Способ прокатки прутков из псевдо--титановых сплавов

 

Изобретение относится к получению прутков из псевдо--титановых сплавов для изготовления болтов. Сущность изобретения состоит в том, что осуществляют прокатку прутков в -области в два этапа и окончательную прокатку в (+)-области с охлаждением на воздухе после каждой деформации. Параметры прокатки: первый этап - нагрев до Тпп + (40-150)oС, степень деформации 97-97,6%, второй этап - нагрев до Тпп + 20oС, степень деформации 37-38%, окончательная прокатка - нагрев до Тпп - (20-50)oС, степень деформации 54 - 55%. Техническим результатом является получение микроструктуры 1-2 типа по шкале ВИАМ, что обусловливает прочность не менее 85 кгс/мм2, а также возможность проведения осадки вхолодную со степенью 75%. 6 ил.

Изобретение относится к области металлургии, в частности к способам обработки титановых сплавов, и может быть использовано при получении прутков для изготовления крепежных изделий, в частности болтов различной конфигурации, которые в свою очередь в технологической схеме своего изготовления подвергаются операции холодной высадки.

Известен способ горячей прокатки прутков из (+)-титановых сплавов, содержащий нагрев заготовки до температуры выше температуры полиморфного превращения в -области, прокатку при этой температуре с суммарной деформацией металла на 50-90%, охлаждение до температуры окружающей среды, промежуточный подогрев раскатов в интервале температур на 20-50oС ниже температуры полиморфного превращения в (+)-области и последующую деформацию с суммарным обжатием на 60-85% (Авторское свидетельство СССР 383481, B21B3/00, 1973) - прототип.

Недостатком данного способа является то, что он не устанавливает конкретную температуру металла в -области, при которой деформируется металл, особенно в конце деформации в -области. В связи с этим исходное микрозерно подката, деформированного в -области, формируется различным и измеряется от 100 мкм до 1000 мкм. Следовательно, для формирования необходимой микроструктуры в готовом прутке для зерен различного размера требуется различная степень последующей деформации.

Заявленный способ совпадает с данным способом по следующим существенным признакам: нагрев заготовки до температуры выше температуры полиморфного превращения в -области, прокатка при этой температуре, охлаждение до температуры окружающей среды, нагрев подката до температуры на 20-50oС ниже температуры полиморфного превращения в (+)-области и окончательная прокатка при этой температуре.

Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, заключается в получении прутков из псевдо--титановых сплавов с микроструктурой 1-2 типа по девятитипной шкале микроструктур для сплава Вт16 ОСТ 1-90202-75. Поскольку материал прутков для изготовления крепежных изделий, в частности болтов различной конфигурации, по технологической схеме подвергается операции холодной высадки, он должен выдерживать осадку вхолодную со степенью 75%. При этом материал должен обладать достаточной прочностью B = 85-95 кгс/мм. Комплекс этих свойств достигается при вполне определенной микроструктуре. Микроструктура должна быть глобулярная мелкодисперсная с участками границ бывшего -зерна 1-2 типа (фиг. 1) по девятитипной шкале BИAM для сплава Вт16 ОСТ 1-90202-75. Микроструктура менее 1 типа обладает меньшей стойкостью к распространению трещин, поэтому материал прутков с такой микроструктурой не выдерживает осадки вхолодную со степенью деформации по высоте 75% (фиг. 2). А материал со структурой 3 типа обладает меньшей пластичностью по сравнению с материалом, имеющим микроструктуру 1-2 типа, и также не выдерживает испытаний на осадку со степенью деформации 75% (фиг. 3).

Указанный технический результат достигается тем, что в способе прокатки прутков из псевдо- -титановых сплавов для крепежных изделий, включающем нагрев заготовки до температуры выше температуры полиморфного превращения в -области, прокатку при этой температуре, охлаждение до температуры окружающей среды, нагрев подката до температуры на 20-50oС ниже температуры полиморфного превращения в (+)-области и окончательную прокатку при этой температуре, в соответствии с изобретением нагрев и деформацию в -области проводят в два этапа, при этом на первом этапе заготовку нагревают до температуры на 40-150oС выше температуры полиморфного превращения, деформируют со степенью деформации 97-97,6% и охлаждают на воздухе, на втором этапе подкат нагревают до температуры на 20oС выше температуры полиморфного превращения и деформируют со степенью деформации 37-38%, а окончательную прокатку в (+)-области проводят со степенью деформации 54-55%.

Изобретение поясняется фотографиями. На фиг. 1 показана микроструктура 1-2 типа по девятибальной шкале ВИАМ для сплава Вт16 ОСТ 1-90202-75. На фиг. 2 показано разрушение образца с микроструктурой 1 типа по шкале ВИАМ, осаженного вхолодную со степенью деформации 75%. На фиг. 3 показано разрушение образца с микроструктурой 3 типа по шкале ВИАМ, осаженного вхолодную со степенью деформации 40%. На фиг. 4 показана микроструктура подката с размером -зерна 800 - 1000 мкм, на фиг. 5 - с размером -зерна 100 - 200 мкм. На фиг. 6 показан образец от прутка с микроструктурой 1-2 типа по шкале ВИАМ, полученного заявленным способом, после осадки вхолодную со степенью деформации 86%.

Способ реализуют следующим образом.

Исходную заготовку, имеющую -структуру, нагревают до температуры Тпп + (40-150)oС и прокатывают при этой температуре. Так как псевдо--сплавы имеют низкую температуру полиморфного превращения и, следовательно, высокое сопротивление деформации при температуре ниже Тпп + 40oС, то целесообразно начальную деформацию заготовки провести в заявленном интервале температур. Деформация при этой температуре составляет 97-97,6%. В результате на подкате получают -структуру с размером -зерна 800-1000 мкм (фиг. 4). Подкат охлаждают на воздухе. Далее подкат нагревают до температуры Тпп + 20oС и прокатывают при этой температуре. Так как подкат имеет малое поперечное сечение, то усилие при прокатке не будет превышать предельные значения. Деформация при этой температуре составляет 37-38%, что обеспечивает получение на подкате микроструктуры с -зернами с размером -зерна 100-200 мкм (фиг. 5). Подкат охлаждают на воздухе. Далее подкат нагревают до температуры Тпп - (20-50)oС и прокатывают до готового размера со степенью деформации 54-55%, которая обеспечивает получение микрозерна структуры 1-2 типа (фиг. 1).

Пример 1.

Заявленный способ опробован при производстве прутков диаметром 8,5 мм из титанового сплава Вт16, предназначенных для изготовления болтов холодной высадкой.

Заготовку диаметром 130 мм сплава Вт16, имеющего температуру полиморфного превращения Тпп = 875oС, нагрели до температуры 1050oС и прокатали на прутки диаметром 19 мм со степенью деформации 97,6%. Прутки охладили до комнатной температуры. Затем подкат нагрели до температуры 895oС, прокатали на прутки диаметром 15 мм со степенью деформации 38% и охладили на воздухе. Затем подкат нагрели до температуры 835oС и прокатали на прутки диаметром 10 мм со степенью деформации 55%.

После необходимой термообработки и обточки на диаметр 8,5 мм от прутков были отрезаны образцы для исследования микроструктуры, испытаний на осадку и испытаний механических свойств. Микроструктура была оценена 1-2 типом (фиг. 1). После испытания на осадку по ГОСТ 8817-82 образцы от прутков выдержали деформацию 86% (фиг. 6). Результаты испытаний механических свойств соответствуют требованиям технических условий.

Пример 2 (по прототипу).

Заготовку диаметром 60 мм сплава Вт16, имеющего Тпп = 880oС, нагрели до температуры 1050oС и прокатали на прутки диаметром 20 мм со степенью деформации 88,9%. Нагрели подкат до температуры 840oС и прокатали на прутки диаметром 10 мм со степенью деформации 75%. Далее полученные прутки обработали аналогично описанному в примере 1. Микроструктура прутков соответствует 3 типу по шкале ВИАМ. Образцы на осадку не выдержали испытаний (фиг. 3).

Формула изобретения

Способ прокатки прутков из псевдо--титановых сплавов для крепежных изделий, включающий нагрев заготовки до температуры выше температуры полиморфного превращения в -области, прокатку при этой температуре, охлаждение до температуры окружающей среды, нагрев подката до температуры на 20-50oС ниже температуры полиморфного превращения в (+)-области и окончательную прокатку при этой температуре, отличающийся тем, что нагрев и деформацию в -области проводят в два этапа, при этом на первом этапе заготовку нагревают до температуры на 40-150oС выше температуры полиморфного превращения, деформируют со степенью деформации 97-97,6% и охлаждают на воздухе, на втором этапе подкат нагревают до температуры на 20oС выше температуры полиморфного превращения и деформируют со степенью деформации 37-38%, а окончательную прокатку в (+)-области проводят со степенью деформации 54-55%.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургии, в частности к способам получения прутков и полос из технического титана с регламентированной -структурой
Изобретение относится к деформационно-термической обработке с изменением физико-механических свойств металла и может быть использовано в машиностроении, авиадвигателестроении и медицине при изготовлении полуфабрикатов из титана
Изобретение относится к способам обработки сплавов с обратимым эффектом памяти формы и может быть использовано в технике и медицине

Изобретение относится к цветной металлургии, а именно к термомеханической обработке титановых сплавов, и применяется при изготовлении плит из штампованного или кованого в -области сляба методом горячей продольной или продольно-поперечной прокатки

Изобретение относится к области цветной металлургии, а именно к созданию современных титановых сплавов, используемых для изготовления преимущественно крупногабаритных поковок, штамповок, деталей крепежа и других деталей авиационной техники
Изобретение относится к области радиационно-пучковых технологий модифицирования материалов и может быть использовано при получении конструкционных материалов, обладающих уникальными свойствами, для применения в двигателестроении, в авиационной и химической промышленности

Изобретение относится к обработке металлов и сплавов давлением, в частности к обработке сплавов на основе алюминидов титана TiAl (-фаза) и Ti3Al (2-фаза), полученных литьем или методом порошковой металлургии

Изобретение относится к области обработки металлов и сплавов давлением, в частности к обработке сплавов на основе алюминидов титана TiAl (-фаза) и Ti3Al (2-фаза), полученных литьем или методом порошковой металлургии
Изобретение относится к технике производства тонких прутков и проволоки, обладающих эффектом памяти формы и сверхупругостью из сплавов системы никель-титан с памятью формы, имеющих широкую область применения, в том числе для выполнения пружин и рессор транспортных средств, а также другого оборудования и изделий

Изобретение относится к прокатному производству и предназначено для регулирования процесса горячей и/или холодной прокатки

Изобретение относится к области прокатного производства, а точнее к опорам валков листовых прокатных станов

Изобретение относится к прокатному оборудованию, а точнее к приводам прокатных станов, и касается конструкций универсальных шарниров шпинделей

Изобретение относится к обработке металлов давлением и касается технологии получения сортового проката, в частности круглых прутков из труднодеформируемых титановых сплавов, методом многопроходовой поперечно-винтовой прокатки

Изобретение относится к приводам последовательно расположенных клетей непрерывного прокатного стана

Изобретение относится к приводам последовательно расположенных клетей непрерывного прокатного стана

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к способам получения катанки из бывшего в употреблении контактного провода

Изобретение относится к производству биметалла методом холодной прокатки и касается усовершенствования опоры прокатного валка

Изобретение относится к устройству для протягивания прокатываемых лент, содержащему преимущественно один стационарно установленный прокатный валок и расположенный напротив второй регулируемый прокатный валок, который установлен в качающейся раме, поворачиваемой с помощью рабочих цилиндров, образованной из двух противолежащих качающихся рычагов, соединенных в области их общей оси поворота с помощью основания, закрепленного с двух сторон на раме приводного устройства
Наверх