Устройство подвагонного тушения пожаров и способ его задействования

 

Изобретение относится к противопожарной технике и ее использованию, а именно к устройству подвагонного тушения пожаров и способу ее задействования, которые позволяют подавать огнетушащие вещества (OВ) на очаг пожара, возникший в подвагонном пространстве единицы подвижного состава (ПС) транспортного средства, в частности в подвагонном пространстве ПС метрополитена. Устройство подвагонного тушения пожаров содержит огнетушители с запорными устройствами и устройствами подачи 0В в очаг пожара, закрепленные на раме одной тележки или рамах нескольких тележек (двухосных и более -осных, одиночных или сцепленных в поезд сцепками), находящихся на узкоколеечной дороге, узкая колея которой расположена внутри основной колеи движения вагонов метрополитена и объединена с основной колеей шпалами, а первая и/или последняя колесные пары тележки (первая и/или последняя тележки поезда) узкой колеи соединены с соответствующими им тяговыми устройствами типа "тяни-толкай". Причем система управления движением тележки узкой колеи объединена с системой управления движением вагонов метрополитена (например, с системой автоматической регулировки скорости) и снабжена датчиками температур и датчиками-тахометрами, которые задают режимы движения на узкой колее в зависимости от факта приближения тележек с огнетушителями к очагу пожара в подвагонном пространстве прибывающих на станцию вагонов метрополитена, а также задают режимы отпирания (запирания) запорных устройств огнетушителей. Способ задействования устройства следующий. Во время прибытия на станцию загоревшегося в подвагонном пространстве вагона метрополитена обслуживающий персонал станции еще при движении вагонов метрополитена включает в работу систему управления движением тележек узкой колеи, не отключая напряжения контактной сети; в результате чего по узкой колее тележки движутся так, что огнетушители приближаются к очагу пожара в подвагонном пространстве горящего вагона с помощью тяговых устройств за счет управляющих действий объединенной системы управления, которые формируются датчиками температур и датчиками-тахометрами. При достижении тележки с огнетушителями очага пожара в подвагонном пространстве объединенная система управления выравнивает скорости движения горящего вагона метрополитена и тележки, отпирает запорное устройство соответствующего огнетушителя и через устройство подачи OВ непосредственно подается в очаг пожара в подвагонном пространстве. После полного расходования OВ задействованным огнетушителем (или при прекращении горения) объединенная система управления с помощью тяговых устройств подает другие тележки с огнетушителями, имеющими запас OВ (или удаляет тележки узкой колеи на исходную позицию). 2 с. и 3 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к противопожарной технике и ее использованию, а именно к устройству подвагонного (подкузовного) тушения пожаров мобильной пожаротушащей техникой и способу ее задействования, которые позволяют подавать огнетушащие вещества (ОВ) на очаг пожара, возникший в подвагонном пространстве единицы подвижного состава (ПС) транспортного средства, в частности на очаг пожара в подвагонном пространстве ПС метрополитена.

Среди известной мобильной пожаротушащей техники колесного, гусеничного, рельсового базирования, а также передвижных огнетушителей (в дальнейшем - устройства) наиболее мощным и соответственно эффективным для тушения пожаров, возникающих на рельсовых магистралях, являются пожарный поезд (см. Положение о пожарных поездах на железнодорожном транспорте. М. - Транспорт, 1988). Он состоит из локомотива, развивающего тягу, к которому прицеплены цистерны с запасом ОВ (вода, пенообразователь) и специальные вагоны, укомплектованные мощными насосами, мотопомпами, пожарными рукавами, пожарными стволами, огнетушителями и другим пожарно-техническим вооружением (ПТВ) и оборудованием, вплоть до пожарного автомобиля, располагаемого в прицепном, последнем вагоне-гараже.

Способ задействования пожарного поезда следующий.

После получения сообщения о пожаре пожарный поезд прибывает к объекту пожаротушения по железнодорожной колее и останавливается; специальная бригада электриков обесточивает контактную сеть и выдает письменное разрешение на тушение; личный состав пожарных, используя имеющееся ПТВ и оборудование, приступает к тушению, подавая ОВ на очаг пожара в доступные для этого места.

Известны передвижные огнетушители, используемые как устройство первичного пожаротушения на станциях метрополитена, которое содержит одно- двухосную тележку ручной тяги, на раме которой хомутами и замками закреплен огнетушитель порошковый баллонного типа, например ОП-50, снабженный запорным устройством и устройством подачи ОВ в очаг пожара (см. Проспект на продукцию з-да "Пожтехника", РФ, г. Торжок, Ленинградское шоссе, 84).

Способ задействования такого устройства следующий.

После прибытия и остановки на станции загоревшегося вагона метрополитена обслуживающий персонал станции обесточивает контактную сеть и затем после получения разрешения на тушение ручной тягой доставляет передвижной огнетушитель к объекту пожаротушения, а оператор открывает запорное устройство и устройством подачи направляет ОВ на очаг пожара в доступное для этого место.

Однако ни то, ни другое пожаротушащие устройства не позволяют в принципе осуществить подачу огнетушащего вещества (ОВ) в подвагонном пространстве непосредственно на очаг пожара, а способы их задействования требуют сначала остановки вагонов метрополитена и затем снятия напряжения контактной сети, на что уходит время, за которое пожар продолжает развиваться. В связи с этим, несмотря на большой расход ОВ, пожар в подвагонном пространстве практически не контролируется, распространяется по вагону и всему электропоезду, и за сравнительно малый промежуток времени (10-20 мин) единицы подвижного состава (ПС) полностью сгорают.

Устройство для тушения пожаров под вагонами на станциях метрополитена, известное из заявки Германии 3730062, кл. В 60 F 1/00, опубл. 30.03.1989 г., содержащее размещенные на подвижной тяге огнетушители, принято в качестве наиболее близкого аналога заявленной группе изобретений. Однако данное известное устройство также не раскрывает эффективного устройства и способа подвагонного тушения пожаров, позволяющих осуществить подачу ОВ в подвагонном пространстве непосредственно на очаг пожара.

Рассматриваемая группа изобретений решает задачу разработки устройства и способа его задействования для достижения возможности тушения пожаров в подвагонном пространстве с обеспечением повышения эффективности тушения пожаров на станциях метрополитена.

Поставленная задача решается за счет того, что устройство тушения пожаров под вагонами на станциях метрополитена содержит размещенные на подвижной тяге огнетушители и отличается тем, что огнетушители баллонного типа закреплены хомутами и замками на раме, имеющей две или более осей одной установленной на узкой колее тележки, первая и/или последняя колесные пары которой соединены с соответствующими тяговыми устройствами, или на рамах, имеющих две или более осей и размещенных поодиночке или сцепленных в поезд нескольких тележек, соединенных с соответствующими тяговыми устройствами посредством первой или последней тележек и установленных на упомянутой узкой колее, расположенной внутри основной колеи вагонов метрополитена и объединенной с основной колеей шпалами, при этом огнетушители имеют устройства подачи огнетушащего вещества в очаг пожара и запорные устройства, связанные с системой управления движением указанных тележек узкой колеи, объединенной с системой управления движением вагонов метрополитена и снабженной датчиками температур и датчиками-тахометрами, размещенными на упомянутых тележках.

Кроме того, тяговые устройства тележек с огнетушителями выполнены ручными или в виде индивидуальных тяговых приводов, а система управления движением тележек связана с системой автоматической регулировки скорости вагонов метрополитена.

Поставленная задача решается также с помощью способа использования обладающего перечисленными признаками устройства тушения пожаров под вагонами на станциях метрополитена, который заключается в том, что систему управления движением тележек узкой колеи включают во время прибытия на станцию загоревшегося в подвагонном пространстве вагона без отключения напряжения в контактной сети с обеспечением приближения этих тележек с огнетушителями к очагу пожара с помощью тяговых устройств за счет управляющих действий объединенной системы управления, которые формируются датчиками температур и датчиками-тахометрами, после достижения одной из упомянутых тележек с огнетушителями очага пожара с помощью объединенной системы управления выравнивают скорости движения горящего вагона и тележки, отпирают запорное устройство соответствующего огнетушителя и через устройство подачи огнетушащее вещество непосредственно подают в очаг пожара в подвагонном пространстве, а после полного расходования огнетушащего вещества задействованным огнетушителем или при прекращении горения подают другие упомянутые тележки с огнетушителями, имеющими запас огнетушащего вещества, или удаляют тележки узкой колеи на исходную позицию.

На фиг. 1 и 2 изображено предлагаемое устройство, к которому далее приводится описание способа его задействования.

Устройство содержит огнетушители 1 с запорными устройствами 1.1 и устройствами 1.2 подачи ОВ в очаг пожара, закрепленные хомутами 2 и замками 3 на раме одной или рамах нескольких тележек 4 (двухосных и более -осных, одиночных или сцепленных в поезд сцепками 5) и находящихся на узкоколеечной дороге 6, узкая колея которой расположена внутри основной колеи 7 движения вагонов метрополитена 8 и объединена с основной колеей шпалами 9 (или расположена внутри углубления лотка водосборника), а первая 4.1 и/или последняя 4.2 колесные пары (первая и/или последняя тележки поезда) узкой колеи соединены с соответствующими им тяговыми устройствами 10.1 и/или 10.2 типа "тяни-толкай" или имеют индивидуальные тяговые приводы (не показано); причем система управления 11 движением тележки 4 узкой колеи объединена с системой управления 12 движением вагонов метрополитена (например, с системой АРС) и снабжена датчиками температур 13 и датчиками-тахометрами 14, размещенными на тележках с огнетушителями, и которые задают режимы движения на узкой колее 6 в зависимости от факта приближения тележек с огнетушителями к очагу пожара в подвагонном пространстве прибывающих на станцию вагонов метрополитена 8, а также задают режимы отпирания (запирания) запорных устройств огнетушителей.

Способ задействования устройства следующий.

Во время прибытия на станцию загоревшегося в подвагонном пространстве вагона метрополитена 8 обслуживающий персонал станции еще при движении вагонов метрополитена включает в работу систему управления 11 движением тележек 4 по узкой колее 6, не отключая напряжения контактной сети; в результате чего тележки 4 движутся так, что огнетушители 1 приближаются к очагу пожара в подвагонном пространстве горящего вагона метрополитена с помощью тяговых устройств 10.1 и/или 10.2 за счет управляющих действий объединенной системы управления 11 и 12, которые формируются датчиками температур 13 и датчиками-тахометрами 14; при достижении тележки 4 с огнетушителями 1 очага пожара в подвагонном пространстве объединенная система управления 11 и 12 выравнивает скорости движения горящего вагона метрополитена 8 и тележки 4, отпирает запорное устройство 1.1 соответствующего огнетушителя 1 и через устройство подачи 1.2 ОВ непосредственно подается в очаг пожара в подвагонном пространстве; после полного расходования ОВ задействованным огнетушителем 1 (или при прекращении горения) объединенная система управления 11 и 12 с помощью тяговых устройств 10.1 и/или 10.2 при необходимости подает другие тележки с огнетушителями, имеющими запас ОВ (или удаляет тележки узкой колеи на исходную позицию).

В результате благодаря использованию предложенного устройства и способа подвагонного тушения пожаров появляется возможность тушения пожаров в подвагонном пространстве, тем самым повышается эффективность тушения пожаров на станциях метрополитена.

Материалы работы находятся на стадии создания и испытаний опытного образца (см. фото).

Патентование систем и органов управления, а также промышленного образца будут оформляться как самостоятельные заявки.

Формула изобретения

1. Устройство тушения пожаров под вагонами на станциях метрополитена, содержащее размещенные на подвижной тяге огнетушители, отличающееся тем, что огнетушители баллонного типа закреплены хомутами и замками на раме, имеющей две или более осей одной установленной на узкой колее тележки, первая и/или последняя колесные пары которой соединены с соответствующими тяговыми устройствами, или на рамах, имеющих две или более осей и размещенных поодиночке или сцепленных в поезд нескольких тележек, соединенных с соответствующими тяговыми устройствами посредством первой или последней тележек и установленных на упомянутой узкой колее, расположенной внутри основной колеи вагонов метрополитена и объединенной с основной колеей шпалами, при этом огнетушители имеют устройства подачи огнетушащего вещества в очаг пожара и запорные устройства, связанные с системой управления движением указанных тележек узкой колеи, объединенной с системой управления движением вагонов метрополитена и снабженной датчиками температур и датчиками-тахометрами, размещенными на упомянутых тележках.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что тяговые устройства тележек с огнетушителями выполнены ручными.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что тяговые устройства тележек с огнетушителями выполнены в виде индивидуальных тяговых приводов.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что система управления движением тележек связана с системой автоматической регулировки скорости вагонов метрополитена.

5. Способ использования устройства тушения пожаров под вагонами на станциях метрополитена по п. 1, заключающийся в том, что систему управления движением тележек узкой колеи включают во время прибытия на станцию загоревшегося в подвагонном пространстве вагона без отключения напряжения в контактной сети с обеспечением приближения этих тележек с огнетушителями к очагу пожара с помощью тяговых устройств за счет управляющих действий объединенной системы управления, которые формируются датчиками температур и датчиками-тахометрами, после достижения одной из упомянутых тележек с огнетушителями очага пожара с помощью объединенной системы управления выравнивают скорости движения горящего вагона и тележки, отпирают запорное устройство соответствующего огнетушителя и через устройство подачи огнетушащее вещество непосредственно подают в очаг пожара в подвагонном пространстве, а после полного расходования огнетушащего вещества задействованным огнетушителем или при прекращении горения подают другие упомянутые тележки с огнетушителями, имеющими запас огнетушащего вещества, или удаляют тележки узкой колеи на исходную позицию.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области хранения и транспортировки жидких горючих веществ и может быть использовано при изготовлении и эксплуатации резервуаров, заполненных горючей жидкостью

Изобретение относится к системам пожаротушения танков, боевых машин пехоты, самоходных артиллерийских установок

Изобретение относится к комбайностроению и может быть использовано для уменьшения потерь зерноуборочных комбайнов от пожаров

Изобретение относится к вспомогательному оборудованию пожаротушения пассажирских вагонов
Изобретение относится к способам предотвращения взрыва при аварийной ситуации подвижных объектов

Изобретение относится к системам пожаротушения танков, БМП, САУ

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам пожаротушения транспортных средств

Изобретение относится к системам пожаротушения танков, боевых машин пехоты, самоходных артиллерийских установок

Изобретение относится к установкам пожаротушения углекислым газом

Изобретение относится к установкам для защиты от огня обычных или специальных грузов или изделий, транспортируемых в контейнерах, и направлено на повышение пожаровзрывобезопасности транспортируемого груза при пожаре на транспортном средстве

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к обеспечению пажаробезопасности углеродных топлив при внештатных ситуациях на объектах, оснащенных двигателями внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к системам автоматического тушения пожара в поезде

Изобретение относится к области пожаротушения и может быть использовано в железнодорожных или морских контейнерах для дальней перевозки грузов

Изобретение относится к области предупреждения пожаров и сдерживания огня, в частности при возгораниях легковоспламеняющихся материалов на транспортных средствах, и может быть использовано для предотвращения пожара и взрыва транспортного средства, например, при автокатастрофах
Наверх