Устройство обеспечения безопасности на станции путем наложения дополнительных ограничений на прием и отправление поезда

 

Изобретение относится к железнодорожной автоматике. Устройство содержит табло со световыми ячейками пути приема поезда и повторителем для каждого выходного светофора, блок контроля состояния пути с четным и нечетным контрольно-секционным реле и контактами четного и нечетного исключающих реле, а также путевого реле в цепях питания контрольно-секционного реле и зеленых и белых лампочек в ячейках пути на табло, блок выходного светофора с сигнальным реле и его контактом в схеме включения зеленой лампочки повторителя выходного светофора на табло. Отличие заключается в том, что имеются дополнительные четное и нечетное реле безопасности в блоке контроля состояния пути, дополнительное реле безопасности в блоке выходного светофора, транзисторные ключи, дешифратор и блок обработки информации, выполненный в виде микропроцессорного вычислительного устройства. Ячейки пути и повторитель выходного светофора на табло снабжены дополнительными сигнальными лампочками другого цвета, например фиолетового. Устройство обеспечивает запрет приема поездов, например, с опасным грузом на пути, запрещенные для такого приема, и запрет отправления поездов со станции на перегон, запрещенный для такого отправления, а также контроль следования таких поездов. Технический результат - повышение безопасности движения поездов. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, а именно к системам маршрутно-релейной централизации.

Известны устройства, обеспечивающие безопасность на станции путем взаимного замыкания стрелок и светофоров, контроля положения стрелок и занятости путей, стрелочных и бесстрелочных секций на аппарате управления, не допуская открытие входного светофора при маршруте, установленном на занятый путь, перевод входящей в маршрут стрелки или открытие светофора враждебного маршрута [1].

Наиболее близким по технической сути является блочная маршрутно-релейная централизация, содержащая, в том числе, табло со световыми ячейками пути и повторителем выходного светофора, путевой блок с четным и нечетным контрольно-секционным реле и контактами четного и нечетного исключающих реле и блок выходного светофора с сигнальным реле [2].

Недостатком данных устройств является отсутствие запрета приема некоторых поездов (например, содержащих вагоны с опасным или негабаритным грузом) на пути, запрещенные для такого приема, отсутствие запрета отправления таких поездов со станции на перегон, запрещенный для такого отправления, а также отсутствие контроля следования таких поездов на аппарате управления.

Техническим результатом предложенного является повышение безопасности движения поездов и расширение функциональных возможностей системы.

Технический результат нового устройства достигается тем, что устройство, содержащее блочную маршрутно-релейную централизацию, в том числе табло со световыми ячейками пути приема поезда, имеющими лампочки белого и красного цветов в каждой ячейке, и с повторителем выходного светофора (для каждого выходного светофора), имеющим лампочку зеленого цвета, блок контроля состояния пути с четным и нечетным контрольно-секционными реле, контактами четного и нечетного исключающих реле в цепях питания соответственно нечетного и четного контрольно-секционных реле и контактами четного и нечетного исключающих реле и путевого реле в схеме включения зеленых и белых лампочек в ячейках пути на табло, и блок выходного светофора с сигнальным реле и контактом сигнального реле в схеме включения зеленой лампочки повторителя выходного светофора на табло, снабжено дополнительными четным и нечетным реле безопасности путевом блоке, дополнительным реле безопасности в блоке выходного светофора, транзисторными ключами, дешифратором и блоком обработки информации, выполненным в виде микропроцессорного вычислительного устройства (ЭВМ), выходы которого соединены с входом дешифратора, причем последний своими выходами связан с управляющими входами транзисторных ключей, находящихся в цепях питания дополнительных, четных и нечетных реле безопасности, контакты которых установлены в цепях контрольно-секционных реле путевого блока и сигнальных реле блока выходного светофора. Кроме того, ячейки пути и повторитель выходного светофора на табло снабжены дополнительными сигнальными лампочками другого цвета (например, фиолетового), причем схема включения этих лампочек в ячейках пути проходит через последовательную цепочку нормально замкнутых контактов четного и нечетного исключающих и путевого реле, и нормально разомкнутый контакт нечетного либо четного реле безопасности реле, при этом контакт нечетного реле безопасности размыкает цепь питания фиолетовых лампочек ячеек левой половины пути, а контакт четного реле безопасности размыкает цепь питания фиолетовых лампочек ячеек правой половины пути, а схема включения лампочек повторителя выходного светофора снабжена контактом реле безопасности в цепи питания зеленой и фиолетовой лампочки повторителя.

На чертеже представлена функциональная схема устройства.

Устройство включает в себя табло (без позиции) со световыми ячейками пути 1 и 2 и повторителем выходного светофора 3, путевой блок (П) 4 и блок выходного светофора (В) 5.

Световые ячейки пути 1 и 2 содержат лампочки индикации установки маршрута белого цвета 6 и лампочки индикации занятости пути красного цвета 7.

Повторитель выходного светофора 3 содержит лампочку индикации открытия выходного светофора зеленого цвета 8.

В путевом блоке 4 находятся четное (ЧКСР) 9 и нечетное (НКСР) 10 контрольно-секционные реле и схема включения красных и белых лампочек в ячейках 1 и 2, содержащая параллельно соединенные контакты 11 четного (ЧИР) и 12 нечетного (НИР) исключающих реле и последовательно с ними соединенный контакт 13 путевого реле (ПР). Цепь питания четного контрольно-секционного реле (ЧКСР) содержит контакт 14 нечетного (НИР) исключающего реле. Цепь питания нечетного контрольно-секционного реле (НКСР) содержит контакт 15 четного исключающего реле (ЧИР).

В блоке выходного светофора 5 находится сигнальное реле 16 и схема включения зеленой лампочки 8 повторителя 3, содержащая контакт 17 сигнального реле (СР).

Для достижения поставленной цели устройство снабжено дополнительными четным (ЧРБ) 18 и нечетным (НРБ) 19 реле безопасности в путевом блоке, дополнительным реле безопасности (РБ) 20 в блоке выходного светофора, транзисторными ключами 21, 22, 23, дешифратором (ДТП) 24 и блоком обработки информации, выполненным в виде микропроцессорного вычислительного устройства (ЭВМ) 25, выход которого соединен с входом дешифратора, который своими выходами связан с управляющими входами транзисторных ключей 21, 22, 23, находящихся в цепях питания дополнительных (РБ), четных и нечетных (НРБ и ЧРБ) реле безопасности. Цепь питания четного контрольно-секционного реле (ЧКСР) путевого блока снабжена контактом 26 дополнительного четного реле безопасности (ЧРБ), а цепь питания нечетного контрольно-секционного реле (НКСР) путевого блока снабжена контактом 27 дополнительного нечетного реле безопасности (НРБ). Цепь питания сигнального реле (СР) блока выходного светофора снабжена контактом 28 дополнительного реле безопасности (РБ).

Ячейки пути 1 и 2 и повторитель выходного светофора 3 на табло снабжены дополнительными лампочками 29 и 30 другого, отличного от указанных выше цвета (например, фиолетового).

Схема включения лампочек ячеек пути, расположенная в путевом блоке, снабжена цепью питания фиолетовых лампочек в ячейках пути с контактами 31 четного (ЧИР) и 32 нечетного (НИР) исключающих реле, контактами 33 путевого реле (ПP) и 34 нечетного (НРБ) и 35 четного (ЧРБ) реле безопасности, причем контакт реле НРБ размыкает цепь питания фиолетовых лампочек ячеек 1 левой половины пути, а контакт реле ЧРБ размыкает цепь питания фиолетовых лампочек ячеек 2 правой половины пути, а схема включения лампочек повторителя выходного светофора, расположенная в блоке выходного светофора, снабжена контактом 36 реле безопасности (РБ) в цепи питания зеленой и фиолетовой лампочки повторителя.

Устройство функционирует следующим образом.

При отсутствии поездов и установленных маршрутов цепи питания контрольно-секционных реле 9 и 10 и реле безопасности 18 и 19 в путевом блоке (П) 4 обесточены, при этом контакты 14, 15, 26, 27 исключающих реле и реле безопасности замкнуты. В схеме включения лампочек в ячейках пути на табло контакты 31 и 32 исключающих реле и контакт 33 путевого реле замкнуты, контакт 13 путевого реле замыкает цепь питания белых лампочек 6. Цепи питания всех лампочек обесточены разомкнутыми контактами 34 и 35 дополнительных четного и нечетного реле безопасности и контактами 11, 12 исключающих реле, лампочки не горят.

Для приготовления маршрута приема подвижного состава на данный путь с нечетного направления необходимо возбудить нечетное контрольно-секционное реле (НКСР) 10. В цепь питания этого реле подается напряжение. При этом размыкается контакт 14 нечетного исключающего реле в цепи питания четного контрольно-секционное реле (ЧКСР) 9 для исключения его возбуждения и приготовления маршрута приема па данный путь с четной стороны. В схеме включения лампочек в ячейках пути на табло контакт 12 нечетного исключающего реле замыкает цепь питания белых лампочек, контакт 32 нечетного исключающего реле размыкает цепь питания фиолетовых лампочек 29, на табло в ячейках пути загораются белые лампочки 6 (сигнализируя о приготовлении маршрута на данный путь).

Если ЭВМ содержит информацию о запрете приема подвижного состава на данный путь с нечетного направления, то на вход дешифратора (ДШ) 25 с выхода ЭВМ поступает кодированный сигнал, содержащий информацию о номере пути и направлении следования подвижного состава. Дешифратор 25 преобразует кодированный сигнал в электрический ток (малой мощности), который через соответствующий коду сигнала выход подается на управляющий вход транзисторного ключа 22. Транзисторный ключ 22 замыкает цепь питания нечетного реле безопасности 19, которое возбуждается, при этом размыкается контакт 27 нечетного реле безопасности, тем самым исключается возможность замыкания цепи питания нечетного контрольно-секционного реле 10 и приготовления маршрута приема на данный путь с нечетного направления. В схеме включения лампочек в ячейках пути на табло контакт 34 нечетного реле безопасности, замыкает цепь питания фиолетовых лампочек 29 в ячейках 1 левой (нечетной) половины пути, указывая, с какого направления запрещен прием подвижного состава на данный путь. При этом сохраняется возможность приема подвижного состава на данный путь с четного направления. В этом случае в цепь питания четного контрольно-секционного реле (ЧКСР) 9 подается напряжение, размыкается контакт 15 четного исключающего реле в цепи питания нечетного контрольно-секционного реле (НКСР) 10. В схеме включения лампочек в ячейках пути на табло размыкается контакт 31 и замыкается контакт 11 четного исключающего реле, в ячейках пути на табло загораются белые лампочки 6 и гаснут фиолетовые 29.

При вступлении подвижного состава на данный путь срабатывает путевое реле (не показано), в схеме включения лампочек в ячейках пути на табло контакт 33 путевого реле размыкает цепь питания фиолетовых лампочек 29, контакт 13 путевого реле замыкает цепь питания красных лампочек 7. В ячейках пути на табло загораются красные лампочки 7.

При приеме поезда с четного направления устройство работает аналогично.

При закрытом выходном светофоре цепи питания сигнального реле 16 и реле безопасности 20 обесточены, контакт 28 реле безопасности в цепи питания сигнального реле 16 замкнут. В схеме включения лампочек повторителя 3 выходного светофора на табло контакт 36 замыкает цепь питания зеленой лампочки, контакт 17 сигнального реле разомкнут, лампочки повторителя 3 не горят.

Для открытия выходного сигнала необходимо подать напряжение на сигнальное реле 16. В цепь питания сигнального реле подается напряжение, при этом в схеме включения лампочек повторителя выходного светофора на табло контакт 17 сигнального реле замыкает цепь питания зеленой лампочки. В повторителе 3 выходного светофора загорается зеленая лампочка 8.

Если ЭВМ содержит информацию о запрете отправления подвижного состава с данного пути, то на вход дешифратора 24 с выхода ЭВМ 25 передается кодированный сигнал, содержащий информацию о номере светофора. Дешифратор 24 преобразует кодированный сигнал в электрический ток (малой мощности), который через соответствующий коду сигнала выход подается на управляющий вход транзисторного ключа 21. Транзисторный ключ 21 замыкает цепь питания реле безопасности 20, которое возбуждается. Контакт 28 реле безопасности размыкает цепь питания сигнального реле 16, исключая возможность его возбуждения и открытия выходного светофора. В схеме включения лампочек повторителя 3 выходного светофора контакт 36 реле безопасности замыкает цепь питания фиолетовой лампочки 30. На повторителе 3 выходного светофора на табло загорается фиолетовая лампочка 30.

Источники информации 1. Станционные системы автоматики и телемеханики. Учебник для вузов ж. -д. транспорта./ Под ред. В.В.Сапожникова. М.: Транспорт, 1997, 432 с., стр. 138.

2. Маршрутно-релейная централизация. Белязо И.А. и др. М.: Транспорт, 1974 г., 320 c., стр. 108, 151, 154, 92.

Формула изобретения

1. Устройство для обеспечения безопасности на станции путем наложения дополнительных ограничений на прием и отправление поезда, содержащее блочную маршрутно-релейную централизацию, в том числе табло со световыми ячейками пути приема поезда, имеющими лампочки белого и красного цветов в каждой ячейке, и с повторителем для каждого выходного светофора, имеющим лампочку зеленого цвета, блок контроля состояния пути с четным и нечетным контрольно-секционными реле, контактами четного и нечетного исключающих реле в цепях питания соответственно нечетного и четного контрольно-секционных реле и контактами четного и нечетного исключающих реле и путевого реле в схеме включения зеленых и белых лампочек в ячейках пути на табло и блок выходного светофора с сигнальным реле и контактом сигнального реле в схеме включения зеленой лампочки повторителя выходного светофора на табло, отличающееся тем, что оно снабжено дополнительными четным и нечетным реле безопасности в блоке контроля состояния пути, дополнительным реле безопасности в блоке выходного светофора, транзисторными ключами, дешифратором и блоком обработки информации, выполненным в виде микропроцессорного вычислительного устройства, выходы которого соединены с входом дешифратора, причем последний своими выходами связан с управляющими входами транзисторных ключей, находящихся в цепях питания дополнительных четного и нечетного реле безопасности в путевом блоке и дополнительного реле безопасности в блоке выходного светофора, контакты которых установлены в цепях контрольно-секционных реле блока контроля состояния пути и сигнального реле блока выходного светофора.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что ячейки пути и повторитель выходного светофора на табло снабжены дополнительными сигнальными лампочками другого цвета, например фиолетового, причем схема включения дополнительных сигнальных лампочек в ячейках пути имеет последовательную цепочку нормально замкнутых контактов четного и нечетного исключающих и путевого реле и нормально разомкнутый контакт нечетного либо четного реле безопасности, при этом контакт нечетного реле безопасности включен с возможностью размыкания цепи питания дополнительных сигнальных лампочек ячеек левой половины пути, а контакт четного реле безопасности - с возможностью размыкания цепи питания дополнительных сигнальных лампочек ячеек правой половины пути, а схема включения лампочек повторителя выходного светофора снабжена контактом реле безопасности в цепи питания зеленой и дополнительной сигнальных лампочек повторителя.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано для включения электропривода постоянного тока в двухпроводную цепь

Изобретение относится к железнодорожной автоматике, в частности к устройствам имитации узлов привода электрической централизации

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и предназначенодля выключения стрелки из централизо- ^ванной зависимости с сохранением пользования сигналами на станциях элек- •трической централизации

Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики, а именно к устройствам для управления стрелками

Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики и может быть использовано в устройствах для управления стрелочными электроприводами

Изобретение относится к устройствам железнодорожной автоматики и предназначено для временного бескабельного управления стрелочным переводом в электрической централизации при повреждении сигнально-блокировочного кабеля. Устройство бескабельного управления стрелочным переводом включает устройство согласования интерфейсов для стрелочных переводов с электроприводами постоянного тока, устройство согласования интерфейсов для стрелочных переводов с электроприводами 3-фазного переменного тока, устройство управления радиомодемом, радиомодем, антенну радиомодема. Кроме того, заявленное устройство содержит вторичный источник электропитания устройства бескабельного управления стрелочным переводом со стороны электрической централизации, антенну радиомодема со стороны стрелочного перевода, радиомодем, устройство управления радиомодемом, контроллер стрелочного перевода с электроприводом постоянного тока, контроллер стрелочного перевода с электроприводом 3-фазного переменного тока, а также устройство автономного электропитания устройства бескабельного управления стрелочным переводом со стороны стрелочного перевода, включающее электрический генератор постоянного тока, блок контроля аккумуляторной батареи, аккумуляторную батарею, двигатель внутреннего сгорания с автозапуском, вторичный источник электропитания. В результате обеспечивается полная функциональная работоспособность стрелочного перевода на время восстановления поврежденного кабеля управления стрелочным переводом. 2 ил.

Изобретение относится к области железной автоматики и телемеханики для управления приводами стрелок, установленных на путях. Техническое решение включает устройство смены полярности, размещенное на посту централизации, линейные провода, однофазный выпрямитель, модуль управления электродвигателем, устройство определения полярности и электродвигатель. Достигается повышение надежности работы стрелочного электропривода. 2 ил.
Наверх