Способ предотвращения скользкости дорожных покрытий

 

Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с зимней скользкостью, используемым для обеспечения безопасного движения автотранспорта на автодорогах и для борьбы с гололедом. Способ предотвращения скользкости дорожных покрытий осуществляется путем нанесения ацетатсодержащего вещества - побочного продукта производства политетраметиленэфиргликоля, включающего, мас. %: в твердом виде (кристаллогидрат) ацетат натрия 57-59; не растворимый в воде остаток - 0,2-0,7; вода - остальное, в жидком виде с рН 8-10 - ацетат натрия - 25-32, хлорнокислый натрий - 2-5; вода - остальное, при расходе обеих форм 12-15 кг на 1000 м2 в расчете на безводный ацетат натрия. Технический результат - повышение экономической эффективности и экологической безопасности в борьбе с зимней скользкостью дорожных покрытий.

Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с зимней скользкостью, используемым для обеспечения безопасного движения автотранспорта на автодорогах и для борьбы с гололедом.

Известны способы предотвращения скользкости дорожных покрытий с помощью химических веществ: хлористого магния (MgCl2 6 Н2О), хлористого кальция (СаСl2) ( Бялобжеский Г. В. и др. Борьба с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. - М. : Транспорт. 1975, с. 25). Недостатком данных способов является высокая химическая активность используемых веществ, затраты на их производство.

Наиболее близким по технической сущности является способ предотвращения скользкости дорожных покрытий с помощью хлористого натрия (NaCl) - поваренной соли. (Бялобжеский Г. В. и др. Борьба с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. - М. : Транспорт, 1975, с. 26).

Недостатком данного способа является расход полезного для промышленности материала - поваренной соли (NaC1), затраты на ее получение. Использование данного способа приводит вследствие высокой химической активности NaCl к ускорению разрушения дорожных покрытий и железобетонных конструкций, коррозии металлических деталей автомашин, засолению придорожной почвы, что отрицательно сказывается на развитии деревьев и кустарников.

Цель предлагаемого изобретения - повышение экономической эффективности и улучшение экологической безопасности.

Сущность способа заключается в том, что в качестве химического вещества используют ацетатсодержащий побочный продукт производства политетраметиленэфиргликоля (ПТМЭГ), включающий, мас. %: в твердом виде - кристаллогидрат: Ацетат натрия - 57-59 Не растворимый в воде остаток - 0,2-0,7 Вода - Остальное в жидком виде с рН 8-9: Ацетат натрия - 25-32 Хлорнокислый натрий - 2-5 Вода - Остальное, при расходе обеих форм 12-15 кг на 1000 м2 в расчете на безводный ацетат натрия. (Технологический регламент производства "Спандекс" АО "Химволокно" г. Волжский).

Технология способа состоит в следующем.

Готовилась смесь ацетата натрия и песка в массовом соотношении 1: 10 и наносилась на опытный участок с ледяным образованием. Расход смеси составил 300 кг на 1000 м2. Ледяная поверхность под слоем смеси подтаяла, лед стал рыхлым.

Жидкая форма была приготовлена путем растворения порошка ацетата натрия с водой в массовом соотношении 1: 1. При этом концентрация безводного ацетата натрия составила 28 мас. %. Обработка участка с ледяным образованием проводилась с помощью поливочной машины. Расход раствора на обработанный участок составил 0,2-0,3 л/м2. Обработанный участок имеет частично оттаявшую, разрыхленную снежную массу.

Техническая эффективность противогололедного средства определяется на уровне эффективности смеси песок - поваренная соль. По сравнению с поваренной солью химическое вещество по предлагаемому способу - ацетатсодержащий отход производства ПТМЭГ имеет ряд преимуществ: экологически более безопасен, так как при попадании на почву и в воду легко усваивается микроорганизмами, коррозионно малоактивен по отношению к металлам, конструкциям дорожных покрытий. Кроме того, предлагаемое вещество является побочным продуктом промышленного процесса, что позволяет рационально использовать отходы производства и исключить затраты на производство применяемого химического вещества в способе предотвращения скользкости дорожных покрытий.


Формула изобретения

Способ предотвращения скользкости дорожных покрытий путем нанесения на покрытие химического вещества, отличающийся тем, что в качестве химического вещества используют ацетатсодержащий побочный продукт производства политетраметиленэфиргликоля, включающий, мас. %:
в твердом виде - кристаллогидрат:
Ацетат натрия - 57-59
Не растворимый в воде остаток - 0,2-0,7
Вода - Остальное
в жидком виде с рН 8-10:
Ацетат натрия - 25-32
Хлорнокислый натрий - 2-5
Вода - Остальное
при расходе обеих форм 12-15 кг на 1000 м2 в расчете на безводный ацетат натрия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к производству дорожно-строительных материалов, а именно к смесям из каменных материалов с противогололедной добавкой, обработанных органическими вяжущими веществами (битумом), и может быть применено для устройства покрытий с шероховатой поверхностью на автомобильных дорогах

Изобретение относится к эксплуатации автомобильных дорог и может быть применено для обеспечения полного использования прочностного ресурса материалов дорожной одежды, ликвидации колееобразования, улучшения ровности и безопасности движения за счет равномерного износа по ширине

Изобретение относится к коммунальному и дорожному хозяйству, а именно к устройствам для очистки дорог от снежно-ледяных образований

Изобретение относится к области эксплуатации дорог в зимних условиях, а конкретно к способам создания шероховатости на снежно-ледяных поверхностях

Изобретение относится к области создания безопасных условий для движения транспортных средств по бетонной поверхности при снегопадах, наледях и туманах

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных дорог

Изобретение относится к строительству, а именно к способам обработки покрытия автомобильных дорог, аэродромов, площадок и тротуаров

Изобретение относится к наполнителям для путей движения транспорта, в частности, к порошкообразным наполнителям для битумсодержащих путей движения транспорта

Изобретение относится к области транспортного строительства: мостов, набережных, эстакад и автомобильных дорог, аэродромов, проложенных в непосредственной близости от больших водоемов (океанов, морей, заливов, озер) и водотоков (рек, каналов), и может быть использовано для защиты их покрытий от обледенения, а также сохранения их твердости в теплое время года

Изобретение относится к химической технологии волокнистых материалов, в частности к отделке текстильных материалов для придания водо- и маслоотталкивающих свойств

Изобретение относится к новым профилактическим средствам, которые могут быть использованы для предотвращения прилипания и примерзания материалов в строительной, горнорудной, металлургической, коксохимической, угольной и других отраслях промышленности в условиях низких отрицательных температур

Изобретение относится к применению этой композиции таким образом, чтобы способствовать уменьшению образования снега и льда на дорогах, мостах, взлетно-посадочных полосах, рулежных дорожках и других наружных поверхностях

Изобретение относится к разработке антигололедных композиций и может быть использовано для борьбы с гололедом на дорожных и аэродромных покрытиях

Изобретение относится к средству для удаления льда на основе ацетатов щелочных металлов, формиатов щелочных металлов или смеси их обоих для поверхностей дорог
Изобретение относится к способам получения материалов для нанесения на поверхность с целью предотвращения или уменьшения налипания на нее льда, тумана или воды, для нанесения материалов на поверхности с целью предотвращения обледенения или для оттаивания
Изобретение относится к области неорганической химии

Изобретение относится к получению состава противогололедного водного раствора для обработки поверхности дорог от зимней скользкости (снежный накат, гололед, гололедица) на дорогах и улицах, в городах и населенных пунктах

Изобретение относится к химической промышленности

Изобретение относится к химической промышленности
Наверх