необходимые для проведения полета, изучают лексику и фразеологию, запланированную для закрепления в процессе проведения занятия с использованием пилотажного тренажера.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения может быть использована видеокамера или кинокамера или иное средство записи аудиовизуальной информации для записи и последующего разбора занятия.

Кроме того, в частном случае реализации изобретения по меньшей мере, одно рабочее место для проведения обучения может представлять собой летный тренажер, выполненный с возможностью симуляции полета на воздушном судне.

Предлагаемый способ обучения позволяет построить процесс обучения на целостном восприятии времени и движений - отражении во времени в сознании обучаемых изменений положений объектов, непосредственно воздействующих на их органы чувств, предметов и явлений в целом, в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. Воспроизведение конкретных образов предметов формирует динамический стереотип - сигнальную функцию представлений, т.е. систему сигналов, на основе которых человек осуществляет свою сознательную деятельность.

Высокая эффективность предлагаемого способа обучения обеспечивается повышенной нервной возбудимостью, в результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях. Успешно достигаются устойчивость и интенсивность внимания, характеризующиеся относительно большой затратой энергии при выполнении данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой. Присутствие постоянного и устойчивого интереса и волевого усилия у обучаемых в процессе занятий способствует концентрации внимания на главном и формирует умение распределять внимание - выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций. При этом одновременно воспринимаются с одинаковой степенью отчетливости в один момент все элементы объектов, что обеспечивает объем внимания.

В процессе закрепления умений и многократных упражнений тренируются навыки и формируется определенный ритм, устойчивость в профессиональных действиях, способность находить верное решение и ориентироваться в сложных ситуациях, предвидеть ход событий и правильно применять полученные знания, т.е. развивается интенция.

Заявленный способ обучения согласуется с идеями LOFT (Line Oriented Flight Training) - линейно ориентированной летной тренировки, т.е. тренировки в условиях максимально приближенных к условиям реальных линейных полетов, и в то же время она реализует индивидуальный подход к каждому слушателю. Эта методика дает преподавателю достаточно средств для регулирования степени реалистичности полетов и уровня нагрузки для каждого пилота, чтобы проводить занятия с максимальной эффективностью.

Возможность осуществления заявленного изобретения, охарактеризованного приведенной выше совокупностью признаков, а также возможность реализации назначения изобретения, может быть подтверждена описанием примера реализации способа, осуществленного в соответствии с настоящим изобретением, сущность которого поясняется чертежом, на котором изображена общая схема пилотажного летно-диспетчерского компьютерного тренажера (ПЛДКТ), предназначенного для проведения обучения летного и диспетчерского состава РТС на английском языке.

Пилотажный летно-диспетчерский компьютерный тренажер 1 представляет собой локальную компьютерную сеть со специальным программным обеспечением, оснащенную переговорными устройствами 2. Компьютеры 3 размещаются на рабочих местах для проведения обучения 4 и рабочем месте преподавателя 5. Состав учебной группы разбивается по экипажам по два человека, при этом один член экипажа 4a - непилотирующий пилот, ведущий связь, другой 4b - пилотирующий, управляющий воздушным судном (ВС) на компьютере и помогающий вести радиопереговоры. Через полет роли обучаемых меняются. Преподаватель, исполняющий роль диспетчера, работает одновременно с несколькими экипажами в соответствии с их полетными заданиями и сценарием полета.

Рабочие места экипажей 4 и преподавателя 5 расположены относительно друг друга так, чтобы исключить любой визуальный контакт между ними.

Количество рабочих мест для обучения в составе экипажа определяется составом группы и уровнем подготовки преподавателя и может находиться в пределах от трех до пяти.

Рабочее место экипажа 4 представляет собой парту на двоих, оснащенную авиационными гарнитурами 2, микрофонами, кнопками для выхода на связь с преподавателем (диспетчером) и кнопками выхода на внутреннюю связь, а также компьютером 3, подключенным к локальной сети. Установленное программное обеспечение позволяет воспроизводить на дисплеях 6 схемы руления, вылета, полета по маршруту и захода на посадку выбранного аэродрома; отображать движение ВС, управлять ВС с рабочего места для проведения обучения при полете по схеме в соответствии с указаниями преподавателя (диспетчера), пользуясь клавиатурой компьютера и показаниями пилотажно-навигационных приборов на экране дисплея 6.

На дисплее обучаемого, осуществляющего управление ВС (пилота) изображены пилотажно-навигационные приборы (ПНП), приборы контроля систем ВС, а также пульты и задатчики. Приборы соответствуют выбранному типу ВС и должны реалистично отображать параметры полета и действия экипажа в кабине ВС для создания у обучаемых системы опорных сигналов при отработке навыков ведения радиопереговоров. В состав приборной группы могут входить авиагоризонт (АГД), указатели курса, скорости, высоты, радиовысотомера, вертикальной скорости и радиокомпаса, пульты УКВ и KB радиостанций, вторичной радиолокации, индикаторы положения шасси, закрылков, предкрылков и интерцепторов, указатели параметров работы двигателей, режимов работы автопилота и других систем ВС, а также задатчики курса, скорости, высоты, вертикальной скорости, путевого угла, давления, частоты УКВ и KB, кода вторичной радиолокации и т.д.

Предполагается два варианта отображения приборной информации: - упрощенный с основными ПНП (АГД, указатели курса, скорости, высоты, вариометра, радиокомпаса и режима работы двигателей), - полный, который позволяет в полном объеме выполнять процедуры по управлению ВС.

Кроме того, преподаватель со своего рабочего места может ввести в верхней части дисплея пилота изображение схемы (карты) этапа полета и положения ВС или вид из кабины. Положение ВС на схеме полета или схеме руления обозначается в виде силуэта самолета, его ориентация соответствует текущему курсу полета. Силуэт самолета все время находится в центре схемы. У пилота есть возможность менять масштаб схемы.

Преподаватель выбирает вариант отображения информации на дисплее пилота в зависимости от уровня подготовки слушателей к ведению радиопереговоров на английском языке.

Дисплей преподавателя 7 (диспетчера) отображает текущую воздушную обстановку в соответствии со стандартами, принятыми в диспетчерских центрах.

Управление ВС может осуществляться с помощью клавиш клавиатуры, т.е. изменением крена, тангажа, режима работы двигателей, а также с помощью автопилота, устанавливая с помощью клавиатуры заданные параметры на задатчиках скорости, курса, путевого угла, высоты, вертикальной скорости.

Авиасимулятор выполнен настолько простым в пилотировании, чтобы с ним легко справился обучаемый с любым уровнем подготовки. В начале тренировок пилотирование и навигация максимально упрощены и только по мере приобретения твердых навыков ведения связи преподаватель постепенно, используя возможности ПЛДКТ, усложняет работу обучаемых по пилотированию и навигации, делая более реалистичным распределение внимания обучаемых между пилотированием, навигацией и связью. Для этого преподаватель имеет возможность выбирать вариант отображения информации на дисплее пилота (с дополнительной схемой полета и положением ВС или без нее) и способ пилотирования (с помощью автопилота или без него). Преподаватель может по своему усмотрению изменять ход времени на компьютере пилота, что позволяет регулировать темп занятий. Кроме того, преподаватель со своего рабочего места с помощью клавиатуры имеет возможность: выбирать тип ВС для каждого экипажа, выбирать сценарий розыгрыша полета, моделировать для экипажа различные вводные, вести автоматизированный учет выполненных упражнений, вводных и их оценку для каждого обучаемого, выбирать единицы измерения для отображения пилотажно-навигационной информации на своем дисплее, менять масштаб, перемещать при необходимости ВС по схеме полета вперед и назад, производить запись полета,
делать закладки в процессе записи,
осуществлять запись занятия с помощью видеокамеры 8 для последующего разбора занятия.

Радиопереговоры между преподавателем (диспетчером) и экипажами (обучаемыми) должна вестись с применением авиационных гарнитур 2, что делает процесс полета полностью реалистичным и помогает отработать все этапы ведения радиопереговоров. Каждый обучаемый и преподаватель для передачи сообщений друг другу должен нажать и держать в нажатом положении кнопку внешней связи 9. По окончании передачи кнопка внешней связи 9 отпускается. Сообщения по внешней связи одновременно прослушивают все участники занятия.

Внутренние переговоры обучаемых не могут прослушиваться другими экипажами, однако преподаватель имеет возможность подключиться к внутренним переговорам любого экипажа. Прослушивание преподавателем внутренних переговоров выбранного экипажа автоматически прекращается при любом выходе на внешнюю связь.

Взаимодействие "пилот-диспетчер" и отображение на дисплеях быстроменяющейся навигационной и пилотажной обстановки происходят в реальном масштабе времени, что гарантирует эмоциональную вовлеченность каждого слушателя в работу и создает полное представление о полете ("образ полета"). Обучаемый одновременно с радиопереговорами решает текучие задачи по пилотированию и навигации, выполняет определенные действия в кабине по управлению ВС, при этом создается система "опорных сигналов" процесса ведения радиопереговоров. С рабочего места преподавателя моделируются и выводятся на дисплеи экипажей различные "помехи", создающие в процессе полета неожиданные ситуации, что вынуждает слушателей решать возникающие языковые и процедурные проблемы в условиях дефицита времени и повышенной эмоциональной напряженности, что способствует резкой активизации пассивного словарного запаса, созданию и надежному запоминанию штампов стандартных радиопереговоров. Ускорение хода времени способствует развитию у ЛС чувства предвидения развития ситуации, формирует динамический стереотип опережающей готовности к развитию событий в полете. Обучаемые во время тренировочных полетов имеет право пользоваться любой справочной литературой. Полеты выполняются на реальные аэродромы, по действующим правилам полетов. При полетах на авиасимуляторе используются реальные карты и схемы.

Работа на ПЛДКТ является главной частью урока и требует тщательной подготовки. Полет занимает два академических часа урока, а на подготовку к полету отводится четыре академических часа. В процессе подготовки изучаются правила и процедуры по соответствующим нормативным документам, схемы (карты), необходимые для предстоящего полета,повторяется, изучается лексика и фразеология, запланированная преподавателем для закрепления в розыгрыше полета на ПЛДКТ. Лексический материал для занятий подбирается исходя из метеорологической обстановки, типа ВС, предполагаемых отказов авиатехники и особенностей выбранного для полетов региона.

Описанный пример реализации способа обучения или повышения квалификации летного состава ведению радиопереговоров на английском языке, выполненный в соответствии с настоящим изобретением, обеспечивает возможность реализации назначения изобретения и достижения указанного выше технического результата, но при этом не исчерпывает всех возможностей осуществления изобретения, охарактеризованного совокупностью признаков, приведенных в формуле изобретения.


Формула изобретения

1. Способ обучения или повышения квалификации ведения радиопереговоров с соблюдением установленных правил и процедур при выполнении международных полетов, заключающийся в том, что используют пилотажный тренажер, включающий в себя рабочее место преподавателя и по меньшей мере одно рабочее место для проведения обучения, причем каждое рабочее место может быть оборудовано по меньшей мере одним персональным компьютером, объединенным в локальную сеть с по меньшей мере частью компьютеров, входящих в состав тренажера, при этом персональные компьютеры, установленные на рабочих местах для обучаемых, выполняют с возможностью симуляции полета на воздушном судне, а тренажер включает в себя по меньшей мере одно рабочее место для проведения обучения нескольких обучаемых, отличающийся тем, что рабочие места для проведения обучения нескольких обучаемых выполнены с возможностью проведения обучения в составе экипажа, состоящего из первого пилота, а также второго пилота, и/или штурмана, и/или бортового радиста, по меньшей мере один персональный компьютер, установленный на рабочем месте преподавателя, выполняют с возможностью симуляции диспетчерского пульта, при этом рабочее место преподавателя выполняют с возможностью использования для обучения или повышения квалификации диспетчерского состава, рабочее место преподавателя оборудуют по меньшей мере одним авиационным гарнитуром или иным средством для ведения переговоров преподавателя или обучаемого диспетчера с обучаемыми на рабочих местах для проведения обучения, при этом каждое рабочее место для проведения обучения оборудуют по меньшей мере двумя авиационными гарнитурами или иными средствами для ведения переговоров обучаемого с преподавателем или обучаемым диспетчером и между обучаемыми, входящими в состав экипажа, для обучения взаимодействию между членами экипажа, в процессе обучения на каждом рабочем месте для проведения обучения осуществляют имитацию по меньшей мере предполетной подготовки, взлета, посадки и полета на воздушном судне с помощью пилотажного летно-диспетчерского тренажера, при этом обучаемые осуществляют управление воздушным судном и ведут необходимые радиопереговоры с преподавателем или обучаемым диспетчером и/или между членами экипажа на английском языке с соблюдением установленных правил и процедур при выполнении международных полетов, при этом по ходу занятия изменяют уровень психофизиологической нагрузки на одного, нескольких или каждого обучаемого вместе или по отдельности за счет того, что изменяют темп проведения занятия, и/или изменяют сложность пилотирования с помощью упомянутого тренажера, и/или изменяют сложность навигации с помощью упомянутого тренажера, и/или
преднамеренно усложняют условия полета, или иным способом изменения психофизиологической нагрузки на обучаемого.

2. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что уровень психофизиологической нагрузки на обучаемого регулируют в зависимости от промежуточных результатов обучения, определяемых по ходу занятия, при этом определение результатов и регулирование уровня нагрузки осуществляет преподаватель.

3. Способ обучения по п.1, отличающийся тем, что уровень психофизиологической нагрузки изменяют по заданной программе.

4. Способ обучения по одному из пп.1-3, отличающийся тем, что темп проведения занятия изменяют в пределах от более медленного по сравнению с темпом выполнения действий в процессе управления реальным воздушным судном до существенно превышающего темп выполнения действий в процессе управления реальным воздушным судном.

5. Способ обучения по одному из пп.1-4, отличающийся тем, что сложность пилотирования с помощью тренажера изменяют путем изменения режима пилотирования с автопилота на ручное пилотирование и наоборот и/или путем изменения количества отображаемых на дисплее, установленном на рабочем месте для обучения, пилотажно-навигационных приборов, приборов контроля систем воздушного судна, пультов и задатчиков.

6. Способ обучения по одному из пп.1-5, отличающийся тем, что сложность навигации с помощью тренажера снижают путем отображения на дисплее, установленном на рабочем месте для обучения, картины навигационной обстановки.

7. Способ обучения по одному из пп.1-6, отличающийся тем, что условия полета усложняют за счет передачи ошибочных или некорректных команд диспетчера и/или моделирования нештатной, в частности аварийной, ситуации.

8. Способ обучения по одному из пп.1-7, отличающийся тем, что рабочее место преподавателя представляет собой тренажер для обучения диспетчерского состава.

9. Способ обучения по одному из пп.1-8, отличающийся тем, что тренажер выполнен с возможностью пропуска или повторения этапов полета в процессе проведения занятия в соответствии с командами преподавателя.

10. Способ обучения по одному из пп.1-9, отличающийся тем, что каждое рабочее место для проведения обучения выполняют таким образом, чтобы изолировать каждого обучаемого от визуальных контактов с преподавателем и остальными обучаемыми, не входящими в состав экипажа.

11. Способ обучения по одному из пп.1-10, отличающийся тем, что средства для ведения переговоров, которыми оснащено рабочее место преподавателя, выполнено с возможностью подключения к переговорам обучаемых, входящих в состав одного экипажа.

12. Способ обучения по одному из пп.1-11, отличающийся тем, что при проведении занятий в составе экипажа из двух пилотов один из обучаемых ведет радиопереговоры, а второй осуществляет управление воздушным судном, при этом через полет роли обучаемых меняют.

13. Способ обучения по одному из пп.1-12, отличающийся тем, что в процессе обучения симулируют полеты на реальные международные аэродромы по действующим картам и нормативным документам.

14. Способ обучения по одному из пп.1-13, отличающийся тем, что персональные компьютеры, установленные на рабочих местах для обучаемых, или соответствующие тренажеры выполнены с возможностью симуляции полета на любом типе пассажирского или грузового воздушного судна, при этом количество, тип и расположение приборов по меньшей мере частично соответствуют выбранному типу реального воздушного судна.

15. Способ обучения по одному из пп.1-14, отличающийся тем, что персональные компьютеры, установленные на рабочих местах для обучаемых, выполнены с возможностью упрощенной симуляции полета на пассажирском или грузовом воздушном судне.

16. Способ обучения по одному из пп.1-15, отличающийся тем, что средства управления полетом воздушного судна представляют собой клавиатуру персонального компьютера, и/или джойстик, и/или мышь, и/или иное устройство для ввода информации в персональный компьютер.

17. Способ обучения по одному из пп.1-16, отличающийся тем, что рабочее место преподавателя выполнено с возможностью одновременной или посменной работы по меньшей мере двух преподавателей или обучаемых диспетчеров в течении одного занятия.

18. Способ обучения по одному из пп.1-17, отличающийся тем, что пилотажный тренажер выполнен с возможностью ведения связи на английском языке с применением электронных систем передачи информации между диспетчером и воздушным судном, в частности с возможностью вывода информации, передаваемой диспетчером, на по меньшей мере один дисплей на по меньшей мере одном рабочем месте для проведения обучения.

19. Способ обучения по одному из пп.1-20, отличающийся тем, что перед проведением занятия с использованием пилотажного тренажера осуществляют подготовку, в процессе которой изучают правила и процедуры по соответствующим нормативным документам, схемы и карты, необходимые для проведения полета, изучают лексику и фразеологию, запланированную для закрепления в процессе проведения занятия с использованием пилотажного тренажера.

20. Способ обучения по одному из пп.1-19, отличающийся тем, что используют видеокамеру, или кинокамеру, или иное средство записи аудиовизуальной информации для записи и последующего разбора занятия.

21. Способ обучения по одному из пп.1-20, отличающийся тем, что по меньшей мере одно рабочее место для проведения обучения представляет собой летный тренажер, выполненный с возможностью симуляции полета на воздушном судне.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационных тренажеров и вычислительной техники и предназначено для обработки полетной информации бортовых регистраторов с целью контроля выхода параметров полета за летно-эксплуатационные ограничения, контроля действий экипажа во время наземной тренировки или полета, установления причин летных происшествий, а также обработки параметрической информации дли контроля состояния систем тренажера или летательного аппарата (ЛА) и расчета выработки ресурса ЛА, исходя из реальной наработки и с учетом условий эксплуатации

Изобретение относится к комплексным испытательным устройствам

Изобретение относится к авиационным тренажерам

Изобретение относится к области тренажеростроения и может быть использовано при создании тренажеров различных транспортных средств

Изобретение относится к области автоматического регулирования, а конкретно к системам управления многостепенными динамическими стендами, содержащими в своем составе несколько следящих систем, каждая из которых управляет одним исполнительным механизмом, например исполнительными силовыми гидроцилиндрами, управляющими единой нагрузкой шестистепенного динамического стенда-тренажера авиационной техники, работающего в комплексе полунатурного моделирования условий полета при тренировках и обучении экипажей самолетов

Изобретение относится к области авиационного тренажеростроения, устройств вычислительной техники и предназначено для тренировки экипажей, решения задач научно-технических разработок

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к способам выполнения тренировочного полета в кабине экипажа летательного аппарата, и устройствам подготовки летных экипажей к полетам на авиационных тренажерах

Изобретение относится к авиационной и космической медицине, предназначено для автоматизированной диагностики в полете гравитационных расстройств у летчика при воздействии пилотажных перегрузок

Изобретение относится к авиационным тренажерам

Изобретение относится к средствам повышения летного мастерства по управлению летательным аппаратом (ЛА) в ручном режиме пилотирования

Изобретение относится к системам подготовки и тренировки летчиков к пилотированию и боевому применению ударной авиации и может быть использовано для обучения стрельбе управляемым вооружением и поддержания профессионального мастерства летчиков ударных вертолетов

Изобретение относится к области обучения летного состава управлению самолетами

Изобретение относится к области обучения летного состава управлению самолетами

Изобретение относится к авиационному тренажеростроению

Изобретение относится к техническим средствам для профессиональной подготовки летного состава

Изобретение относится к составным частям учебно-тренировочного комплекса, включающего в себя также учебно-боевой самолет и авиационный тренажер

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в пилотажном тренажере с моделирующей системой акустических (шумовых) и вибрационных нагрузок, действующих на летчика и летательный аппарат (ЛА), например, при разбеге, пробеге по взлетно-посадочной полосе (ВПП), полете на критических углах атаки ЛА и т.д
Наверх