Игровой шар

 

Игровой шар относится к играм, в частности к головоломкам с элементами, подвижными по отношению друг к другу. Состоит из двух частей, имеющих вид шаровых сегментов, симметричных относительно оси вращения, имеющих общую центральную ось, поворачиваемых вокруг центральной оси, средней части (зона сферы), дополняющей обе части до сферы, направляющего паза, расположенного по периферии шара в плоскости его большого круга и выполненного на внешних поверхностях обеих частей шара и средней части, и размещенных по периметру в ряд друг за другом в направляющем пазу игровых элементов. Сегментообразные части выполнены в виде конусов, которые жестко связаны друг с другом своими вершинами с возможностью совместного поворота вокруг центральной оси таким образом, что при повороте одного сегмента происходит автоматический поворот другого вместе с ним. Игровые элементы выполнены в виде радиально выступающих наружу из направляющего паза дискообразных элементов, плоскость которых совпадает с плоскостью большого круга так, что лицевая сторона игровых элементов управления находится всегда в поле зрения играющего. Данная конструкция шара увеличивает количество возможностей и вариантов игры, а также повышает степень трудности. 13 з. п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение касается игрового шара, состоящего по меньшей мере из двух симметричных относительно осей вращения частей, выполненных с возможностью их поворота относительно друг друга.

Известны игровые кубики, получившие широкое распространение под названием "кубик Рубика". Подобного рода кубики состоят из элементов, поворачиваемых относительно друг друга, в зависимости от обстоятельств, в одной плоскости, при этом соответственно возможен поворот вокруг двух взаимно перпендикулярных осей.

Игровой шар такого рода известен из US-A-44 52 454. Здесь он состоит из двух диаметрально противолежащих друг другу сегментов сферы и диска, дополняющего их до сферы и служащего для них компонующим звеном. Оба сегмента могут поворачиваться независимо друг от друга и от диска. На поверхности сферы размещены подвижные игровые элементы, расположенные поясами в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти элементы представляют при этом часть поверхности игрового шара, так что играющий может охватить взглядом во время игры лишь очень ограниченное количество игровых элементов.

Далее, из G 82 02 370.0 известен игровой шар - головоломка, корпус которого образован по меньшей мере двумя перемещаемыми друг относительно друга составными частями, которые контактируют друг с другом по разделительной линии, а на участке внешней поверхности составных частей имеются пути, связывающие две разъединенные разделительной линией точки, так что относительное смещение составных частей по разделительной линии пошагово соединяет отдельные пути в траектории различной конфигурации, при этом в путях (или траекториях) размещены и перемещаемы в них элементы в форме бусин.

В основе изобретения лежит задача создать игровой шар, который предлагал бы играющему особенно большое количество возможностей и вариантов игры, а также очень высокую степень трудности и при этом имел бы относительно простую конструкцию.

Кроме того, задачей изобретения является расположение игровых элементов на поверхности шара таким образом, чтобы во время игры они были полностью обозримы в совокупности и играющий мог бы взглядом оценить в любой момент игровую ситуацию.

Поставленная задача в игровом шаре, состоящем по меньшей мере из двух частей, имеющих вид шаровых сегментов, симметричных относительно оси вращения, имеющих общую центральную ось, поворачиваемых вокруг центральной оси, средней части (зона сферы), дополняющей обе части до сферы, направляющего паза, расположенного по периферии шара в плоскости его большого круга и выполненного на внешних поверхностях обеих частей шара и средней части, и размещенных по периметру в ряд друг за другом в направляющем пазу игровых элементов, согласно изобретению решается тем, что сегментообразные части выполнены в виде конусов, которые жестко связаны друг с другом своими вершинами с возможностью совместного поворота вокруг центральной оси таким образом, что при повороте одного сегмента происходит автоматический поворот другого вместе с ним; игровые элементы выполнены в виде радиально выступающих наружу из направляющего паза дискообразных элементов, плоскость которых совпадает с плоскостью большого круга так, что лицевая сторона игровых элементов управления находится всегда в поле зрения играющего.

Предпочтительно, чтобы обе обращенные друг к другу, связанные друг с другом вершины конусов были выполнены в виде входящих друг в друга и зафиксированных относительно друг друга, предпочтительно в осевом направлении, выступов.

Целесообразно, чтобы симметричная относительно оси поворота средняя часть была снабжена фиксаторами, попадающими в соответствующие выемки поверхностей обоих конусов, при этом положение фиксации может быть преодолено путем соответствующего ручного силового воздействия.

Игровые элементы снабжены введенным в направляющий паз направляющим приспособлением в виде одного или нескольких наконечников.

В направляющем пазу выполнены углубления, в которые с фиксацией западают направляющие приспособления игровых элементов, а положение фиксации может быть преодолено силовым воздействием при повороте управляемых элементов.

Направляющее приспособление выполнено в виде насадок на игровой элемент с возможностью перемещения и фиксации игровых элементов вдоль паза.

Каждому участку направляющего паза, выполненного на сферических сводах и средней части, соответствует целое число, предпочтительно разное, игровых элементов с направляющими приспособлениями для обеспечения поворота подвижных частей шара вокруг центральной оси.

Кольцевая средняя часть снабжена двумя конусными элементами, центральные оси которых расположены под углом к главной центральной оси и приводятся во вращение вокруг их центральных осей от одного из конусов, и на сферических сводах конусных элементов, участках средней части, разделенной конусными элементами, и сводовых поверхностях обоих конусов размещено соответственно по целому числу игровых элементов.

Приводными приспособлениями для обоих конусных элементов являются шестерни или фрикционные колеса, связанные функцией привода с соответствующими зубчатыми элементами или фрикционными поверхностями конусов.

В направляющем пазу находятся два кольца игровых элементов, в расположенных непосредственно друг над другом параллельных плоскостях с возможностью поворота обоих колец игровых элементов относительно друг друга в их параллельных плоскостях.

Игровые элементы на их радиально-внешних окончаниях снабжены вспомогательными элементами для обслуживания, например, увеличивающимися наружу утолщениями, выступами или углублениями для пальцев.

В плоскости, перпендикулярной плоскости направляющего паза, выполненного только в средней части, имеет второй направляющий паз, в котором размещены дополнительные игровые элементы, по конструкции одинаковые с находящимися в первом направляющем пазу, и при повороте обоих конусов или кольцевой средней части игровые элементы обеих взаимно перпендикулярных плоскостей могут взаимно пересекаться и комбинироваться друг с другом.

В средней части расположен отдельный, проходящий по всему периметру направляющий паз.

Второй направляющий паз и находящиеся в нем игровые элементы имеют толщину "а", меньшую, чем расстояние между двумя соседними игровыми элементами первого направляющего паза.

При этом необходимо, чтобы между двумя соседними игровыми элементами, принадлежащими одному направляющему пазу, было достаточно большое расстояние, чтобы игровые элементы другого направляющего паза, расположенные под прямым углом к первым игровым элементам, могли быть проведены между каждыми двумя соседними игровыми элементами. Для этого целесообразно выполнить игровые элементы в виде тонких дисков.

Игровой шар согласно изобретению имеет то решающее преимущество, что все игровые элементы и вместе с тем все игровые ситуации в вариантах исполнения по фигурам 1-10 (а по фигурам 11-15 преобладающая часть) могут быть охвачены играющим одним взглядом, т. к. все они находятся в поле его зрения; что комбинации, предлагаемые играющему, чрезвычайно разнообразны и что возможно множество вариантов упорядочения играющим игровых элементов, т. к. они различаются как цифрами (или маркировкой), так и цветом. Так, с одним и тем же игровым шаром играющий может, например, при первой степени трудности упорядочивать игровые элементы по цвету, при второй - по определенной последовательности цифр, а при третьей - по цвету и цифрам. Тем самым играющий может достичь чрезвычайно большого числа игровых возможностей и вариаций и, как следствие, большего игрового многообразия. Конструктивное устройство такого рода игрового шара сравнительно просто и удобно.

Игровые элементы вместо цифровой могут иметь буквенную или другую отличительную маркировку, например картинки или тому подобное.

Изобретение поясняется ниже на примерах исполнения с помощью чертежей. Здесь показаны: фиг. 1 - общий вид на первый вариант исполнения игрового шара согласно изобретению; фиг. 2 - разрез в плоскости фиг. 1; фиг. 3 - другое представление этого разреза; фиг. 3а - фиксирующее приспособление; фиг. 4 - вид сбоку в разрезе с игровым элементом; фиг. 5 - вид сбоку в разрезе без игровых элементов; фиг. 6 - вид сбоку на игровой шар с игровыми элементами, повернутый относительно фиг. 3 на 90o; фиг. 7 - второй вариант исполнения изобретения в разрезе; фиг. 8 - вариант согласно фиг. 7 в измененной позиции;
фиг. 9 - третий вариант исполнения изобретения, общий вид;
фиг. 10 - вариант согласно фиг. 9 в изображении, повернутом относительно фиг. 9 на 90o;
фиг. 11 - разрез через игровой элемент по фиг. 10;
фиг. 12 - четвертый вариант исполнения изобретения, общий вид;
фиг. 13 - вариант согласно фиг. 12 в другом, повернутом на 90oС изображении;
фиг. 14 - пятый вариант исполнения изобретения со вторым сплошным направляющим пазом без игровых элементов, общий вид; и
фиг. 15 - вариант согласно фиг. 14 с игровыми элементами, расположенными во втором направляющем пазу.

Игровой шар состоит из конуса 1 с углом раскрытия, например, 120o и сферическим сводом 2, причем вершина 3 конуса выполнена цилиндрической и имеет углубление 4; далее, из конуса 5 с углом раскрытия, например, 60o и сферическим сводом 6, а также трубкообразной вершиной 7, которая выступом 7' заходит в углубление 4 цилиндрического окончания 3 вершины конуса. Оба конуса 1 и 5 дополняются кольцеобразной средней частью 8 до сферы. На внешней поверхности 9 средней части 8 имеется периферический направляющий паз 10, пересекающий всю поверхность сферы, т. е. также сводовые поверхности 2 и 6. Направляющий паз 10 служит для размещения игровых элементов 11, выполненных, например, в виде дисков, на которых сформованы направляющие приспособления 12 в виде, например, направляющих наконечников 12, которые введены в паз 10 и могут в нем перемещаться и которые позиционируются, четко фиксируясь в углублениях 13. Вместо представленных двух раздельных направляющих приспособлений 12 на один игровой элемент 11, 11', 11'', . . . может быть предусмотрен единственный направляющий наконечник. Цифрой 14 обозначена главная ось игрового шара, вокруг которой в направлениях 15 и 16 (фиг. 2) могут поворачиваться оба конуса 1 и 5.

В зависимости от обстоятельств, одна из внутренних поверхностей средней части 8 имеет выемку или сверление 17 (17') с помещенной в нем пружиной 19 (19') для соответствующего фиксатора 18 (18') конусов 1 и 5. Пружина 19 (19') оказывает давление на шарообразный фиксаторный элемент 20 (20') и позиционирует его в углеблении 20а. Эти фиксирующие приспособления служат при игре в качестве вспомогательных средств позиционирования (арретирования).

Сводовые поверхности 2 и 6 конусов 1 и 5, охватывающие, например, угол сферы между приблизительно 150o и 30o, вмещают целое число игровых элементов (или дисков) 11, 11', 11'', . . . , например, поверхность 2 - четыре диска и поверхность 6 - два. В зависимости от обстоятельств, при этом варианте исполнения в обоих периферических пазах средней части находится по три диска, так что в представленном варианте предусмотрено в целом двенадцать дисков (или игровых элементов), примыкающих друг к другу по периметру.

Оба конуса 1 и 5 связаны между собой предпочтительно жестко или неразъемно, но с возможностью поворота относительно друг друга, например, посредством вклеивания выступа 7' в углубление 4. Однако соединение может быть также осуществлено посредством стопора, при этом концы обоих конусов прижимаются друг к другу, и в соответствующую установочную поверхность запрессовывается, например, стреловидный стопорный элемент, так что благодаря распорному действию стреловидного элемента движение в обратную сторону более невозможно.

Диски (или управляемые элементы) 11, 11', 11'', . . . снабжены на лицевых поверхностях цифровой или подобной маркировкой, фон дисков окрашен, причем группы дисков могут быть окрашены одинаково. На чертеже расстановка дисков выбрана такой, что предусмотрено двенадцать дисков, следующих друг за другом по кольцу, однако изобретение не ограничено этим числом дисков (общее количество может быть выбрано меньшим или большим). С нечетным количеством, например, с тринадцатью дисками, получается игра, более богатая вариантами.

В варианте согласно фигурам 7 и 8 дополнительно к двум конусам 1 и 5 в кольцевой средней части введены еще два диаметрально противолежащих конусных элемента 21, 22 с соответствующими центральными осями 14' и 14'', которые так связаны с конусом 1, что при его повороте приводятся в действие шестерни 23,24 или соответствующие приводные передаточные элементы, находящиеся в зацеплении с зубчатыми элементами 23', 24' или т. п. , находящимися в виде зубчатого венца на конусе 1. В этом варианте каждый из конусных элементов 21, 22 имеет протяженность периферии, соответствующую размещению двух игровых элементов (дисков), конус 1 - трех, и участки периферии средней части 25, 26, отделяющие друг от друга отдельные конусы, могут разместить соответственно по одному игровому элементу, и таким образом вдоль периметра направляющего паза (10) равномерно расположено тринадцать дисков. В противовес размещению по фиг. 1-6 особенности игры по фиг. 7 и 8 сложнее, а степень трудности возрастает вследствие того, что при повороте конуса 1 и соответствующих ему игровых элементов неизбежно приходят в совместное движение конусные элементы 21, 22 и связанные с ними диски.

Варианты игрового шара в соответствии с фигурами 9 и 10 конструктивно аналогичны игровому шару по фигурам 1-6. Решающим отличием, не говоря о разном числе игровых элементов (тринадцать вместо двенадцати), является то, что кольцо игровых элементов и направляющий паз выполнены двойными, т. е. что в двух непосредственно друг над другом параллельно лежащих плоскостях предусмотрены две серии 27 и 28 одинаковых игровых элементов, которые независимо друг от друга и по отношению друг к другу размещены в обеих параллельных плоскостях и могут быть перемещены из этих плоскостей. Игровые элементы 29, 30, 31, . . . ; 29', 30', 31', . . . , как показано на фиг. 11, выполнены так, что они в радиальном направлении наружу имеют, например, возрастающую толщину, как в поз. 32, или снабжены дополнительными элементами в виде выступа 33 или углубления для пальцев 34, чтобы обеспечить большую поверхность обхвата для более удобного пользования игрой.

Вариант исполнения согласно фигурам 12 и 13 снабжен дополнительной плоскостью поворота 35, расположенной перпендикулярно к плоскости поворота 14 (фиг. 2), так что число перестановок возрастает в решающей степени. В принципе, это равносильно объединению двух игровых шаров по фиг. 1-6 (7) и 8(9) и 10 в один шар. Для этого в центральной плоскости шара, перпендикулярной плоскости 14 с направляющим пазом 10 и игровыми элементами 11, 11', 11'', . . . в нем, в центральном участке 39 выполнен еще один направляющий паз 36, в котором размещены другие игровые элементы 11а, 11а', 11а'', . . . (в примере фиг. 12 и 13 их шесть), которые посредством поворота в плоскости направляющего паза 36 и смещения отдельных фрагментов шара 37, 38, 39 могут комбинироваться с игровыми элементами 11, 11', 11'', . . . по фиг. 12.

В варианте исполнения игрового шара по фигурам 14 и 15 аналогично варианту исполнения по фигурам 12 и 13 предусмотрена дополнительная плоскость поворота 35, выполненная вертикально по отношению к плоскости 14 (плоскость чертежа). В плоскости поворота 35 размещается периферийный паз 40, который кольцом охватывает весь периметр шара и в котором размещены соответствующие игровые элементы 11b, 11b', 11b'', . . . , выполненные и расположенные аналогично игровым элементам 11, 11', 11''. Игровые элементы 11, 11', 11'', . . . имеют при этом, в зависимости от обстоятельств, малое расстояние а друг от друга, выбранное так, что расположенные в направляющем пазу 40 игровые элементы 11b, 11b', 11b'', . . . при повороте элементов шара могут быть введены между каждыми двумя соседними элементами 11, 11', 11'', . . .


Формула изобретения

1. Игровой шар, состоящий, по меньшей мере, из двух частей, имеющих вид шаровых сегментов, симметричных относительно оси вращения, имеющих общую центральную ось, поворачиваемых вокруг центральной оси, средней части (зона сферы), дополняющей обе части до сферы, направляющего паза, расположенного по периферии шара в плоскости его большого круга и выполненного на внешних поверхностях обеих частей шара и средней части, и размещенных по периметру в ряд друг за другом в направляющем пазу игровых элементов, отличающийся тем, что сегментообразные части выполнены в виде конусов, которые жестко связаны друг с другом своими вершинами с возможностью совместного поворота вокруг центральной оси таким образом, что при повороте одного сегмента происходит автоматический поворот другого вместе с ним, игровые элементы выполнены в виде радиально выступающих наружу из направляющего паза дискообразных элементов, плоскость которых совпадает с плоскостью большого круга так, что лицевая сторона игровых элементов управления находится всегда в поле зрения играющего.

2. Игровой шар по п. 1, отличающийся тем, что обе обращенные друг к другу, связанные друг с другом вершины конусов выполнены в виде входящих друг в друга и зафиксированных относительно друг друга, предпочтительно в осевом направлении, выступов.

3. Игровой шар по п. 1 или 2, отличающийся тем, что симметричная относительно оси поворота средняя часть снабжена фиксаторами, попадающими в соответствующие выемки поверхностей обоих конусов, при этом положение фиксации может быть преодолено путем соответствующего ручного силового воздействия.

4. Игровой шар по одному из пп. 1-3, отличающийся тем, что игровые элементы снабжены введенным в направляющий паз направляющим приспособлением в виде одного или нескольких наконечников.

5. Игровой шар по одному из пп. 1-4, отличающийся тем, что в направляющем пазу выполнены углубления, в которые с фиксацией западают направляющие приспособления игровых элементов, а положение фиксации может быть преодолено силовым воздействием при повороте управляемых элементов.

6. Игровой шар по одному из пп. 1-5, отличающийся тем, что направляющее приспособление выполнено в виде насадок на игровой элемент с возможностью перемещения и фиксации игровых элементов вдоль паза.

7. Игровой шар по одному из пп. 1-6, отличающийся тем, что каждому участку направляющего паза, выполненного на сферических сводах и средней части, соответствует целое число, предпочтительно разное, игровых элементов с направляющими приспособлениями для обеспечения поворота подвижных частей шара вокруг центральной оси.

8. Игровой шар по одному из пп. 1-7, отличающийся тем, что кольцевая средняя часть снабжена двумя конусными элементами, центральные оси которых расположены под углом к главной центральной оси и приводятся во вращение вокруг их центральных осей от одного из конусов, и на сферических сводах конусных элементов, участках средней части, разделенной конусными элементами, и сводовых поверхностях обоих конусов размещено соответственно по целому числу игровых элементов.

9. Игровой шар по п. 8, отличающийся тем, что приводными приспособлениями для обоих конусных элементов являются шестерни или фрикционные колеса, связанные функцией привода с соответствующими зубчатыми элементами или фрикционными поверхностями конусов.

10. Игровой шар по одному из пп. 1-8, отличающийся тем, что в направляющем пазу находятся два кольца игровых элементов, в расположенных непосредственно друг над другом параллельных плоскостях с возможностью поворота обоих колец игровых элементов относительно друг друга в их параллельных плоскостях.

11. Игровой шар по одному из пп. 1-10, отличающийся тем, что игровые элементы на их радиально-внешних окончаниях снабжены вспомогательными элементами для обслуживания, например увеличивающимися наружу утолщениями, выступами, углублениями для пальцев.

12. Игровой шар по одному из пп. 1-8 и 11, отличающийся тем, что в плоскости, перпендикулярной плоскости направляющего паза, выполненного только в средней части, имеет второй направляющий паз, в котором размещены дополнительные игровые элементы, по конструкции одинаковые с находящимися в первом направляющем пазу, и при повороте обоих конусов или кольцевой средней части игровые элементы обоих взаимно перпендикулярных плоскостей могут взаимно пересекаться и комбинироваться друг с другом.

13. Игровой шар по одному из пп. 1-12, отличающийся тем, что в средней части расположен отдельный, проходящий по всему периметру направляющий паз.

14. Игровой шар по одному из пп. 1-7, 12 или 13, отличающийся тем, что второй направляющий паз и находящиеся в нем игровые элементы имеют толщину "а", меньшую чем расстояние между двумя соседними игровыми элементами первого направляющего паза.

Приоритет по пунктам:
06.02.1996, 10.09.1996 по пп. 1-6;
06.02.1996 по п. 7;
10.09.1996 по пп. 8-13;
04.02.1997 по пп. 14, 15.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к математическим развлекательным играм и головоломкам

Изобретение относится к занимательным играм

Изобретение относится к занимательным играм

Изобретение относится к логическим играм-головоломкам

Изобретение относится к играм-головоломкам, в частности к кубикам, состоящим из элементов, вращающихся в соответствующих боковых блоках в трех взаимно перпендикулярных плоскостях

Изобретение относится к игрушкам, образующим геометрические формы без дополнительных вспомогательных элементов, а также может использоваться в медицинских целях как психологический стимулятор

Изобретение относится к разряду логических игрушек, игрушек-головоломок и запорных устройств

Изобретение относится к занимательным играм, а именно к логическим головоломкам, и позволяет повысить занимательность

Изобретение относится к устройствам для развлечений и может быть использовано в качестве головоломки, игрушки-упаковки

Изобретение относится к строительству объемных сооружений, преимущественно к области игр

Изобретение относится к области игр

Изобретение относится к играм и развлечениям, в частности к занимательным и обучающим играм

Упаковка // 2137688
Изобретение относится к пищевой, преимущественно кондитерской промышленности, и может быть использовано при производстве упаковки для пищевых, преимущественно кондитерских изделий - шоколада, шоколадных конфет, карамели, жевательной резинки, пряников и т.д
Наверх