Высокомоментный вариатор

 

Изобретение относится к машиностроению. Вариатор содержит входной 2 и выходной 3 валы, трехвальный зубчатый дифференциал и приводные механизмы. Приводные валы 8а и 8б приводных механизмов установлены со сдвигом по фазе на 90o. Приводной вал каждого из приводных механизмов посредством зубчатой пары 9-10 связан с входным валом 2. В приводном валу установлен с возможностью осевого перемещения от рукоятки 27 изменения передаточного отношения шток 28, связанный серьгой 29 с косынками 12, смонтированными на валике 11 в проушинах приводного вала. Между косынками 12 закреплен подшипник 13, образующий с наклонным кривошипом 14 вращательную и подвижную в осевом направлении пару. Через наклонный кривошип 14 приводной вал связан с колебательным валом 17. Колебалельный вал 17 каждого из приводных механизмов через обгонные муфты 18, 19 и зубчатую передачу связан со ступицей колеса дифференциала. Водило дифференциала составляет единое звено с выходным валом. Технический результат - упрощение конструкции и повышение эксплутационных характеристик вариатора. 4 з. п. ф-лы, 7 ил. , 1 табл.

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для плавного изменения передаточною отношения трансмиссии машин при большой передаваемой мощности, включая останов ведомого вала под нагрузкой и реверс.

Известны высокомоментные импульсные вариаторы разнообразного конструктивного исполнения [1] , содержащие кинематически связанный с входным валом и через обгонные муфты соединенный с выходным валом колебательный вал, амплитуду колебания которого можно изменять. Известен также импульсный вариатор [2] , в котором на цапфах колебательного вала смонтирован наклонный кривошип, связанный с выходным валом посредством подшипника, с которым кривошип образует вращательную и подвижную в осевом направлении пару, а механизм изменения наклона кривошипа, влияющий на амплитуду колебания, конструктивно сложен. Общим недостатком импульсных вариаторов является значительная неравномерность скорости вращения выходного вала. Известен механизм с качающейся шайбой [3, стр. 544, рис. 9.22 г] , в котором изменение угла наклона кривошипа осуществляется с помощью соосного с валом штока, связанного с кривошипом серьгой, а расчет кинематических параметров механизма с качающейся шайбой изложен в [4] . Известно, что для обеспечения переменного передаточного отношения зубчатой пары шестерню и колесо выполняют с центроидами, имеющими переменное расстояние от центра вращения, например эллиптическими [3, стр. 158, рис. 3.27] . Уравнения центроид зубчатой пары с заданным законом изменения передаточного отношения от угла поворота шестерни можно получить, используя приведенные в [5, стр. 127-131] соотношения. Известны также высокомоментные вариаторы, у которых неравномерность выходного вала равна пулю [6, 7, 8] , что достигается использованием по крайней мере двух колебательных валов, соединенных через зубчатый дифференциал с выходным валом, и кулачковых механизмов, связывающих входной вал с колебательными. К недостаткам этих устройств следует отнести конструктивную сложность и динамическую неуравновешенность.

Примем за прототип наиболее близкий по технической сущности и достигаемому результату зубчато-рычажный вариатор [8] , содержащий входной и выходной валы, рукоятку изменения передаточного отношения, трехвальный зубчатый дифференциал, вал водила которого составляет единое звено с выходным валом, а два колеса дифференциала снабжены с возможностью сообщения вращательного движения с относительным фазовым сдвигом на 90o кулачковыми приводными механизмами, каждый из которых включает в себя установленные на входном вале кулачок и взаимодействующий посредством рычага с кулачком колебательный вал, через обгонные муфты и зубчатую передачу соединенный со ступицей колеса дифференциала, при этом рычаг с рукояткой изменения передаточного отношения связан с возможностью изменения плеча рычага.

Признаки известного механизма (прототипа), совпадающие с заявляемым высокомоментным вариатором, следующие. Он содержит входной и выходной валы, рукоятку изменения передаточного отношения, трехвальный зубчатый дифференциал, вал водила которого составляет единое звено с выходным валом, а два колеса дифференциала снабжены с возможностью сообщения вращательного движения с относительным фазовым сдвигом на 90o приводными механизмами, каждый из которых включает в себя кинематически связанный с входным валом колебательный вал, через обгонные муфты и зубчатую передачу соединенный со ступицей колеса дифференциала, при этом колебательный вал с рукояткой изменения передаточного отношения связан с возможностью изменения амплитуды колебания.

В известном вариаторе конструкция привода колеса дифференциала достаточно сложная, а из-за наличия рычагов, перемещаемых кулачками в разных плоскостях со сдвигом по фазе, отсутствует динамическое уравновешивание механизма.

Цель предлагаемого изобретения - упрощение конструкции и повышение эксплутационных характеристик вариатора.

Предлагаемый высокомоментный вариатор имеет следующие существенные признаки. Он содержит входной и выходной валы, рукоятку изменения передаточного отношения, трехвальный зубчатый дифференциал, вал водила которого составляет единое звено с выходным валом, а два колеса дифференциала снабжены с возможностью сообщения вращательного движения с относительным фазовым сдвигом на 90o приводными механизмами, каждый из которых включает в себя связанный с входным валом посредством зубчатой пары приводной вал с размешенным в нем с возможностью осевого перемещения от рукоятки изменения передаточного отношения штоком, смонтированные на валике в проушинах приводного вала две косынки, между которыми шарнирно закреплен подшипник, установленный между косынками на цапфах колебательного вала наклонный кривошип, образующий с подшипником вращательную и подвижную в осевом направлении пару, а косынки посредством серьги и соединены с штоком.

Указанные признаки дополняются следующими. С целью повышения компактности высокомоментный вариатор снабжен установленным и фиксированным от вращения на ступице колеса дифференциала приводным зубчатым колесом, при этом ведущие полумуфты обгонных муфт смонтированы на колебательном валу, а ведомые - на конических шестернях, сцепленных с приводным зубчатым колесом.

Для обеспечения реверса высокомоментный вариатор снабжен рукояткой реверса, смонтированной на ступице колеса дифференциала с возможностью осевою перемещения от рукоятки реверса втулкой и вторым приводным зубчатым колесом, закрепленным вместе с первым на втулке, с возможностью поочередного сцепления с коническими шестернями при крайних положениях втулки.

С целью уменьшения неравномерности вращения выходного вала высокомоментного вариатора в зубчатой паре шестерня и колесо выполнены с переменным расстоянием от центра вращения центроидами.

Для динамического уравновешивания высокомоментного вариатора на проушинах приводного вила смонтированы противовесы, кинематически связанные с валиком косынок, например, посредством зубчатых секторов.

На фиг. 1 и 2 представлен общий вид варианта конструкции высокомоментного вариатора, на фиг. 3 - крайнее положение наклонною кривошипа, на фиг. 4 центроиды зубчатой пары, на фиг. 5 - графики = (), на фиг. 6 и 7 - примеры конструктивных решений.

Высокомоментный вариатор содержит (фиг. 1 и 2) установленные в подшипниках корпуса 1 входной 2 и выходной 3 валы, содержит конический зубчатый дифференциал с двумя степенями свободы, который включает в себя закрепленное на выходном валу водило 4, несущее сателлит 5, и колеса дифференциала 6а и 6b со ступицами 7а и 7b, установленных на выходном валу с возможностью вращения относительно него, содержит два одинаковых привода колес дифференциала, включающих в себя следующее. Приводной вал 8, связанный с входным валом посредством зубчатой пары, состоящей из закрепленных на входном и приводном валах шестерни 9 и зубчатого колеса 10, а в проушинах приводного вала на валике 11 смонтированы две косынки 12 с шарнирно установленным подшипником 13, между косынками размещен образующий вращательную и поступательную пару с подшипником 13 наклонный кривошип 14, вилка 15 которого соединена цапфами 16 с установленным на подшипниках корпуса колебательным валом 17, связанным посредство обгонных муфт 18 и 19 с одинаковыми коническими шестернями 20 и 21, смонтированными на подшипниках колебательного вала и сцепленных с одной из двух приводных зубчатых колес 22 или 23, закрепленных на посаженной на ступицу 7 колеса дифференциала втулке 24, с возможностью передачи вращения ступице посредством шпонок 25 и осевого перемещения от рукоятки реверса 26. В приводном валу 8 установлен с возможностью осевого перемещения от рукоятки изменения передаточного отношения 27 шток 28, связанный серьгой 29 с косынками 12. В проушинах приводного вала 8 смонтированы два противовеса 30 с зубчатыми секторами 31, сцепленными с закрепленными на валике 11 зубчатыми секторами 32, 33 и 34 - центроиды шестерни и колеса зубчатой пары. Два приводных вала 8а и 8b установлены со сдвигом но фазе на 90o.

Высокомоментный вариатор работает следующим образом. Входной вал 2, нагруженный внешним моментом М2, вращаясь с угловой скоростью 2, передает вращение приводным валам 8a и 8b. Приводной вал 8а через наклонный кривошип 14 поворачивает колебательный вал 17 на угол a = Sign(cosa)Arccos(1/e), где e = (l+tg2cos2a)0.5 (см. [8] ), a = a()- угол поворота приводного вала, функционально связанный с углом поворота входного вала и зависящий от вида центроид 33 и 34, а - угол положения наклонного кривошипа 14, который можно варьировать рукояткой изменения передаточного отношения 27, на фиг. 3 показано положение наклонного кривошипа при = 0. Угловая скорость колебательного вала составит 17a = (da/da)(da/d)2, который посредством обгонных муфт вращает колесо дифференциала 6а с угловой скоростью 6a() = |17a|(z20/z22), где z20 и z22 - число зубьев шестерен 20, 21 и зубчатых колес 22, 23. Так как приводные валы установлены со сдвигом по фазе, то угловая скорость колеса дифференциала 6b равна 6b = 6a(+90), а угловая скорость водила, равная скорости выходного вала, составит 3() = 0.5(6a+6b),
и будет уменьшаться с уменьшением , при этом передаваемый выходным валом момент М3 будет возрастать, при = 0 выходной вал останавливается.

При фиксированном 3() будет зависить oт положения входного вала, то есть не будет постоянной при 2 = const. Неравномерность вращения выходного вала будем оценивать коэффициентом неравномерности
= 2(max-min)/(max+min),
где max и min- максимальное и минимальное значения 3. На величину влияют как конструктивные особенности механизма, так и вид центроид зубчатой пары. Свяжем с шестерней и колесом координатные оси 0шxy и 0к, L= 0к0ш - межцентровое расстояние. Рассмотрим качение шестерни по колесу как показано на фиг. 4. Параметрические уравнения центроид имеют следующий вид (см. [5] , стр. 127-131):
для шестерни
xp() = -[L(d/d)cos]/(1+d/d);
yp() = [L(d/d)sin]/(1+d/d),
для колеса
p() = -(Lcos)/(1+d/d);
p() = (Lsin)/(1+d/d).
Рассмотрим три функции = (), обеспечивающие при повороте шестерни нa 180o поворот колеса на 90o:
а) = 0.5 (центроиды-окружности);
б) = 0.5+A(-);
в) = K33+K22+B, K3 = (B+C-1)/2; K2 = (1.5-2B-C)/,
где C = (d/d) при = .
На фиг. 5 представлены графики коэффициентов неравномерности = () для рассматриваемых функций при А= 0.02122, В= 0.512, С= 0.564, коэффициенты определялись варьированием при минимизации = ( = 30). На фиг. 1 на центроидах показаны точки контакта q и Q центроид, r() и R() - радиусы центроид, значения которых, а также (), приведены в таблице для трех функций при L= 1 и , равном 0o, 90o и 180o.

Из таблицы и фиг. 5 видно, что незначительное отклонение центроид от окружностей заметно влияет на коэффициент неравномерности, который достигает значений, приемлемых в практике. Следует отметить, что реальный коэффициент неравномерности будет ниже благодаря обгонному характеру работы обгонных муфт и инерции звеньев, связанных с ведомыми полумуфтами.

Противовесы 30 служат для динамического уравновешивания механизма, они отклоняются совместно с наклонным кривошипом, с которым связаны зубчатыми секторами 31 и 32.

Направление вращения выходного вала не зависит от направления вращения входного. Для реверса выходного вала следует рукояткой реверса 26 переместить втулки 24 с приводными зубчатыми колесами 22 и 23 в другое крайнее положение.

Нa фиг. 6 и 7 показаны два варианта конструкций без механизма реверса, отличающихся oт рассмотренной выше кинематической связью наклонного кривошипа с колесом дифференциала. Нa фиг. 6 ведомые полумуфты обгонных муфт установлены на ступице колеса дифференциала, а на колебательном валу смантирована коническая шестерня 35, связанная с другой шестерней 36 посредством паразитки 37, шестерни 35 и 36 установлены на ведущих полумуфтах обгонных муфт. На фиг. 7 ведущие полумуфты обгонных муфт смонтированы на колебательном валу, а ведомые на конических шестернях 39 и 38, связанных паразиткой 37, шестерня 39 снабжена дополнительным цилиндрическим зубчатым венцом 40, сцепленным с зубчатам колесом 41, закрепленным на ступице колеса дифференциала.

Используемый в высокомоментном вариаторе зубчатый дифференциал может быть иным, например с цилиндрическими зубчатыми колесами.

Тип обгонных муфт не принципиален, можно использовать фрикционные муфты с заклинивающимися роликами или храповые, у последних передаваемый момент выше, чем у аналогичных по габаритам фрикционных. Следует отметить, что в приводном механизме вращение передает одна обгонная муфта, а переключение муфт происходит при остановке колебательного вала, что уменьшает динамические нагрузки в муфтах.

Источники информации:
1. Мальцев В. Ф. Механические импульсные передачи. - 3-е изд. -М. : Машиностроение, 1978.

2. US 3449972, U. S. С1. 74-119, F 16 H 29/08, 25.01.67 (G. Wicenec).

3. Кожевников С. Н. Механизмы. Справочник. 4-е изд. под ред. С. Н. Кожевникова. -М. : Maшиноcтроение, 1976.

4. Пылаев Б. В. Кинематика и динамика бесшатунного механизма с качающейся шайбой. // Вестник машиностроения. 1996. 4. С. 6-10.

5. Бухгольц Н. Н. Основной курс теоретической механики, ч. 1. -М. : Наука, 1972.

6. DE 3309044, F 16 H 29/08, 14.03.83 (Rindfleisch В. ).

7. RU 2137966 C1, F 16 H 29/08, 25.02.98 (Б. В. Пылаев).

8. RU 2147701 C1, F 16 H 29/08, 25.02.98 (Б. В. Пылаев).


Формула изобретения

1. Высокомоментный вариатор, содержащий входной и выходной валы, рукоятку изменения передаточного отношения, трехвальный зубчатый дифференциал, вал водила которого составляет единое звено с выходным валом, а два колеса дифференциала снабжены с возможностью сообщения вращательного движения с относительным фазовым сдвигом на 90o приводными механизмами, каждый из которых включает в себя кинематически связанный с входным валом колебательный вал, через обгонные муфты и зубчатую передачу соединенный со ступицей колеса дифференциала, при этом колебательный вал с рукояткой изменения передаточного отношения связан с возможностью изменения амплитуды колебания, отличающийся тем, что приводной механизм снабжен связанным с входным валом посредством зубчатой пары приводным валом с размещенным в нем с возможностью осевого перемещения от рукоятки измерения передаточного отношения штоком, смонтированными на валике в проушинах приводного вала двумя косынками, между которыми шарнирно закреплен подшипник, установленным между косынками на цапфах колебательного вала наклонным кривошипом, образующим с подшипником вращательную и подвижную в осевом направлении пару, а косынки посредством серьги соединены с штоком.

2. Высокомоментный вариатор по п. 1, отличающийся тем, что зубчатая передача выполнена в виде установленного и фиксированного от вращения на ступице колеса дифференциала приводного зубатого колеса и сцепленных с ним конических шестерен, при этом ведущие полумуфты обгонных муфт смонтированы на колебательном валу, а ведомые - на конических шестернях.

3. Высокомоментный вариатор по п. 2, отличающийся тем, что снабжен рукояткой реверса, смонтированной на ступице колеса дифференциала с возможностью осевого перемещения от рукоятки реверса втулкой и вторым приводным зубчатым колесом, закрепленным вместе с первым на втулке, с возможностью поочередного сцепления с коническими шестернями при крайних положениях втулки.

4. Высокомоментный вариатор по п. 1, отличающийся тем, что в зубчатой паре шестерня и колесо выполнены с переменным расстоянием от центра вращения центроидами.

5. Высокомоментный вариатор по п. 1, отличающийся тем, что на проушинах приводного вала смонтированы противовесы, кинематически связанные с валиком косынок, например, посредством зубчатых секторов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для плавного изменения передаточного отношения между входным и выходным валами вариатора

Изобретение относится к машиностроению, предназначено для плавного изменения передаточного отношения между входным и выходным валами вариатора

Вариатор // 1675603
Изобретение относится к машиностроению , а именно к механизмам с регулируемым передаточным отношением, и может быть использовано для привода рабочих органов устройств различного технологического назначения

Изобретение относится к машиностроению , а именно к бесступенчатым передачам , используемым в приводах машин и механизмов различного назначения, например в наплавочных станках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных вариаторах

Изобретение относится к машиностроению , а именно к регуляторам скорости поступательного движения, и найдет применение, в частности, в установках для трафаретной печати

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для плавного изменения передаточного отношения трансмиссии машин при большой передаваемой мощности, включая останов ведомого вала под нагрузкой и реверс

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для плавного изменения передаточного отношения трансмиссии машин при большой передаваемой мощности, включая останов ведомого вала под нагрузкой и реверс

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для плавного изменения передаточного отношения трансмиссии машин при большой передаваемой мощности, включая останов ведомого вала под нагрузкой и реверс

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам бесступенчатой передачи вращательного движения

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для плавного изменения передаточного отношения трансмиссии машин при большой передаваемой мощности, включая останов ведомого вала под нагрузкой и реверс

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам для преобразования вращения ведущего вала в колебательное ведомого вала с плавно измененяемой амплитудой и может быть использовано в нефрикционных вариаторах, гидравлических машинах и других устройствах

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам для преобразования вращения ведущего вала в колебательное вращение ведомого вала с плавно измененяемой амплитудой, и может быть использовано в нефрикционных вариаторах, объемных регулируемых гидравлических машинах и других устройствах

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам для преобразования вращения ведущего вала в колебательное ведомого вала с плавно измененяемой амплитудой, и может быть использовано в высокомоментных вариаторах, гидравлических машинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к передачам для сообщения вращательного движения с прерывисто действующими приводными элементами, в которых передаточное число изменяется посредством регулирования пути движения, расположения шарнира или рабочей длины качающегося соединительного элемента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов в качестве регулируемой бесступенчатой передачи
Наверх