Устройство для размещения индивидуального транспортного средства с человеком за рулем автомобиля

 

Область применения: транспортное машиностроение. Сущность изобретения: устройство для размещения индивидуального транспортного средства (ИТС) за рулем автомобиля (А) содержит опорно-поворотную платформу с отбортовкой, задний борт которой выполнен в виде аппарели, связанной с приводом ее поворота с возможностью опоры на грунт. Платформа передней своей частью прикреплена к А, например к его раме, посредством вертикального шарнира и связана с реверсивным приводом поворота платформы относительно упомянутого шарнира в сторону ближайшей двери А. Предусмотрены фиксаторы положения платформы по крайней мере в двух крайних ее положениях - транспортном и погрузки-разгрузки. Платформа может быть выполнена с заострением переднего торца в горизонтальной плоскости. В переднем борту платформы слева и справа от шарнира ее крепления могут быть предусмотрены вырезы для размещения опор для ног как части ИТС. Привод поворота платформы может быть выполнен электромеханическим и включать в себя лебедку, гибкая связь которой прикреплена к платформе и запасована в роликовые направляющие. Фиксаторы положения платформы могут включать в себя опорно-направляющие ролики и упоры-ограничители ее поворота. Пользователь, не покидая ИТС, открывает дверь А и переводит в дистанционном режиме платформу в положение "погрузка-разгрузка", въезжает на ИТС по аппарели на платформу, возвращает аппарель в исходное состояние и переводит платформу в транспортное положение. Разгрузка производится в обратной последовательности. Использование изобретения позволяет расширить возможность пользователя ИТС путем обеспечения беспересадочной погрузки-выгрузки за руль автомобиля вместе с ИТС через открытую переднюю боковую дверь А. 5 з.п. ф-лы. 4 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, конкретно к оборудованию автомобилей для лиц с ограниченными физиологическими возможностями, использующими для своего передвижения индивидуальные транспортные средства (ИТС) типа самоходных инвалидных кресел-колясок.

В настоящее время упомянутые лица, как правило, транспортируются в автомобиле или самостоятельно управляют им после "ручной" посадки на автомобильное сиденье самостоятельно или с посторонней помощью. При этом ИТС иногда размещают в задней части салона, погрузив его с использованием собственного движителя по аппарелям, опущенным со стороны задней торцевой двери автомобиля "универсал" или микроавтобуса [1, с.158,168].

Интерес представляют две схемы размещения ИТС с человеком за рулем автомобиля (т.е. на автомобильном сиденьи или на его месте) для самостоятельного управления им.

Первая схема предполагает подъезд ИТС с человеком к передней двери автомобиля, ее открытие, подъем и перемещение человека из ИТС на штатное автомобильное сиденье (за руль или на соседнее сиденье с последующей самостоятельной пересадкой за руль) посредством мини-крана в виде вертикально установленного около петель двери кронштейна, пантографа, электромеханического привода (линейного актуатора) и тканевого сиденья типа "гамак", и последующее складывание ИТС вручную и его погрузку в автомобиль за спинку сиденья [1, с. 252-253].

При такой схеме требуются достаточная сноровка и относительно большие трудозатраты пользователя, а иногда и посторонняя помощь. ИТС при этом должно быть складным и легким, исключается возможность использования в качестве ИТС электрических пермобилей, скутеров, кресел-колясок второго поколения, самоходных медицинских аппаратов и др. аналогичных машин.

Вторая схема предполагает использование микроавтобуса или близкого по конструкции, просторного спецавтомобиля со свободным подъездом на ИТС по опущенным сзади аппарелям через весь салон на место водителя за рулем автомобиля. Таким образом, эта схема близка к обычной схеме транспортировки транспортных средств другим транспортным средством [2,3].

Наиболее близким к заявленному изобретению по назначению и совокупности существенных конструктивных признаков является устройство для размещения индивидуального транспортного средства с человеком за рулем автомобиля (прототип), содержащее аппарели и устройство фиксации индивидуального транспортного средства в положении за рулем автомобиля [4].

Погрузка-разгрузка осуществляются по упомянутой второй схеме. В этом случае все операции в ту и другую сторону водитель ИТС может проделывать без посторонней помощи и без существенных трудозатрат.

Однако необходимость в относительно больших габаритах салона при сопутствующем низком коэффициенте использования салона или в спецавтомобиле типа микроавтобуса существенно удорожает транспортный комплекс в целом и ограничивает возможности такой схемы.

Желательно самостоятельное размещение человека за рулем серийных автомобилей различных марок с минимальной их модернизацией, причем без пересадки и с погрузкой ИТС через переднюю дверь со стороны органов управления автомобилем.

Задачей являлось расширение возможностей пользователя (водителя) ИТС путем обеспечения беспересадочной погрузки-выгрузки за руль автомобиля вместе с ИТС через открытую переднюю дверь.

Поставленная задача решается тем, что устройство для размещения индивидуального транспортного средства с человеком за рулем автомобиля, содержащее по крайней мере одну аппарель и устройство фиксации индивидуального транспортного средства в положении за рулем автомобиля, выполнено в виде опорно-поворотной платформы с отбортовкой, задний борт которой конструктивно совмещен с аппарелью и связан с приводом ее поворота в вертикальной плоскости с возможностью опоры на грунт, платформа передней своей частью прикреплена к автомобилю, например к его раме, посредством шарнира с вертикальной осью и связана с реверсивным приводом поворота платформы относительно упомянутой оси шарнира в сторону ближайшей боковой двери автомобиля, при этом предусмотрены фиксаторы положения платформы по крайней мере в двух крайних ее положениях.

Поставленная задача решается также за счет следующей совокупности конструктивных признаков описанного устройства.

Во-первых, опорно-поворотная платформа может быть выполнена по крайней мере с одним, со стороны ближайшей боковой двери автомобиля, скосом переднего торца, образующим его заострение в горизонтальной плоскости. Это обеспечивает свободу поворота платформы на достаточно большой угол в горизонтальной плоскости при максимально возможном утапливании ее переднего торца в нишу с ножными органами управления.

Во-вторых, в переднем борту опорно-поворотной платформы слева и справа от шарнира ее крепления могут быть предусмотрены вырезы для размещения опор для ног как части индивидуального транспортного средства. Это позволяет оптимизировать компоновку ИТС в автомобиле и одновременно его фиксацию.

В-третьих, привод поворота платформы может быть выполнен электромеханическим и включать в себя лебедку, гибкая связь которой прикреплена к платформе и запассована в роликовые направляющие. Это позволяет использовать штатное электрооборудование автомобиля и добиться высокой компактности.

В-четвертых, лебедка может быть установлена в багажном отделении автомобиля, что позволяет использовать свободные объемы в багажном отделении для размещения элементов привода, не загромождать салон.

В-пятых, устройство может быть снабжено двумя дублирующими друг друга пультами управления, установленными в районе руля (стационарный) и на ИТС, при этом по крайней мере последний - съемно. Это облегчает управление погрузкой-выгрузкой, в большей степени отвечает требованиям техники безопасности.

На фиг.1 представлен общий вид устройства для размещения ИТС с человеком за рулем автомобиля, в положении готовности к погрузке ИТС; на фиг.2 - схема поворота платформы в горизонтальной плоскости при погрузке-выгрузке ИТС, вид в плане, где - угол поворота платформы, К - точка крепления к платформе гибкой связи привода ее поворота; на фиг.3 показан процесс погрузки ИТС в автомобиль; на фиг.4 - устройство в транспортном положении с человеком в ИТС за рулем, вид сбоку (дверь условно полностью прозрачна).

Устройство для размещения ИТС с человеком за рулем автомобиля выполнено в виде опорно-поворотной платформы 1 с отбортовкой, включающей в себя передний 2, боковые 3,4 и задний 5 борта. Последний выполнен откидным (прикреплен к платформе 1 посредством шарнира 6 с горизонтальной осью) на угол в диапазоне 90...180o Таким образом, борт 5 является одновременно аппарелью и в дальнейшем называется аппарелью 5. Аппарель 5 связана с приводом 7 ее поворота, преимущественно электромеханическим линейным актуатором с шарнирным креплением неподвижной и подвижной частей к боковому борту со стороны ближайшей к рулю 8 боковой двери 9 автомобиля 10 (при левостороннем расположении это борт 3 - см. фиг.1,2) и боковой кромке аппарели 5 соответственно.

Платформа 1 выполнена либо с двумя симметричными скосами 11,12 переднего торца, образующими ее заострение в горизонтальной плоскости, либо с одним скосом 11, со стороны двери 9. Передний борт 2 выполнен также с заострением соответственно упомянутому заострению платформы.

Платформа 1 передней (носовой) своей частью прикреплена к автомобилю 10 (преимущественно к его раме) в торпедо посредством шарнира 13 с вертикальной осью.

Угол заострения переднего торца платформы 1 выбирают из компоновочных соображений, из расчета обеспечения возможности поворота платформы 1 из транспортного положения в автомобиле 10 в положение погрузки-выгрузки под углом (азимут) практически параллельно плоскости открытой двери 9. В борту 2 слева и справа от шарнира 13 предусмотрены вырезы 14,15 для размещения опор для ног (опоры - часть ИТС 16).

Кроме того, платформа 1 связана с реверсивным приводом ее поворота относительно оси шарнира 13 в сторону двери 9. Привод выполнен, преимущественно, электромеханическим и может включать в себя лебедку 17 (в данном примере установлена в багажном отделении автомобиля 10), гибкая связь (трос) 18 которой прикреплена к платформе 1 (точка К на фиг.2) и запассована в роликовые направляющие 19-21 с возможностью принудительного поворота по часовой стрелке (при правостороннем расположении руля 8 - против часовой стрелки) на угол при вращении барабана лебедки 17 по часовой стрелке, и поворота в обратную сторону при вращении барабана лебедки 17 против часовой стрелки (см. фиг.2).

На раме или днище автомобиля 10 могут быть установлены два или несколько опорно-направляющих ролика 22, 23, 24, на которые платформа 1 опирается своей тыльной (нижней) поверхностью.

При недостаточности фиксации платформы 1 в крайних ее положениях за счет привода 17-21 могут быть предложены дополнительные фиксаторы в виде упоров-ограничителей 25, 26 ее поворота и/или иных фиксаторов типа "защелка" (не показаны).

Борта 2-5 являются одновременно фиксаторами ИТС 16 в транспортном положении системы "автомобиль - ИТС".

Электропитание приводов 7 и 17-21 может осуществляться от бортового (штатного) аккумулятора автомобиля 10 или при необходимости от бортовой аккумуляторной батареи ИТС 16. В последнем случае должен быть предусмотрен электроразъем (не показан). Пульт управления может быть установлен в районе руля 8 (над торпедо, стационарный или съемный) и продублирован на ИТС (съемный, мобильный вариант, оформленный, например, в виде брелка).

Возможны другие варианты конкретного конструктивного исполнения устройства в рамках заявленной совокупности существенных конструктивных признаков.

Устройство работает следующим образом.

В режиме погрузки ИТС 16 при открытой двери 9 платформу 1 с помощью пульта управления (преимущественно, дистанционного), расфиксируют и включают привод 17-21. Вращение барабана лебедки 17 по часовой стрелке вызывает перемотку гибкой связи 18, вследствие чего точка К и соответственно платформа 1 поворачиваются относительно оси шарнира 13 по часовой стрелке, а опорно-направляющие ролики 22-24 снижают сопротивление повороту и обеспечивают горизонтальную устойчивость платформы 1. За счет левого скоса 11 обеспечивается угол , достаточный для полного выхода аппарели 5 за пределы автомобиля 10. При достижении крайнего положения с упором в ограничитель 25 платформа 1 фиксируется и выключается (выключают) привод 17-21. После этого включается (включают) привод 7, выдвижение подвижной части которого вызывает поворот аппарели 5 по часовой стрелке (откидывание) до опоры (упора) свободной кромкой на грунт (землю, дорожное покрытие и т.д.). Автоматическое или принудительное выключение привода 7 при этом завершает операцию перевода платформы 1 в положение погрузки-разгрузки (см. фиг.1).

Производят въезд ИТС 16 по аппарели 5 на платформу 1. Опоры для ног входят в вырезы 14,15. При наличии у ИТС 16 регулируемой по высоте подвески опускают ИТС 16 в крайнее нижнее положение. После этого поворачивают посредством привода 7 аппарель 5 против часовой стрелки в исходное состояние с продольной фиксацией ИТС 16. Поперечная фиксация обеспечивается боковыми бортами 3,4 платформы 1. При наклонном положении борта 5 в сторону ИТС 16 она выполняет функцию заднего борта: ей обеспечивается также частичная фиксация ИТС 16 в вертикальном направлении.

После этого включают привод 17-21 (от пульта управления - мобильного дистанционного или расположенного в районе руля 8). Вращение барабана лебедки 17 против часовой стрелки вызывает перемотку гибкой связи 18, вследствие чего точка К и соответственно платформа 1 вместе с ИТС 16 и человеком поворачиваются вокруг оси шарнира 13 против часовой стрелки на угол , а направляющие ролики 22-24 по-прежнему уменьшают сопротивление повороту и обеспечивают горизонтальность платформы 1. При достижении крайнего положения с упором в упор-ограничитель 26 платформа 1 фиксируется и выключается (выключают) привод 17-21. Для исключения случайного срабатывания обесточивают устройство. Дверь 9 закрывают. Этим завершается режим погрузки: устройство и система "ИТС - автомобиль" в целом занимают свое транспортное положение, выполняя по существу функции автомобильного сиденья. Человек расположен за рулем 8 и может управлять автомобилем 10.

Процесс разгрузки осуществляется в обратной последовательности. Все описанные операции человек-пользователь ИТС 16 может осуществлять самостоятельно, особенно при наличии ИТС 16 высокой проходимости, например трансскутера (трансформируемого скутера), способного преодолевать лестничные марши и снабженного управляемой подвеской задних колес.

Таким образом, использование изобретения позволяет расширить возможности пользователя (водителя) ИТС путем обеспечения беспересадочной погрузки-выгрузки за руль автомобиля вместе с ИТС через открытую переднюю дверь.

Источники информации 1. MAYRA. Rollstuhle und Rehabilitationsmittel: Hauptkatalog. -326s., S. 158,168, 252-253.

2. SU 1537585 A1, M.кл. В 60 Р 3/06, 04.05.87.

3. SU 1184714 A1, M.кл. В 60 Р 3/06, 08.12.83.

4. In the Car: Permobil MODUL Car. - webmaster@permobil.se.- C. 1-2 (прототип).

Формула изобретения

1. Устройство для размещения индивидуального транспортного средства с человеком за рулем автомобиля, содержащее по крайней мере одну аппарель и устройство фиксации индивидуального транспортного средства в положении за рулем автомобиля, отличающееся тем, что оно выполнено в виде опорно-поворотной платформы с отбортовкой, задний борт которой конструктивно совмещен с аппарелью и связан с приводом ее поворота в вертикальной плоскости с возможностью опоры на грунт, платформа передней своей частью прикреплена к автомобилю, например, к его раме, посредством шарнира с вертикальной осью, и связана с реверсивным приводом поворота платформы относительно упомянутой оси шарнира в сторону ближайшей боковой двери автомобиля, при этом предусмотрены фиксаторы положения платформы по крайней мере в двух крайних ее положениях.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что опорно-поворотная платформа выполнена по крайней мере с одним, со стороны ближайшей боковой двери автомобиля, скосом переднего торца, образующим его заострение в горизонтальной плоскости.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в переднем борту опорно-поворотной платформы слева и справа от шарнира ее крепления предусмотрены вырезы для размещения опор для ног как части индивидуального транспортного средства.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что привод поворота платформы выполнен электромеханическим и включает в себя лебедку, гибкая связь которой прикреплена к платформе и запасована в роликовые направляющие.

5. Устройство по п. 4, отличающееся тем, что лебедка установлена в багажном отделении автомобиля.

6. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено двумя дублирующими друг друга пультами управления, установленными в районе руля и на индивидуальном транспортном средстве, при этом по крайней мере последний - съемно.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к самоходным транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к прицепам для легковых автомобилей

Изобретение относится к шасси многофункциональной машины для агрегатирования со сменным рабочим оборудованием коммунального назначения

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к общему машиностроению и предназначено для применения на сельскохозяйственных колесных тракторах

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам, в частности к конструкции двухзвенных машин с сочлененной рамой

Изобретение относится к транспортной технике универсального назначения и касается создания амфибийных транспортных средств для перемещения в воздушной среде, по грунту, по воде и при движении в промежуточных положениях транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно прицепостроения и может быть использовано при изготовлении верхнего и нижнего колец поворотных кругов типа "А" по СТ СЭВ5166-85, а именно, поворотных кругов по авторским свидетельствам N 703406, N 1555173 и N 1669856

Изобретение относится к области транспорта, в частности к конструкциям легких самоходных транспортных средств с индивидуальным приводом колес, размещенным непосредственно на колесе

Изобретение относится к конструкции боевых бронированных машин

Изобретение относится к автомобильному транспорту

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к автомобилям группового и личного пользования

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано для улучшения конструкции кузова автомобиля, его ремонтной технологичности и конструктивной сборки

Изобретение относится к устройствам для входа и выхода легковых автомобилей, в основном особо малого класса

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности касается пространственных посадочных макетов, применяемых для оценки позы водителя, положения агрегатов автомобиля, уточнения внешней формы и оформления салона автомобиля
Наверх