Способ ремонта изделий из полимерных материалов

 

Изобретение относится к технологии производства и ремонта изделий из полимерных материалов, преимущественно листов или монолитных панелей с односторонним подходом, например панелей крыла самолета. В способе ремонта изделий из полимерных материалов определяют границы зоны повреждения, вырезают поврежденную зону с образованием сквозного отверстия. Изготавливают накладку из последовательно наложенных друг на друга слоев клеевого препрега соответствующей формы и вклеивают последовательно в зону повреждения изделия с соблюдением режима нагрева и давления. Размер каждого последующего слоя клеевого препрега выбирают меньше предыдущего на величину нахлеста. Среднюю часть накладки, располагаемую в сквозном отверстии, предварительно отверждают путем нагрева и сжатия посредством тарированной струбцины вне ремонтной зоны. При вклеивании накладки в зону повреждения ее укладывают минимальными слоями вниз. Края накладки, оставшиеся неотвержденными, выступающие за контур сквозного отверстия, укладывают на поверхность скоса отверстия зоны повреждения. Реализация заявленного способа ремонта изделий позволяет производить ремонт дефектов любых размеров с высокой эффективностью. 7 ил.

Изобретение относится к технологии производства и ремонта изделий из полимерных материалов, преимущественно листов или монолитных панелей с односторонним подходом, например панелей крыла самолета.

Известен способ ремонта стенок контейнеров, представляющих собой трехслойную конструкцию с оболочками из листового стеклопластика и средней частью из древесины (патент ФРГ N 2758892 кл. В 32 В 35/00).

В соответствии с этим способом из дефектной оболочки вырезается поврежденный материал в виде прямоугольника со скосами по краям. В образовавшееся углубление, дном которого является деревянная часть стенки, заливается заподлицо с наружной поверхностью стеклопластиковой оболочки жидкая эпоксидная смола холодного отверждения. Ремонт панелей с односторонним подходом (например, панелей крыла) способом заливки жидкой смолой дефектного участка невозможен ввиду отсутствия опоры снизу. Осуществление ремонта таким способом нижних панелей крыла также не представляется возможным.

Известно техническое решение способа ремонта изделий из полимерных материалов, включающего определение границ зоны повреждения, вырезание поврежденной зоны с образованием сквозного отверстия и накладки соответствующей формы, вклеивание последней в зону повреждения с соблюдением режима давления и нагрева (а.с. СССР N 1359142, кл.5 В 29 C 73/26, опубл. 1987 г.).

Но такой способ ремонта изделий из полимерных материалов возможен, если дефекты имеют небольшие размеры. Для обработки дефектных зон требуется набор специальных инструментов нескольких типоразмеров и только круглых очертаний. Кроме того, существует вероятность не совсем плотного прилегания краев накладки к краям поврежденной зоны объекта из-за погрешности обработки их соответствующими сферическими поверхностями инструментов.

Известен и другой способ ремонта изделий из полимерных материалов, при котором определяют границы зоны повреждения, вырезают поврежденную зону с образованием сквозного отверстия, изготавливают накладку из последовательно наложенных друг на друга слоев клеевого препрега соответствующей формы и вклеивают последние в зону повреждения изделия с соблюдением режима нагрева и давления (патент RU 2039655, кл. B 29 C 73/14, B 32 B 1/10, опубл. 1995 г. ).

К недостаткам этого способа ремонта следует отнести заданный разработчиками угол скоса кромок отверстий в дефектной зоне обшивки (35-45o), являющийся для предложенного способа определяющим фактором, существенно отличающийся от общепринятой оптимальной величины (3o), полученной опытным и расчетным путем. Фрезеровка паза в заполнителе с таким углом скоса для установки дополнительных накладок к верхней и нижней обшивкам приведет к разрушению заполнителя вблизи края отверстия на значительной площади, а накладки с такими скосами для верхней и нижней обшивок, изготовленные заранее или собранные из слоев препрега в зоне ремонта, вставить внутрь панели невозможно. В этой связи теряет смысл основополагающий тезис разработчиков о введении внутренних ремонтных накладок для верхней и нижней обшивки. Взамен накладок, предлагаемых разработчиками, в технологии ремонта полимерных материалов, разработанной в США более 20 лет назад, предусмотрено небольшое утолщение заплат в зоне ремонта за счет нескольких дополнительных слоев препрега.

Технический результат настоящего изобретения состоит в простоте выполнения способа, эффективности выполнения ремонта любых размеров на агрегатах любой толщины.

Технический результат достигается за счет того, что в способе ремонта изделий из полимерных материалов размер каждого последующего слоя клеевого препрега выбирают меньше предыдущего на величину нахлеста, а среднюю часть накладки, располагаемую в сквозной части отверстия, предварительно отверждают путем нагрева и сжатия посредством тарированной струбцины вне ремонтной зоны, а при вклеивании накладки в зону повреждения ее укладывают минимальными слоями вниз, при этом края накладки, оставшиеся неотвержденными, выступающие за контур сквозного отверстия, укладывают на поверхность скоса отверстия в зоне повреждения.

Более подробно ремонт поврежденной поверхности показан на чертежах, где: на фиг. 1 показан дефект и контур вырезки; на фиг. 2 - вырезка конической поверхности по краю дефектной зоны; на фиг. 3 - шаблон для вырезания слоев накладки; на фиг. 4 - вырезанные слои накладки; на фиг. 5 - отверждение средней части накладки; на фиг. 6 - узел А фиг. 5; на фиг. 7 - вклеивание накладки в ремонтируемую зону изделия.

Способ заключается в следующем.

Определяют место повреждения и его границы 1 (фиг. 1), после чего в поврежденной зоне вырезают сквозное отверстие по намеченному контуру 1 (фиг. 2) с образованием вокруг отверстия конической поверхности 2, например, с помощью абразивного круга 3, укрепленного в пневмодрели 4. Размечают и вырезают по шаблонам из плотной бумаги 5 (фиг. 3) слои клеевого препрега 6 накладки, причем каждый последующий слой должен быть меньше предыдущего на величину нахлеста , вычисляемую по формуле = L/n, где L - длина скоса выемки в панели;
n - определяется соотношением толщины ремонтируемой панели к толщине монослоя препрега.

Количество слоев препрега определяют из соотношения
n =Tp/tm,
где Tp - толщина ремонтируемой панели;
tm - толщина монослоя ткани, являющейся основой клеевого препрега.

Вырезанные слои препрега укладывают на антиадгезионной пленке 7 (фиг. 4), помещенной на подложке из алюминиевого сплава 8, причем слои располагают от большего к меньшему с обеспечением равномерного нахлеста слоев. После сборки накладки поверх наименьшего слоя укладывают антиадгезионную пленку 9 (фиг.5), накрывают прокладкой 10 из алюминиевого сплава. Далее среднюю часть накладки, располагаемую в сквозном отверстии, предварительно отверждают путем нагрева и сжатия посредством тарированной струбцины 11 вне ремонтной зоны. В тарированной струбцине наименьшие слои обращены к нагревателю 12. Нагрев контролируется с помощью термопары 13, помещенной между прокладкой 10 и антиадгезионной пленкой 9 (фиг. 6). Вследствие низкой теплопроводности слоев клеевого препрега 6 распространение тепла вне зоны нагрева не происходит.

Величина усилия сжатия слоев препрега 6 накладки в струбцине 11 регулируется и соответствует давлению формования полимерного материала в автоклаве. Происходит отверждение средней части накладки, причем размер отвержденного участка превышает или равен размеру сквозного отверстия в дефектной зоне.

Далее накладку укладывают в поврежденную зону 1 изделия 14 (фиг.7) минимальными слоями вниз, обеспечивают подачу давления воздушным мешком 15 через теплоизолятор 16 и нагреватель 17. При этом края накладки, оставшиеся неотвержденными, выступающие за контур сквозного отверстия, укладывают па поверхность скоса отверстия зоны повреждения и проводят вклеивание накладки в поврежденный участок изделия. Края накладки вследствие низкой теплопроводности полимеров, оставшиеся неотвержденными, легко, без подгонки и зазоров, прилегают к поверхности скосов отверстия в поврежденной зоне. Вклеивание накладки может выполняться также с использованием вакуумного мешка.

Реализация заявленного способа позволяет производить ремонт дефектов любых размеров с высокой эффективностью.

Предлагаемый способ ремонта изделий из полимерных материалов позволяет без демонтажа и вывода из строя объекта осуществлять ремонт известными средствами с использованием простой оснастки. Способ обеспечивает высокоточный подбор слоев препрега и оптимальные прочностные характеристики отремонтированного участка поверхности объекта.


Формула изобретения

Способ ремонта изделий из полимерных материалов, при котором определяют границы зоны повреждения, вырезают поврежденную зону с образованием сквозного отверстия, изготавливают накладку из последовательно наложенных друг на друга слоев клеевого препрега соответствующей формы и вклеивают последовательно в зону повреждения изделия с соблюдением режима нагрева и давления, отличающийся тем, что размер каждого последующего слоя клеевого препрега выбирают меньше предыдущего на величину нахлеста, а среднюю часть накладки, располагаемую в сквозном отверстии, предварительно отверждают путем нагрева и сжатия посредством тарированной струбцины вне ремонтной зоны, а при вклеивании накладки в зону повреждения ее укладывают минимальными слоями вниз, при этом края накладки, оставшиеся неотвержденными, выступающие за контур сквозного отверстия, укладывают на поверхность скоса отверстия зоны повреждения.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии изготовления подшипников скольжения из композиционно-волокнистых материалов

Изобретение относится к газотурбостроению, а именно к способам ремонта лопаток, изготовленных из композиционных материалов, и может быть использовано при ремонте и изготовлении лопаток газотурбинных двигателей, винтов самолетов, лопастей вертолетов, винтов и подводных крыльев в судостроении

Изобретение относится к средствам спасения на воде

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении и ремонте резинометаллических изделий

Изобретение относится к способу быстрого нагрева полимеров, смесей полимеров при изготовлении экструдированных труб из полиэтилена

Изобретение относится к слоистым материалам и может найти широкое применение в различных областях техники и в быту

Изобретение относится к слоистым материалам и может найти широкое применение в различных областях техники и в быту

Изобретение относится к области резинотехнической промышленности и может быть использовано для производства погонажных изделий с объемным рисунком сложной конфигурации, в частности для выпуска ковровых покрытий, применяемых в автомобилестроении, строительстве и т.д

Изобретение относится к промышленности резино-технических изделий, в частности к способам ремонта гуммированной аппаратуры

Изобретение относится к шинной промышленности и может быть использовано для ремонта сквозных повреждений покрышек пневматических шин

Изобретение относится к резиновой заплате для ремонта радиальной шины, к способу ремонта радиальной шины, к отремонтированной радиальной шине. Резиновая заплата состоит из слоев армирующих нитей корда, каждый из которых образован путем покрытия множества армирующих нитей корда, расположенных параллельно друг другу, резиной. Слои армирующих нитей корда образуют многослойную пластину, в которой они ламинированы от одной стороны к другой стороне. Зона, ограниченная контурной кривой, соединяющей концы соседних нитей корда из множества армирующих нитей корда на ее одной концевой стороне, другой контурной кривой, соединяющей концы соседних нитей корда из множества армирующих нитей корда на ее другой концевой стороне, и самыми наружными армирующими нитями корда в направлении соединения нитей корда множества армирующих нитей корда, представляет собой усиливающую зону в каждом слое армирующих нитей корда. Один слой армирующих нитей корда имеет одну усиливающую зону. Другой слой армирующих нитей корда включает в себя армирующие нити корда, имеющие то же направление укладки нитей корда, что и армирующие нити корда одного слоя армирующих нитей корда, и ламинирован на другой стороне в направлении ламинирования слоев, имеет другую усиливающую зону. Другая усиливающая зона расположена внутри одной усиливающей зоны. Изобретение обеспечивает повышение срока эксплуатации отремонтированной шины. 3 н. и 11 з.п. ф-лы, 23 ил., 2 табл.

Изобретение относится к способу обработки волоконно-пластмассового композита роторной лопасти, заготовке в виде составного композита и к ультрафиолетовой лампе для затвердевания затвердевающего под действием ультрафиолета матричного материала на роторной лопасти. Согласно способу создают подлежащий обработке волоконно-пластмассовый композит на роторной лопасти. Подготавливают локальную зону обработки волоконно-пластмассового композита. Создают волоконно-матричный композит, содержащий затвердевающий под действием ультрафиолета матричный материал и волоконный материал. Наносят волоконно-матричный композит на локальную зону обработки волоконно-пластмассового композита. Осуществляют затвердевание матричного материала с помощью ультрафиолетового излучения. Изобретение обеспечивает повышение физико-механических свойств получаемых изделий. 3 н. и 8 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к технологии ремонта изделий, содержащих термопластичные полимерные поверхности. Способ ремонта изделий из термопластичных материалов включает механическую обработку дефектного места 1. Ремонтная пластина 3 необходимых размеров и близкая по химическому составу к материалу изделия закрепляется к изделию 2 метизами 5. Просверливаются отверстия 4 под шпунты с заходом в основной материал изделия 2. Ремонтная пластина 3 скрепляется с изделием 2 клеящим полимером как по торцам, так и шпунтами. По краям пластины 3 имеется фаска или углубление, которое, как и отверстия, заполняется расплавленным полимером из экструдера. Затем метизы 5 выворачиваются и в образовавшиеся отверстия также заливается клеящий полимер. После охлаждения дефектное место 1 обрабатывается под необходимые размеры изделия 2 механическим способом. Изобретение позволяет просто и надежно отремонтировать полимерсодержащие изделия с низкими трудозатратами и с использованием недорогих и доступных средств ремонта. 4 ил.

Изобретение относится к ремонту шины. Шероховальный инструмент для стачивания поверхности шины содержит вращающие средства для вращения шероховального круга, шероховальный круг, с возможностью вращения прикрепленный к вращающим средствам, и ограничитель глубины стачивания, прикрепленный к вращающим средствам. Ограничитель глубины стачивания содержит два вращающихся направляющих ролика, прикрепленных с возможностью вращения к ограничителю глубины и расположенных на расстоянии друг от друга вдоль общей оси вращения, так что шероховальный круг расположен между указанными двумя направляющими роликами. Шероховальный круг выполнен с возможностью прохождения на заданное расстояние за пределы диаметра указанных направляющих роликов, соответствующее необходимой глубине стачивания, при этом ось вращения шероховального круга расположена по существу перпендикулярно общей оси вращения направляющих роликов. Обеспечивается восстановление области шины в случае ее повреждения в процессе эксплуатации. 3 н. и 16 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к технологии ремонта изделий, содержащих термопластичные полимерные поверхности. Способ ремонта изделий из термопластичных материалов включает механическую обработку дефектного места 1. Ремонтная пластина 3 необходимых размеров и близкая по химическому составу к материалу изделия закрепляется к изделию 2 метизами 5. Просверливаются отверстия 4 под шпунты с заходом в основной материал изделия 2. Ремонтная пластина 3 скрепляется с изделием 2 клеящим полимером как по торцам, так и шпунтами. По краям пластины 3 имеется фаска или углубление, которое, как и отверстия, заполняется расплавленным полимером из экструдера. Затем метизы 5 выворачиваются и в образовавшиеся отверстия также заливается клеящий полимер. После охлаждения дефектное место 1 обрабатывается под необходимые размеры изделия 2 механическим способом. Изобретение позволяет просто и надежно отремонтировать полимерсодержащие изделия с низкими трудозатратами и с использованием недорогих и доступных средств ремонта. 4 ил.

Изобретение относится к области механической обработки сотового заполнителя на основе стеклоткани с целью придания ему гибкости. Техническим результатом является повышение гибкости стеклосотопластовых панелей, вырезаемых из стеклосотопластового блока, с сохранением достаточной прочности. Технический результат достигается способом вырезки узловых соединений ячеек стеклосотопластового блока, который включает разметку и вырезку стенок ячеек с использованием цилиндрической оправки. Оправку выполняют с внешним радиусом 0,75-0,95 длины грани ячейки, сквозным осевым отверстием радиусом 0,2-0,4 длины грани ячейки, буртиком и расположенными с противоположной ему стороны под углом 120° друг к другу сквозными осевыми прорезями, имеющими ширину не менее двойной толщины стенки ячейки и длину не менее половины высоты стеклосотопластового блока. Цилиндрическую оправку базируют посредством упомянутых осевых прорезей на стенках ячеек и осуществляют вырезку стенок ячеек на глубину, равную не менее половины высоты стеклосотопластового блока, закрепленной в дрели цилиндрической концевой фрезой, которую вводят в сквозное осевое отверстие цилиндрической оправки. Переворачивают стеклосотопластовый блок на 180° и проводят вырезку стенок ячеек с его противоположной стороны. При этом удаляемая часть грани ячейки составляет 0,25-0,35 ее длины. Разрезают стеклосотопластовый блок на стеклосотопластовые панели. 3 з.п. ф-лы, 3 ил., 2 пр.
Наверх